СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Лингвистическая кладовая" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная программа факультатива. Можно использовать в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Лингвистическая кладовая" 6 класс»





















Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Лингвистическая кладовая» (6 класс)





Программу составила Кудря Аксана Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 13

-









































Новосибирск 2016

Пояснительная записка.





Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 6 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти вступительные испытания перед поступлением в гимназию.

Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

                     коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)

                    интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)

                 информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

                    организационных(умение формулировать цель деятельности, планировать ее)

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией

М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской. Это объясняется стремлением создать более бла­гоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.





Цели программы:



- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;



- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.



Задачи:



1.    Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

2.     Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;

3.     Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Объем факультативного курса  – 17 часов.

Количество часов в неделю – 0,5 час.

      

Формы, виды занятий.



Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

    





 

Методы  обучения.

1.     Объяснительно-иллюстративный;

2.     Частично-поисковый, исследовательский;

3.     Словесно-наглядный, практический;

4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.



Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.



Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.



Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.



Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.

   



Ожидаемые результаты



Предметные:




Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.



Метапредметные:



- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями.

- слушать и понимать других.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.



Личностные:



Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.











После изучения курса учащиеся должны знать:



 правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

правила постановки знака препинания или его отсутствия;

  условия, от которых зависит написание;

  норму, действующую при данных условиях;

последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.

   





Содержание программы


Наш родной язык

Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.()


Фонетика

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо.()

Система языка

Морфемика. Словообразование.()


Правописание

Звонкие и глухие согласные. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок, суффиксов.

Решение различных орфографических задач.()













УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Роль языка в жизни человека.

1ч.

2.

Язык – создатель и организатор речи.

1ч.

3.

Тайна фонемы.

1ч.

4.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

1ч.

5.

Коварные словарные слова.

1ч.

6.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1ч.

7.

Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1ч.

8.

Опасные согласные.

1ч.

9.

Звонкие и глухие «двойняшки».

1ч.

10.

Большие и маленькие (правописание имен собственных).

1ч.

11

Приставки – труженицы.

1ч.

12.

Суффиксы – большие молодцы.

1ч.

13

Решение орфографических задач.

1ч.

14

Орфографические головоломки

1ч.

15.

Волшебный клубок орфограмм.

1ч.

16-17.

Путешествие в страну русского языка.

2ч.



Использованная литература


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:

Просвещение.1990г.

  1. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

  2. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

  3. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.

  4. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

  5. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!