СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Экологическое краеведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 2 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 136 занятий (4 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Экологическое краеведение"»


Пояснительная записка.

В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.

В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся 2 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 136 занятий (4 часа в неделю).


Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.

Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, его природе.


Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.


Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Калужский край - не исключение. Важно познакомить детей с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. Всё связано со всем. Не навреди! Ты не один в этом мире, в этом городе! Человек, ты разумен!


Взрослым и детям, необходимо учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественные, доброжелательные отношения, сообразные возможностям природы.


Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.


В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «Окружающий мир», на котором дети знакомятся с природой, но знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это очень хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают названия тех деревьев, трав, которые растут в нашем краю. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она (любовь) должна быть конкретна, возникать лишь в результате непосредственного эмоционально положительного контакта с природным объектом.


В городских условиях непросто это сделать. Но все-таки можно организовать занятия, на которых дети будут знакомиться с конкретными растениями нашего края, учиться любить их, знать о них как можно больше, делать маленькие открытия.


Кружок поможет учащимся систематизировать базовые знания по окружающему миру, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.

Цели программы:

  • воспитать духовность детей через развитие эстетической, экологической культуры;

  • воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края и убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к миру растений; патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.

Задачи:


  • развитие интереса к изучению природы родного края и потребности общения с природой;

  • расширение энциклопедических представлений младших школьников;

  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;

  • развитие чувства прекрасного через приобщение к миру растений, воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  • углубление уже имеющихся знаний о родном крае и усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;

  • изучить и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы Калужского края;

  • овладение нормами правильного поведения в природной сфере, воспитание экологической ответственности;

  • формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь;

  • формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов).

  • воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к родине, гордости за свой край.

Общая характеристика курса

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, Интернет-ресурсами, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий, проектная деятельность.



Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип связи с жизнью

  • Принцип систематичности

  • Принцип последовательности

  • Доступности материала

  • Принцип повторяемости материала

  • Принцип наглядности

  • Принцип индивидуального подхода в обучении

  • Принцип широкого включения выполненных детьми работ в жизнь школы

  • Принцип бережного и уважительного отношения к природе

  • Принцип контролируемости


Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.


Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.


Педагогические методы и приемы, используемые в процессе реализации программы


1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей: игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны, метод вызывания адекватных эмоций, метод оживления детских эмоций, метод музыкального сопровождения.


2. Методы, повышающие познавательную активность школьников: сравнение, анализ, метод вопросов, метод повторения, экспериментирование, словесные методы, поисковые, проблемно-мотивационные, исследовательские методы.


3. Методы и приемы, способствующие осмысленному усвоению задач: метод обследования, наглядности, метод «подмастерья», практический метод.


В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; обобщать природоведческий материал; находить разные решения нестандартных ситуаций.


Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост учащегося, его самореализация, определение своего места в детском коллективе. Ведущая задача педагога – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, итого на 136 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа (4 часа в неделю)


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Экологическая культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы своего края и социума.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и экологическая ответственность человека в отноше­нии к природе, к природе своего края, к самому себе и окружающим людям.


Планируемые результаты освоения программы


Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:


Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы своего края;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:

- принятие учащимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах


В ходе реализации программы будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

первый- приобретение социальных знаний;

второй – получение опыта переживания и позитивного отношения к определенным ценностям, к объектам родного края;

третий – получение опыта самостоятельно.

Ожидаемые результаты:


У детей - положительные эмоциональные проявления, устойчивый интерес к растительному миру родного края, желание участвовать в его охране и приумножении.


К концу года обучающиеся должны иметь представления:


- о многообразии растений родного края.


Содержание программы.

Программа «Экологическое краеведение», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Выясняем что такое «экология и краеведение» (6ч)

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

  • Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (8ч)

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Такие незнакомые знакомые растения (100ч)

  • Удивительные возможности комнатных растений.

  • Уход за комнатными растениями.

  • Путешествие с комнатными растениями. Подкормка растений. Практическое занятие.

