Программа
гражданско-патриотического воспитания
"Я рожден в России"
Климова С.В.,
методист по УВР 1 квалификационной категории,
МОУДОД «Центр юных техников»,
г.Златоуст, Челябинская обл.
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД « Центр юных техников».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Центр юных техников» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
.....................................
Группа | Функции | Состав |
Административно - координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор учреждения |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по УВР,методист по программному обеспечению,методист по УВР |
Педагоги учреждения дополнительного образования | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Педагоги дополнительного образования, педагог- организатор |
Специалисты, сотрудничающие с учреждением ( социум) | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения. | Методисты, педагоги дополнительного образования , специалисты |
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы
Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей « Центр юных техников».
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/16/s_5a86a4a4aa7c5/833912_1.jpeg)
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализа-ции программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы учреждения.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУДОД « Центр юных техников» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе ис-пользования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреж-дению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколе-ний;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколе-ния.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Вели-кой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав дру-гого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Урала».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс про-граммных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.
Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
листы ватмана;
маркеры;
ручки, карандаши;
листы бумаги ;;
ножницы;
линейки;
цветная бумага;
наглядный материал;
различные атрибуты;
стулья;
костюмы;
шары;
призы;
столы…
И техническое оснащение мероприятий:
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ | Название направления | Формы занятий | Подведение итогов |
1. | " Связь поколений" | Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. | |
2. | "Растим патриота и гражданина России" | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | Техническая выставка и показательные заезды картингистов, посвященные Дню города, анкетирование |
3. | "Мой край родной" | Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. | |
4. | " Я и семья" | Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. | Анкетирование детей и родителей |
№ | Название мероприятия | Направле- ние программы | Ответственные |
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время |
1 | Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике | | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
2 | Экскурсии | | Педагоги дополнительного образования |
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся |
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения |
1 | Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР |
2 | Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества | 2 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР |
3 | Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта | 2 | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности, заведующий техническим отделом |
4 | Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт" | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор |
5 | Привлечение родительской общественности к проведению массовых лицейских мероприятий | 4 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор |
6 | Проведение операции "Забота": -поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда; -концерты для ветеранов; | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, со-вет ветеранов, педагог -организатор, методист по УВР |
7 | Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла | 1 | Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог - организатор, методист по УВР |
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность |
1 | Организация экскурсий | 3 | Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог - организатор |
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность |
1 | Проведение игр на местности "Учимся выживать" | 2 | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности |
2 | Проведение спортивной эстафеты "А ну-ка, парни!" | 2 | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности |
3 | Проведение соревнований по мини-футболу, картингу | 2 | Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной и спортивно - технической направленностей |
2.4. Краеведение |
1 | Проведение тематических мероприятий "Почетные граждане города" | 3 | Педагоги дополнительного образования детей |
2 | Встречи с замечательными людьми города | 3 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог -организатор |
3 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы: - "Моя родословная"; - "Я в Златоусте был рожден. Город, я в тебя влюблен"; - "Есть такая профессия - Родину защищать" - "Есть город Златоуст" | 3 | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей |
4 | Организация походов по родному краю | 3 | Педагоги дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности |
2.5. Общественно полезный труд |
1 | Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет | | Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ |
2 | Ремонт мебели в кабинетах | | Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ |
3 | Благоустройство территории учреждения | | Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ |
4 | Организация работы трудовых отрядов в летнее время | | Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ |
5 | Ремонт оборудования кабинетов | | Педагоги дополнительного образования, родительская общественность, заместитель директора по АХЧ |
2.6. Методическое обеспечение |
1 | Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: - Дню города; - Дню защитника Отечества; - Дню Победы. | | Зам.диретора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор |
2 | Создание СD- и аудифона | | Методист по УВР, педагог-организатор |
3 | Организация подписки на периодические издания | | Методист по программному обеспечению |
4 | Разработка сценариев традиционных лицейских праздников: - "День знаний"; - "День города"; - Открытая олимпиада по начально- техническому моделированию, посвященная Дню защитника Отечества - "День Памяти" | | Замдиректора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор, педагоги дополнительного образования |
5 | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях | | Зам.диретора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор |
6 | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций | | Заместитель директора по УВР |
7 | Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации | | Заместитель директора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор |