Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №14»
Программа
«Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы для детей с ЗПР»
Подготовила педагог-психолог
Янкевич Ольга Анатольевна
2017г
Пояснительная записка.
Актуальность
Данная программа разработана для детей с задержкой психического развития.
Среди факторов, обуславливающих возникновения трудностей при обучении в школе, наиболее часты: отягощенность раннего периода развития, задержки формирования познавательных процессов (мышление, речь), моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния здоровья.
При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития приходятся на недостаточность познавательных процессов – недостаточность восприятия, его дифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентировки; в познавательной сфере – отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.
Неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления характерно детям с ЗПР.
Дети в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.
При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Дети с задержкой психического развития – это особые дети, и они требуют к себе повышенного внимания от учителя на уроке, а в условиях гимназии по развивающему обучению и при наполняемости класса 36 человек - это сделать сложно. Недоразвитие речи, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что такие ребята не усваивают материал урока в том объёме, который требуется, они плохо запоминают полученную информацию либо запоминают её ненадолго. Им требуется больше времени, чем остальным детям, на усвоение какой-либо информации. Бедный словарный запас таких детей не позволяет им свободно выражать свои мысли ни устно, ни в письменном виде. Они не умеют рассуждать, либо эти рассуждения на очень примитивном уровне.
У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма:
1) преобладание игровых интересов над познавательными;
2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость;
3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы:
Данная программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря2012 г. N 273
-ФЗ - «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Конвенцией о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;
(Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
В процессе реализации программы коррекционно-развивающей работы использована коррекционно-развивающая программа для общеобразовательных учреждений (1-4 классы) специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательной школе под ред. С.Г.Шевченко, а также диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога.
Психолого-педагогические принципы:
формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
использование методов и приёмов обучения с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребёнка,
создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности, преодоление индивидуальных недостатков развития;
С учетом указанных критериев для диагностики индивидуального развития используются следующие методики:
1. Диагностика общего уровня развития, пространственной ориентации, мелкой моторики (методики «Узнавание фигур», «Домик» Н.Г.Гуткиной, тест Керна-Иразека (рисунок человека, копирование фразы «Ей дан чай» или «Он ел суп», копирование с трафарета 10 точек, расположенных определенным образом), понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих взаимное расположение предметов «Бочка и ящик»)
2. Диагностика произвольности внимания и регуляции деятельности ( методики «Графический диктант», «Палочки-крестики», «Методика Пьерона –Рузера»)
3. Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего», «Классификация предметов», «Причинно-следственные связи» и др. из диагностического комплекса Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов», «Матрицы Равена», закономерности)
4. Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной форме, с использованием сюжетных картинок (Безруких М.М.). 5. Диагностика сформированности учебной мотивации с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной).
Данная программа разработана на детей с учетом их индивидуальных психологических особенностей.
Особенности внимания
1. Низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
2. Низкий уровень устойчивости внимания. Ребенок не может длительно заниматься одной и той же деятельностью.
3. Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание.
Особенности восприятия:
- недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности;
- недостаточная целенаправленность и организованность внимания;
- замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия.
- низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»);
- снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно;
Особенности мышления:
У ребенка имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
- анализ (увлекается мелкими деталями, не может выделить главное, выделяет незначительные признаки);
- сравнение (сравнивает предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
- классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. Учитывая все выше сказанное, к ребенку необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности на занятии.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности ученика на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
Программа представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания. Программа расчитана на 30 занятий, 1 раз в неделю по 40 минут.
Цель программы – определение путей и направлений развивающей и коррекционной работы в отношении ребёнка с ЗПР в условиях образовательного учреждения (МАОУ «Гимназия № 14).
Задачи программы:
-выявление актуального и ближайшего уровней развития ребёнка;
-проектирование коррекционно-развивающей программы (исходя из результатов диагностики);
-отслеживание динамики развития ребёнка в условиях образовательного учреждения, корректировка программы;
-проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций для педагога и родителей(опекунов) для организации дальнейшего психологического сопровождения ребёнка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Цель коррекционно-развивающих занятий – развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе, с учетом актуального уровня развития ребёнка, его резервных возможностей.
Задачи коррекционно-развивающих занятий:
- снижение эмоционального дискомфорта,
-развитие коммуникативных навыков,
-развитие психических процессов (память, внимание, мышление, формировние произвольности поведения).
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.
Продолжительность программы
Реализация программы предполагает организацию работы в трех основных направлениях:
-диагностико-аналитическом;
-коррекционно-развивающем;
-проектно-консультативном.
Методы и приемы:
-психогимнастика;
-игры;
-упражнения;
-арт-терапия.
Требования к результату усвоения программы:
Программа включает 30 коррекционно-развивающих занятий. Организация психологического сопровождения далее, в условиях образовательного учреждения будет зависеть от особенностей индивидуального развития ребёнка, кадровых ресурсов и тех психолого-педагогических условий, которые могут создать семья (родители/опекуны) и педагоги.
При условии успешной реализации программы у ребёнка будет отмечаться положительная динамика психического развития, а именно:
-стабилизируется эмоциональное состояние, снизится уровеь агрессивности;
-снизится количество конфликтов, разрешаемых «силовым» способом, повысится стремление выражать свои потребности в доступной для общения форме;
-повысится познавательный интерес и готовность к взаимодействию со взрослыми;
-повысится уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, пространственных и временных представлений), создающих основу для успешного обучения ребёнка в школе.
Система оценки достижений планируемых результатов:
При условии соблюдения технологии организации психологического сопровождения ребёнка педагог-психолог сможет:
-достоверно определить уровень актуального развития и выявить резервные возможности ребёнка;
- спроектировать индивидуально ориентированную программу коррекционно-развивающей работы с ребёнком, которая учитывает егопсихофизические и индивидуально- типологические особенности;
-разработать индивидуальные рекомендации для организации дальнейшего сопровождения ребёнка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Предполагаемый результат: данная программа помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.
Программа психолого – педагогической поддержки
№ занятия | дата | Краткое содержание | Результат |
1 | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
7.Вывод:
На октябрь: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На январь: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На май:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Рекомендации:___________________________________________________________________________________________
Литература
1.Активизация познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. Минск: Нар. асвета. 109 с.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М.: Ропедагентство, 1994г. 68с.
4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: 1968. 345 с.
5. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М.: Мысль. - 1989. – 173с.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,1973.
7. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: 1973. 149 с.
8.Зыкова В.И., Калмыкова З.И., Орлова А.М. Об учащихся с замедленным темпом развития // Советская педагогика. 1968. № 10. С. 58-69.
9.Изучение учителем психического развития учащихся.: методические рекомендации. – Киев, 1984г. – 246с.