СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и поурочно-тематическое планирование. 6 кл.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана к учебнику географии в 6-м класе Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой

Просмотр содержимого документа
«Программа и поурочно-тематическое планирование. 6 кл.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6 КЛАСС



Рабочая программа курса географии для 6 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, Программы курса географии для 6 классов общеобразовательных учреждений Т.П. Герасимовой (2014 год) и ФГОС ООО (2010 год). УМК Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой издательства «Дрофа» 2014 – 2017 г.


Цели общего образования с учетом специфики предмета


Главная цель общего образования - формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; овладение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.


Общая характеристика предмета


В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами , обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс географии 6 класса – курс, формирующий знания из разных областей наук – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Росии4

развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.


Место предмета в учебном плане


На изучение предмета отводится 1 час в неделю, т.е. 35 часов за учебный год, 30% из которых приходится на ВПМ «Беспокойная планета».


Предметные результаты освоения географии


  1. Осознание роли географии в познании окружающего мира.

Учащийся должен уметь объяснять роль различных источников географической информации.

  1. Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

  • различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

  • выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

  • выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  1. Использование географических умений.

Учащийся должен уметь:

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  1. Использование карт как моделей.

Учащийся должен уметь определять на карте местоположение географических объектов.

  1. Понимание смысла собственной действительности.

Учащийся должен уметь:

  • формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Личностные результаты обучения


Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • пониманием ценности здорового образа жизни;

  • основами экологической культуры


Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.


Познавательные:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Оценивать работу одноклассников

  • Участвовать в совместной деятельности


Содержание учебного предмета


Раздел 1. Введение (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля- планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. ВПМ «Беспокойная планета».

Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли

Тема 1. План местности.

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы.

  1. Изображение здания школы в масштабе.

  2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, азимутов, расстояний между ними, абсолютной и относительной высоты точек.

  3. Составление плана местности методом маршрутной съемки (или полярной)

Тема 2.Географическая карта.

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы.

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки.

Тема 1. Литосфера

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные гонные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. ВПМ «Беспокойная планета».

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. ВПМ «Беспокойная планета».

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы

5. Составление описания форм рельефа, обозначение их на контурной карте

Тема 2. Гидросфера

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы, проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. ВПМ «Беспокойная планета».

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. ВПМ «Беспокойная планета».

Практикумы:

6. Составление описания внутренних вод (рек, озер), нанесение на контурную карту.

Тема 3. Атмосфера

Атмосферное строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средняя многолетняя температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. ВПМ «Беспокойная планета».

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. ВПМ «Беспокойная планета».

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Воды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. ВПМ «Беспокойная планета».

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. ВПМ «Беспокойная планета».

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы:

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы:

10. Составление характеристики природного комплекса

Тема 5. Население Земли

Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. ВПМ «Беспокойная планета».



Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

Количество практикумов

1

Раздел 1. Введение.

ВПМ «Беспокойная планета» (1 ч)

2

-

2

Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли

10

4

Тема 1. План местности. Входной контроль

Практикумы.

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, азимутов, расстояний между ними, абсолютной и относительной высоты точек.

3. Составление плана местности методом маршрутной съемки (или полярной)

Тема 2. Географическая карта

Практикумы.

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Промежуточный контроль

3

Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки.

20

6

Тема 1. Литосфера

ВПМ «Беспокойная планета» (2 ч)


Практикумы

5. Составление описания форм рельефа, обозначение их на контурной карте (гор, равнин, рельефа дна)

Тема 2. Гидросфера

ВПМ «Беспокойная планета» (2 ч)

Практикумы:

6. Составление описания внутренних вод (рек, озер), нанесение на контурную карту.

