22
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Новоспасское
На заседании ШМО Зам. Директора по ВР Директор МБОУ СОШ№1
______ / Арсентьева О.Ф/ ________ / Юдина Н.С./ __________/ Причалов Н.М./
« 27» 08. 2013 «29» 08.2013 приказ №1 «01» 09. 2013
на педагогическом совете школы Приказ № 140/34
![](https://fhd.multiurok.ru/0/b/4/0b47db00f06a956460f16a53e8b4d392b04420db/proghramma-kliuch-k-zdorov-iu_1.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/0/b/4/0b47db00f06a956460f16a53e8b4d392b04420db/proghramma-kliuch-k-zdorov-iu_2.jpeg)
Разработала:
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ№1
р.п. Новоспасское, Ульяновской области
Горина Наталья Сергеевна
2013-2018г.г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ « КЛЮЧ К ЗДОРОВЬЮ»
НА 2013 - 2018 ГОДЫ![](https://fhd.multiurok.ru/0/b/4/0b47db00f06a956460f16a53e8b4d392b04420db/proghramma-kliuch-k-zdorov-iu_3.png)
Полное наименование программы | ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « КЛЮЧ К ЗДОРОВЬЮ» |
Нормативно-правовые основания для разработки Программы | - Конвенция о правах ребенка; -Конституции РФ; -закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, среднего (полного) образования; -СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; -СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993); - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. "Об образовании в Российской Федерации"; - закон РФ «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального Общего Образования - Устав школы |
Период реализации программы | сентябрь 2013года – июнь 2018 года. |
Цель программы | Создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и социально-психологических условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся начальных классов. |
Задачи программы | -Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья; -знакомить учащихся с русскими традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью; - знакомить детей с традициями школы в области сохранения здоровья; -формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы; - создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и умения по сохранению здоровья; - способствовать доступным способом преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом. |
Основные направления реализации программы | - Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся начальных классов. - Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. - Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников школы . - Профилактическая и коррекционная деятельность узких специалистов и педагогов школы. - Методическая работа с педагогами. - Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. - Профилактика травматизма школьников и сотрудников школы. - Научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов. - Укрепление материально-технической базы школы по сохранению и укреплению здоровья школьников. |
Ожидаемые результаты | - повышение уровня знаний обучающихся и их родителей по вопросам сохранения здоровья; - сформированность представлений о правилах здорового образа жизни у 100% обучающихся начальных классов - воспитание ценностного отношения к своему здоровью; - укрепление здоровья обучающихся через спектр урочных и внеклассных мероприятий; - увеличение числа обучающихся, включенных в физкультурно-оздоровительную работу и спортивно-массовые мероприятия |
Разработчик программы | Учитель физической культуры Горина Наталья Сергеевна |
Сайт школы в Интернете | http://schsite.ru/novospasskoe-sch1 |
Электронная почта | [email protected] |
Система организации контроля за выполнением программы | Контроль над реализацией программы осуществляется директором МБОУ СОШ№1 р.п. Новоспасское Причалов Н.М., зам. Директора по УВР Юдина Н.С. и родительский комитет школы. |
Финансирование программы | расходы по программе будут производиться в пределах бюджетного финансирования школы. |
Содержание
| Стр. |
1.Пояснительная записка | 5 |
2.Цель и задачи программы | 6 |
3.Этапы реализации программы | 6 |
4.Принципы построения и основные подходы и реализации программы | 7 |
5.Основные направления реализации программы | 8 |
6.Формы работы, используемые при реализации программы | 9 |
7.Здоровьесберегающие образовательные технологии | 10 |
8.Ожидаемые результаты реализации программы | 10 |
9.Медицинское обеспечение программы | 10 |
10.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся. | 11 |
11.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе | 12 |
12.Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования | 12 |
13.Мероприятия по реализации программы | 13 |
14.Приложение | 18 |
15.Список литературы | 19 |
| |
Пояснительная записка
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность, один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального Общего Образования.
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка по достижении возраста 6-7 лет. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Программа «Ключ к здоровью» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя зарядка, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели.
Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Таким образом, программа «Ключ к здоровью», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, учеников и родителей в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Цель программы:
обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса;
создать валеологическую среду обучения для учащихся;
привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психическими возможностями учащихся и учителей;
содействовать воспитанию у учащихся чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;
способствовать возрождению семьи, как основа сохранения достоинства и здоровья ребёнка, его личностного потенциала;
обучить навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
Задачи программы:
реализация основных положений Декларации Прав Ребенка, направленных на защиту здоровья и полноценного образования;
укрепление здоровья обучающихся;
организация системы пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
увеличение числа обучающихся, включенных в физкультурно-оздоровительную работу и спортивно-массовые мероприятия; осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического мониторинга состояния здоровья обучающихся;
обобщение и трансляция опыта работы школы по здоровьесбережению.
Этапы реализации программы.
1. Подготовительно-аналитический (2013-2014гг.).
Анализ материально-технических условий для реализации Программы, разработка плана развития материально-технической базы МБОУ СОШ № 1. Комплексное обследование здоровья учащихся начальных классов , распределение обучающихся по группам здоровья. Создание условий для эффективного внедрения программы «Ключ к здоровью» на территории МБОУ СОШ №1.
2. Основной (2014-2016г).
Реализация и мониторинг основной деятельности программы «Ключ к здоровью». Внедрение в педагогическую практику инновационных образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического и физического здоровья участников образовательного процесса. Совершенствование комплексного сопровождения и поддержки обучающихся в процессе их развития.
3. Аналитико - коррекционный (2017-2018г).
Анализ и оценка достигнутых результатов реализации Программы. Корректировка проблем, выявленных в процессе проблемного анализа. Постановка задач на дальнейший период.
Принципы построения программы:
- гуманизация- построение образовательного процесса на основе потребностей детей;
-вариативность- обеспечение ученику возможности выбора собственных образовательных маршрутов;
-преемственность- урочность и внеурочность деятельности;
-поддержка педагогами школьников в выборе образовательного маршрута;
-непрерывность- формирование навыков здорового образа жизни на протяжении всех лет обучения;
-систематическое повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового воспитания, безопасного поведения;
-конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться доступно и понятно;
-оптимизация означает, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания подрастающего поколения;
-системность включает разработку программ на основе системного анализа актуальной социальной ситуации в стране и состояния здоровья детей , подростков , молодежи;
-стратегическая целостность определяет единую стратегию оздоровительно- профилактической деятельности;
-многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности, целенаправленное формирование прочных навыков
Основные подходы в реализации программы
СИСТЕМНЫЙ – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов);
КОМПЛЕКСНЫЙ – использование целого комплекса различных методик и приемов при организации здоровьесберегающей среды;
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – учет индивидуально-типологических и психолого-физиологических особенностей учеников при обучении и воспитании;
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ – опора на уже сформированные личностные структуры учеников (их мотивацию, ценности, самосознание);
ПОЗИТИВНЫЙ – опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья, его право на выбор.
Основные направления реализации программы
В ходе реализации мероприятий, предусмотренных настоящей программой, формирование у учащихся необходимых знаний и умений, направленных на сохранение и развитие индивидуального здоровья, нацеливает учеников школы на всемерное снижение вредного влияния дидактогенного фактора на здоровье учащихся, а родителей на всемерную помощь учителям и учащимся в решении этой важной задачи.
В ходе формирования культуры здоровья учащихся, они должны знать:
какие факторы влияют на ухудшение здоровья, а какие на улучшение и поддержку стабильного здоровья учащегося;
как уменьшить, нейтрализовать, или компенсировать влияние вредных факторов;
как организовать свою учёбу и отдых с наибольшим эффектом для сохранения здоровья.
