Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вилюйская гимназия»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО Зам. директора по УВР директор школы
__________________ _______________________ _____________________
«____»_________20__г. «____»__________20__г. ____»____________20__г.
Программа элективного курса
«Политическая география»
Для учащихся 10 класса на 36 часов
Составила Колтовская М.Е.,
учитель географии.
Вилюйск 2010
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов. Он углубляет содержание базового курса «Экономическая и социальная география мира» и предназначен для учащихся 10-го класса.
Цели программы:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
Перечисленные умения формируются на основе знаний о мировом хозяйстве, его структуре, влиянии НТР на мировое хозяйство.
Содержание курса предполагает работу учащихся с различными источниками географической информации. Курс содержит большое количество практических работ, деловых игр.
В результате изучения данного курса учащиеся приобретут основополагающие признаки географической компетентности:
осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно-техногенных процессов, объектов;
умелое применение знаний и навыков в субъектно-объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Основными типами занятий на данном элективном курсе являются:
Формы итогового контроля: выполнение и защита самостоятельных исследовательских работ, рефератов, мини-проектов, картосхем, классификационных таблиц.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля |
| | | лекции | практика | семинары | |
1 | Введение | 1 | 1 | | | |
2 | Научно-технический прогресс и научно-техническая революция | 4 | 1 | 2 | 1 | Участие в семинаре, выполнение практической работы |
3 | Мировое хозяйство | 6 | 2 | 2 | 2 | Участие в семинаре, проектная работа |
4 | Факторы размещения современного производства | 4 | 1 | 1 | 2 | Участие в семинаре, выполнение практической работы |
5 | Региональная политика | 1 | 0,5 | | 0,5 | |
6 | Международные экономические отношения | 18 | 4 | 6 | 8 | Участие в семинаре, проектная работа |
7 | Итоговое занятие | 1 | | | 1 | |
Итого | 35 | 9,5 | 11 | 14,5 | |
Содержание программы курса
Введение (1 час)
Научно-технический прогресс и научно-техническая революция (4 часа)
Определение понятий современной НТР. Периодизация НТР.
Наука как составная часть НТР. Наука как система знаний. Наука как система труда. Наука как вид человеческой деятельности. Затраты на науку.
Техника и технологии в эпоху НТР. Понятия «техника» и «технология». Сферы применения техники и технологий. Функции применения: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная, информационная. Значение новой техники и технологий в разных сферах экономики: в промышленности, в сельском хозяйстве, в непроизводственной сфере.
Электронизация и комплексная автоматизация. Четыре группы подотраслей в структуре электроники:
производство профессиональной аппаратуры;
производство бытовой аппаратуры;
производство военной и космической аппаратуры;
производство комплектующих изделий.
Комплексная автоматизация, робототехника. Биотехнология и биоиндустрия. Сферы применения биотехнологий: повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, генная инженерия; расширение возможностей получения продуктов питания; увеличение энергетических ресурсов; разработка биотехнологическими методами полезных ископаемых; получение новых лекарственных средств; защита окружающей среды биотехнологическими методами. Биоиндустрия.
Управление как составная часть НТР. Кибернетика. Функции управления. Менеджмент, маркетинг. Информатика.
Мировое хозяйство (6 часов)
Стадии развития мировой экономики. Основные аспекты мирового хозяйства: исторический, политэкономический, географический. Стадии развития мирового хозяйства: аграрная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная.
Циклы развития мирового хозяйства. Природные, экологические, общецивилизационные, демографические, научные, интеграционные циклы. Концепция больших циклов Н. Д. Кондратьева. Динамика мирового хозяйства.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Уровни структуры мирового хозяйства. Макроструктура: аграрный, индустриальный, постиндустриальный типы структуры мирового хозяйства. Мезострук-тура: основные пропорции внутри промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Микроструктура хозяйства - сдвиги в отдельных отраслях.
Модели пространственной структуры мирового хозяйства. Двухчленная модель (страны Севера и страны Юга). Трехчленная модель, многочленные модели. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда.
Международная экономическая интеграция. Транснационализация мирового хозяйства.
Факторы размещения современного производства (4 часа)
Территория как фактор размещения. Размеры территории (экономически эффективная территория). Границы и конфигурация. Экономико-географическое положение как фактор размещения:
центральное;
периферийное,
соседское;
приморское.
Природно-ресурсный фактор размещения. Транспортный фактор размещения. Территориальная концентрация и деконцентрация производства. Территориальные формы организации науки.
Региональная политика (1 час)
Региональная политика в странах Запада. Две формы региональной политики: региональное планирование и региональное прогнозирование. Четыре главных направлени: •региональной политики: 1) подьем отсталых аграрных районов; 2) реанимация депрессивных районов; 3) сдерживание гипертрофированного роста городских агломераций (кризис городов); 4) освоение новых ресурсных районов.
Изучение мирового хозяйства в социально-экономической географии.
Международные экономические отношения (18 часов)
Тенденции и особенности развития современных международных отношений. Интернационализация хозяйственной жизни. Территориальные различия в мировом хозяйстве. Кто есть кто в мировой экономике. Экономическое здоровье стран мира. Международная специализация производства. Международное кооперирование производства. Внешняя торговля товарами. Мировая финансовая деятельность. Мировой валютный рынок. Международная торговля научно-техническими знаниями. Международные трудовые миграции. Международный туризм. Географическое наследие Азии. Особенности традиционной африканской цивилизации. География доколумбовой Америки. География культур современной Америки. Географическая специфика Австралии. Международные отношения в фокусе современного мира. Модели мира XXI века.
Итоговое занятие (1 час)