Пояснительная записка
Программа элективного курса «Многоаспектный анализ текста» составлена на основе программы элективного курса Губаревой А.А. «Многоаспектный анализ текста» // М., журнал «Профильная школа», 2005 г., № 4.
Курс русского языка в 10 классе, изучаемый на федеральном уровне, посвящен повторению программного материала. Содержание элективного курса (в рамках подготовки к ЕГЭ) дополняет и расширяет знания по многоаспектному анализу текста (стили, типы речи), продуцированию текстов (основная мысль, тема, идея, проблематика; создание самостоятельных текстов). Исследует содержательную, грамматическую, стилистическую структуру текста, его типы, основные единицы, различные средства связи, условия порождения текста. Программой предусматривается повторение, систематизацию знаний, изучение изобразительных возможностей русского языка для более точной передачи смысловой стороны высказывания.
Программа элективного курса направлена на подготовку обучающихся 10 класса к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку по одному из главных его аспектов – речеведению. Эта форма аттестационной работы предусматривает многоаспектный языковой анализ текста, выполнение тестовых заданий и выполнение задания с развернутым ответом (создание сочинения-рассуждения). В задании «С» ученику необходимо проявить умение анализировать содержание исходного текста, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка.
Данный элективный курс рассчитан на 35 ч и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся 10 классов, предполагает использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Включает в себя:
Теоретический материал.
Вопросы и задания практического характера.
Вопросы и тестовые задания для самостоятельной работы.
Актуальность изучения курса
Разноаспектный анализ текста – один из эффективных приёмов повторения, обобщения, закрепления учебного материала. Раньше отдельные проблемы речеведения (деление текста на части и их озаглавливание, составление плана текста, способы связи между частями текста и др.) почти не рассматривались. Сегодня одной из актуальнейших задач в школьном курсе русского языка является «приоритетное внимание к тексту как речевому произведению».
Учитывая, что итоговой формой контроля является ЕГЭ, следует должное внимание уделять на уроках комплексному анализу текста как эффективной форме подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.
Экзаменационный тест предполагает работу с текстом. Тестируемые должны провести речеведческий анализ текста: определить стиль и тип речи, ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, лексическим значением отдельных слов, определить средства связи отдельных слов, определить средства связи отдельных предложений и средства языковой выразительности.
Многоаспектный анализ текста позволяет проверить:
Знания о языке и речи.
Учебные умения, предполагающие практическое владение языковым материалом на основе лингвистических понятий и разнообразных языковых правил.
Соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, грамматических, стилистических).
Орфографическую и пунктуационную грамотность.
Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа, но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе исходного текста или его фрагмента. При этом комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста - показатель общего развития человека, его интеллектуальной содержательности, самостоятельности его суждений.
Цель данного курса - развитие коммуникативной компетенции обучающихся, т. е. владение разными видами речевой деятельности, что способствует росту речевой культуры школьника; формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявления; формирование функционально грамотной языковой личности. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).
Задачи курса:
Дать представление об уровневой структуре лингвистического анализа текста.
Задать систему ориентиров в многообразии этих уровней.
Способствовать овладению учащимися методикой лингвистического анализа текста.
Показать большие возможности каждой языковой единицы в тексте.
Расширить социокультурное пространство старшеклассников через знакомство с произведениями высокой художественной ценности.
В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основным видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся:
Обобщение и систематизация теоретических знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике.
выработка навыка поэтапной работы с текстом, давать характеристику тексту как продукту речевой деятельности;
развивать творческие способности учеников, создавать письменное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
Содействие речевому развитию старшеклассников, воспитание чувства языка.
Формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников.
Интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие.
Объектом изучения являются текст с точки зрения экспрессивной и функциональной выразительности средств языка.
