СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Увлекательное чтение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит пояснительную записку курса, планируемые результаты и учебный план

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Увлекательное чтение"»







Рабочая программа факультативного курса

по литературе

«Занимательное чтение» (6 класс)



Программу составила Кудря Аксана Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 13

-
















Новосибирск 2016





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.

Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Главная цель:

формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности

Основными задачами курса являются:

  • развитие эстетических способностей;

  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

  • овладение навыками общения и коллективного творчества;

  • создание на практике условий для развития читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства воспитанников;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности. Разработанная программа курса «Книгочей» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа «Увлекательное чтение » составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности : под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011)

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его


Объем факультативного курса  – 18 часов.

Количество часов в неделю – 0,5 часа.



Ценностные ориентиры содержания программы

Содержание программы «Увлекательное чтение» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение. позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Особый акцент предполагается сделать не только на разнообразную работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность, связанную с инсценированием прочитанного и изученного. В начале обучения широко используется игровая заинтересованность детей. В дальнейшем она должна сочетаться с театральной деятельностью. Театрализация способствует формированию творческой личности ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения программы формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • развивать чувство ритма и координацию движения;

  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;

  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

  • пополнять словарный запас;

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные умения:

  • участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.

  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

  • развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

1

2.

Книги, прочитанные летом.

1

3.

Книги о Родине и родной природе

1

4.

Наедине с природой. Чтение стихотворений.

1

5.

Писатели детям. Размышляем о прочитанном.

1

6.

А.П. Платонов «Корова» Отзыв о книге.

1

7.

М.М. Зощенко «Находка». Выразительное чтение текста, с последующим обсуждением.

1

8.

Р.П. Погодин «Тишина».

1

9.

Народная мудрость. Книги-сборники.

1

10.

Знание пословиц, поговорок

1

11.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных)

1

12.

По страницам книг А.С. Грина «Алые паруса». Читаем самостоятельно.

1

13.

Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.

1

14.

Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.

1

15.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов океании.

1

16.

Книги-сборники стихотворений для детей. Слушаем актёрское мастерство.

1

17.

Дети — герои книг.

1

18

Итоговое занятие

1

Всего

18















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!