Тема 3. Атмосфера

ВПМ «Беспокойная планета» (4 ч)

Практикумы:

7.Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка

Практикум:

10. Составление характеристики природного комплекса

Промежуточная аттестация

4

Раздел 4. Население Земли

ВПМ «Беспокойная планета» (1 ч)

1

-

Резерв

2


Итого за год

35

10




Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
образовательной деятельности


  • Программа основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: И.И. Баринова; В.П. Дронов; И.В. Душина; В.И. Сиротин Москва; ДРОФА; 2012 год

  • Методическое пособие к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой/ Т.П.Громова. Москва. Дрофа. 2016

  • Диагностические работы к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный курс. 6 класс”/ С.В.Курчина, О.А.Панасенкова. Москва. Дрофа.2016

  • Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ Т.А.Карташева, С.В.Курчина. Москва; ДРОФА,2015

  • Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. В.И.Сиротин. Москва. Дрофа. 2016

  • Учебник. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа. 2014 г

  • Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа. 2016 г.

  • Занимательная география. А.М. Безруков, Г.П. Пивоварова. М. Дрофа. 2005.

  • Занимательная география. А.Безруков, Г.Пивоварова. М. АСТ-ПРЕСС.2001

  • Наш край. В.Д.Ваулина. Калининград. Янтарный сказ. 1998

  • Интернет-ресурсы:

  • Российское образование. Федеральный портал. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=263

  • ФИПИ. http://www.fipi.ru

  • Российское образование. http://www.edu.ru/index.php

  • Учимся играя. http://www.igraza.ru/page-geo.html

  • Интернет журнал о нашем прекрасном мире. http://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/

  • Видеоуроки. https://videouroki.net/blog/geografiya/

  • Мультиурок. https://multiurok.ru/all-sites

  • Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru

  • Инфоурок. https://infourok.ru


Планируемые результаты обучения


По Разделу 1. Введение

§1. Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Уметь:

  • называть методы изучения Земли;

  • называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий (Аристотеля, Эратосфена, Геродота, М.Поло, Васко да Гама, Х.Колумба, Ф.Магеллана, Ф.Ф.Беллинсгаузена, М.П.Лазарева, П.П.Тянь-Шанского, Н.М.Пржевальского, И.Ф.Крузенштерна, Ю.Ф.Лисянского;

  • называть и показывать географические объекты: страны- Египет, Китай, Индия, Испания, Антарктида; п-ова - Малая Азия, Балканский, Индостан; остров - Шри-Ланка; равнина - Восточно-Европейская; Персидский залив; реки - Тигр, Сырдарья, озеро Иссык-Куль; горы Тянь-Шань,

§2. Земля- планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. ВПМ «Беспокойная планета»

Уметь:

  • объяснять значение понятий: “Солнечная система”, “планета”, “ось”, “экватор”, “полюса”;

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;

  • называть длину экватора, продолжительность астрономических суток, астрономического года, угол наклона оси;

  • прогнозировать изменение в природе

По Разделу 2. Виды изображений поверхности Земли

Тема 1. План местности.

§3. Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Уметь:

  • объяснять значение понятия «план местности»;

  • называть и показывать объекты на плане

§4. Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Практикум 1. Изображение здания школы в масштабе.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «масштаб»;

  • называть виды масштаба и приводить их примеры;

  • называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе и плане.

  • приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

  • определять расстояния на плане и местности

§5. Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Уметь:

  • объяснять значение понятия «азимут»;

  • называть азимуты основных и промежуточных сторон горизонта;

  • определять направления и азимуты на плане;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных объектов;

  • составлять схемы маршрутов по заданным направлениям и азимутам

§6. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Практикум 2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, азимутов, расстояний между ними, абсолютной и относительной высоты точек.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «рельеф», «абсолютная высота», «относительная высота», «отметка высоты», «горизонтали», «изогипсы», «изобаты», «бергштрих»;

  • читать план местности;

  • объяснять, чем относительная высота отличается от абсолютной;

  • изображать холм по заданным параметрам;

  • определять абсолютную и относительную высоты точек;

  • строить профиль местности и определять местность по профилю

§7. Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикум 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки (или полярной)

Уметь:

  • объяснять значение понятий «глазомерная съемка», «полярная съемка», «маршрутная съемка»;

  • называть отличие полярной и маршрутной съемок;

  • производить простейшую съемку местности

Тема 2. Географическая карта.