В ходе формирования культуры здоровья учащиеся должны уметь:
организовать свою учебную и внеурочную деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни;
противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
владеть элементами приемами физической и психологической самозащиты, в стрессовых ситуациях;
оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим при несчастных случаях;
правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В процессе здоровьесберегающего образования педагогические работники должны обеспечить:
овладение учащимися необходимыми знаниями и умениями в области культуры и здоровья;
квалификационную помощь учащимся, а в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности с целью сохранения и развития их здоровья;
формирование в начальных классах здоровьесберегающей дидактической и воспитательной среды;
психолого-педагогический мониторинг самочувствия и утомляемости учащихся;
провести работу среди детей и родителей по организации жизнедеятельности детей за рамками учебного и внеурочного воспитательного процесса;
использование данных медицинского мониторинга и рекомендаций врачей в интересах сохранения и развития здоровья каждого учащегося;
индивидуальный педагогический подход к каждому учащемуся в зависимости от состояния здоровья;
В процессе реализации программа, в работе с родителями, должна способствовать тесному сотрудничеству.
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Влияние электромагнитных полей и излучений в доме (проблемы телепросмотров и компьютерных игр, сохранение остроты зрения и осанки)», «Совместная деятельность школы, общественных организаций, семьи по организации здорового образа жизни», «Как сберечь здоровье школьника»», и т.п.;
проведения консультирования родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
ознакомления родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
разработки индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: стендов, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
Формы работы, используемые при реализации
программы «Ключ к здоровью»
В процессе реализации программы «Ключ к здоровью» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
урок физической культуры;
мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, утренняя зарядка до учебных занятий, подвижные игры на переменах);
спортивные праздники;
соревнования по различным видам спорта;
туристические походы, экскурсии;
«Дни здоровья»;
спортивные викторины;
теоретические занятия, беседы, семинары;
занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
наглядная агитация («Галерея успехов», стенды);
мониторинг и анализ уровня физической подготовленности учащихся;
динамика активности учащихся в участие спортивных мероприятиях;
выявление творчески развитых учащихся и способствовать дальнейшему развитию их спортивного мастерства (банк одаренных учащихся);
тесное сотрудничество с ДЮСШ;
посещение оздоровительных центров:
ФОК «Центр ЮГ» – тренажерный зал, универсальный зал, бассейн;
ледовый дворец «Олимп» - ледовая площадка, тренажерный зал, баскетбольная площадка, искусственное поле, беговая дорожка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
здоровьесберегающие медицинские технологии;
здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой (зеленые растения в классах, рекреациях);
здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности
Ожидаемые результаты реализации программы
Как и многие другие проекты и программы, реализуемые в школе, данная программа может быть осуществлена только при условии содружества разных служб и подразделений образовательного учреждения. Консолидация сил администрации школы, педагогов, психологов, классных руководителей приводит к тому, что ответственность за конечный результат не перекладывается с одного специалиста на другого, а разделяется. Соответственно разделяется и успех, к которому приходим в процессе реализации.
Повышение численности учащихся занимающихся в спортивных секциях;
увеличение количества детей ведущих здоровый образ жизни;
снижение правонарушений и преступности среди детей и подростков;
снижение численности детей и подростков, употребляющих алкогольные напитки, табачные изделия, недопущение употребления наркотических веществ;
увеличение количества участников спортивных мероприятий и участников соревнований;
активного участия родителей в мероприятиях и соревнованиях, совместных занятий с детьми организуемых в школе.
Медицинское обеспечение
программы «Ключ к здоровью»
С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается и взрослеет ученик, какие и когда у него появились отклонения в здоровье.
Медицинское обеспечение включает:
распределение учащихся по группам здоровья;
составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
беседы медицинской сестры школы с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
профилактические прививки учащихся и учителей;
заполнение паспортов здоровья классов;
диспансеризацию педагогического коллектива школы.
