СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Клетки и ткани" для учеников 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учеников к ЕГЭ, работа у учениками с материалом повышенного уровня по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Клетки и ткани" для учеников 11 класса»



Согласовано» « Утверждаю»

Зам. директора по УВР: Директор школы:

Е.Н.Мартыненко Т.Н.Попкова





Рассмотрено на заседании ШМО

предметов естественно-научного цикла

Протокол № от





Программа элективного курса по биологии

«Клетки и ткани».(11 класс)



Учитель биологии

Великороднова Л.И.







Программа элективного курса «Клетки и ткани».

Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова

Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10 – 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Основная концепция курса заключается в следующем.

Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Как нам представляется, вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7 – 9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно ещё раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.

Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А. А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.

Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.

Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчёркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных учёных, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30 – 50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов изучении клетки и тканей животных и растений.

Экологическая направленность курса . Важно сформировать твердое убеждение у ребят , что неблагоприятные факторы среды, включая вредные привычки, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказывается на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно..

Большой объем практических работ и семинарских занятий .

Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала непосредственно на занятиях , а также изучение микроскопических препаратов тканей и органов. Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики , но и задействовать их на уроках биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии., имеющихся в настоящее время в Интернете.

Проверка и оценка качества знаний .

Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога .

В качестве дополнения к данному , учитывая развитие информационных технологий в современной школе , планируется издание приложения на дисках с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволяет восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.



Общее количество часов – 34

п/п

урока

Тема урока

Дата проведения





по плану

по факту



Общая цитология (биология клетки)



1

1

Введение в биологию клетки.



2

2

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия.



3

3

Эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.



4

4

Современная модель строения клеточной мембраны. Состав и функции мембраны.



5

5

Надмембранный комплекс, его состав и значение в жизни клеток и организма.



6

6

Цитоскелет клеток, его компоненты и функции в разных типах клеток.



7

7

Мембранные органоиды клетки. Их строение и функции в клетках.



8

8

Митохондрии и хлоропласты.



9

9

Рибосомы. Синтез белка.



10

10

Строение и значение ядра. Понятие о хроматине.



11

11

Представления об упаковке генетического материала у про- и эукариот. Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функции.



12

12

Жизненный цикл клетки.



13

13

Репродукция (размножение) клеток.



14

14

Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов. Клетка-хозяин и вирус-паразит: стратегии взаимодействия.



15

15

Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация: достижения и проблемы.



16

16

Реакция клеток на воздействие вредных факторов среды. Обратимые и необратимые повреждения клеток.



17

17

Клеточные и молекулярные механизмы повреждающего действия различных факторов на структуру и функцию клеток.





Сравнительная (эволюционная) гистология – учение о тканях многоклеточных организмов



18

1

Понятие о тканях многоклеточных организмов.



19

2

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных



20

3

Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полостное.



21

4

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных. Особенности их клеточного и тканевого строения в разных группах животных.



22

5

Основы понимания молекулярных механизмов мышечного сокращения.



23

6

Опорно-механические ткани. Схемы строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.



24

7

Трофическо-защитные ткани.



25

8

Кровь. Элементы крови позвоночных животных и человека. Функции крови.



26

9

Дыхание и кровь.



27

10

Воспаление и иммунитет.



28

11

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы организма. Элементы нервной ткани. Универсальный характер работы нервных клеток всех организмов.



29

12

Межнейронные взаимодействия, их типы, структура и молекулярные основы передачи нервных импульсов в синапсах. Глия.



30

13

Регенерация в нервной системе. Стволовые клетки в нервной системе взрослых животных и человека – источник обновления нейронов.



31

14

Современная модульная концепция строения нервных центров в нервной системе позвоночных и беспозвоночных животных. Модуль как морфофункциональный блок любого нервного центра.



32

15

Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.



33


Подготовка проектов



34


Защита проектов





































Требования к техническому оснащению курса.





Для практических и демонстрационных занятий необходимы :

-световые микроскопы;

-набор электронно-микроскопических фотографий и схем различных типов клеток и тканей, их компонентов;

- препараты по основным типам тканей.



































Основные требования к знаниям и умениям.



Учащиеся должны знать:

-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

- положения клеточной теории;

- особенности прокариотической и эукариотической клеток ;

- сходство и различия животной и растительной клеток;

-основные компоненты и органоиды клеток: мембрана надмембранный комплекс , цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты . рибосомы;

- основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке – транскрипция и трансляция ;

- особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;

-строение вирусов и типы , жизненный цикл вирусов , современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

- определение и классификация тканей , происхождение тканей в эволюции многоклетотных;

- строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

- иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Учащиеся должны уметь:

- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

-уметь «читать» электронно- микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;

- изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

- определять тип ткани по препарату или фотографии;

- уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами , происходящими на разных уровнях организации живых организмов;

-иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

- работать с современной биологической и медицинской литературой Интернетом;

- составлять краткие рефераты и доклады по интересующим вопросам, темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

- применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

-использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни



Межпредметные связи

Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организация органических веществ. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей тепловые явления. Законы термодинамики.

























Рекомендуемая литература.

1. Кемп П, Армс К. Введение в биологию. Т. 1-3. М. : Мир, 1988.

2. Рувинский А.О. Общая биология . Учебн. Для 10-11 кл. с углубленным изуч. Биологии. М : Просвещение. 1993. – 544.

3. Чебышев Н.В.. Биология . Пособие для поступающих в ВУЗы. 2 т. М.: РИА « Новая волна» 2011.- 500с.

4.Хржановский В.Г. Практикум по курсу общей ботаники. -2 изд. Перераб. М.: Агропромиздат. 1999г. – 416с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!