§8. Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Уметь:

  • определять расстояния на глобусе;

  • называть форму Земли и ее причину;

  • называть значения полярного, экваториального, среднего радиуса Земли;

  • объяснять разницу в значениях полярного и экваториального радиусов Земли

§9. Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Уметь:

  • объяснять значение понятий “географическая карта”;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • сравнивать карты по плану;

  • определять расстояния на карте

§10. Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «градусная сеть», «экватор», «меридиан», «параллель», «Северное полушарие», «Южное полушарие», «тропики», «полярные круги»;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  • определять полушария и направления на карте

§11. Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Уметь:

  • объяснять значение понятия «географическая широта»;

  • определять географическую широту объектов и находить объекты по географической широте

§12. Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Практикум 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Уметь:

  • объяснять значение понятия «географическая долгота»;

  • определять географические координаты точки и местоположение точек по заданным координатам;

  • устанавливать соответствие между координатами и объектами

§13. Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Уметь:

  • объяснять значение понятий «шкала высот и глубин»;

  • определять абсолютную и относительную высоты по карте;

  • сравнивать высоты/глубины объектов;

  • прогнозировать изменение высоты объектов


По Разделу 3. Строение Земли. Земные оболочки.

Тема 1. Литосфера

§14.Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Уметь:

  • объяснять значение понятий «литосфера», «рельеф», «горные породы», «минералы»,»полезные ископаемые», «земная кора», «магма», «материковая кора», «океаническая кора»;

  • называть методы изучения земных недр;

  • сравнивать материковую и океаническую земную кору;

  • называть основные группы горных пород и приводить примеры;

  • называть происхождение горных пород Калининградской области

§15. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. ВПМ «Беспокойная планета»

Уметь:

  • объяснять значение понятий «очаг», «эпицентр», «лава», «вулканический остров», «гейзер»;

  • называть географию и причину землетрясений и извержений вулканов;

  • определять сейсмические районы мира;

  • приводить доказательства существования медленных вертикальных движений земной коры;

  • делать зарисовку залегания горных пород в нашей местности;

  • соблюдать правила поведения во время землетрясения и извержения вулкана.

§16. Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. ВПМ «Беспокойная планета»

Практикум 5. Составление описания гор, обозначение гор на контурной карте

Уметь:

  • объяснять значение понятия «горы», «горный хребет», «горная долина», «нагорье», «горная система»;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • называть и показывать основные горы;

  • обозначать горы на контурной карте;

  • определять абсолютную и относительную высоты вершин;

  • классифицировать горы по высоте;

  • сравнивать географическое положение гор;

  • составлять краткую характеристику гор по плану

  • соблюдать правила поведения во время схода лавин, селей, оползней

§17. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.

Практикум 5. Составление описания равнины, обозначение равнин на контурной карте

Уметь:

  • объяснять значение понятия «равнины», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье», «впадина»;

  • называть и показывать основные равнины;

  • обозначать равнины на контурной карте;

  • определять абсолютную и относительную высоты равнин;

  • классифицировать равнины по высоте;

  • сравнивать географическое положение равнин;

  • составлять краткую характеристику равнин по плану

§18. Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «шельф», «материковый склон», «ложе», «желоб», «срединно-океанический хребет», «котловина», «шельфовое море», «глубоководное море»;

  • объяснять особенности строения дна Мирового океана;

  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

  • определять глубину морей и океанов;

  • называть, показывать и наносить на контурную карту желоба, котловины, срединно-океанические хребты, шельфовые зоны;

  • называть методы изучения глубин Мирового океана;

Практикум 5. Составление описания форм рельефа дна океана, обозначение их на контурной карте

Тема 2. Гидросфера

§19. Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «гидросфера», «Мировой океан», «мировой круговорот воды»;

  • называть части гидросферы и их долю;

  • называть пути возвращения воды в Мировой океан

§20. Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы, проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Уметь:

