Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вочуровская средняя общеобразовательная школа»
Мантуровского муниципального района
Костромской области
Рабочая программа
элективного курса по географии
«Географика»
6 класс
Учитель географии:
Гвоздева Т.Ю.
Пояснительная записка.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя - сформировать у учащихся познавательный интерес к приобретению новых знаний, развивать их творческие способности, вовлекать в практическую и исследовательскую деятельность. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения географии, как предмета, необходимо заинтересовать учащихся тем, что география – это наука и она необходима каждому человеку для ориентации в жизненном пространстве. Поэтому, при знакомстве учащихся с начальным курсом географии, важно заложить этот интерес и стараться развивать его.
Начальный курс – первая ступень в географическом образовании школьников. Главная цель изучения курса – овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные предметные понятия о географических объектах, явлениях, земных оболочках.
Однако сокращение учебных часов не позволяет полноценно сформировать практические умения и навыки работы с картами, а карта, как известно, это «альфа и омега географии», важнейший источник географической информации.
Так как в настоящее время на изучение географии в 6 классе отводится всего 34 часа (1 час в неделю), данный курс поможет решению основных задач географического образования и будет способствовать развитию умений применять полученные знания на практике.
Элективный курс позволит учащимся в оптимальном темпе освоить навыки работы с картами. Здесь будут отработаны такие умения как определение расстояний по масштабу, определение направлений по компасу, плану местности, географической карте и глобусу, определение географических координат точек по карте и глобусу, описание географических объектов по карте.
Вторая важная цель курса – предоставить учащимся возможность для творческой работы, на которую в отведенный час урока не хватает времени.
Программа элективного курса составлена как дополнение к предмету «Физическая география. Начальный курс» и рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Содержание элективного курса включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.
Данный курс несет в себе межпредметную направленность, т.к. картографические методы широко применяются в других отраслях знаний – геологии, экологии, демографии, истории, астрономии.
Цель курса: повысить интерес к изучению географии, расширить и углубить знания по предмету.
Задачи курса:
Расширить знания учащихся в образовательной области «география».
Дать сведения и практические рекомендации по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом, по небесным светилам.
Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
Познакомить учащихся с общими сведениями о географических закономерностях Земли, оболочках Земли.
Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.
Формы занятий.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, профилей, составление плана местности и работа с ним, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы интернет).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- результаты географических путешествий;
- знать понятия параллель, меридиан, градусная сеть, карта, широта и долгота, масштаб;
- характеристику основных оболочек Земли;
- особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа.
Учащиеся должны уметь:
- уметь использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, дополнительную литературу;
- пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий Земли;
- определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу; местным признакам;
- уметь определять географические координаты на картах;
- описывать и объяснять явления природы;
- применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды;
- применять свои знания на практике.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что после окончания изучения данного элективного курса учащиеся смогут ориентироваться в окружающей их обстановке: по компасу, местным признакам, карте. Знать характеристику оболочек Земли.
Содержание программы.
Введение. Цели и задачи курса.
Развитие географических знаний о Земле:
Географические открытия в древности. Географы Древней Греции и Древнего Рима (Геродот, Эратосфен, Птолемей). Эпоха Великих географических открытий. Васко да Гама, Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан. Географические открытия XVII – ХХ вв. А. Тасман, Дж. Кук, открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, Р. Амундсен и Р. Скотт.
Модели Земли и ее поверхности :
Виды изображения земной поверхности. План местности и географическая карта. Масштаб, его виды. Съемка местности. Географическая широта, географическая долгота. Географические координаты. Ориентирование. Азимут.
Оболочки Земли:
Литосфера, земная кора. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Атмосфера, ее строение, изменение температуры воздуха с высотой и по широтам. Изменение количества осадкой по земной поверхности. Погода, климат. Гидросфера, ее состав. Реки, озера, ледники. Мировой океан. Биосфера. Размещение природных зон по поверхности Земли.
Тематическое планирование элективного курса «ГЕОГРАФИКА».