Учитывая задачи изучения русского языка как науки, которое подчинено идее речевого развития, умелому использованию средств языка в речи, усилен функционально - стилистический аспект рассмотрения языковых средств: увеличена доля работы по наблюдению за изобразительно – выразительными средствами языка в лучших образцах литературы, углублены сведения по фонетике, орфоэпии, лексике, словообразованию, орфографии. Большое внимание уделяется:
Работе над интонацией, так как интонация и пунктуация – относительные средства выражения синтаксической семантики.
Формированию умения анализировать трудные случаи написания слов и отработке прочных орфографических навыков.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями для того, чтобы:
Выработать умения быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению связных текстов;
Развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
Определять структурно-семантические значения предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические и речевые ошибки;
Выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, слов разных частей речи, их стилистическую роль.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой деятельности, особенностях стилистического употребления основных стилистических категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры.
Для реализации данной программы, изучения теоретического материала, оптимальны такие технологии, как технология конструирования связного высказывания, основными методами которой является наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста-образца. Используются такие формы работы, как диалоги, практикумы, практические работы, стилистические эксперименты, анализ художественных текстов и др.
Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия.
Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с каждым из уровней лингвистического анализа текста проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание анализируемого текста.
Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив полученные знания.
Содержание курса
Изучение темы «Текст - результат речевой деятельности» позволяет показать речевую, коммуникативную направленность курса. Повторение речеведческой теории.
Текст как интегративная единица. Связность текста, его целостность, актуальное чтение.
В процессе анализа текста обращение к словарям способствует развитию чувства языка, так как дает возможность увидеть слово в «динамике преобразования» его значений, почувствовать, как это преобразование происходит под влиянием контекста, как часто в художественном тексте одно значение, как бы накладываясь на другое, придает слову особую выразительность. И читатель, наделенный чувством языка, языковой интуицией, испытывает подлинное эстетическое наслаждение, ощущая жизнь слова, его смысловую гибкость, глубину, то, благодаря чему рождается образ. Эту жизнь слова школьник увидит, когда будет выполнять задания, направленные на сопоставление информации о слове, получаемой из словаря, и наблюдений над словом в тексте. Именно на это направлена тема «Слово в словаре и слово в тексте».
Уроки-исследования «От текста к постижению авторского замысла» помогают определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста дает возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое. Ответ на проблемный вопрос «Как автор сумел раскрыть эту идею?» неизменно выведет на определение типа и стиля речи, а это, в свою очередь, на композицию предложенного текста.
После того как мы установили, к какому стилю, жанру, типу речи относится текст, можно приступать к анализу средств художественной выразительности (фонетических, лексических, синтаксических) и определению их роли. В тексте ученик ищет языковые средства образной конкретизации и эмоциональной выразительности, оценки.
Стилистические возможности языковых средств должны опираться на ведущие стилевые черты, жанровые особенности или специфику построения. Только в этом случае можно говорить об осознанном понимании текста как процесса творческого. Учащиеся целенаправленно работают над текстом, знают, что должны найти и увидеть в нем. Только понятийно-направленный анализ дает возможность диалога с текстом.
Комплексный анализ текста всегда начинается с выразительного прочтения текста - это необходимое условие, ибо правильно звучащие слово (логическое ударение, пауза, темп, интонация и т.д.) есть залог должного понимания текста.
Собственно многоаспектный анализ текста включает в себя:
Определение темы, основной смысл;
Выделение микротемы;
Средства связи между частями текста;
Определение типа речи, стиля, жанра;
Использование средств художественной выразительности (лексических, фонетических, синтаксических, стилистических);
Лексико-фразеологические особенности текста;
Особенности построения текста (его композиция);
Впечатление от данного текста.
В связи с новыми формами сдачи экзамена по русскому языку необходимо делать рецензию, или отзыв, на предложенный текст. Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии. Условно выделяют такие виды рецензии:
Небольшая критическая или публицистическая статья;
Эссе;
Развернутая аннотация;
Авторецензия.
Разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов, свои собственные (по выбору).
