Пояснительная записка.
В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 2 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 136 занятий (4 часа в неделю).
Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.
Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, его природе.
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.
Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Калужский край - не исключение. Важно познакомить детей с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. Всё связано со всем. Не навреди! Ты не один в этом мире, в этом городе! Человек, ты разумен!
Взрослым и детям, необходимо учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественные, доброжелательные отношения, сообразные возможностям природы.
Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.
В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «Окружающий мир», на котором дети знакомятся с природой, но знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это очень хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают названия тех деревьев, трав, которые растут в нашем краю. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она (любовь) должна быть конкретна, возникать лишь в результате непосредственного эмоционально положительного контакта с природным объектом.
В городских условиях непросто это сделать. Но все-таки можно организовать занятия, на которых дети будут знакомиться с конкретными растениями нашего края, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия.
Кружок поможет учащимся систематизировать базовые знания по окружающему миру, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.
Цели программы:
воспитать духовность детей через развитие эстетической, экологической культуры;
воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края и убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру растений; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.
Задачи:
развитие интереса к изучению природы родного края и потребности общения с природой;
расширение энциклопедических представлений младших школьников;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;
развитие чувства прекрасного через приобщение к миру растений, воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углубление уже имеющихся знаний о родном крае и усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
изучить и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы Калужского края;
овладение нормами правильного поведения в природной сфере, воспитание экологической ответственности;
формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь;
формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов).
воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к родине, гордости за свой край.
Общая характеристика курса
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, Интернет-ресурсами, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий, проектная деятельность.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
Принцип связи с жизнью
Принцип систематичности
Принцип последовательности
Доступности материала
Принцип повторяемости материала
Принцип наглядности
Принцип индивидуального подхода в обучении
Принцип широкого включения выполненных детьми работ в жизнь школы
Принцип бережного и уважительного отношения к природе
Принцип контролируемости
Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Педагогические методы и приемы, используемые в процессе реализации программы
1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей: игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны, метод вызывания адекватных эмоций, метод оживления детских эмоций, метод музыкального сопровождения.
2. Методы, повышающие познавательную активность школьников: сравнение, анализ, метод вопросов, метод повторения, экспериментирование, словесные методы, поисковые, проблемно-мотивационные, исследовательские методы.
3. Методы и приемы, способствующие осмысленному усвоению задач: метод обследования, наглядности, метод «подмастерья», практический метод.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.
Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост учащегося, его самореализация, определение своего места в детском коллективе. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, итого на 136 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (4 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Экологическая культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы своего края и социума.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и экологическая ответственность человека в отношении к природе, к природе своего края, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы своего края;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие учащимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
первый- приобретение социальных знаний;
второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;
третий – получение опыта самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к растительному миру родного края, желание участвовать в его охране и приумножении.
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
- о многообразии растений родного края.
Содержание программы.
Программа «Экологическое краеведение», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Выясняем что такое «экология и краеведение» (6ч)
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (8ч)
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.
Такие незнакомые знакомые растения (100ч)
Удивительные возможности комнатных растений.
Уход за комнатными растениями.
Путешествие с комнатными растениями. Подкормка растений. Практическое занятие.
Растения по знакам зодиака.
Декоративные растения, используемые в озеленении.
Деревья Калужского края, их многообразие.
Береза – символ России.
Самое красивое осеннее дерево – клен.
Калина – нарядное дерево круглый год.
Осина – дерево, которое часто переодевается.
Сладкое дерево наших лесов - липа
Священное дерево – дуб.
Плачущее дерево – ива.
Вяз – «вязкое» дерево.
Рябина – ягода снегирей.
«Стоит дерево кудряво, а когти волчьи» (Боярышник)
Ольха – раннецветущее дерево.
Цветет черемуха к похолоданию.
Жизнь хвойных растений нашей местности. Заочная экскурсия в хвойный лес.
Лесная красавица - ель обыкновенная.
Сосна – кладезь витамина С.
Роль деревьев в природе и жизни человека.
Разнообразие кустарников Калужского края.
Проект «Деревья вокруг нас»
Жизнь растений зимой и особенности местных растений в весенний период.
Раннецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана.
Медуница – «разноцветные» цветы.
Одуванчик – сорняк и целитель.
Ландыш – прелесть майского леса.
Экскурсия в Березовую рощу.
Придорожные растения.
Подорожник – растение у дороги.
Ядовитые растения.
Травы, травы, травы…
Иван-да-Марья – необычное растение.
Лекарственные растения Калужского края.
Трава от девяноста девяти болезней – зверобой.
Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава.
Валериана и пастушья сумка – полезные травы.
Чистотел – ласточкина трава.
Незатейлива, некапризна – аптечная ромашка.
Земляника лесная – заветный клад.
Праздник трав
Правила сбора лекарственных трав.
Охраняемые растения Калужского края.
Выставка рисунков.
Сон-трава – украшение соснового бора.