  • Растения по знакам зодиака.

  • Декоративные растения, используемые в озеленении.

  • Деревья Калужского края, их многообразие.

  • Береза – символ России.

  • Самое красивое осеннее дерево – клен.

  • Калина – нарядное дерево круглый год.

  • Осина – дерево, которое часто переодевается.

  • Сладкое дерево наших лесов - липа

  • Священное дерево – дуб.

  • Плачущее дерево – ива.

  • Вяз – «вязкое» дерево.

  • Рябина – ягода снегирей.

  • «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи» (Боярышник)

  • Ольха – раннецветущее дерево.

  • Цветет черемуха к похолоданию.

  • Жизнь хвойных растений нашей местности. Заочная экскурсия в хвойный лес.

  • Лесная красавица - ель обыкновенная.

  • Сосна – кладезь витамина С.

  • Роль деревьев в природе и жизни человека.

  • Разнообразие кустарников Калужского края.

  • Проект «Деревья вокруг нас»

  • Жизнь растений зимой и особенности местных растений в весенний период.

  • Раннецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана.

  • Медуница – «разноцветные» цветы.

  • Одуванчик – сорняк и целитель.

  • Ландыш – прелесть майского леса.

  • Экскурсия в Березовую рощу.

  • Придорожные растения.

  • Подорожник – растение у дороги.

  • Ядовитые растения.

  • Травы, травы, травы…

  • Иван-да-Марья – необычное растение.

  • Лекарственные растения Калужского края.

  • Трава от девяноста девяти болезней – зверобой.

  • Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава.

  • Валериана и пастушья сумка – полезные травы.

  • Чистотел – ласточкина трава.

  • Незатейлива, некапризна – аптечная ромашка.

  • Земляника лесная – заветный клад.

  • Праздник трав

  • Правила сбора лекарственных трав.

  • Охраняемые растения Калужского края.

  • Выставка рисунков.

  • Сон-трава – украшение соснового бора.

  • Охрана растений в нашем крае. Составление экологических проектов по охране растений нашей местности.

  • Мир цветов нашей местности.

  • Ромашка - цветок для гадания.

  • Колокольчики звенят!

  • Василек полевой и василек луговой.

  • Незабудка - «мышиное ухо».

  • Праздник цветов.

  • Конкурс фотографий «Цветы в нашей жизни».

  • Составление альбомов, буклетов, брошюр «Цветы нашей местности».

  • Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест.

  • Сорные растения нашей местности. Использование таких растений в медицине. Практическая работа.

  • Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде».

  • Хозяйственно - ценные растения местной флоры.

  • Вегетативные и генеративные органы растений.

  • Практическая работа с гербарием местных растений.

  • Конкурс рисунков «Растительный мир местности». Выставка рисунков и фотографий.

  • Игра «Счастливый случай» Растения родного края.

  • Поле чудес «Знакомые незнакомцы».

  • Оформление альбома рисунков, фотоальбомов, гербариев растений, растущих на территории Калужского края. Подготовка презентаций, буклетов, брошюр, папок и других творческих работ.


Изучаем способы охраны природы (4ч)

  • Мысленное путешествие по национальным паркам Калужской области

  • Причины сокращения численности растений и меры их охраны.

Выясняем роль неживой природы в жизни живого (5ч)

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.

  • Теплолюбивые и холодостойкие растения.

  • Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.

  • Местные полезные ископаемые.

  • Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.

  • Экологическая сказка.

Изучаем экологические связи в живой природе ( 4 ч)

  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Мастерим домики для птиц (2ч)

  • Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам (2ч)

  • Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.

  • Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека (2ч)

  • Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .

Подводим итоги нашей работы за год (1ч)

  • Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.






Система оценки результатов достижения учащихся


Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.


Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.


Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.


Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Методы оценки результативности программы:


Количественный анализ: посещаемость (фиксация занятий в рабочем журнале), практические материалы, отслеживание результата (наблюдение, диагностика)


Качественный анализ: анализ успешности деятельности и достижение целей, формирование новых умений, анализ диагностического материала.


Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей.


Формы оценки результативности обучения:


- составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента;


- оформление альбомов, буклетов, брошюр, папок по итогам занятий;


- конкурсы, викторины, выставки, конференции;


- тестирование;


- выставки детских работ;


- в конце года готовится итоговая выставка работ.

Основные формы учета знаний и умений: тестирование (проводится в начале и конце учебного года); участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня; участие в учебно-исследовательских конкурсах; участие в краеведческих декадах, неделях окружающего мира; участие в исследовательской и проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь по итогам, изученного курса

- узнавать некоторые растения в природе, определять их;

- определять признаки конкретных растений;

- различать растения;

- различать части растений;

- приводить примеры представителей разных групп растений, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

- вести наблюдения за растениями;

- ухаживать за растениями;

- выполнять правила бережного отношения к растениям родного края;

- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • ухода за растениями;

  • выполнения изученных правил охраны растений;

  • оценки воздействия человека на природу, участия в охране природы;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.


Знать/понимать:

- наиболее типичных представителей растительного мира родного края;

- особенности жизнедеятельности растений;

- полезные свойства некоторых растений;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки, приметы о растениях.


























Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

теория

практика


Выясняем, что такое «экология и краеведение»




1

Экология – это наука о связях в природе.

2

1

1

2

Краеведение – изучение отдельных местностей.

2

1

1

3

Простейшие элементы ориентирования.

2

1

1


Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения




4-5

Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.

2

1

1

6

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

2

1

1

7

Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

2

1

1

8

Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

2

1

1


Такие незнакомые знакомые растения

2

1

1

9

Удивительные возможности комнатных растений.

2

1

1

10

Уход за комнатными растениями.

2

1

1

11

Путешествие с комнатными растениями. Подкормка растений. Практическое занятие.

2

1

1

12

Растения по знакам зодиака.

1

0,5

0,5

13

Декоративные растения, используемые в озеленении.

1

0,5

0,5

14

Деревья Калужского края, их многообразие.

1

0,5

0,5

15

Береза – символ России.

1

0,5

0,5

16

Самое красивое осеннее дерево – клен.

1

0,5

0,5

17

Калина – нарядное дерево круглый год.

1

0,5

0,5

18

Осина – дерево, которое часто переодевается.

1

0,5

0,5

19

Сладкое дерево наших лесов - липа

1

0,5

0,5

20

Священное дерево – дуб.

1

0,5

0,5

21

Плачущее дерево – ива.

1

0,5

0,5

22

Вяз – «вязкое» дерево.

1

0,5

0,5

23

Рябина – ягода снегирей.

1

0,5

0,5

24

«Стоит дерево кудряво, а когти волчьи» (Боярышник)

1

0,5

0,5

25

Ольха – раннецветущее дерево.

1

0,5

0,5

26

Цветет черемуха к похолоданию.

1

0,5

0,5

27

Жизнь хвойных растений нашей местности. Заочная экскурсия в хвойный лес.

1

0,5

0,5

28

Лесная красавица - ель обыкновенная.

1

0,5

0,5

29

Сосна – кладезь витамина С.

1

0,5

0,5

30

Роль деревьев в природе и жизни человека.

1

0,5

0,5

31

Разнообразие кустарников Калужского края.

1

0,5

0,5

32

Проект «Деревья вокруг нас»

1

0,5

0,5

33

Жизнь растений зимой и особенности местных растений в весенний период.

1

0,5

0,5

34

Раннецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана.

1

0,5

0,5

35

Медуница – «разноцветные» цветы.

1

0,5

0,5

36

Одуванчик – сорняк и целитель.

1

0,5

0,5

37

Ландыш – прелесть майского леса.

1

0,5

0,5

38

Экскурсия в Березовую рощу.

1

0,5

0,5

39

Придорожные растения.

1

0,5

0,5

40

Подорожник – растение у дороги.

