СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "В лабиринтах математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "В лабиринтах математики" предназначен для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "В лабиринтах математики"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гостиловская основная общеобразовательная школа




РАССМОТРЕНО

Руководитель школьного МО учителей


_____________ Н.И. Александрова


Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.

.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы


_________ И.Н. Шишкова


Приказ № 62

от «30» августа 2016г.








Программа

элективного курса

«В лабиринтах математики»


9 класс





Учитель:

Кротова Ирина Владимировна,

учитель математики и физики МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы




Принята к реализации педагогическим советом

МАОУ Гостиловской основной общеобразовательной школы

протокол №1 от 30. 08. 2016г.





2016-2017 учебный год


Пояснительная записка


Элективный курс «В лабиринтах математики» адресован учащимся 9 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам математики, той математики, с которой школьники не встречаются на уроках.

Курс разработан для реализации в классах, учащиеся которых имеют базовый уровень математической подготовки. Как правило, у большинства таких учащихся интерес и мотивация к изучению математики очень низкие. В связи с этим причиной создания курса такого сорта явилось желание показать школьникам те стороны математики, которые бы могли привлечь их внимание и, возможно, изменить отношение к изучению предмета в целом. Курс является предметно-ориентированным.

Название курса выбрано с расчетом на то, что школьников должна заинтересовать возможность расширить и углубить свои знания по математике и тем самым подготовиться к успешной сдаче выпускного экзамена за курс основной школы и продолжению обучения в старшей профильной школе.

В основу содержания курса мы попытались положить такие теоретические вопросы и практические задачи, которые доступны для понимания учащимся соответствующего возраста, имеют практическое приложение в реальной жизни человека и позволят школьникам научиться мыслить, в том числе мыслить творчески.

Одновременно с рассмотрением занимательных вопросов в курс как бы невзначай вкраплены вопросы, поддерживающие изучение школьного курса математики (простейшие элементы теории вероятностей, задачи на проценты, задачи по геометрии и др.). Задания, адресованные школьникам, имеют непосредственную связь с другими учебными дисциплинами (история, естествознание, экономика, физика, химия и др.) или прямо взяты из жизни.

Цели и задачи курса:



Цель состоит в формировании, у учащихся представления о

математике как общекультурной ценности, оказании помощи учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Задачи:

  • расширить общекультурный кругозор учащихся;

  • расширить представления учащихся о сферах применения математических знаний;

  • убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;

  • расширить область математических знаний учащихся за счет изучения новых понятий;

  • освоить новые формы работы (работа в библиотеке, проведение исследования, составление записной книжки и т. д.).

Основным результатом освоения содержания элективного курса учащимися станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики. Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате работы в аудитории и подготовки домашних и итоговых творческих работ. Кроме того, учащиеся смогут освоить ряд предметных умений: способы и приемы решения задач; и общеучебных умений: работа с книгой, работа в библиотеке, работа в коллективе, ведение диалога, защита своих взглядов и др.

В основе методики элективного курса лежит деятельностный подход в обучении, реализуемый в поисково-исследовательской и творческой работе учащихся. При усвоении содержания курса учащимся предлагается освоить технологию тестирования, весьма актуальную в условиях новой формы аттестации учащихся.

Особенностью данного курса является модульный принцип организации содержания. Курс состоит из четырех крупных блоков, каждый из которых изучается в течение одной учебной четверти. Каждый блок содержит вопросы, объединенные одной идеей. Блоки друг с другом не связаны, это позволяет менять их местами или исключать изучение одного без ущерба для другого. Кроме того, каждый из модулей может быть использован при реализации идей предпрофильной подготовки учащихся как самостоятельный краткосрочный элективный курс.

Определение места и роли учебного курса:


Предлагаемый курс рассчитан на 34 аудиторных часа (1 час в неделю в течение одного учебного года).

Элективный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение. Во-первых, он направлен на овладение учащимися конкретными предметными знаниями и умениями, во-вторых, успешная реализация задач курса позволит достичь поставленных целей развития и воспитания учащихся.


Содержание учебного предмета


1 блок: (9 час.)

«В мире уравнений»

Актуализация знаний учащихся по теме «Уравнения»: определение, понятие о корне уравнения, типы уравнений (линейные, квадратные, дробно-рациональные, иррациональные, высших степеней). Учащимся может быть предложена самостоятельная работа по составлению классификации уравнений и способов их решений.

Различные приемы решения квадратных уравнений: через дискриминант, по теореме, обратной теореме Виета, по свойству коэффициентов; уравнения, сводящиеся к квадратным. Более подробно рассмотреть уравнения высших степеней (деление многочлена на многочлен).

Системы уравнений: понятие о системе уравнений, решение системы уравнений, запись решения системы уравнений. Способы решения систем уравнений. Решение сложных систем уравнений.

Модуль числа. Простейшие уравнения с модулем. Усложнен-, ные уравнения с модулем.

Введение понятия «параметр». Понятие параметра как фиксированного, но неизвестного числа. Линейные уравнения с параметром. Квадратные уравнения с параметром. Расположение корней квадратного трехчлена при решении задач с параметрами.

Решение текстовых сюжетных задач, решаемых составлением уравнений.

На итоговом занятии по теме обсуждаются результаты изучения темы, проводится тестирование по задачам, взятым из текстов итоговой аттестации учащихся за курс основной школы.

2 блок: (8 час.)

«В мире неравенств»

Актуализация знаний учащихся по теме «Неравенства»: определение, понятие о решении неравенства, типы неравенств (линейные, квадратные, дробно-рациональные, иррациональные, высших степеней). Учащимся может быть предложена самостоятельная работа по составлению классификации неравенств и способов их решений.