  • объяснять значение понятий «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «внутреннее море», «окраинное море», «соленость»;

  • составлять краткую характеристику моря по плану;

  • называть, показывать и обозначать на контурной карте моря, заливы, проливы, о-ва, п-ова, архипелаги;

  • называть свойства вод и их причины;

  • решать задачи на определение солености;

  • сравнивать и объяснять соленость морей

§21. Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. ВПМ «Беспокойная планета»

Уметь:

  • объяснять понятия «ветровые волны», «цунами», «приливы», «отливы», «течение»;

  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане;

  • сравнивать волны по плану;

  • принимать меры безопасности во время шторма, прилива и отлива, цунами

§22. Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Уметь:

  • объяснять значение понятий «грунтовые воды», «межпластовые воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «водоносный слой»;

  • называть отличия грунтовых вод и межпластовых вод;

  • объяснять различия в скорости просачивания воды через слои различных пород;

  • находить родник на плане и объяснять, почему он образовался именно здесь;

  • называть экологические проблемы подземных вод и меры по их сохранению

§23. Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Практикум 6. Составление описания реки, нанесение на контурную карту.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «река», «речная долина», «речная терраса», «исток», «устье», «речной бассейн», «водораздел», «режим реки», «половодье»,»паводок» , «межень»;

  • называть, показывать, обозначать на карте реки, речные системы;

  • показывать на карте бассейн и водораздел рек;

  • называть различия горных и равнинных рек;

  • составлять краткую характеристику реки по плану;

  • называть способы охраны речных вод

§24. Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Практикум 6. Составление описания озера, нанесение на контурную карту.

Уметь:

  • объяснять значение понятия «озеро»;

  • называть, показывать, обозначать на контурной карте озера;

  • называть происхождение озерных котловин, различия сточных и бессточных озер;

  • показывать на карте сточные и бессточные озера, соленые и пресные озера, с постоянными и непостоянными берегами;

  • называть различия озера и водохранилища;

  • составлять краткую характеристику озера по плану

§25.Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. ВПМ «Беспокойная планета»

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «ледник», «снеговая линия», «многолетняя мерзлота»;

  • определять ледники на карте;

  • производить расчеты по образованию ледников;

  • называть значение ледников в Мировом круговороте;

  • прогнозировать изменения в природе в связи с потеплением климата

Тема 3. Атмосфера

§26. Атмосферное строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Уметь:

  • объяснять значение понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «термосфера», «экзосфера»;

  • решать задачи на определение температуры воздуха у подножия, на вершине горы, высоты вершины;

  • называть значение озонового слоя, атмосферы

§27. Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средняя многолетняя температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года ВПМ «Беспокойная планета»

Практикум 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: “амплитуда температур”;

  • называть и показывать тепловые пояса;

  • измерять (определять) температуру воздуха, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

  • называть особенности нагревания суши и водоема, суточного и годового хода температуры воздуха, причины изменения температуры в течение суток, года;

  • строить графики хода температуры;

  • применять меры безопасного поведения в жаркие и морозные дни

§28. Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. ВПМ «Беспокойная планета»

Практикум 8. Построение розы ветров.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «атмосферное давление», «ветер»;

  • измерять (определять) атмосферное давление, направление ветра;

  • объяснять особенности циркуляции атмосферы;

  • решать задачи на определение атмосферного давления, направления ветра;

  • применять меры безопасного поведения во время шторма, урагана

§29. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Воды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. ВПМ «Беспокойная планета»

Практикум 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «абсолютная влажность», «относительная влажность»;

  • решать задачи на определение абсолютной и относительной влажности;

  • определять облачность;

  • называть причины образования облаков и выпадения осадков;

  • строить диаграммы количества осадков по многолетним данным;

  • прогнозировать изменения погоды

§30. Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. ВПМ «Беспокойная планета»

Уметь:

  • объяснять значение понятий «погода», «климат», «воздушные массы», «климатический пояс»;

  • называть и показывать климатические пояса, характеризовать типы воздушных масс;

