СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса разработана в соответствии с концепцией школьного экологического образования, ориентирована на организацию эколого-краеведческой деятельности учащихся. Обучение учащихся по данной программе опирается на знания и умения, полученные в курсах природоведения, биологии, географии. Курс предусматривает планирование, рассчитанное на 12 часов. Теоретические знания и практические умения, предусмотренные в этом курсе является мотивацией профессиональной ориентации и основой для интереса к предметам естественно-научного цикла.

Цель курса.

Экологическое образование школьников на основе изучения лесного биогеоценоза.

Задачи курса.

Расширение научных знаний о лесе и лесном хозяйстве.

Формирование представлений о многообразии живых организмов  в лесах  РТ.

Формирование понятий о рациональном, научно обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей экосистем леса.

Развитие интеллектуальных и практических умений, связанных с изучением и благоустройством леса.

Развитие творческого потенциала (практические работы, рефераты, подготовка презентаций, художественное творчество).

Знакомство с правилами поведения в лесу, правилами пожарной безопасности в лесу.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство»»

МБОУ «Обсерваторская СОШ ЗМР РТ» Учитель первой квалификационной категории Сидорова Фания Юнусовна Программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство»



Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана в соответствии с концепцией школьного экологического образования, ориентирована на организацию эколого-краеведческой деятельности учащихся. Обучение учащихся по данной программе опирается на знания и умения, полученные в курсах природоведения, биологии, географии. Курс предусматривает планирование, рассчитанное на 12 часов. Теоретические знания и практические умения, предусмотренные в этом курсе является мотивацией профессиональной ориентации и основой для интереса к предметам естественно-научного цикла.

Цель курса.

Экологическое образование школьников на основе изучения лесного биогеоценоза.

Задачи курса.

Расширение научных знаний о лесе и лесном хозяйстве.

Формирование представлений о многообразии живых организмов в лесах РТ.

Формирование понятий о рациональном, научно обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей экосистем леса.

Развитие интеллектуальных и практических умений, связанных с изучением и благоустройством леса.

Развитие творческого потенциала (практические работы, рефераты, подготовка презентаций, художественное творчество).

Знакомство с правилами поведения в лесу, правилами пожарной безопасности в лесу.





Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

-значение леса в природном комплексе и в жизни людей;

- факторы, определяющие особенности лесных экосистем РТ;

- основные компоненты лесного биогеоценоза и связи между ними;

- наиболее распространенные в лесах Татарстана виды растений, животных, грибов, лишайников;

- доминирующие, редкие, исчезающие, реликтовые, эндемичные виды;

- факторы антропогенного воздействия на лесной биогеоценоз своей местности;

- методы охраны лесов от пожаров;

- правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение сезонных адаптаций в животном и растительном мире леса в РТ;

- оценивать результаты антропогенного воздействия на экосистему края;

- распознавать в природе по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны леса;

- наблюдать сезонные изменения в лесах своей местности;

- оформлять результаты работы.

Область применения программы.

Элективный курс рассчитан на реализацию в рамках изучения предметов по выбору в 9 классе.

Занятия могут проводиться в кабинете биологии, в школьном лесничестве, в скверах и парках, на школьном опытном участке.

Ожидаемые педагогические результаты:

- профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии;

- развитие умений организации практических работ

Диагностика результативности:

- оценка уровня творческих работ учащихся. Элективный курс «Лес и лесное хозяйство»

тема

Тип урока

час

Элементы содержания

Требования к знаниям

измерители

Дата план факт

1

Понятие о лесе. Значение леса в жизни общества.

Основные древесные породы.

УИНЗ

1

Хвойные породы: сосна, ель, пихта лиственница, кедр,.

Лиственные породы: береза, осина, дуб, клен, липа, ольха.

Значение леса в природном комплексе и в жизни населения региона. Уметь распознавать в природе и по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны лесов.

доклад


2

Лес в работах художников-передвижников и художников второй половины ХIХ века

УИНЗ

1

Шишкин И.И. «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Старые липы», «Корабельная роща», «Цветы в лесу»; Саврасов А.К. «Лосиный остров», Куинджи А.И. «Березовая роща», Левитан И.И. «Березовая роща», «Золотая осень», «Луг на опушке леса».

Уметь распознавать в природе и по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны лесов.

презентация


3

Лес и среда. Учение о лесе, как о фитоценозе, типы леса.

УИНЗ

1

Влияние климата на распространение, видовой состав, рост лесов. Влияние леса на уровень грунтовых вод.

Почва и корневая система деревьев.

Факторы, определяющие особенности естественных лесных экосистем региона, структуру лесного биоценоза: основные компоненты и связи между ними.

экскурсия Отчет об экскурсии


4

Рост и развитие леса

Искусственное лесовозобновление

УИНЗ

1

Лесные культуры. Повышение продуктивности лесов.

Древесно-кустарниковые породы

Смена пород: сосны елью и ели сосной.

Посадочный материал.

Характерные экологические группы растений и животных в лесах РТ. Методы искусственного лесовозобновления.



5

Лесосеменное дело. Лесные питомники.

УИНЗ

1

Обескрыливание и очистка семян. Хранение семян. Саженцы.

Знать простые методы подготовки семян.



6

Защитное лесоразведение.

УИНЗ

1

Защитные насаждения и сельхоз культуры. Противоэрозионная роль лесных насаждений.

Факторы антропогенного воздействия на лесные биоценозы. Методы защитного лесоразведения.



7

Рубка ухода за лесом. Пользование лесом. Рубки главного пользования.

УИНЗ

1

Осветление, прочистка, прореживание и проходные рубки. Санитарные рубки леса.

Выборочные рубки.

Оценивать результаты антропогенного воздействия на экосистему своей местности.



8

Болезни леса и меры борьбы с ними.

УИНЗ

1

Паразитарные грибы. Болезни семян: ржавчина шишек, гниль желудей, плесневение.

Ржавчина побегов сосны.

Знать болезни леса и меры борьбы сними. Болезни сосняков в питомниках: загнивание, увядание, полегание всходов и молодых сеянцев.



9

Лесные насекомые-вредители и меры борьбы с ними.

УИНЗ

1

Вредители семян: шишковая огневка, листовертка, лиственичная муха, желудевй долгоносик.

Знать насекомых-вредителей: майский хрущ, проволочная медведка, большой сосновый долгоносик, корнежил, подкоровой клоп, сосновый шелкопряд, сосновая пяденица, сосновый пилильщик, короеды.

презентации


10

Лесные звери и птицы.

УИНЗ

1

Привлечение и охрана лесных птиц (дятел поползень, пищуха, синицы, иволга, козодой, кукушка, клест). Зимняя подкормка. Ёж, летучие мыши, землеройка.

Типичные (наиболее распространенные) в лесных сообществах региона виды растений, животных, грибов, лишайников. Доминирующие, редкие и исчезающие, реликтовые, эндемичные виды.

презентации


11

Лекарственные растения леса. Грибы, ягоды.


1

Береза. Шиповник. Калина. Рябина красная. Чага.

Типичные (наиболее распространенные) в лесных сообществах региона виды растений



12

Охрана леса . Охрана леса от пожара.

Осушение лесов как метод повышения их продуктивности.

УИНЗ

1

Причины и сезонность лесных пожаров. Очистка леса от захламленности, сжигание порубочных остатков.

Законы об охране леса. Методы охраны лесов от пожаров. Разрабатывать меры по сохранению и улучшению экологического состояния местного леса.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!