ИССЛЕДОВАНИЕ И КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнитель |
1. | Оформление медкарт и листков здоровья в классных журналах | сентябрь | медсеста, классные руководители, учителя физкультуры |
2. | Профосмотры детей в условиях школы | октябрь-апрель | медсестра |
3. | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся по результатам всеобщей диспансеризации учащихся, ежегодное уточнение данных | сентябрь, декабрь | ЦРБ, медсестра, заместитель директора по УВР |
4. | Создание «Паспорта здоровья» классов и школы | сентябрь | классные руководители, заместитель директора по УВР |
5. | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) | октябрь-март | заместитель директора по УВР |
6. | Школьное анкетирование «Мое домашнее задание» | октябрь | заместитель директора по УВР, внештатный психолог школы |
7. | Осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся. | в течение учебного года | администрация школы, медсестра, учителя физкультуры |
8. | Психологический мониторинг здоровья обучающихся: - на адаптацию в начальной школе; - тест на тревожность; | сентябрь, январь, апрель | внештатный психолог школы |
9. | Мониторинг эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс | ноябрь, май | зам директора по УВР, руководители ШМО |
10. | Анализ случаев травматизма в школе | в течение года | ответственный за охрану труда и безопасность |
11. | Мониторинг включенности обучающихся в физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия | сентябрь, декабрь, апрель | Учитель физической культуры, классные руководителя |
12. | Анализ реализации программы «Ключ к здоровью» | ежегодно, май | замдиректора по УВР |
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ШКОЛЕ |
1. | Контроль за соответствием ученической мебели росту ученика | август | классные руководители |
2. | Мониторинг естественной и искусственной освещенности | август, в течение года | классные руководители |
3. | Мониторинг состояния учебного помещения | в течение года | администрация школы, классные руководители |
4. | Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность) | ежедневно | медсестра, администрация школы, родительский комитет |
5. | Контроль питьевого режима | ежедневно | Замдиректора, медсестра |
6. | Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНов. | в течение года по плану ВШК | медсестра |
7. | Организация горячего питания обучающихся 1-4 классов | с сентября ежемесячно | администрация школы |
8. | Организация активного отдыха на переменах | ежедневно | классные руководители 1-4 кл, организатор досуговой деятельности |
9. | Организация досуговой занятости детей в кружках и секциях школы и других учреждений дополнительного образования детей | сентябрь, январь | Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители |
Материально-техническое обеспечение программы и источники ее финансирования
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса школы;
магнитофон и мультимедийное оборудование.
Источниками финансирования программы являются:
Мероприятия по реализации программы «Ключ к здоровью»
№ | Класс | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
I.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня |
1 | | -Обсудить на педсовете (или совещании при директоре) порядок проведения утренней зарядки до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах. | До 1 сентября | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
2 | 1-4 | -Провести беседы в классах о режиме дня, о порядке проведения утренней зарядке до занятий. | До 10 сентября | учителя физической культуры, классные руководители |
3 | 1-4 | -Определить каждому классу места для проведения утренней зарядке до занятий и подвижных игр на переменах. | До 10 сентября | Администрация школы, учителя физической культуры |
4 | 1-4 | -Проводить утреннюю зарядку до занятий, подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах. | Ежедневно с 3 сентября | Классные руководители, физорг класса |
II. Внеурочная деятельность по спортивному направлению |
1 | 1-4 | Работа секций по баскетболу, легкой атлетике и волейболу, теннису ,лыжных гонок. | Ежегодно с 5 сентября | преподаватели физкультуры |
2 | 2-4 | - Соревнования по видам спорта: легкая атлетика бег на 30 м; бег на 60м.; бег 1000м; метание мяча; эстафета (с этапом 60м) прыжки в длину. | Сентябрь, апрель | Учителя физической культуры, классные руководители |
3 | 4 | Баскетбол Соревнования между командами классов. | Декабрь; Апрель. | учителя физической культуры, |
4 | 3-4 | Соревнования между командами классов | Ноябрь; март | Учителя физической культуры, классные руководители |
5 | 3-4 | Соревнования на первенство начальных классов с учетом учебной программы | декабрь | Учителя физической культуры, классные руководители |
6 | 3-4 | Соревнования на первенство начальных классов, на приз газеты «Школьный вестник» | Январь февраль | Учителя физической культуры, классные руководители |
7 | 3-4 | Соревнования между командами классов. Соревнования дворовых команд. | Декабрь- февраль | Учителя физической культуры, классные руководители |