  • составлять краткую характеристику погоды, климатического пояса;

  • работать с синоптической и климатическими картами;

  • описывать погоду и климат своей местности;

  • применять меры безопасного поведение во время непогоды

§31. Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «весеннее/осеннее равноденствие», «летнее/зимнее солнцестояние»;

  • называть/показывать тепловые пояса и их границы, изменения в освещении и нагреве поверхности в течение года, климатообразующие факторы

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка

§32. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Уметь:

  • объяснять значение понятий: «биосфера», «географическая оболочка», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;

  • называть и показывать природные зоны на карте, причины возникновения широтной и высотной поясности, природную зону своего края;

  • кратко характеризовать природные зоны

§33. Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикум 10. Составление характеристики природного комплекса

Уметь:

  • объяснять значение понятия «природный комплекс»;

  • называть меры по охране природы

Раздел IY. Население Земли

§34. Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. ВПМ «Беспокойная планета»

Уметь:

  • рассказывать о способах предсказаний стихийных бедствий;

  • приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли

  • составлять описание природного комплекса;

  • приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.






Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

применительно к различным формам контроля знаний


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ


Оценка «5» ставиться, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщение, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

Делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочный материал, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  1. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  2. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставиться, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполное, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале4 на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использованы научные термины.

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не большие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

  9. Понимание основных географических взаимосвязей.

  10. Знание карты и умение ей пользоваться.

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставиться, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четко.

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом).

  10. Скудные представления, преобладают формалистические знания.

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставиться, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрыл основное содержание материала.

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  5. При ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка «1» ставиться, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание:

По окончании устного ответа учащегося педагогом дается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка проверочных работ

Оценка «5» ставиться. Если ученик:

  1. Если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов.

  2. Допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставиться, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной грубой ошибки и одного недочета.

  2. Или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставиться, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допусти:

  1. Не более двух грубых ошибок.

  2. Или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

  5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетоа.

Оценка «2» ставиться, если ученик:

  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящих норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

  2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставиться, если ученик:

  1. Не приступил к выполнению работы.

  2. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами. Если ученик оригинально выполнил работу.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10 – 15 минут.

Оценка «5» -10 правильных ответов; «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы 30-40 минут.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4»- 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответа.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии


Оценка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проверки практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материала может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Оценка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении работы.

Оценка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Оценка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка работ, выполненных по контурной карте


Оценка «5» ставиться в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставиться в том случае, когда контурная карта в целом была заполнена правильно аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2 – 3 объектов.

Оценка «3» ставиться в том случае, когда контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны географические объекты.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний


Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов..

Оценка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием атласа и учебника, а также описания задания к работе.


Правила работы с контурной картой

  1. Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй ее аккуратно, правильно и без грамматических ошибок.

  2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

  3. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

  4. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь четкое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

  5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

  6. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми.

  7. На контурной карте обязательно должно быть обозначено название морей и океанов, расположенные в поле карты.

  8. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сеть, реки, береговую линию озер, морей и океанов, границы государства.

  9. Название площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

  10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками и их названия подписываются в графе «условные знаки».

  11. Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

  12. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.

  13. Контурная карта сдается учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание:

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценке вашего труда.

Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!










Поурочно-тематическое планирование. География. 6 класс


Условные обозначения: О-опрос, ОТВ –ответ, табл.-таблица, П/Р – Практическая работа, к/к – контурная карта, Р/Т- рабочая тетрадь,
К/Р-контрольная работа


п/п

Темы уроков

кол-во

Форма организации занятия

Виды учебной деятельности

Предметные результаты

уметь:

1

Раздел I. Введение (2 часа). Открытие, изучение и преобразование Земли

1

изучение нового

ОТВ, табл.

