ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТЕХНОЛОГИЯ
«Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникачьные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
На изучение технологии в 4 классе отводится 1 ч в неделю.
Курс рассчитан 34 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1-й четверти - 9.
Количество часов во 2-й четверти - 7.
Количество часов в 3-й четверти - 10.
Количество часов в 4-й четверти — 8.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметны.ми понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
уметь донести свою позицию до собеседника;
уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. | • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. |
3. Конструирование и моделирование
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). | • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
4. Практика работы на компьютере
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. | • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Тематическое планирование
«Технология» 4 класс
Как работать с учебником (1 ч).
Человек и земля (21 ч).
Вагоностроительный завод (2 ч).
Полезные ископаемые (2 ч).
Автомобильный завод (2 ч).
Монетный двор (2 ч).
Фаянсовый завод (2 ч).
Швейная фабрика (2 ч).
Обувное производство (2 ч).
Деревообрабатывающее производство (2 ч).
Кондитерская фабрика (2 ч).
Бытовая техника (2 ч).
Тепличное хозяйство (1 ч).
Человек и вода (3 ч).
Водоканал (1 ч).
Порт (1 ч).
Узелковое плетение (1 ч).
Человек и воздух (3 ч).
Самолётостроение. Ракетостроение (3 ч).
Человек и информация (6 ч).
Создание титульного листа (1 ч).
Работа с таблицами (1ч).
Создание содержания книги (1ч).
Переплётные работы (2ч).
Итоговый урок (1ч).
УМК по технологии:
«Технология. 1. класс» (Роговцева. Н.В. Богданова, И.П.):
«Технология. 2. класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Н.В. Доб-ромыслова):
«Технология. 3 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова. Н.В. Добромыслова):
«Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова, Н.В. Шипилова, СВ. Анашенкова).
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова | Рабочая программа «Технология» | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова | Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений | 2010 | Москва «Просвещение» |
3 | Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг | Уроки технологии: 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений | 2011 | Москва «Просвещение» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. | Примерная программа по технологии (труду) Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Учебники. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.Технология: Учебник: 4 класс. Рабочие тетради. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 4класс Методические пособия Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1-4класс. «Технологические карты» Предметный журнал | Д Д К К Д Д | В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации. Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования). |
Печатные пособия |
2. | Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения 1. Организация рабочего места. - при работе с пластилином - при работе с бумагой и картоном - при работе с природным материалом - при работе с текстилем (ткань, кружево, пряжа) - при работе с набором деталей «Конструктор» - при работе с пластиком и пенопластом 2. Обработка бумаги и картона (1). -Разметка деталей -Разметка деталей копированием -Разметка деталей по линейке -Разметка деталей по угольнику -Линии чертежа -Чертеж, эскиз, рисунок -Разметка деталей с помощью циркуля -Разметка объемных деталей. Развертка 3. Обработка бумаги и картона (2) -Ножницы – режущий инструмент -Приемы резания ножницами -Деление листа бумаги на части -Рицовка, биговка -Формообразование бумажных деталей -Приемы наклеивания бумажных деталей -Деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть -Технология изготовления изделия 4. Обработка ткани. - Швейные инструменты и приспособления - Отмеривание и вдевание нитки в иглу - Закрепление нитки на ткани - Лекало. Изготовление изделия - Выкройка. Изготовление изделия - Строчка прямого стежка и её варианты - Строчка косого стежка и её варианты - Строчка петельного стежка и её варианты - Строчка петлеобразного и крестообразного стежков - Разметка ткани для выполнения строчек (вышивания) - Пришивание пуговиц (1) - Пришивание пуговиц (2) 5. Обработка природного материала и пластика. Проекты. - Соединение деталей из природного материала - Приемы работы с деталями набора «Конструктор» - Приёмы обработки пластика - Технологический проект - Информационный проект - Анализ образца изделия Альбомы демонстрационного и раздаточного материала Коллекция "Бумага и картон" (демонстрационная) Коллекция "Хлопок" Коллекция "Лен" Коллекция "Шерсть" Комплект таблиц "Введение в информатику" | Д Д Д Д Д Д/П | "Технология. Организация рабочего места". В комплект входят 6 демонстрационных таблиц, 6 раздаточных таблиц