СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Географика"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс позволит учащимся в оптимальном темпе освоить навыки работы с картами. Здесь будут отработаны такие умения как определение расстояний по масштабу, определение направлений по компасу, плану местности, географической карте и глобусу, определение географических координат точек по карте и глобусу, описание географических объектов по карте.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Географика"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Вочуровская средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского муниципального района

Костромской области









Рабочая программа

элективного курса по географии

«Географика»

6 класс










Учитель географии:

Гвоздева Т.Ю.










Пояснительная записка.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя - сформировать у учащихся познавательный интерес к приобретению новых знаний, развивать их творческие способности, вовлекать в практическую и исследовательскую деятельность. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в начале изучения географии, как предмета, необходимо заинтересовать учащихся тем, что география – это наука и она необходима каждому человеку для ориентации в жизненном пространстве. Поэтому, при знакомстве учащихся с начальным курсом географии, важно заложить этот интерес и стараться развивать его.

Начальный курс – первая ступень в географическом образовании школьников. Главная цель изучения курса – овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные предметные понятия о географических объектах, явлениях, земных оболочках.

Однако сокращение учебных часов не позволяет полноценно сформировать практические умения и навыки работы с картами, а карта, как известно, это «альфа и омега географии», важнейший источник географической информации.

Так как в настоящее время на изучение географии в 6 классе отводится всего 34 часа (1 час в неделю), данный курс поможет решению основных задач географического образования и будет способствовать развитию умений применять полученные знания на практике.

Элективный курс позволит учащимся в оптимальном темпе освоить навыки работы с картами. Здесь будут отработаны такие умения как определение расстояний по масштабу, определение направлений по компасу, плану местности, географической карте и глобусу, определение географических координат точек по карте и глобусу, описание географических объектов по карте.

Вторая важная цель курса – предоставить учащимся возможность для творческой работы, на которую в отведенный час урока не хватает времени.

Программа элективного курса составлена как дополнение к предмету «Физическая география. Начальный курс» и рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.

Содержание элективного курса включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.

Данный курс несет в себе межпредметную направленность, т.к. картографические методы широко применяются в других отраслях знаний – геологии, экологии, демографии, истории, астрономии.

Цель курса: повысить интерес к изучению географии, расширить и углубить знания по предмету.

Задачи курса:

  1. Расширить знания учащихся в образовательной области «география».

  2. Дать сведения и практические рекомендации по ориентированию без применения приборов, без карты, с картой и компасом, по небесным светилам.

  3. Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.

  4. Познакомить учащихся с общими сведениями о географических закономерностях Земли, оболочках Земли.

  5. Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.


Формы занятий.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, профилей, составление плана местности и работа с ним, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы интернет).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- результаты географических путешествий;

- знать понятия параллель, меридиан, градусная сеть, карта, широта и долгота, масштаб;

- характеристику основных оболочек Земли;

- особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа.

Учащиеся должны уметь:

- уметь использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, дополнительную литературу;

- пользоваться приборами для определения азимута и расстояния, а также составлять географическую характеристику разных территорий Земли;

- определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу; местным признакам;

- уметь определять географические координаты на картах;

- описывать и объяснять явления природы;

- применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды;

- применять свои знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что после окончания изучения данного элективного курса учащиеся смогут ориентироваться в окружающей их обстановке: по компасу, местным признакам, карте. Знать характеристику оболочек Земли.

Содержание программы.

Введение. Цели и задачи курса.

  1. Развитие географических знаний о Земле:

Географические открытия в древности. Географы Древней Греции и Древнего Рима (Геродот, Эратосфен, Птолемей). Эпоха Великих географических открытий. Васко да Гама, Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Магеллан. Географические открытия XVII – ХХ вв. А. Тасман, Дж. Кук, открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, Р. Амундсен и Р. Скотт.

  1. Модели Земли и ее поверхности :

Виды изображения земной поверхности. План местности и географическая карта. Масштаб, его виды. Съемка местности. Географическая широта, географическая долгота. Географические координаты. Ориентирование. Азимут.

  1. Оболочки Земли:

Литосфера, земная кора. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Атмосфера, ее строение, изменение температуры воздуха с высотой и по широтам. Изменение количества осадкой по земной поверхности. Погода, климат. Гидросфера, ее состав. Реки, озера, ледники. Мировой океан. Биосфера. Размещение природных зон по поверхности Земли.


