Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
«Лингвистическая кладовая» (6 класс)
Программу составила Кудря Аксана Викторовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 13
-
Новосибирск 2016
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 6 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти вступительные испытания перед поступлением в гимназию.
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
организационных(умение формулировать цель деятельности, планировать ее)
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией
М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.
Цели программы:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.
Задачи:
1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2. Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;
3. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Объем факультативного курса – 17 часов.
Количество часов в неделю – 0,5 час.
Формы, виды занятий.
Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый, исследовательский;
3. Словесно-наглядный, практический;
4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.
Ожидаемые результаты
Предметные:
Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Метапредметные:
- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями.
- слушать и понимать других.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.
Личностные:
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
После изучения курса учащиеся должны знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
Содержание программы
Наш родной язык
Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.(2ч)
Фонетика
В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо.(7ч)
Система языка
Морфемика. Словообразование.(4ч)
Правописание
Звонкие и глухие согласные. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок, суффиксов.
Решение различных орфографических задач.(4ч)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Роль языка в жизни человека. | 1ч. |
2. | Язык – создатель и организатор речи. | 1ч. |
3. | Тайна фонемы. | 1ч. |
4. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 1ч. |
5. | Коварные словарные слова. | 1ч. |
6. | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1ч. |
7. | Практическое занятие. Работа с текстом. Тест. | 1ч. |
8. | Опасные согласные. | 1ч. |
9. | Звонкие и глухие «двойняшки». | 1ч. |
10. | Большие и маленькие (правописание имен собственных). | 1ч. |
11 | Приставки – труженицы. | 1ч. |
12. | Суффиксы – большие молодцы. | 1ч. |
13 | Решение орфографических задач. | 1ч. |
14 | Орфографические головоломки | 1ч. |
15. | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. |
16-17. | Путешествие в страну русского языка. | 2ч. |
Использованная литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение.1990г.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.