Как отмечают психологи, между мышлением и речью нет тождества. Будучи тесно взаимосвязаны, мышление и речь различаются своими механизмами: говорим мы при помощи слов, мыслим же более крупными единицами. Как писал Л.С. Выготский, «мысль не состоит из отдельных слов, как речь. Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому процесс перехода мысли и речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах».
Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, или, как говорят психологи, перекодирования информации. При производстве речи (говорении, письме) происходит расчленение мысли на слова, этот процесс не так прост.
Созданию собственного текста как в устной, так и письменной форме предшествует процесс оформления мысли в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, она формируется и формулируется, а лишь затем обретает словесные образы.
Важным этапом при создании собственного текста является редактирование текста. При вдумчивом прочтении или прослушивании это позволяет внести корректировки. Удалось ли достичь смыслового и стилевого единства, не распался ли текст на отдельные фрагменты? Нет ли неясностей, навязчивых повторов, случайных слов.
Завершая элективный курс, учащиеся должны создать и защитить проектную работу (создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст).
Содержание курса включает в себя работу над тремя ведущими темами:
«Текст – результат речевой деятельности». Изучение данной темы позволит школьнику ощутить жизнь слова, увидеть слово в динамике преобразования.
«От текста к постижению авторского замысла». Уроки-исследования помогут учащимся определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста даёт возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое.
«Создание собственного текста в устной или письменной форме». На данном этапе изучения элективного курса учащиеся смогут совершенствовать свои практические умения и навыки оформлять мысли в слова.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе изучения курса «Многоаспектный анализ текста» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять её).
Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:
Умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
Умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);
Совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
Создавать свой текст (в устной или письменной форме);
Писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
Структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в тексте;
Типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;
Изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.
уметь
Определять тему, основную мысль и идею текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; средства связи предложений в тексте;
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль, характерную для определенного стиля и типа речи;
создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важные речевые умения, но и сформировать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся
Овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст.
Обогатятся новыми знаниями в области лингвистики и литературы.
Совершенствуют умение создавать свои аналитические тексты.
Углубят представление о научном методе (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста).
Достижения желаемых результатов будет осуществлено за счёт изучения теоретического, богатого речевого материала, открытия новых граней в уже известном изученном при сравнении, сопоставлении языковых явлений и грамматических понятий.
Эффективность и результативность усвоения курса будет определяться качеством дидактического материала. При подборе художественных текстов как единицы обучения целесообразно использовать учебники литературы, истории, биологии и др., а также научно-популярную литературу по филологии и гуманитарным дисциплинам. Это поможет реализовать межпредметные связи при изучении курса «Многоаспектный анализ текста».
Планируемый результат ориентирован на поэтапное создание письменных и устных высказываний на литературную либо на свободную тему в различных жанрах и стилях, тем самым будут достигнуты конечные метапредметные умения:
Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы;
Умение применять стандартные знания в нестандартных условиях и проблемных ситуациях;
Владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
Умение самостоятельно приобретать знания;
Высокий уровень сформированности прочных знаний, навыков грамотного письма, коммуникативных умений.
Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочинений-рассуждений). Оценивание проводится в соответствии с критериями оценивания части С.
Критерии оценки письменно работы по многоаспектному анализу текста (художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса таким образом, чтобы у учащихся была возможность выбора):
1. Точность и полнота анализа;
2. Самостоятельность исследования текста;
3. Оригинальность мысли;
4. Корректность суждений;
5. Грамотность речи;
6. Степень владения научно-популярным стилем
Литература
Литература, рекомендуемая для учителя.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 1997.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М., 2000.
Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2002.
Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М., 1995.
