МБОУ «Обсерваторская СОШ ЗМР РТ» Учитель первой квалификационной категории Сидорова Фания Юнусовна Программа элективного курса «Лес и лесное хозяйство»
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии с концепцией школьного экологического образования, ориентирована на организацию эколого-краеведческой деятельности учащихся. Обучение учащихся по данной программе опирается на знания и умения, полученные в курсах природоведения, биологии, географии. Курс предусматривает планирование, рассчитанное на 12 часов. Теоретические знания и практические умения, предусмотренные в этом курсе является мотивацией профессиональной ориентации и основой для интереса к предметам естественно-научного цикла.
Цель курса.
Экологическое образование школьников на основе изучения лесного биогеоценоза.
Задачи курса.
Расширение научных знаний о лесе и лесном хозяйстве.
Формирование представлений о многообразии живых организмов в лесах РТ.
Формирование понятий о рациональном, научно обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей экосистем леса.
Развитие интеллектуальных и практических умений, связанных с изучением и благоустройством леса.
Развитие творческого потенциала (практические работы, рефераты, подготовка презентаций, художественное творчество).
Знакомство с правилами поведения в лесу, правилами пожарной безопасности в лесу.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
-значение леса в природном комплексе и в жизни людей;
- факторы, определяющие особенности лесных экосистем РТ;
- основные компоненты лесного биогеоценоза и связи между ними;
- наиболее распространенные в лесах Татарстана виды растений, животных, грибов, лишайников;
- доминирующие, редкие, исчезающие, реликтовые, эндемичные виды;
- факторы антропогенного воздействия на лесной биогеоценоз своей местности;
- методы охраны лесов от пожаров;
- правила поведения в лесу.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение сезонных адаптаций в животном и растительном мире леса в РТ;
- оценивать результаты антропогенного воздействия на экосистему края;
- распознавать в природе по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны леса;
- наблюдать сезонные изменения в лесах своей местности;
- оформлять результаты работы.
Область применения программы.
Элективный курс рассчитан на реализацию в рамках изучения предметов по выбору в 9 классе.
Занятия могут проводиться в кабинете биологии, в школьном лесничестве, в скверах и парках, на школьном опытном участке.
Ожидаемые педагогические результаты:
- профессиональная ориентация в области естественных наук и экологии;
- развитие умений организации практических работ
Диагностика результативности:
- оценка уровня творческих работ учащихся. Элективный курс «Лес и лесное хозяйство»
№ | тема | Тип урока | час | Элементы содержания | Требования к знаниям | измерители | Дата план факт |
1 | Понятие о лесе. Значение леса в жизни общества. Основные древесные породы. | УИНЗ | 1 | Хвойные породы: сосна, ель, пихта лиственница, кедр,. Лиственные породы: береза, осина, дуб, клен, липа, ольха. | Значение леса в природном комплексе и в жизни населения региона. Уметь распознавать в природе и по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны лесов. | доклад | |
2 | Лес в работах художников-передвижников и художников второй половины ХIХ века | УИНЗ | 1 | Шишкин И.И. «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Старые липы», «Корабельная роща», «Цветы в лесу»; Саврасов А.К. «Лосиный остров», Куинджи А.И. «Березовая роща», Левитан И.И. «Березовая роща», «Золотая осень», «Луг на опушке леса». | Уметь распознавать в природе и по иллюстрациям и гербариям типичных представителей флоры и фауны лесов. | презентация | |
3 | Лес и среда. Учение о лесе, как о фитоценозе, типы леса. | УИНЗ | 1 | Влияние климата на распространение, видовой состав, рост лесов. Влияние леса на уровень грунтовых вод. Почва и корневая система деревьев. | Факторы, определяющие особенности естественных лесных экосистем региона, структуру лесного биоценоза: основные компоненты и связи между ними. | экскурсия Отчет об экскурсии | |
4 | Рост и развитие леса Искусственное лесовозобновление | УИНЗ | 1 | Лесные культуры. Повышение продуктивности лесов. Древесно-кустарниковые породы Смена пород: сосны елью и ели сосной. Посадочный материал. | Характерные экологические группы растений и животных в лесах РТ. Методы искусственного лесовозобновления. | | |
5 | Лесосеменное дело. Лесные питомники. | УИНЗ | 1 | Обескрыливание и очистка семян. Хранение семян. Саженцы. | Знать простые методы подготовки семян. | | |
6 | Защитное лесоразведение. | УИНЗ | 1 | Защитные насаждения и сельхоз культуры. Противоэрозионная роль лесных насаждений. | Факторы антропогенного воздействия на лесные биоценозы. Методы защитного лесоразведения. | | |
7 | Рубка ухода за лесом. Пользование лесом. Рубки главного пользования. | УИНЗ | 1 | Осветление, прочистка, прореживание и проходные рубки. Санитарные рубки леса. Выборочные рубки. | Оценивать результаты антропогенного воздействия на экосистему своей местности. | | |
8 | Болезни леса и меры борьбы с ними. | УИНЗ | 1 | Паразитарные грибы. Болезни семян: ржавчина шишек, гниль желудей, плесневение. Ржавчина побегов сосны. | Знать болезни леса и меры борьбы сними. Болезни сосняков в питомниках: загнивание, увядание, полегание всходов и молодых сеянцев. | | |
9 | Лесные насекомые-вредители и меры борьбы с ними. | УИНЗ | 1 | Вредители семян: шишковая огневка, листовертка, лиственичная муха, желудевй долгоносик. | Знать насекомых-вредителей: майский хрущ, проволочная медведка, большой сосновый долгоносик, корнежил, подкоровой клоп, сосновый шелкопряд, сосновая пяденица, сосновый пилильщик, короеды. | презентации | |
10 | Лесные звери и птицы. | УИНЗ | 1 | Привлечение и охрана лесных птиц (дятел поползень, пищуха, синицы, иволга, козодой, кукушка, клест). Зимняя подкормка. Ёж, летучие мыши, землеройка. | Типичные (наиболее распространенные) в лесных сообществах региона виды растений, животных, грибов, лишайников. Доминирующие, редкие и исчезающие, реликтовые, эндемичные виды. | презентации | |
11 | Лекарственные растения леса. Грибы, ягоды. | | 1 | Береза. Шиповник. Калина. Рябина красная. Чага. | Типичные (наиболее распространенные) в лесных сообществах региона виды растений | | |
12 | Охрана леса . Охрана леса от пожара. Осушение лесов как метод повышения их продуктивности. | УИНЗ | 1 | Причины и сезонность лесных пожаров. Очистка леса от захламленности, сжигание порубочных остатков. | Законы об охране леса. Методы охраны лесов от пожаров. Разрабатывать меры по сохранению и улучшению экологического состояния местного леса. | | |