ПРОГРАММА
клуба выходного дня
для учащихся 5-11 классов
«Юный патриот»
Автор программы:
учитель истории и обществознания
МБОУ "Катичская СОШ"
Прищеп В.П.
Катичи – 2017 г.
I. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, краю и любящий их.
Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 3 блока («Мои родные места - сёла Катичи и Вихолка», «Родной свой край люби и знай», «Моя Родина - Россия»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
1. Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
сохранение истории нашего края для будущих поколений;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
сформировать у учащихся основные знания об истории своих сёл (Вихолка и Катичи), родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Брянской области;
сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
организовать экскурсии по улицам и ближайшим окрестностям наших сёл;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
2. Исполнители программы:
Учащиеся, родители и руководитель кружка.
II. Актуальность программы.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
III. Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю в течение учебного года.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
Содержание программы.
Программа клуба «Юный патриот» включает в себя четыре блока:
I блок. Мои родные места - сёла Катичи и Вихолка
Задачи:
формировать представления о специфике села, об истории села;
приобщать детей к насущным заботам жителей села, к участию в различных общественных инициативах;
воспитывать любовь к своему селу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному селу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему наших сёл.
II блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области;
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
III блок. «Моя Родина - Россия»
Задачи:
формировать представления об истории России, о культурных, политических, экономических особенностях
воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа России.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
IV. Реализация программы.
Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
Посещение семей на дому.
Посещение сельского и школьного музеев.
V. Ожидаемые результаты:
Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
повышение уровня духовной культуры;
возрождение патриотического воспитания.
Мероприятия по реализации программы
№ | Название темы | Форма проведения | Дата |
I. Мои родные места - сёла Катичи и Вихолка |
1 | «Малая Родина». Географическое положение. | Беседа. | |
2 | Катичи и Вихолка – сердцу милый уголок. | Видео экскурсия | |
3 | История образования села. | Беседа, рисунки | |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир. | Беседа. Экскурсия. | |
5 | Красота родной природы. | Презентация | |
6 | Основные достопримечательности сёл: памятники, музеи. | Экскурсия. | |
7 | О чём говорят названия улиц | Поисковое задание | |
8 | Занятия жителей села. | Беседа. | |
9 | Народные праздники (Колядки, Стрела, Троица, Иван Купала) | Поисковое задание. Презентация | |
10 | Профессии людей, живущих в селе. | Поисковое задание | |
II. Родной свой край люби и знай |
11 | Что такое семья, род? | Беседа. | |
12 | Фамилия, имена, отчества членов семьи в семейной летописи. | Поисковое задание | |
13 | Моя родословная | Составление родословной | |
14 | Из бабушкиного сундука | Рисунки. | |
15 | Игры нашего народа | Практикум. | |
16 | Профессии людей, живущих в селе. | Беседа. | |
17 | Песни родителей, бабушек | Прослушивание. | |
18 | Встреча с старожилом – источник о прошлом села. | Встреча , беседа | |
19 | Великая Отечественная война в истории наших сёл | Поисковое задание | |
20 | Изучение старинных предметов сельского быта. | Сбор материала для сельского и школьного музеев | |
21 | Знакомство с творчеством наших односельчан. | Экскурсия в этнографическую комнату Катичского СДК | |
22 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | Открытки | 1.10 |
23 | Наш народ – народ гостеприимный. | Оформление уголка | |
24 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | Поисковое задание | |
25 | Народы – проживавшие в нашем селе. | Беседа. | |
26 | История Катичской средней школы | Презентация | |
27 | Знай, люби и гордись своим селом | Практикум. | |
28 | Моё село в будущем | Мини-сочинение | |
III. Моя Родина - Россия |
29 | Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. | Презентация | |
30 | Русские полководцы и флотоводцы. | Презентация | |
31 | Символика России | Презентация | |
32 | Государственные праздники России | Беседа. | |
33 | Воины-интернационалисты. | Встреча | |
34 | Конкурс рисунков «Я патриот!» | Выставка | |
Список литературы
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2011.
Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2012.
Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2013.
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2013. - 221с.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2011. - №17. - 9 - 13с.
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2011
Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2011. - №1. – 147с.
Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2011. - №3. – 40с.