В настоящее время перед учителем стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их самостоятельно мыслить, это нужно в жизни. Умение рассуждать, строить гипотезы, опровергать неверные выводы не приходит само по себе, его надо развивать. Этому и поможет математический кружок «Друзья логики», проведение которого позволит ученикам развить математические способности, укрепит интерес к предмету, даст возможность успешно преодолеть отборочный тур школьной олимпиады и достойно выступить на муниципальном уровне.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Друзья логики", 6 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бывшие пятиклассники стали на год старше и получили дополнительные права. Теперь у них – шестиклассников – есть возможность участвовать в районном этапе Всероссийской олимпиады по математике. А это событие, к которому обязательно нужно дополнительно готовиться!
Практика показала, что в комплект олимпиадных заданий для 6 класса, как правило, включены задачи по таким темам, как «Делимость», «Комбинаторика», «Игры и стратегии». Первая и вторая представлены в курсе математики 6 класса недостаточно полно, третья не включена совсем. Возможно, эти знания не являются необходимыми для овладения обязательным минимумом. Но для развития мышления они очень полезны! К тому же для решения любой олимпиадной задачи необходимо уметь логически мыслить.
В настоящее время перед учителем стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их самостоятельно мыслить, это нужно в жизни. Умение рассуждать, строить гипотезы, опровергать неверные выводы не приходит само по себе, его надо развивать. Этому и поможет математический кружок «Друзья логики», проведение которого позволит ученикам развить математические способности, укрепит интерес к предмету, даст возможность успешно преодолеть отборочный тур школьной олимпиады и достойно выступить на районном уровне.
Программа рассчитана на обучающихся 6 класса.
Программа строится в объеме 1 ч.в неделю, 34 часа в год.
Цель: успешное выступление на школьном и районном турах олимпиады по математике.
Задачи:
сформировать устойчивый интерес к предмету, развивать математические способности;
развивать логику и умение нестандартно мыслить;
научить решению задач олимпиадного характера, готовить к успешному участию в олимпиадах по математике;
подготовить к успешному участию во Всероссийских игровых конкурсах различной направленности;
показать связь математики с другими науками.
Для проведения программы используются компьютерные разработки материалов, макеты геометрических тел, бумажные конструкторы, «Рабочая тетрадь по математике» (Бунимович Е. А., Краснянская К. А. и др.), возможно использование интерактивной доски при ее наличии.
В первом полугодии основное внимание уделяется классическим задачам олимпиадной математики и проводится интенсивная подготовка к участию в районном туре олимпиады по математике. Во втором полугодии основные темы олимпиадных задач рассматриваются более подробно.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы (главные разделы программы) | Общее кол-во часов на тему |
-
| Введение в логику | 2 |
-
| Классические задачи олимпиадной математики | 9 |
-
| Логические задачи разных типов | 12 |
-
| Делимость | 3 |
-
| Комбинаторика | 8 |
Этапы педагогического контроля
№ | Сроки | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
-
| Ноябрь | Умение решать логические задания различной тематики в тестовой форме | Участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «КИТ» |
-
| Середина ноября – начало декабря | Умение решать задачи олимпиадного характера | Участие в школьном и районном турах олимпиады по математике |
-
| Февраль | Интеллектуальный уровень | Участие в школьном интеллектуальном марафоне, в Неделе наук |
-
| Март | Умение решать логические задания в тестовой форме | Участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» |
-
| Конец апреля – начало мая | Знание основ комбинаторики | Эксперименты со случайными исходами; установление закономерностей |
-
| Конец мая | Развитие логического мышления | Тест |
Требования к уровню подготовки обучающихся
(предполагаемые результаты):
- в течение учебного года успешно участвуют в олимпиаде по математике, Всероссийских игровых конкурсах по различным предметам (русский язык, информатика, английский язык, математика);
- знают основные подходы к решению логических задач, связанных с цифрами, таблицами, схемами, умеют их применять на практике;
- знакомы с основами комбинаторики, методикой проведения случайных экспериментов для оценки возможности наступления случайных событий; умеют решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов;
- знакомы с историей науки математики в пределах понятий, встречающихся в курсе 6 класса.
Литература
Математика: учебник для 6 класса под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – М.: «Просвещение», 2010.
Агаханов Н., Подлипский О. Математические олимпиады Московской области. – М.: Физматкнига, 2006.
Горбачев Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2004.
Богомолова О. Б. Логические задачи. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Спивак А. В. Математический кружок 6 – 7 кл. – М.: Посев, 2003.
Спивак А. В. Математический праздник. – М.: Бюро Квантум, 2004.
Шень А. Игры и стратегии с точки зрения математики. – М.: МЦНМО, 2007.
Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 2003.
Гайштут А. Г. Развивающие задачи. – Творческое объединение «Учитель».
Джо Камерон. IQ Головоломки. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
Материалы Всероссийских игровых конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружок «Друзья логики» 6 класс 1 час в неделю
Руководитель: Юлия Борисовна Запорожская
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Примерные сроки изучения |
-
| Введение в логику. Числовые ребусы | 2 | |
Обзор классических задач олимпиадной математики (9ч) |
-
| Различные типы логических задач | 2 | |
-
| Секреты математических игр и стратегий | 2 | |
-
| Разрезания | 1 | |
-
| Делимость. Степенные головоломки. | 2 | |
-
| Комбинаторные задачи | 1 | |
-
| Олимпиадные задачи районного тура олимпиады прошлых лет | 2 | |
-
| Олимпиадные задачи районного тура олимпиады 2013 – 2014 уч.г. (разбор решений) | 1 | |
Делимость (3ч) |
-
| Свойства делимости. Четность. Делимость и остатки | 2 | |
-
| Принцип Дирихле | 1 | |
Логические задачи разных типов (12 ч) |
-
| Логические задачи с отношениями | 1 | |
-
| Логические задачи, решаемые с помощью схем, графов, таблиц | 2 | |
-
| Логические задачи на уравнивание | 2 | |
-
| Нестандартные арифметические задачи | 1 | |
-
| Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера | 2 | |
-
| Задачи, решаемые в целых числах | 1 | |
-
| Проценты | 2 | |
-
| Задачи математического конкурса «Кенгуру» | 2 | |
-
| Системы счисления | 2 | |
Комбинаторика. Случайные события (8 ч) |
-
| Логика перебора | 2 | |
-
| Правило умножения | 2 | |
-
| Сравнение шансов | 2 | |
-
| Эксперименты со случайными исходами | 2 | |