называть

  • методы изучения Земли;

  • основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий (Аристотеля, Эратосфена, Геродота, М. Поло, Васко да Гама, Х. Колумба, Ф. Магеллана, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, П.П. Тянь-Шанского, Н.М. Пржевальского, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского);

  • и показывать географические объекты: страны- Египет, Китай, Индия, Испания, Антарктида; п-ова -  Малая Азия, Балканский, Индостан; остров - Шри-Ланка; равнина -  Восточно-Европейская; Персидский залив, реки - Тигр, Сырдарья, озеро  Иссык-Куль; горы Тянь-Шань,

  • называть длину экватора, продолжительность астрономических суток, астрономического года, угол наклона оси

объяснять значение понятий: “Солнечная система”, “планета”, “тропики”, “ось”, “экватор”, “полюса”;

приводить примеры географических следствий движения Земли.

2

Земля- планета Солнечной системы. ВПМ «Беспокойная планета».


1

комбинированный


О, ОТВ, тест




3

Раздел II. Виды изображения поверхности Земли (10 часов). Т1. План местности. Понятие о плане местности. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование

1

изучение нового

О, рис.

объяснять

  • значение понятий “план местности”, “масштаб”, “азимут”, “рельеф”, “абсолютная высота”, “относительная высота”, “отметка высоты”, “горизонтали”, “изогипсы”, “изобаты”, “бергштрих”, “глазомерная съемка”, “полярная съемка”, “маршрутная съемка”;

  • чем относительная высота отличается от абсолютной;

изображать холм по заданным параметрам

называть

  • и показывать объекты на плане (читать план местности);

  • виды масштаба и приводить их примеры;

  • масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе и плане.

  • азимуты основных и промежуточных сторон горизонта;

  • отличие полярной и маршрутной съемок

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

определять расстояния, направления и азимуты на плане и местности; абсолютную и относительные высоты точек;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных объектов;

строить профиль местности и определять местность по профилю;

производить простейшую съемку местности


4

Понятие о плане местности. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование. Практикум 1. Изображение здания школы в масштабе. Входной контроль

1

комбинированный

О, ОТВ, тренировочный тест

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практикум 2. Определение объектов местности по плану, а также направлений, азимутов, расстояний между ними, абсолютной и относительной высоты точек

1

комбинированный

О, ОТВ, Р/Т

6

Составление простейших планов местности. Практикум 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки (или полярной)

1

комбинированный

С/Р, П/Р

7

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по Т1

1

урок обобщения и систематизации знаний

ОТВ, тест

8

Т2. Географическая карта. Форма и размеры Земли. Географическая карта

1

комбинированный

О, С/Р

объяснять

  • разницу в значениях полярного и экваториального радиусов Земли

  • объяснять значение понятий: “градусная сеть”, “экватор”, “меридиан”, “параллель», “Северное полушарие”, “Южное полушарие”, “тропики”, “полярные круги”, “географическая широта”, “географическая долгота”, “шкала высот и глубин”;

называть

  • форму Земли и ее причину;

  • значения полярного, экваториального, среднего радиуса Земли;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, объяснять их особенности

определять

  • расстояния на глобусе;

  • полушария и направления на карте;

  • географические координаты точки и местоположение точек по заданным координатам;

  • определять абсолютную и относительную высоты по карте;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

устанавливать соответствие между координатами и объектами

сравнивать высоты/глубины  объектов;

прогнозировать изменение высоты объектов


9

Градусная сеть на глобусе и картах

1

комбинированный

ОТВ, О

10

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практикум 4.  Определение  географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

1

комбинированный

О, тренировочный тест

11

Изображение на физических картах высот и глубин

1

комбинированный

О,ОТВ, тренировочный тест

12

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по Т2.

1

урок обобщения и систематизации знаний

ОТВ, тест итоговый

13

Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки (20). Т1. Литосфера. Земля и ее внутреннее строение.

ВПМ «Беспокойная планета».




1

комбинированный

О, ОТВ, табл.

