Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Согласовано Утверждено
зам. директора по ВР директор школы
________ Плетенюк Т.В. ______ Гизатуллин С.А.
от «__»_________2015 Приказ №_______
от «__»_________2015
Программа внеурочной деятельности
«Чудеса в решете»
Автор программы
Суфиянова Лилия Александровна
Чернушка
2015
Пояснительная записка
«Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель:
Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
Образовательные
- научить приемам исполнительского мастерства.
Развивающие
- развивать природные задатки и способности детей;
- развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству;
- развивать стремление к творческой самореализации.
Воспитательные
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине.
Коррекционные
- формировать у обучающихся представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
Программа работы рассчитана на 1 год. Комплектуется из обучающихся 5 – 9 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы - 10 – 15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(68 часов в год)
Программа основана на следующих принципах
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение
( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Данная программа способствует формированию следующих метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Формы деятельности:
- занятия,
- выставки школьного, районного, межмуниципального и краевого уровня,
- экскурсии,
- ярмарки.
Учебно – тематический план
№ | Темы | Количество часов | Даты |
I полугодие (16 недель - 2 часа) |
1. | Вводное занятие, сбор и сушка природного материала | 2 | |
2. | Работа с природным материалом. Изготовление панно «Розы» (листья клена, мешковина, картон) | 2 | |
3. | Работа с природным материалом. Изготовление панно «Портрет любимого учителя» (осенние листья, лепестки цветов, манная крупа, акварель) Техника безопасности при работе с клеем. | 4 | |
4. | Работа с природным материалом. Ваза «Осень» (листья клена) | 2 | |
5. | Работа с природным материалом. Поделки из овощей «Забавные животные» | 2 | |
6. | Аппликация «Ромашки», «Незабудки» (семена хурмы, фиников, стебли диких злаков, цветы физалиса, светлая однотонная ткань, картон) Техника безопасности при работе с клеем, ножницами. | 4 | |
7. | Работа с бытовыми отходами. Изготовление цветов «Лилия», «Василек» (одноразовые ложки, вилки, ножи, стаканы, пробки от бутылок, пакеты для мусора, пластиковые бутылки) Техника безопасности при работе с клеем и шилом. | 4 | |
8. | Работа с бытовыми отходами. Изготовление светильника «Пальма» (пластиковая бутылка, пластиковые пробки от бутылок) Техника безопасности при работе с клеем, шилом, свечой и спичками. | 4 | |
9. | Работа с произвольным материалом. Изготовление «Елки» (макаронные изделия – перья, бантики) Техника безопасности при работе с ножницами. | 2 | |
10 | Работа с пуговицами. Изготовление открыток (пуговицы, нитки, цветной картон, цветная бумага) Техника безопасности при работе с клеем, ножницами. | 4 | |
|
11. | Конструирование. Изготовление коробочек по готовым эскизам. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. | 2 | |
7. | Конструирование. Изготовление коробочек по самостоятельно выполненным эскизам. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. | 2 | |
8. | Конструирование. Изготовление карандашницы «Геометрия». Техника безопасности при работе с клеем и ножницами. | 2 | |
9. | Конструирование. Изготовление подарочных коробочек и шкатулок «Валентинка». Техника безопасности при работе с ножницами и клеем | 2 | |
10. | Работа с соломкой. Изготовление панно «Лютики» Техника безопасности при работе с ножницами и клеем | 4 | |
11. | Работа с соломкой. Изготовление панно по выбранным эскизам. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем | 6 | |
12. | Работа с бумагой. Изготовление подставки под горячее (журналы, газеты – плетение) Техника безопасности при работе с ножницами | 4 | |
13. | Конструирование. Изготовление панно «Бабочки». Техника безопасности при работе с ножницами, шилом и клеем | 4 | |
14. | Работа с пуговицами. Изготовление панно по готовым эскизам. Техника безопасности при работе с ножницами | 4 | |
15. | Работа с обрезками синтетической ткани. Изготовление панно произвольного плана. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. | 4 | |
16. | Работа с кожей и дерматином. Изготовление сумочки для телефона, мелочей с отдельными декоративными элементами. Техника безопасности при работе с ножницами, шилом и клеем. | 2 | |
17. | Отчетная выставка. | 2 | |
18. | Итого | 68 часов | |
Планируемые результаты:
- обучающиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
- о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и класса, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
- получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;
- обучающиеся научатся соблюдать технику безопасности при работе с клеем и пилкой по металлу, закрепят знания о безопасном использовании ножниц, шила и швейной иголки.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Заключение
Обучающиеся с ОВЗ должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.
Учебно-методическое обеспечение:
«Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
2. « Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г.
3. « Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009г.