1

0,5

0,5

41

Ядовитые растения.

2

1

1

42

Травы, травы, травы…

2

1

1

43

Иван-да-Марья – необычное растение.

2

1

1

44

Лекарственные растения Калужского края.

2

1

1

45

Трава от девяноста девяти болезней – зверобой.

2

1

1

46

Крапива – «кусачая» и «жгучая» трава.

2

1

1

47

Валериана и пастушья сумка – полезные травы.

2

1

1

48

Чистотел – ласточкина трава.

2

1

1

49

Незатейлива, некапризна – аптечная ромашка.

2

1

1

50

Земляника лесная – заветный клад.

2

1

1

51

Праздник трав

2

1

1

52

Правила сбора лекарственных трав.

2

1

1

53

Охраняемые растения Калужского края.

2

1

1

54

Выставка рисунков.

2

1

1

55

Сон-трава – украшение соснового бора.

2

1

1

56

Охрана растений в нашем крае. Составление экологических проектов по охране растений нашей местности.

2

1

1

57

Мир цветов нашей местности.

2

1

1

58

Ромашка - цветок для гадания.

2

1

1

59

Колокольчики звенят!

2

1

1

60

Василек полевой и василек луговой.

2

1

1

61

Незабудка - «мышиное ухо».

2

1

1

62

Праздник цветов.

2

1

1

63

Конкурс фотографий «Цветы в нашей жизни».

2

1

1

64

Составление альбомов, буклетов, брошюр «Цветы нашей местности».

2

1

1

65

Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест.

2

1

1

66

Сорные растения нашей местности. Использование таких растений в медицине. Практическая работа.

2

1

1

67

Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде».

2


2

68

Хозяйственно - ценные растения местной флоры.

2

1

1

69

Вегетативные и генеративные органы растений.

2

1

1

70

Практическая работа с гербарием местных растений.

2

1

1

71

Конкурс рисунков «Растительный мир местности». Выставка рисунков и фотографий.

2

1

1

72

Игра «Счастливый случай» Растения родного края.

2

1

1

73

Поле чудес «Знакомые незнакомцы».

2


2

74

Оформление альбома рисунков, фотоальбомов, гербариев растений, растущих на территории Калужского края. Подготовка презентаций, буклетов, брошюр, папок и других творческих работ.

2


2

75

Изучаем способы охраны природы




76

Мысленное путешествие по национальным паркам Калужской области.

2

2


77

Причины сокращения численности и меры их охраны.

2

2


78

Творческая игра «Живи, ёлочка».

2


2


Выясняем роль неживой природы в жизни живого




79

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

2

1

1

80

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

2

1

1

81

Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.

2

1

1

82

Местные полезные ископаемые.

2

1

1

83

Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.

2

1

1

84

Экологическая сказка.

2


2


Изучаем экологические связи в живой природе




85

Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса».

2

2


86

Понятие «прямые связи».

1

1


87

Понятие «косвенные связи».

1

1



Мастерим домики для птиц




88

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

2


2


Учимся передавать свои знания другим ребятам




89

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

1


1

90

Проведение КВН.

1


1


Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека




91

Пути попадания вредных веществ в организм человека.

1

1


92

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

1

1



Подводим итоги нашей работы за год




93

Экологическое мероприятие «Берегите Землю! Берегите! Ведь нас много, а она одна!»

1

1



Всего

136ч.




Описание материально-технического обеспечения

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Экология» необходимы следующие принадлежности:

Методическое обеспечение программы

Картотеки: стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы о растениях;

дидактические игры.

Технические средства обучения:

компьютер, проектор, экран, колонки, фотоаппарат

набор ЦОР по окружающему миру

Пособия:

гербарии, изделия из растений, поделки из растительного материала, иллюстрации, фото, видео с изображением растений родного края.

Литература

  1. .«Азбука природы» Ридерз Дайжест.

  2. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.

  3. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995

  4. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008

  5. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008

  7. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

  8. Хинн О.Г. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998 г.

  9. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2011

  10. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!