8 | 2-4 | Соревнования между командами классов. Соревнования разновозрастных отрядов и дворовых команд. | Сентябрь-октябрь, апрель-май | Учителя физической культуры, классные руководители |
9 | 4 | Соревнования на первенство начальных классов | Ноябрь-декабрь | Учителя физической культуры, классные руководители |
10 | 2-4 | Соревнования на первенство начальных классов «Белая ладья» | Ноябрь; апрель | Учителя физической культуры, классные руководители |
11 | 1-4 | «День здоровья» - поход | Сентябрь; май | оргкомитет преподаватели физкультуры |
12 | 1-4 | Уроки физкультуры с выдающимися спортсменами Новоспасского района. | В течение года | Администрация школы, учителя физической культуры, |
12 | 3-4 | Президентские соревнования среди учащихся начальных классов. | Апрель-май | учителя физической культуры, |
13 | 1-4 | Мероприятия в рамках месячника патриотического воспитания: -«Вперед мальчишки» | Февраль | преподаватели физкультуры |
14 | 1-4 | Мероприятие посвященное «Международному женскому дню» эстафета «А ну-ка , девочки» | март | преподаватели физкультуры |
15 | 1-4 | Участие во Всероссийских, областных и районных соревнованиях и конкурсах: -«Веселые старты» -разновозрастные; -« Президентские состязания»; - многоборье «ГТО» «Ловкие и сильные» (в возрастной ступени 6-8 лет, ступени 9-10 лет); | В течение года | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
-«Лыжня России» | февраль |
-«Кросс Нации» | сентябрь |
-районные соревнования этапа Всероссийского проекта «Мини-футбол в школы» | октябрь |
-легкоатлетический пробег посвященный памяти « Героя Советского Союза Жукова И.Ф." | май |
-районные соревнования по плаванию | Апрель, май |
-велокросс, посвященный «Дню Государственного флага Российской Федерации» | август |
16 | 1-4 | Повышение активности и поддержка талантливых спортсменов: -конкурс портфолио «Спорт – страна здоровья»; -конкурс « Самый спортивный класс». | В течение года | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
III. Организация мероприятий по внедрению олимпийского образования и физкультурно-спортивного комплекса ГТО, работа с одаренными детьми |
1 | | Внесение в содержание учебных программ вопросов олимпийской и параолимпийской тематики | Сентябрь | Учителя-предметники |
2 | 1-4 | Поведение: «Олимпийских уроков», «Урок со звездой», «Завтрак с чемпионом». | В течение учебного года | Класс. руководители, учителя физической культуры |
3 | 1-4 | Проведение школьной спартакиады «Малые Олимпийские игры» | В течение учебного года | Учителя физической культуры |
4 | 1-4 | Выявление спортивно одаренных детей | Сентябрь | Классные руководители, учителя – предметники, учителя физической культуры |
5 | 3-4 | Развитие детской одаренности: исследовательская деятельность, участие в школьной, районной научно-практической конференции; теоретические конкурсы различного уровня по олимпийской тематике; спортивные соревнования различного уровня. | В течение учебного года | Учителя физической культуры, учителя-предметники |
6 | 1-4 | Функционирование спортивных секций | В течение учебного года | Учитель физической культуры, тренеры-преподаватели ДЮСШ, оздоровительный центры: ФОК «Центр ЮГ», ледовый дворец «Олимп» |
IV. Организация мероприятий совместно с родителями |
1 | 1-4 | Спортивно-оздоровительный фестиваль «Папа, мама и я – спортивная семья!» | Сентябрь, май | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
2 | 1-4 | Конкурсный турнир «На старт с папой» | февраль | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
4 | 1-4 | Праздник, посвященный дню матери «Стартуем вместе с мамой!» | ноябрь | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
5 | 1-4 | Конкурс Малый родительский грант в номинации «Семья за здоровый образ жизни» | декабрь | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
6 | 1-4 | -Беседа с родителями по теме: «Личная гигиена школьника»; «Совместная деятельность школы, общественных организаций, семьи по организации здорового образа жизни» | общешк-е родит-е собрание | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
V.Сфера отдыха, оздоровления и занятости учащихся во время каникул |
1 | 1-4 | -Оздоровительные спортивно- массовые мероприятия в дни каникул | Осенние, Зимние, весенние | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
2 | 1-4 | -Летний оздоровительный пришкольный лагерь | Июнь-июль | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
3 | 1-4 | -Загородный лагерь «Родник» | Июль | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
4 | 1-4 | Посещение оздоровительных центров: -ФОК «Центр ЮГ» -Ледовый дворец «Олимп» | В течение года | Администрация школы, учителя физической культуры, классные руководители |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 .Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий в школе для занятий спортом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников
ПУТИ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Педагогическая среда - это совокупность социально-экономических, бытовых, организационно-педагогических и личностных условий образовательной деятельности педагогического субъекта (учащихся, педагогов, образовательных учреждений в целом).