объяснять

  • значение понятий “литосфера”, “рельеф”, “горные породы”, “минералы”,”полезные ископаемые”,  “земная кора”,  “магма”, “материковая кора”, “океаническая кора”,“очаг”, “эпицентр”, “лава”, “вулканический остров”, “гейзер”, “горы”, “горный хребет”, “горная долина”, “нагорье”, “горная система”, «равнины», “низменность”, “возвышенность”, “плоскогорье”, “впадина”, “шельф”, “материковый склон”, “ложе», “желоб”, “срединно-океанический хребет”, “котловина”, “шельфовое море”, “глубоководное море”;

  • особенности строения рельефа суши, строения дна Мирового океана ;

называть

  • методы изучения земных недр, глубин Мирового океана;

  • основные группы горных пород и приводить примеры;

  • происхождение горных пород  Калининградской области

  • причину землетрясений и извержений вулканов;

  • и показывать основные горы и равнины

  • особенности строения рельефа дна Мирового океана

сравнивать

  • материковую и океаническую земную кору;

  • географическое положение гор и равнин;

определять

  • сейсмические районы мира;

  • абсолютную и относительную высоты вершин, гор, равнин, глубин морей и океанов;

приводить

  • доказательства существования медленных вертикальных движений земной коры;

  • примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

делать зарисовку залегания горных пород в нашей местности

обозначать горы, равнины, формы рельефа дна на контурной карте;

классифицировать горы и равнины по высоте;

составлять краткую характеристику гор, равнин по плану;


14

Движения земной коры. Вулканизм.

Промежуточный контроль

1

комбинированный

О, ОТВ, К/К

15

Рельеф суши. Горы. Практикум 5. Составление описания гор, обозначение гор на контурной карте. ВПМ «Беспокойная планета».

1

комбинированный

О, ОТВ, П/Р, К/К

16

Равнины суши. Практикум 5. Составление описания равнины, обозначение равнин на контурной карте

1

комбинированный

О, ОТВ, П/Р, К/К

17

Рельеф дна Мирового океана. Практикум 5. Составление описания форм рельефа дна океана, обозначение их на контурной карте


1

комбинированный

ОТВ, тренировочный тест, П/Р


18

Т2. Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана

1

комбинированный

О, ОТВ, схема, К/К

объяснять

  • значение понятий: «гидросфера», “Мировой океан”, “мировой круговорот воды”,“море”, “залив”, “пролив”, “остров”, “полуостров”, “архипелаг”, “внутреннее море”, “окраинное море”, “соленость”, “ветровые волны”, “цунами”, “приливы”, “отливы”, «грунтовые воды», «межпластовые воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «водоносный слой», “река”, “речная долина”,“речная терраса”, “исток”, “устье”, “речной бассейн”, “речная система»”, “водораздел”, “режим реки”, “половодье”,”паводок” , “межень”,”ледник”, “снеговая линия”, “многолетняя мерзлота»;

  • особенности движения вод в Мировом океане;

  • различия в скорости просачивания воды через слои различных пород;

  • ледники на карте

называть

  • части гидросферы и их долю;

  • показывать и обозначать на контурной карте бассейны рек, речные системы, моря, заливы, проливы, о-ва, п-ова, архипелаги, реки, озера, водохранилища, сточные и бессточные озера, соленые и пресные озера, с постоянными и непостоянными берегами ;

  • пути возвращения воды в Мировой океан;

  • свойства вод и их причины

  • отличия грунтовых вод и межпластовых вод, горных и равнинных рек;

  • экологические проблемы подземных вод и меры по их сохранению

  • способы охраны речных вод;

  • происхождение озерных котловин, различия сточных и бессточных озер;

  • различия озера и водохранилища

  • значение ледников в Мировом круговороте

составлять краткую характеристику моря, реки, озера по плану;

решать задачи на определение солености;

сравнивать

  • географическое положение рек, озер

находить родник на плане и объяснять, почему он образовался именно здесь;

показывать на карте бассейны, речные системы и водораздел рек;

составлять краткую характеристику реки, озера по плану;

производить расчеты по образованию ледников;


19

Свойства вод. Движение воды в океане. ВПМ «Беспокойная планета».



