Аннотация
к рабочей программе по искусству 8 класс
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство», и авторской программы: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская «Искусство» 8-9 классы . Программа рассчитана на два года обучения – в VIII и XI классах.
В преподавании курса используется УМК: Сергеева Г.П.; Искусство. 8-9 классы : учеб. для общеобразоват. учереждений / Г.П. Сергеева,И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 2-е изд. –М. : просвещение, 2015.
На изучение курса в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы:
Развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи курса:
- Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наплоенном разнообразными явлениями массовой культуры;
- Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом развитии человечества;
- Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- Воспитание художественного вкуса;
- Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- Формирование умений и навыков художественного самообразования.
В ходе изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
- виды искусства;
- выразительные средства искусства;
- формы передачи общечеловеческих ценностей;
-основные понятия курса.
В процессе изучения курса обучающийся должен овладеть следующими умениями и навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями:
- Иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- Понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- Рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания суждения с их функциях ( познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- Иметь представление о многообразии видов, стилей жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств. Музыки, литературы, театра и кино;
- Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внутренних и внешкольных занятиях искусством.
Аннотация
к рабочей программе по искусству 9 класс
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство» и авторской программы Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашенковой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы».
Курс «Искусство» в 9 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давьщов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Цель программы
- развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интел-лектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Искусство» для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Примерной программы основного общего образования, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебного плана МБОУ Райковская СОШ им. Носова Н.И. на 2016-17 уч. год.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется по темам согласно тематическому плану.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики ), культурологии , и психологии художественного творчества развивающего обучения , художественного образования . Содержание программы дает возможность реализовать основные
Межпредметные и внутрипредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа разработана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений. В соответствии учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - 34 часа
Содержание 9 класса раскрывается в следующих разделах:
Воздействующая сила искусства - 9 часов
Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Количество проверочных работ |
1 | Воздействующая сила искусства | 9 часов | 2 |
2 | Искусство предвосхищает будущее | 7 часов | 2 |
3 | Дар созидания. Практическая функция | 11 часов | 3 |
4 | Искусство и открытие мира для себя | 7 часов | 2 |
| Итого: | 34 часа | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать:
основные отличия и особенности художественного языка и музыкальной драматургии;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров;
жанры и стили классического и современного искусства.
уметь:
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении искусства, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, жанре;
давать личностную оценку знакомому произведению искусства, аргументируя свое отношение к тем или иным видам искусства;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения | Аргументация изменений |
По плану | Корректировка даты |
Воздействующая сила искусства. 9 |
1 - 3. | Искусство и власть. | 7 14 21. 09 | | | |
4 - 5. | Какими средствами воздействует искусство? | 28.09 05.10 | | | |
6 - 7. | Храмовый синтез искусств. | 12.10 19.10 | | | |
8 - 9. | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 26.10 16.11 | | | |
Искусство предвосхищает будущее.7 |
10 –11. | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 23.10 30.10 | | | |
12. | Предсказание в искусстве. | 07.12 | | | |
13 - 14. | Художественное мышление в авангарде науки. | 14.12 21.12 | | | |
15 - 16. | Художник и ученый. | 28.10 | | | |
Дар созидания. Практическая функция.11 |
17. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 18.01 | | | |
18. | Архитектура исторического города. | 25.01 | | | |
19. | Архитектура современного города. | 01.02 | | | |
20. | Специфика изображений в полиграфии. | 08.02 | | | |
21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 15.02 | | | |
22. | Декоративно-прикладное искусство. | 22.02 | | | |
23. | Музыка в быту. | | | | |
24. | Массовые, общедоступные искусства. | | | | |
25 - 26. | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | | | | |
27. | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | | | | |
Искусство и открытие мира для себя. 7 |
28- 29. | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | | | | |
30. | Литературные страницы. | | | | |
31- 34. | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | | | | |
Итого 34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс.
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
• Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2016 г.
• Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2015 г.,
• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2015 г.
• «Хрестоматия музыкального материала»
• Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2015;
• Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2016,
• Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. М., 2015.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2015.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Искусство» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Примерной программы основного общего образования, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебного плана МБОУ Райковская СОШ им. Носова Н.И. на 2016-17 уч. год.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика предмета
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр, хореография, виды изобразительного искусства, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение учебного предмета «Искусство» в 8 классе отводится 1 час в неделю, соответственно 34 часов в год.
Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение курса определён учебным планом образовательного учреждения, познавательными интересами учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2014.
Межпредметные и внутрипредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности
Содержание учебного предмета
Тема: | Количество часов |
Искусство в жизни современного человека. | 2 |
Искусство открывает новые грани мира. | 7 |
Искусство как универсальный способ общения. | 7 |
Красота в искусстве и жизни. | 10 |
Прекрасное пробуждает доброе. | 5 |
резерв | 3 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения | Аргументация изменений |
По плану | Корректировка даты |
Искусство в жизни современного человека. 3 |
1. | Искусство вокруг нас. | | 14.09 | | |
2. | Художественный образ – стиль – язык. | | 21.09 | | |
3. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | | 28.09 | | |
Искусство открывает новые грани мира. -7 |
4. | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | | 05.10 | | |
5. | Зримая музыка. | | 12.10 | | |
6. | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | | 19.10 | | |
7-8 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников Как начиналась галерея. | | 26.10 02.11 | | |
9. | Музыкальный портрет. Александр Невский. | | | | |
10 | Портрет композитора в литературе и кино. | | | | |
Искусство как универсальный способ общения.-7 |
11. | Мир в зеркале искусства. | | | | |
12-13. | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? | | | | |
14. | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | | | | |
15. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | | | | |
16. | Символы в жизни и искусстве. | | | | |
17. | Музыкально-поэтическая символика огня. | | | | |
Красота в искусстве и жизни.-10 |
18. | Что есть красота. | | | | |
19. | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | | | | |
21. | Есть ли у красоты свои законы. | | | | |
23. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | | | | |
25. | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | | | | |
26. | Как соотноситься красота и польза. | | | | |
27. | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | | | | |
Прекрасное пробуждает доброе.-8 |
28-33. | Преобразующая сила искусства. | | | | |
34. | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | | | | |
Итого 34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
• Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2016 г.
• Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2013 г.,
• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2055 г.
• «Хрестоматия музыкального материала»
• Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2016,
• Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. М., 2015.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/