Учебно-тематический план элективного курса «Многоаспектный анализ текста» для 10 класса
№ п/п | Тема | Вид занятий | Количество часов | Дата | Примечание (подготовка к ЕГЭ, кодификатор) |
1 | Текст - результат речевой деятельности Подготовка к урокам-семинарам, урокам-практикумам | Лекция с элементами беседы. | 1 | | 8.1 8.3 |
2 | Признаки текста. Особенности его строения. Виды связи предложений в тексте. Порядок предложений. | Лекция с элементами беседы. | 1 | | 9.4 8.2 |
3 | Слово в словаре и слово в тексте | Практикум | 1 | | 9.2 |
4 | Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. | Лекция с элементами беседы. | 1 | | 9.2 2.5 |
5 | Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Непрерывное развитие словарного состава языка. Роль историзмов. Принципы появления неологизмов. Источники фразеологизмов. | Лекция с элементами беседы. Практикум | 1 | | 2.1 1.4 |
6 | От текста к постижению авторского замысла | Уроки-исследования | 1 | | К 1 |
7 | Позиция автора в тексте | Уроки-исследования | 1 | | К 3 |
8 | Средства художественной выразительности и их роль в тексте | Уроки-семинары | 1 | | В 8 10.5 |
9 | Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпитете, гиперболе, олицетворении, сравнении. | Практикум | 1 | | В 8 10.5 |
10 | Выбор синонимов и антонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Виды омонимов: омографы, омофоны, омоформы и их использование. | Практикум | 1 | | В 8 10.5 |
11 | Стилистические возможности языковых средств | Уроки-исследования | 1 | | 9.1 8.2 |
12 | Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола. | Практикум | 1 | | В 8 10.5 |
13 | Стилистические фигуры речи: антитеза, градация, оксюморон, анафора, эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм. | Практикум | 1 | | В 8 10.5 |
14 | Понимание текста - процесс творческий | Творческая мастерская | 1 | | 9.4 |
15 | Тема и основная мысль. Проблематика | Практикум | 1 | | К 1 |
16 | Диалог с текстом | Уроки - семинары | 1 | | 8.1 8.3 |
17 | Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова | Урок-декламация художественного слова | 1 | | 9.1 |
18 | Комплексный анализ текста. План - схема комплексного анализа текста. | Практикум | 1 | | 11 |
19 | Анализ отрывков из произведений М.Горького « Старуха Изергиль» и Чингиза Айтматова « И дольше века длится день» | Практикум | 1 | | 2.1 |
20 | «Есть много книг о «хороших манерах». По Д. Лихачёву | Практикум | 1 | | 2.2 |
21 | Миф о малограмотности Есенина. По Е. Е. Осетрову | Практикум | 1 | | 2.3 |
22 | О духовности и духовной жизни. С. Соловейчик | Практикум | 1 | | 11.0 |
23 | Имя человека – имя собственное. По В. В. Колесову | Практикум | 1 | | 11.0 8.6 |
24 | «Как трудно быть учителем». По Ю Нагибину | Практикум | 1 | | 11.0 8.6 |
25 | «Человек должен быть интеллигентен». По Д. С. Лихачёву | Практикум | 1 | | 11.0 8.6 |
26 | Полонез Огинского. («На задворках нашего села…»). По В. Астафьеву | Практикум | 1 | | 11.0 8.6 |
27 | Рецензия | Семинар | 1 | | К 5 К 6 |
28 | Создание собственного текста в устной форме | Творческая мастерская (работа в группах по созданию собственного текста) | 1 | | С 1 |
29 | Создание собственного текста в письменной форме | Творческая мастерская (работа в группах по созданию собственного текста) | 1 | | С 1 |
30 | Редактирование | Уроки-дискуссии | 1 | | К 5 |
31 | Взаиморецензирование текстов | Уроки-дискуссии | 1 | | К 6 |
32 | Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения | Творческая мастерская | 1 | | С 1 |
33 | Критерии и нормативы оценки сочинения-рассуждения (задание «С» ЕГЭ) | Лекция с элементами беседы. | 1 | | С 1 |
34 | План сочинения-рассуждения. Комментарий основных мыслей автора предложенного текста. Выражение позиции автора. Формулировка и аргументация собственной позиции. | Творческая мастерская (работа в группах по созданию собственного текста) | 1 | | К 2 К 3 К 4 |
35 | Редактирование работ | Практикум | 1 | | С 1 |
9