и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. На таблицах представлено рабочее место ученика, подготовленное к работе с наиболее часто используемыми на уроках технологии в начальной школе материалами: пластилином, бумагой и картоном, природными материалами, текстилем, набором деталей «Конструктор», пластиком и пенопластом. "Технология. Обработка бумаги и картона (1)". В комплект входят 8 демонстрационных таблиц, 1 раздаточная таблица и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку. На таблицах представлены основные способы и приемы разметки бумаги и картона, которые включены в примерную программу по технологии Федерального государственного стандарта общего образования "Технология. Обработка бумаги и картона (2)". В комплект входят 8 демонстрационных таблиц, 2 раздаточные таблицы и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку. На таблицах представлены основные способы и приемы обработки бумаги и картона, которые включены в примерную программу по технологии Федерального государственного стандарта общего образования. Таблицы сочетаются с любыми авторскими учебниками и с другими средствами обучения. "Технология. Обработка ткани". В комплект входят 12 демонстрационных таблиц и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку. На таблицах представлены основные способы и приемы обработки ткани, которые включены в примерную программу по технологии Федерального государственного стандарта общего образования. Таблицы сочетаются с любыми авторскими учебниками и другими средствами обучения. Таблицы целесообразно использовать в комплексе с другими средствами обучения. Для использования на уроках в начальных классах общеобразовательной школы, для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, а также работников органов народного образования. "Технология. Обработка природного материала и пластика. Проекты". В комплект входят 6 демонстрационных таблиц и методические рекомендации по использованию таблиц на уроках. В рекомендациях помещены изображения таблиц, что облегчит учителю подготовку к уроку. На таблицах представлены: основные способы и приемы обработки природного материала и пластика, включенные в примерную программу по технологии ФГОС; этапы разработки, выполнения и защиты технологического и информационного проектов; анализ образца изделия. Таблицы целесообразно использовать в комплексе с другими средствами обучения.
http://www.uchcomplekt.ru/catalog/item.php?id_cat=97 |
Информационно-коммуникативные средства |
3. | Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету: Электронное приложение к учебнику «Технология»4 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева. | Д/П | Соответствует содержанию учебника. В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов. Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями. |
Экранно-звуковые пособия |
4. | Видеофильмы DVD «Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами» и др. Слайды (диапозитивы) по основным темам курса Слайд – комплект с методическим пособием «Плодовые культуры и цветы сада» - 20 сл. «Огород и поле» - 20сл. | Д Д Д Д | В пособиях представлены видеозаписи и слайдовые иллюстрации к вводным текстам , закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов. Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями. |
Технические средства обучения |
5. | Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели Компьютер с программным обеспечением Телевизор Мультимедийный проектор Магнитная доска Экспозиционный экран Фотокамера цифровая Видеокамера цифровая со штативом Принтер лазерный ч/б | Д Д/Ф Д Д Д Д Д Д Д | Для фронтальной работы используется кабинет информатики №2 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
6. | Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов Объемные модели геометрических фигур. | К Ф/П Д Ф | |
Оборудование класса |
7. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. | К 1 Д Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Список литературы
Нормативная база.
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.
Рекомендации по минимальному оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов для реализации требований Федерального государственного стандарта начального общего образования для образовательных учреждений республики Мордовия от «17» августа 2011 г № 3608
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010 г. N 189 ;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 04 » октября 2010 г. N 986 ;
Для учителя. УМК «Школа России» и новый стандарт (http://prosv.ru)
Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010
Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., Фрейтаг И.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2011
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс (128 с.), Просвещение 2011
Для учащихся.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 4класс (96 с.), Просвещение 2011
Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология» (CD).
Тематическое планирование уроков технологии в 4 классе .