Охрана растений в нашем крае. Составление экологических проектов по охране растений нашей местности.
Мир цветов нашей местности.
Ромашка - цветок для гадания.
Колокольчики звенят!
Василек полевой и василек луговой.
Незабудка - «мышиное ухо».
Праздник цветов.
Конкурс фотографий «Цветы в нашей жизни».
Составление альбомов, буклетов, брошюр «Цветы нашей местности».
Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест.
Сорные растения нашей местности. Использование таких растений в медицине. Практическая работа.
Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде».
Хозяйственно - ценные растения местной флоры.
Вегетативные и генеративные органы растений.
Практическая работа с гербарием местных растений.
Конкурс рисунков «Растительный мир местности». Выставка рисунков и фотографий.
Игра «Счастливый случай» Растения родного края.
Поле чудес «Знакомые незнакомцы».
Оформление альбома рисунков, фотоальбомов, гербариев растений, растущих на территории Калужского края. Подготовка презентаций, буклетов, брошюр, папок и других творческих работ.
Изучаем способы охраны природы (4ч)
Выясняем роль неживой природы в жизни живого (5ч)
Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Местные полезные ископаемые.
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
Экологическая сказка.
Изучаем экологические связи в живой природе ( 4 ч)
Мастерим домики для птиц (2ч)
Учимся передавать свои знания другим ребятам (2ч)
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека (2ч)
Подводим итоги нашей работы за год (1ч)
Система оценки результатов достижения учащихся
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ: посещаемость (фиксация занятий в рабочем журнале), практические материалы, отслеживание результата (наблюдение, диагностика)
Качественный анализ: анализ успешности деятельности и достижение целей, формирование новых умений, анализ диагностического материала.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей.
Формы оценки результативности обучения:
- составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента;
- оформление альбомов, буклетов, брошюр, папок по итогам занятий;
- конкурсы, викторины, выставки, конференции;
- тестирование;
- выставки детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Основные формы учета знаний и умений: тестирование (проводится в начале и конце учебного года); участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня; участие в учебно-исследовательских конкурсах; участие в краеведческих декадах, неделях окружающего мира; участие в исследовательской и проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь по итогам, изученного курса
- узнавать некоторые растения в природе, определять их;
- определять признаки конкретных растений;
- различать растения;
- различать части растений;
- приводить примеры представителей разных групп растений, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
- вести наблюдения за растениями;
- ухаживать за растениями;
- выполнять правила бережного отношения к растениям родного края;
- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
ухода за растениями;
выполнения изученных правил охраны растений;
оценки воздействия человека на природу, участия в охране природы;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Знать/понимать:
- наиболее типичных представителей растительного мира родного края;
- особенности жизнедеятельности растений;
- полезные свойства некоторых растений;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки, приметы о растениях.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
теория | практика |
| Выясняем, что такое «экология и краеведение» | | | |
1 | Экология – это наука о связях в природе. | 2 | 1 | 1 |
2 | Краеведение – изучение отдельных местностей. | 2 | 1 | 1 |
3 | Простейшие элементы ориентирования. | 2 | 1 | 1 |
| Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | | | |
4-5 | Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать. | 2 | 1 | 1 |
6 | Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений. | 2 | 1 | 1 |
7 | Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений. | 2 | 1 | 1 |
8 | Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе». | 2 | 1 | 1 |
| Такие незнакомые знакомые растения | 2 | 1 | 1 |
9 | Удивительные возможности комнатных растений. | 2 | 1 | 1 |
10 | Уход за комнатными растениями. | 2 | 1 | 1 |
11 | Путешествие с комнатными растениями. Подкормка растений. Практическое занятие. | 2 | 1 | 1 |
12 | Растения по знакам зодиака. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Декоративные растения, используемые в озеленении. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Деревья Калужского края, их многообразие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Береза – символ России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Самое красивое осеннее дерево – клен. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Калина – нарядное дерево круглый год. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Осина – дерево, которое часто переодевается. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Сладкое дерево наших лесов - липа | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Священное дерево – дуб. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Плачущее дерево – ива. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Вяз – «вязкое» дерево. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Рябина – ягода снегирей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи» (Боярышник) | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Ольха – раннецветущее дерево. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Цветет черемуха к похолоданию. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Жизнь хвойных растений нашей местности. Заочная экскурсия в хвойный лес. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Лесная красавица - ель обыкновенная. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Сосна – кладезь витамина С. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Роль деревьев в природе и жизни человека. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Разнообразие кустарников Калужского края. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Проект «Деревья вокруг нас» | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Жизнь растений зимой и особенности местных растений в весенний период. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Раннецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана. | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Медуница – «разноцветные» цветы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
