СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Политическая география» 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс углуб­ляет содержание базового курса «Экономическая и социальная гео­графия мира» и предназначен для учащихся 10-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Политическая география» 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вилюйская гимназия»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО Зам. директора по УВР директор школы

__________________ _______________________ _____________________

«____»_________20__г. «____»__________20__г. ____»____________20__г.










Программа элективного курса

«Политическая география»

Для учащихся 10 класса на 36 часов







Составила Колтовская М.Е.,

учитель географии.

















Вилюйск 2010

Пояснительная записка


Программа элективного курса рассчитана на 35 часов. Он углуб­ляет содержание базового курса «Экономическая и социальная гео­графия мира» и предназначен для учащихся 10-го класса.

Цели программы:

  • расширение и углубление знаний учащихся о НТР и мировом хозяйстве;

  • привитие интереса к изучению данной темы;

  • выработка умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания об экономическом устройстве мира;

  • формирование коммуникативных навыков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • выдвигать гипотезы;

  • представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;

  • делать выводы;

  • обучаться правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут встретиться на их жизненном пути.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о миро­вом хозяйстве, его структуре, влиянии НТР на мировое хозяйство.

Содержание курса предполагает работу учащихся с различными источниками географической информации. Курс содержит большое количество практических работ, деловых игр.

В результате изучения данного курса учащиеся приобретут осно­вополагающие признаки географической компетентности:

  • осознание пространственно-временного единства и взаимосвя­зи развития в географической действительности природных, социаль­но-экономических, природно-техногенных процессов, объектов;

  • умелое применение знаний и навыков в субъектно-объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйст­венной целесообразности и экологических требований в пространст­венной конкретности;

- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасно­сти или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Основными типами занятий на данном элективном курсе яв­ляются:

  • лабораторные работы в малых группах;

  • семинары;

  • учебные лекции с элементами эвристической беседы.

Формы итогового контроля: выполнение и защита самостоя­тельных исследовательских работ, рефератов, мини-проектов, карто­схем, классификационных таблиц.















Учебно-тематический план курса


п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Формы контроля







лекции

прак­тика

семи­нары



1

Введение

1

1




2

Научно-технический про­гресс и научно-техническая ре­волюция

4

1

2

1

Участие в се­минаре, выпол­нение практи­ческой работы

3

Мировое хозяйство

6

2

2

2

Участие в се­минаре, про­ектная работа

4

Факторы разме­щения современ­ного производства

4

1

1

2

Участие в се­минаре, выпол­нение практи­ческой работы

5

Региональная политика

1

0,5


0,5


6

Международные

экономические

отношения

18

4

6

8

Участие в се­минаре, про­ектная работа

7

Итоговое занятие

1



1


Итого

35

9,5

11

14,5




Содержание программы курса


  1. Введение (1 час)


  1. Научно-технический прогресс и научно-техническая рево­люция (4 часа)


Определение понятий современной НТР. Периодизация НТР.

Наука как составная часть НТР. Наука как система знаний. Наука как система труда. Наука как вид человеческой деятельности. Затраты на науку.

Техника и технологии в эпоху НТР. Понятия «техника» и «тех­нология». Сферы применения техники и технологий. Функции приме­нения: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная, информационная. Значение новой техники и технологий в разных сферах экономики: в промышленности, в сельском хозяйстве, в не­производственной сфере.

Электронизация и комплексная автоматизация. Четыре группы подотраслей в структуре электроники:

производство профессиональной аппаратуры;

производство бытовой аппаратуры;

производство военной и космической аппаратуры;

производство комплектующих изделий.

Комплексная автоматизация, робототехника. Биотехнология и биоиндустрия. Сферы применения биотехнологий: повышение про­дуктивности сельскохозяйственного производства, генная инженерия; расширение возможностей получения продуктов питания; увеличение энергетических ресурсов; разработка биотехнологическими методами полезных ископаемых; получение новых лекарственных средств; за­щита окружающей среды биотехнологическими методами. Биоинду­стрия.

Управление как составная часть НТР. Кибернетика. Функции управления. Менеджмент, маркетинг. Информатика.


  1. Мировое хозяйство (6 часов)


Стадии развития мировой экономики. Основные аспекты миро­вого хозяйства: исторический, политэкономический, географический. Стадии развития мирового хозяйства: аграрная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная.

Циклы развития мирового хозяйства. Природные, экологические, общецивилизационные, демографические, научные, интеграционные циклы. Концепция больших циклов Н. Д. Кондратьева. Динамика ми­рового хозяйства.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Уровни структуры мирового хозяйства. Макроструктура: аграрный, индустриальный, по­стиндустриальный типы структуры мирового хозяйства. Мезострук-тура: основные пропорции внутри промышленности, сельского хозяй­ства, сферы услуг. Микроструктура хозяйства - сдвиги в отдельных отраслях.

Модели пространственной структуры мирового хозяйства. Двухчленная модель (страны Севера и страны Юга). Трехчленная модель, многочленные модели. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда.

Международная экономическая интеграция. Транснационализа­ция мирового хозяйства.


  1. Факторы размещения современного производства (4 часа)


Территория как фактор размещения. Размеры территории (эко­номически эффективная территория). Границы и конфигурация. Эко­номико-географическое положение как фактор размещения:

  1. центральное;

  2. периферийное,

  3. соседское;

  4. приморское.

Природно-ресурсный фактор размещения. Транспортный фактор размещения. Территориальная концентрация и деконцентрация произ­водства. Территориальные формы организации науки.


  1. Региональная политика (1 час)


Региональная политика в странах Запада. Две формы регио­нальной политики: региональное планирование и региональное про­гнозирование. Четыре главных направлени: •региональной политики: 1) подьем отсталых аграрных районов; 2) реанимация депрессивных районов; 3) сдерживание гипертрофированного роста городских аг­ломераций (кризис городов); 4) освоение новых ресурсных районов.

Изучение мирового хозяйства в социально-экономической гео­графии.


  1. Международные экономические отношения (18 часов)

Тенденции и особенности развития современных международ­ных отношений. Интернационализация хозяйственной жизни. Терри­ториальные различия в мировом хозяйстве. Кто есть кто в мировой экономике. Экономическое здоровье стран мира. Международная спе­циализация производства. Международное кооперирование производ­ства. Внешняя торговля товарами. Мировая финансовая деятельность. Мировой валютный рынок. Международная торговля научно-техническими знаниями. Международные трудовые миграции. Меж­дународный туризм. Географическое наследие Азии. Особенности традиционной африканской цивилизации. География доколумбовой Америки. География культур современной Америки. Географическая специфика Австралии. Международные отношения в фокусе совре­менного мира. Модели мира XXI века.


  1. Итоговое занятие (1 час)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!