№ | Тема уроков | Тип урока Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |
Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Давайте познакомимся – 1ч |
1. | Как работать с учебником. | Урок - игра 1 час | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Создавать условные обозначения производств | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 1 четверть – 9 ч |
Человек и земля – 21 ч |
2- 3. | Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть», «Пассажирский вагон» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия. Создавать разные виды вагонов, сопоставлять техническую карту с планом изготовления изделия. Организовывать рабочее место. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
4-5. | Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка», «Малахитовая шкатулка» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию о полезных ископаемых. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Смешивать пластилин разных оттенков для создания нового оттенка. Составлять рассказ о малахите. Объяснять новые понятия | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | |
6-7. | Автомобильный завод Изделие: «КамАЗ» | Урок введения новых знаний 2 час | Находить информацию о развитии автомобильного завода. Осмысливать значение профессий. Находить на карте России крупнейшие автомобильные заводы. Организовывать рабочее место. Соотносить детали конструкции и способы соединения. Изготавливать модель машины, составлять рассказ о презентации изделия | Формирование ценности «любовь» к природе. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | |
8-9. | Монетный двор. «Стороны медали» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию об истории возникновения олимпийских медалей. Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с фольгой.. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции. Составлять рассказ о медалях. | Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. | Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. | |
10-11. | Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза» | Комбинированный 2 часа | Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. | Формирование ценности «любовь» к природе, красоте изделия | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | 2 четверть – 7 ч. |
12-13. | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка», Птичка» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию о технологии производства одежды. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров. Осваивать технологию изготовления изделия. Использовать приёмы работы с тканью и ножницами. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | |
14-15. | Обувное производство. Изделие: «Модель детской обуви» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию о технологии производства обуви. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров обуви. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | |
16-17. | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Выделять элементы декора и росписи изделия. Использовать приёмы работы с доской. Соотносить размеры лесенки – опоры с размерами растений. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | 3 четверть – 10 ч. |
18-19. | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию о технологии кондитерских изделий (шоколада) о профессии кондитера. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе. Анализировать технологию изготовления пирожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту. Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога». Тест «Кондитерские изделия» | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | |
20-21. | Бытовая техника. Изделие: «Абажур» | Урок введения новых знаний 2 часа | Находить информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Собирать модель лампы на основе простой элект. цепи. Создавать собственный эскиз абажура. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза соответствии с тематикой. Анализировать правила пользования элект. приборами. Составлять рассказ для презентации. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | |
22. | Тепличное хозяйство. «Цветы для школьной клумбы» | Урок введения новых знаний 1 час | Находить информацию о конструкции теплиц. Объяснять новые понятия. Понимать значимость профессий. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов «бархатцев», ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой. Проводить наблюдения за всходами и записывать их. Оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога». | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | |
|
Человек и вода – 3ч |
23. | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | Урок введения новых знаний 1 час | Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации об устройстве водоканала, его значение для развития жизни на земле. Осваивать способы очистки воды в бытовых условиях. Изготавливать фильтр для очистки воды. Проводить эксперимент, делать выводы и обобщения, фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для очистки воды. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | |
24. | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | Комбинированный 1 час | Находить информацию о работе и устройстве порта, о профессиях людей. Находить на карте крупнейшие порты России. Самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для работы. Определять и отбирать природные материалы для выполнения канатной лестницы. Выделять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презентацию готового изделия. | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
25. | Узелковое плетение. Изделие «Браслет» | Урок введения новых знаний 1 час | Находить информацию об истории узелкового плетения и макраме. Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити при начале выполнения работы. Определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | |
Человек и воздух – 3ч |
26. | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет» | Урок введения новых знаний 1 час | Искать информацию об истории развития самолетостроения, о видах и названиях самолетов. Объяснять особенности самолетов, их назначение. Осваивать способы работы с металлическим конструктором. Осваивать приёмы работы с отверткой и гаечным ключом. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | |
27. | Ракета - носитель. Изделие: «Ракета-носитель» | Урок введения новых знаний 1 час | Осмыслять конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления. Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы с ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). | Формирование ценности «любовь» к природе. | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | 4 четверть -8 ч. |
28. | Летательный аппарат. Воздушный змей. | Урок введения новых знаний 1 час | Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, использовать материалы учебника и собственные знания. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | |
Человек и информация – 6 ч |
29 | Создание титульного листа.. | Урок введения новых знаний 1 час | Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия. Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Создание таблицы в Microsoft Word. | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
30 | Работа с таблицами. | Урок введения новых знаний 1 час | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | |
31 | Создание содержание книги. Поиск информации в Интернете. | Урок введения новых знаний 1 час | Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о ИКТ для передачи информации. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете Материалов для презентации своих Изделий. | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
32-33. | Переплетные работы. Изделие «Книга «Дневник путешественника» | Урок введения новых знаний 2 часа | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | |
34 | Конференция для обучающихся «Что я узнал в 4 классе?» | Урок – конференция 1 час | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Формирование способности к целеполаганию. | |
Итого – 34ч |