Приемы решения квадратных неравенств. Метод интервалов при решении дробно-рациональных неравенств и неравенств степени п  2.

Модуль числа. Простейшие неравенства с модулем. Усложненные неравенства с модулем. Метод интервалов при решении неравенств с модулем.

Линейные неравенства с параметром. Квадратные неравенства с параметром.

На итоговом занятии по теме обсуждаются результаты изучения темы, проводится тестирование по задачам, взятым из текстов итоговой аттестации учащихся за курс основной школы.

3 блок: (10 час.)

«Математика случая»

Основы комбинаторики

Основные понятия. Составление комбинаций. Перебор вариантов. Правила суммы и произведения. Перестановки без повторений. Размещения без повторений. Сочетания без повторений. Перестановки с повторениями. Размещения с повторениями. Сочетания с повторениями. Решение простейших задач.

Основы теории вероятностей

Понятие «событие» и «вероятность». Случайные события. Статистическое определение вероятности. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Операции над вероятностями. Условные вероятности. Вероятность произведения независимых событий. Формула полной вероятности. Более подробно можно остановиться на тактике игр, так как это вызовет наибольший интерес учащихся. Решение простейших задач.

Элементы статистики

Предмет статистики. Основная задача и основной метод статистики. Статистическая информация и формы ее представления. Ряд наблюдений. Графическое представление результатов наблюдений. Выборочный метод в статистике. Статистика и вероятностные модели. Решение простейших задач.

На итоговом занятии по теме обсуждаются результаты изучения темы, проводится тестирование по задачам, взятым из текстов итоговой аттестации учащихся за курс основной школы.

4 блок: (7 час.)

«В мире функций»

Понятие функции: определение, способы задания функций, свойства, конструирование формулы, «узнавание» функции по формуле, определение графика функции, актуализация знаний учащихся по теме «Функция» за курс основной школы, классификация основных функций и их графиков. Понятие о кусочной функции.

Линейная функция, кусочно-линейная функция, функция «знак числа», функция «модуль числа»: определения, графики.

Квадратичная функция: определение, график, свойства.

Дробно линейная функции, функция у = f (х)

Основные преобразования графиков функций. Чтение графиков функций.

Знакомство учащихся с примерами применении графиков элементарных функций при решении уравнений и неравенств.

На итоговом занятии по теме обсуждаются результаты изучения темы, проводится тестирование по задачам, взятым из текстов итоговой аттестации учащихся за курс основной школы.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество

часов

1

«В мире уравнений»

9

2

«В мире неравенств»

8

3

«Математика случая»

10

4

«В мире функций»

7


Итого


34



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Учащийся должен знать/понимать:

  • понятие алгоритма; примеры алгоритмов;

  • использовать математические формулы, уравнения и неравенства для решения математических и прикладных задач;

  • значение математики как науки


Уметь:

  • решать задания, по типу задач из ГИА;

  • самоконтроль времени выполнения заданий;

  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

  • прикидка границ результатов;

  • прием «спирального движения» (по тесту).

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне;

  • Работа с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет



Учебно-методическое обеспечение

  1. Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. — Минск: Асар, 1996.

  2. Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2002.

  3. Галицкий М. Л., Мошкович М. М., Шварцбурд С. И. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. — М.: Просвещение, 1990.

  4. Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре 8—9: Учебное пособие для классов с углубленным изучением математики. — М.: Просвещение, 2004

  5. Гурский И. П. Функции и построение графиков. — М.: Просвещение, 1989.

  6. Ивашов-Мусатов О. С. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Наука, 1979.

  7. Карп А. П. Алгебра. Сборник задач для учащихся 8-9 классов. — СПб: СМИО Пресс, 2000.

  8. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7-9. —М.: Просвещение, 2005.

  9. Шахмейстер А. X. Построение графиков функций элементарными методами. — СПб: ЧеРо-на-Неве, 2004.

  10. Ястребииецкий Г. А. Задачи с параметрами. — М.: Просвещение, 1986.

Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы


Номер

урока

Дата планируемая


Дата фактическая

Тема урока


Количество часов

«В мире уравнений» (9 час.)

1




Уравнение как объект изучения в математике. Классификация уравнений, изучаемых в курсе основной школы, и способы их решения.

1

2




Уравнения высших степеней.

1

3




Системы уравнений.

1

4-5




Уравнения с модулем.

2

6-7



Уравнения с параметром.

2

8



Сюжетные задачи, решаемые составлением уравнений.


1




Итоговое занятие по теме.


1

«В мире неравенств» (8 час.)


10




Неравенство как объект изучения в математике. Классификация неравенств, изучаемых в курсе основной школы, и способы их решения.

1

11




Метод интервалов.

1

12



Системы неравенств.


1

13-14




Неравенства с модулем.

2

15-16



Неравенства с параметром.

2

17



Итоговое занятие по теме.


1

«Математика случая» (10 час.)


18-20



Основы комбинаторики.


3

21-24



Основы теории вероятностей.


4

25-26



Элементы статистики.


2

27




Итоговое занятие по теме

1

«В мире функций» (7 час.)


28




Функция: определение, способы задания, свойства. Классификация функций, изучаемых в курс-j математики основной школы.

1

29




Построение графиков основных функций. График кусочной функции.

1

30-31



Элементарные преобразования графиков функций. Графики сложных функций


2

32




Чтение графика функции (описание свойств функции по ее графику).

1

33



Применение графиков функций при решении уравнений и неравенств.


1

34



Итоговое занятие по теме.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!