Социально-экономические условия характеризуются влиянием основных социальных сфер жизни человека: профессиональной, семейной, культурной (досуговой) и общественной.
Качество социальной среды, с одной стороны, определяет специфику исходной статусной позиции семьи, запускающей процесс социализации ребенка (воспитание, обучение, образование, формирование), с другой стороны влияет на его жизнеспособность и здоровье, обеспечивающие процесс адаптации в меняющихся условиях жизни.
Критериями статусной позиции, отражающими качество социально-экономической среды являются: ценностные ориентации, нравственные эталоны, целевые установки, образование, род занятий, должность, уровень дохода, район проживания; состав семьи, семейные отношения, уровень притязаний и ожиданий как показатель развития. Эти характеристики больше зависят от состояния общества, от его структуры, нежели от педагогов, которые могут влиять на ситуацию лишь опосредованно.
Характеристики педагогической среды:
- Бытовые условия, которые определяются соответствием образовательной деятельности санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям.
- Организационно-педагогические, включающие в себя содержание образования, процессы, в ходе которых происходит его освоение;
необходимое для учебного процесса оборудование и обеспечение.
- Личностные условия, подразумевающие создание положительного
эмоционального фона в учебном процессе; касаются внутреннего самочувствия ученика, его отношений с педагогами и другими учениками.
Школа - это место активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет - наиболее интенсивного периода его развития - и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, т.е. педагогическая среда должна иметь здоровьесберегающей характер.
Здоровье является сложным биосоциальным явлением, которое определяют как состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой и какие-либо болезненные изменения отсутствуют.
Организованный со здоровьесберегающих позиций учебный процесс не только обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей в онтогенезе, но и способствует поддержанию высокого уровня физической и умственной работоспособности на протяжении учебного дня, недели, года; определяет формирование социально востребованных качеств и свойств личности; дает высокий уровень образования.
В современной стратегии образования выделяется значимость здоровья педагогов и школьников, как необходимого компонента образования, как одного из приоритетных направлений его гуманизации. Формирование здоровья, и на его основе физического, психического и социального благополучия, является условием и базисом полноценного раскрытия потенциала личности.
МБОУСОШ №1 ориентирована на обучение и воспитание, развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных и возрастных (физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, а также личных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условия для умственного, нравственного и физического развития ребенка.
Список литературы
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2011
Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.
Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39.
«Здоровье школьников» Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38..
Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38. Здоровье учащихся.
Дичев, Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009. – № 10. – С. 19-21. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
Обухова Л.А. , Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4классы). –М.:ВАКО, 2007.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья,1-5 классы.-М.: ВАКО, 2004.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2012.
Новые стандарты «Формирование культуры здоровья» А.Г.Макеева 2013 год.
Внеурочная деятельность «Легкая атлетика» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов 2011 год.
Программа внеурочной деятельности « Туристско - краеведческая деятельность и Спортивно-оздоровительная деятельность» П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, 2011 год.
Внеурочная деятельность «Волейбол» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, 2011 год.
Ушаков Е.В.: Подвижные игры. Белгород.Бел.ГУ.2011