Согласовано» « Утверждаю»
Зам. директора по УВР: Директор школы:
Е.Н.Мартыненко Т.Н.Попкова
Рассмотрено на заседании ШМО
предметов естественно-научного цикла
Протокол № от
Программа элективного курса по биологии
«Клетки и ткани».(11 класс)
Учитель биологии
Великороднова Л.И.
Программа элективного курса «Клетки и ткани».
Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10 – 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».
Основная концепция курса заключается в следующем.
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Как нам представляется, вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7 – 9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно ещё раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А. А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.
Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчёркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных учёных, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30 – 50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов изучении клетки и тканей животных и растений.
Экологическая направленность курса . Важно сформировать твердое убеждение у ребят , что неблагоприятные факторы среды, включая вредные привычки, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказывается на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно..
Большой объем практических работ и семинарских занятий .
Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала непосредственно на занятиях , а также изучение микроскопических препаратов тканей и органов. Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики , но и задействовать их на уроках биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии., имеющихся в настоящее время в Интернете.
Проверка и оценка качества знаний .
Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога .
В качестве дополнения к данному , учитывая развитие информационных технологий в современной школе , планируется издание приложения на дисках с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволяет восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.
Общее количество часов – 34
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата проведения |
| | | по плану | по факту |
| | Общая цитология (биология клетки) | | |
1 | 1 | Введение в биологию клетки. | | |
2 | 2 | Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. | | |
3 | 3 | Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. | | |
4 | 4 | Современная модель строения клеточной мембраны. Состав и функции мембраны. | | |
5 | 5 | Надмембранный комплекс, его состав и значение в жизни клеток и организма. | | |
6 | 6 | Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток. | | |
7 | 7 | Мембранные органоиды клетки. Их строение и функции в клетках. | | |
8 | 8 | Митохондрии и хлоропласты. | | |
9 | 9 | Рибосомы. Синтез белка. | | |
10 | 10 | Строение и значение ядра. Понятие о хроматине. | | |
11 | 11 | Представления об упаковке генетического материала у про- и эукариот. Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции. | | |
12 | 12 | Жизненный цикл клетки. | | |
13 | 13 | Репродукция (размножение) клеток. | | |
14 | 14 | Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов. Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия. | | |
15 | 15 | Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы. | | |
16 | 16 | Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды. Обратимые и необратимые повреждения клеток. | | |
17 | 17 | Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток. | | |
| | Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов | | |
18 | 1 | Понятие о тканях многоклеточных организмов. | | |
19 | 2 | Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных | | |
20 | 3 | Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное. | | |
21 | 4 | Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных. Особенности их клеточного и тканевого строения в разных группах животных. | | |
22 | 5 | Основы понимания молекулярных механизмов мышечного сокращения. | | |
23 | 6 | Опорно-механические ткани. Схемы строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. | | |
24 | 7 | Трофическо-защитные ткани. | | |
25 | 8 | Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови. | | |
26 | 9 | Дыхание и кровь. | | |
27 | 10 | Воспаление и иммунитет. | | |
28 | 11 | Значение нервной системы как главной интегрирующей системы организма. Элементы нервной ткани. Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов. | | |
29 | 12 | Межнейронные взаимодействия, их типы, структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах. Глия. | | |
30 | 13 | Регенерация в нервной системе. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека – источник обновления нейронов. | | |
31 | 14 | Современная модульная концепция строения нервных центров в нервной системе позвоночных и беспозвоночных животных. Модуль как морфофункциональный блок любого нервного центра. | | |
32 | 15 | Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека. | | |
33 | | Подготовка проектов | | |
34 | | Защита проектов | | |
Требования к техническому оснащению курса.
Для практических и демонстрационных занятий необходимы :
-световые микроскопы;
-набор электронно-микроскопических фотографий и схем различных типов клеток и тканей, их компонентов;
- препараты по основным типам тканей.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
- положения клеточной теории;
- особенности прокариотической и эукариотической клеток ;
- сходство и различия животной и растительной клеток;
-основные компоненты и органоиды клеток: мембрана надмембранный комплекс , цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты . рибосомы;
- основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке – транскрипция и трансляция ;
- особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
-строение вирусов и типы , жизненный цикл вирусов , современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
- определение и классификация тканей , происхождение тканей в эволюции многоклетотных;
- строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
- иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Учащиеся должны уметь:
- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;
-уметь «читать» электронно- микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;
- изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- определять тип ткани по препарату или фотографии;
- уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами , происходящими на разных уровнях организации живых организмов;
-иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- работать с современной биологической и медицинской литературой Интернетом;
- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим вопросам, темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
- применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
-использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни
Межпредметные связи
Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организация органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей тепловые явления. Законы термодинамики.
Рекомендуемая литература.
1. Кемп П, Армс К. Введение в биологию. Т. 1-3. М. : Мир, 1988.
2. Рувинский А.О. Общая биология . Учебн. Для 10-11 кл. с углубленным изуч. Биологии. М : Просвещение. 1993. – 544.
3. Чебышев Н.В.. Биология . Пособие для поступающих в ВУЗы. 2 т. М.: РИА « Новая волна» 2011.- 500с.
4.Хржановский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. -2 изд. Перераб. М.: Агропромиздат. 1999г. – 416с