Тематическое планирование элективного курса «ГЕОГРАФИКА».


№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Практическая работа № 1.

Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).

1

2

Практическая работа № 2.

Составление рассказа об одном из путешественников. К/К: Нанесение маршрутов путешествий Ф. Магеллана,

Х. Колумба

1

3

Практическая работа № 3.

Читаем план местности. Условные знаки.

1

4

Практическая работа № 4.

Измерение расстояний с помощью линейного масштаба. Изображение здания школы в масштабе.

1

5

Практическая работа № 5

Определение направлений и азимутов по плану местности. Ориентируемся по компасу и плану.

1

6

Практическая работа на местности № 6:

Читаем рельеф на плане местности. Изображение на плоскости холма и впадины.

1

7

Практическая работа на местности № 7:

Составление плана местности методом полярной (маршрутной) съёмки.


8

Практическая работа № 8

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Виды и типы географических карт и атласов.

1

9

Практическая работа № 9.

Определение расстояний, направлений по градусной сетке.

1

10

Практическая работа № 10

«Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»

1

11

Практическая работа № 11:

Определение высот и глубин по карте полушарий. Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа.

1

12

Практическая работа № 12:

Определение магматических, осадочных и метаморфических горных пород по образцам.

1

13

Практическая работа № 13

Представление презентаций учащимися по темам: «Землетрясения», «Вулканы», «Гейзеры и горячие источники».

1

14


Практическая работа № 14

Горы суши. Описание по плану географического положения гор. Определение по карте высоты гор.

1

15

Практическая работа № 15

Равнины суши. Различие равнин по высоте. Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высоты равнин»

1

16

Практическая работа № 16

Рельеф дна Мирового океана. Описание географического положения объектов дна Мирового океана.

1

17

Практическая работа № 17 «Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта». Работа с контурной картой «Части Мирового океана»

1

18

Практическая работа № 18 «Определение по картам географического положения

одного из океанов или морей,

его относительных размеров,

преобладающих и максимальных глубин

свойств воды, особенностей движения воды

и основных видов хозяйственной деятельности человека»

1

19

Практическая работа № 19

«Определение по карте направлений морских течений»

1

20

Практическая работа № 20 «Грунтовые воды и их использование»

1

21

Практическая работа № 21 «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком»

1

22

Практическая работа № 22 «Составление описания внутренних вод»

1

23

Практическая работа № 23 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли»

1

24

Практическая работа № 24 «Оформление календаря наблюдений за погодой». Строение атмосферы.

1

25

Практическая работа № 25 «Построение графиков хода температуры за день, месяц, год по данным наблюдений. Определение амплитуды, средней температуры. Решение задач - изменение температуры с высотой»

1

26

Практическая работа № 26 «Измерение давления с помощью барометра. Решение задач на измерение давления с высотой»

1

27

Практическая работа № 27 «Определение направления и силы ветра с помощью флюгера. Построение розы ветров»

1

28

Практическая работа № 28 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»

1

29

Практическая работа № 29 «Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения». Описание климата своего населённого пункта»

1

30

Практическая работа № 30 Изучаем свойства, строение и структуру почвы. Природные зоны мира

1

31

Практическая работа № 31 «Творческие работы по теме «Жизнь в Океане и на суше»

1

32

Практическая работа № 32 «Политическая карта мира. Карта плотности населения. Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира»

1

33

«Творческие работы по теме «Экологические проблемы и природные стихийные явления»

1

34

Итоговое занятие по курсу. Анкетирование.

1


Литература для учителя и учащихся:

  1. Безруков А. Занимательная география.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  2. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: учитель, 2004.

  3. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000.

  4. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии.- М.: Просвещение, 1998.

  5. Олимпиады по географии. 6-11 классы: Мет. пособие / Под ред. О.А. Климановой.- М.: Дрофа, 2003.

  6. «Я познаю мир. География» детская энциклопедия. Автор-составитель В.А. Маркин издательство «Астрель» Москва , 2004.

  7. Журнал « География в школе».

  8. Сиротин В.И. Практические работы по географии, М.: АРТИ, - 2003 г.

  9. Интернет-ресурсы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!