Программа кружка «Мастерим из пуговиц»
средняя группа
Разработала - Моторина Ольга Николаевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Д/с № 66 «РЯБИНУШКА», РМЭ г. Йошкар-Ола
Содержание
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи
1.2. Мониторинг освоения результатов
I.I Содержательный раздел
2.1 Перспективное планирование
III. Организационный раздел
3.1.Организация кружковой деятельности
3.2.Используемый материал при работе
3.3.Список литературы
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Актуальность. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Большую помощь в развитии мелкой моторики, а также творческих и интеллектуальных способностей оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными. Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность зрительная и двигательная память, речь.
Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания кружка «Мастерим из пуговиц», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.
Новизна: состоит в разработке системы занятий по продуктивным видам деятельности и использование на них игр с пуговицами, создание поделок из пуговиц. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.
Проблемы:
Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
Недостаточный уровень речевой активности детей.
Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
1.2. Цель программы – развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей с помощью бросового материала - пуговиц, развитие фантазии, мышления.
Задачи:
Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире
Развивать воображение детей, творчество, интерес к коллекционированию; развивать мелкую моторику кистей рук, познавательную активность, фантазию, коммуникативные навыки.
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.
1.3.Мониторинг освоения результатов
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда.
Предполагаемый результат:
Занимаясь в кружке, дети средней группы к концу года смогут:
- Расширить свой кругозор через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения;
- Использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами;
- Уметь классифицировать пуговицы по различным признакам;
- Занятия помогут детям в развитии речи, мышления, творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ детей:
– в группе,
– в МБДОУ
• Участие в конкурсах.
II Содержательный раздел
2.1. Перспективный план работы кружка
Месяц | Название | Программное содержание |
Сентябрь | 1.Рисование: «Нарисуем пуговицу» Д/и: «На что похожа пуговица?». | Развивать мелкую моторику, память, внимание. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца |
2. Лепка: «Составление из пуговиц солнышка на пластилине» Д/и «Составь картинку» | Развивать воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу. |
Октябрь | 3.Аппликация «Осеннее дерево» Д/и «Подбери дереву листья» | Развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве. |
4.Конструирование «Весёлый зайчик» Д/и «Разноцветные домики» | Формировать чувство вкуса. Развивать воображение, чувство цвета, формы. |
Ноябрь | 5.Рисование «Украшаем платье» Д/и «Найди пару» | Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять понятия цвет, форма, величина |
6. Лепка «Мы дизайнеры» - пуговицы из пластилина Д/и «Больше - меньше» | Учить передавать в лепке форму диска (пуговицы), различать и называть основные цвета, развивать творчество |
Декабрь | 7. Аппликация «Новогодние шарики» Д/и «Сортировка по величине» | Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, познавательную сферу. |
8.Конструирование: «Снежинка» Д/и «Чудесный мешочек» | Учить на ощупь определять количество, форму, величину, материал. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. |
Январь | 9.Рисование: «Печатаем узор» (пуговица-штамп) Д/и «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме» | Закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук. |
10.Лепка «Снеговик» Д/и «Пуговичный массаж» | Закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, развивать тактильные ощущения. |
Февраль | 11.Аппликация «Пуговичная мозаика» Д/и «Подбери правильно» | Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться. |
12.Конструирование: «Машина» Д/и «Подбери колеса к машине» | Укреплять и развивать руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из пуговиц. |
Март | 13.Рисование и аппликация «Радуга» (коллективные) Д/и «Выложи картинку» | Формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
14. Лепка «Волшебный цветочек» Д/и «Дорожка из пуговиц» | Закреплять основные цвета. Учить чередовать цвета в соответствии с образцом. |
Апрель | 15.Аппликация «Весенний букет» Д/и «Пуговичное ожерелье» | Учить нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки. Развитие мелкой моторики |
16.Аппликация «Рыбка» Д/и «Аквариум» | Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять понятия цвет, форма, величина |
Май | 17.Аппликация «Гусеница» Д/и «Подбери по цвету» | Развивать умение узнавать и называть цвета, развивать мелкую моторику, закрепить представление о величине пуговиц, развивать воображение и творчество детей |
18.Лепка «Божья коровка» Д/и «Коврики» | Развивать творческие способности и образное мышление |
III. Организационный раздел
3.1. Организация занятий
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут. Программа разработана на 1 год обучения для детей 4-5 лет. В год 18 занятий.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Условия для занятий в группе
Наличие в распоряжении детей необходимых материалов для конструирования и рукоделия;
Обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами;
Наличие образцов различных поделок и конструкций.
3.2. Оборудование, материалы.
Краски – гуашь, акварель.
Карандаши простые и цветные.
Мелки восковые.
Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды.
Матерчатые салфетки.
Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, шиповника.
Бумага разных форматов, цвета, фактуры.
Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная;
Картон цветной, тонкий, упаковочный;
Открытки, салфетки, фантики.
Ткань.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Самоклеющаяся пленка и бумага разных цветов.
Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока.
ИКТ: мультимедийная система, магнитофон.
3.3. Список литературы.
Деникеева Ф. Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц//ж.Дошкольное воспитание №2/2013 с. 69
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. – Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Сфера, 2004г.
Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
Рыжова Н.А. — статья «Как стать коллекционером», ж. «Игра и дети» № 3, №4 — 2004гг.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
Солоненко Л. Пуговичный мир// ж. Дошкольное воспитание №2/2013 с. 28
Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008 г.
Штиль С. Сенсорное развитие детей с особыми потребностями с помощью пуговичной терапии//ж. Коррекционная работа в ДОУ №1/2016 с.8
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. - учеб.-метод. пособие - М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.