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Практическая работа № 1. Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра). | 1 |
2 | Практическая работа № 2. Составление рассказа об одном из путешественников. К/К: Нанесение маршрутов путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба | 1 |
3 | Практическая работа № 3. Читаем план местности. Условные знаки. | 1 |
4 | Практическая работа № 4. Измерение расстояний с помощью линейного масштаба. Изображение здания школы в масштабе. | 1 |
5 | Практическая работа № 5 Определение направлений и азимутов по плану местности. Ориентируемся по компасу и плану. | 1 |
6 | Практическая работа на местности № 6: Читаем рельеф на плане местности. Изображение на плоскости холма и впадины. | 1 |
7 | Практическая работа на местности № 7: Составление плана местности методом полярной (маршрутной) съёмки. | |
8 | Практическая работа № 8 Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Виды и типы географических карт и атласов. | 1 |
9 | Практическая работа № 9. Определение расстояний, направлений по градусной сетке. | 1 |
10 | Практическая работа № 10 «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам» | 1 |
11 | Практическая работа № 11: Определение высот и глубин по карте полушарий. Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа. | 1 |
12 | Практическая работа № 12: Определение магматических, осадочных и метаморфических горных пород по образцам. | 1 |
13 | Практическая работа № 13 Представление презентаций учащимися по темам: «Землетрясения», «Вулканы», «Гейзеры и горячие источники». | 1 |
14 | Практическая работа № 14 Горы суши. Описание по плану географического положения гор. Определение по карте высоты гор. | 1 |
15 | Практическая работа № 15 Равнины суши. Различие равнин по высоте. Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высоты равнин» | 1 |
16 | Практическая работа № 16 Рельеф дна Мирового океана. Описание географического положения объектов дна Мирового океана. | 1 |
17 | Практическая работа № 17 «Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта». Работа с контурной картой «Части Мирового океана» | 1 |
18 | Практическая работа № 18 «Определение по картам географического положения одного из океанов или морей, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека» | 1 |
19 | Практическая работа № 19 «Определение по карте направлений морских течений» | 1 |
20 | Практическая работа № 20 «Грунтовые воды и их использование» | 1 |
21 | Практическая работа № 21 «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком» | 1 |
22 | Практическая работа № 22 «Составление описания внутренних вод» | 1 |
23 | Практическая работа № 23 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли» | 1 |
24 | Практическая работа № 24 «Оформление календаря наблюдений за погодой». Строение атмосферы. | 1 |
25 | Практическая работа № 25 «Построение графиков хода температуры за день, месяц, год по данным наблюдений. Определение амплитуды, средней температуры. Решение задач - изменение температуры с высотой» | 1 |
26 | Практическая работа № 26 «Измерение давления с помощью барометра. Решение задач на измерение давления с высотой» | 1 |
27 | Практическая работа № 27 «Определение направления и силы ветра с помощью флюгера. Построение розы ветров» | 1 |
28 | Практическая работа № 28 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным» | 1 |
29 | Практическая работа № 29 «Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения». Описание климата своего населённого пункта» | 1 |
30 | Практическая работа № 30 Изучаем свойства, строение и структуру почвы. Природные зоны мира | 1 |
31 | Практическая работа № 31 «Творческие работы по теме «Жизнь в Океане и на суше» | 1 |
32 | Практическая работа № 32 «Политическая карта мира. Карта плотности населения. Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира» | 1 |
33 | «Творческие работы по теме «Экологические проблемы и природные стихийные явления» | 1 |
34 | Итоговое занятие по курсу. Анкетирование. | 1 |
Литература для учителя и учащихся:
Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.
Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.
Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии.- М.: Просвещение, 1998.
Олимпиады по географии. 6-11 классы: Мет. пособие / Под ред. О.А. Климановой.- М.: Дрофа, 2003.
«Я познаю мир. География» детская энциклопедия. Автор-составитель В.А. Маркин издательство «Астрель» Москва , 2004.
Журнал « География в школе».
Сиротин В.И. Практические работы по географии, М.: АРТИ, - 2003 г.
Интернет-ресурсы.