36 | Одуванчик – сорняк и целитель. | 1 | 0,5 | 0,5 |
37 | Ландыш – прелесть майского леса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
38 | Экскурсия в Березовую рощу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
39 | Придорожные растения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
40 | Подорожник – растение у дороги. | 1 | 0,5 | 0,5 |
41 | Ядовитые растения. | 2 | 1 | 1 |
42 | Травы, травы, травы… | 2 | 1 | 1 |
43 | Иван-да-Марья – необычное растение. | 2 | 1 | 1 |
44 | Лекарственные растения Калужского края. | 2 | 1 | 1 |
45 | Трава от девяноста девяти болезней – зверобой. | 2 | 1 | 1 |
46 | Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава. | 2 | 1 | 1 |
47 | Валериана и пастушья сумка – полезные травы. | 2 | 1 | 1 |
48 | Чистотел – ласточкина трава. | 2 | 1 | 1 |
49 | Незатейлива, некапризна – аптечная ромашка. | 2 | 1 | 1 |
50 | Земляника лесная – заветный клад. | 2 | 1 | 1 |
51 | Праздник трав | 2 | 1 | 1 |
52 | Правила сбора лекарственных трав. | 2 | 1 | 1 |
53 | Охраняемые растения Калужского края. | 2 | 1 | 1 |
54 | Выставка рисунков. | 2 | 1 | 1 |
55 | Сон-трава – украшение соснового бора. | 2 | 1 | 1 |
56 | Охрана растений в нашем крае. Составление экологических проектов по охране растений нашей местности. | 2 | 1 | 1 |
57 | Мир цветов нашей местности. | 2 | 1 | 1 |
58 | Ромашка - цветок для гадания. | 2 | 1 | 1 |
59 | Колокольчики звенят! | 2 | 1 | 1 |
60 | Василек полевой и василек луговой. | 2 | 1 | 1 |
61 | Незабудка - «мышиное ухо». | 2 | 1 | 1 |
62 | Праздник цветов. | 2 | 1 | 1 |
63 | Конкурс фотографий «Цветы в нашей жизни». | 2 | 1 | 1 |
64 | Составление альбомов, буклетов, брошюр «Цветы нашей местности». | 2 | 1 | 1 |
65 | Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест. | 2 | 1 | 1 |
66 | Сорные растения нашей местности. Использование таких растений в медицине. Практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
67 | Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде». | 2 | | 2 |
68 | Хозяйственно - ценные растения местной флоры. | 2 | 1 | 1 |
69 | Вегетативные и генеративные органы растений. | 2 | 1 | 1 |
70 | Практическая работа с гербарием местных растений. | 2 | 1 | 1 |
71 | Конкурс рисунков «Растительный мир местности». Выставка рисунков и фотографий. | 2 | 1 | 1 |
72 | Игра «Счастливый случай» Растения родного края. | 2 | 1 | 1 |
73 | Поле чудес «Знакомые незнакомцы». | 2 | | 2 |
74 | Оформление альбома рисунков, фотоальбомов, гербариев растений, растущих на территории Калужского края. Подготовка презентаций, буклетов, брошюр, папок и других творческих работ. | 2 | | 2 |
75 | Изучаем способы охраны природы | | | |
76 | Мысленное путешествие по национальным паркам Калужской области. | 2 | 2 | |
77 | Причины сокращения численности и меры их охраны. | 2 | 2 | |
78 | Творческая игра «Живи, ёлочка». | 2 | | 2 |
| Выясняем роль неживой природы в жизни живого | | | |
79 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. | 2 | 1 | 1 |
80 | Теплолюбивые и холодостойкие растения. | 2 | 1 | 1 |
81 | Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. | 2 | 1 | 1 |
82 | Местные полезные ископаемые. | 2 | 1 | 1 |
83 | Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов. | 2 | 1 | 1 |
84 | Экологическая сказка. | 2 | | 2 |
| Изучаем экологические связи в живой природе | | | |
85 | Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса». | 2 | 2 | |
86 | Понятие «прямые связи». | 1 | 1 | |
87 | Понятие «косвенные связи». | 1 | 1 | |
| Мастерим домики для птиц | | | |
88 | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | 2 | | 2 |
| Учимся передавать свои знания другим ребятам | | | |
89 | Изготовление условных знаков, экологических памяток. | 1 | | 1 |
90 | Проведение КВН. | 1 | | 1 |
| Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | | | |
91 | Пути попадания вредных веществ в организм человека. | 1 | 1 | |
92 | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | 1 | 1 | |
| Подводим итоги нашей работы за год | | | |
93 | Экологическое мероприятие «Берегите Землю! Берегите! Ведь нас много, а она одна!» | 1 | 1 | |
| Всего | 136ч. | | |
Описание материально-технического обеспечения
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Экология» необходимы следующие принадлежности:
Методическое обеспечение программы
Картотеки: стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о растениях;
дидактические игры.
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, экран, колонки, фотоаппарат
набор ЦОР по окружающему миру
Пособия:
гербарии, изделия из растений, поделки из растительного материала, иллюстрации, фото, видео с изображением растений родного края.
Литература
.«Азбука природы» Ридерз Дайжест.
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.
Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995
Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008
От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008
Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
Хинн О.Г. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998 г.
Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2011
Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012