1

комбинированный

О, табл.

20

Подземные воды. Реки

1

комбинированный

О, С/Р, ОТВ

21

Реки. Практикум 6. Составление описания  реки, нанесение на контурную карту


1

урок применения знаний и умений

О, П/Р

22

Озера. Практикум 6. Составление описания озера, нанесение на контурную карту

1

комбинированный

О, П/Р

23

Ледники. ВПМ «Беспокойная планета».

1

комбинированный

О, С/Р тренировочный тест




24

Т3. Атмосфера. Атмосферное строение, значение, изучение

1

комбинированный

ОТВ, С/Р

объяснять

  • значение понятий “атмосфера”, “тропосфера”, “стратосфера”, “мезосфера», “термосфера”, “экзосфера”, “амплитуда температур” ,“атмосферное давление”, “ветер”, “абсолютная влажность”, “относительная влажность”, “погода”, “климат”, “воздушные массы”, “климатический пояс”, «весеннее/осеннее равноденствие», «летнее/зимнее солнцестояние»;

  • особенности циркуляции атмосферы;

решать задачи на определение температуры воздуха у подножия, на вершине горы, высоты вершины;

называть

  • значение озонового слоя, атмосферы

  • и показывать тепловые и климатические пояса и их  границы, изменения в освещении и нагреве поверхности в течение года, климатообразующие факторы

  • особенности нагревания суши и водоема, суточного и годового хода температуры воздуха, причины изменения температуры в течение суток, года;

  • причины образования облаков и выпадения осадков;

измерять (определять) температуру воздуха, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, атмосферное давление, направление ветра;

строить графики хода температуры, диаграммы количества осадков по многолетним данным

решать задачи  на определение атмосферного давления, направления ветра, абсолютной и относительной влажности;

определять облачность;

характеризовать типы воздушных масс;

составлять краткую характеристику погоды, климатического пояса;

работать с синоптической и климатическими картами;

описывать погоду и климат своей местности.


25

Температура воздуха. Практикум 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. ВПМ «Беспокойная планета».

1

комбинированный

О, П/Р

26

Атмосферное давление. Ветер. Практикум 8. Построение розы ветров. ВПМ «Беспокойная планета».


1

урок приенения знаний и умений

О, П/Р

27

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практикум 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. ВПМ «Беспокойная планета».

1

комбинированный

С/Р, П/Р

28

Погода и климат. ВПМ «Беспокойная планета».

1

комбинированный

тренировочный тест, ОТВ

29

Причины, влияющие на климат

1

комбинированный

О, тренировочный тест

30

Т4. Биосфера. Географическая оболочка. Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

комбинированный

С/Р, ОТВ

объяснять значение понятий: “биосфера”, “географическая оболочка”, “природная зона”, “широтная зональность”, “высотная поясность”, “природный  комплекс”,;

называть

  • и показывать природные зоны на карте,

  • причины возникновения широтной и высотной поясности,

  • природную зону своего края

  • меры по охране природы

кратко характеризовать природные зоны ,


31

Природный комплекс. Практикум 10. Составление характеристики природного комплекса


1

комбинированный

С/Р, П/Р

32


Раздел IY. Население Земли (1 час). Население Земли. ВПМ «Беспокойная планета».

1

изучение нового

С/Р, ОТВ, к/к


объяснять значение понятия «расы»;

называть расы;

приводить примеры представителей рас;

уважительно относится к представителям разных рас и народов, к их культуре и обычаям

33

Промежуточная аттестация

1

урок контроля

К/Р


34

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по Р3

1

урок обобщения и систематизации знаний

ОТВ, тест итоговый

рассказывать о способах предсказаний стихийных бедствий;

приводить примеры

  • стихийных бедствий в разных районах Земли

  • мер безопасности при стихийных бедствиях.

составлять описание природного комплекса;


35

Обобщение и подведение итогов. Что будем изучать в 7 классе

1

урок обобщения и систематизации знаний

ОТВ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!