СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Я - волонтёр"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Я - волонтёр" расчитана на обучающихся средней школы и пропагандирующая волонтерское движение в стране.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Я - волонтёр"»


1.Пояснительная записка

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  Главная цель кружка «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель программы:

  1. Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.

  2. Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

  3. Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.

  4. Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

  5. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность

Задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.

  2. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

  3. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,

тематических выступлений, конкурсов и др.)

  1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

  2. Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

  3. Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;

  4. Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.

  5. Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.

  6. Образование механизма работы школы с окружающим социумом, через  организацию социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» составлена с учетом:

- базисного плана МБОУ Большеталовской СОШ;

- федерального образовательного стандарта основного общего образования.

2. Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волорнтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

  • во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);

  • во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.

Направления работы

  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;

  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

  • формирование толерантности – организация досуга молодежи;

  • профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

  • профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.

Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 5 – 11 классов.

Возраст – 10 – 18 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы «Я волонтёр!»:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Я волонтёр!» проявляются в:

  • расширении круга приёмов составления разных типов плана;

  • расширении круга структурирования материала;

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;

  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

4. Содержание курса

Введение в курс «Я волонтер!» - 2 часа

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.  Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.

Вредные привычки – 13 часов

Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?

Здоровый образ жизни – 9 часов

Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Милосердие – души усердие – 6 часов

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

5. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности

№ занятия

Наименование раздела и тем

Форма проведения занятий

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и действия)

Количество часов

Дата планир

Дата фактич

1

Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве»

беседа

находят информацию в сети Интернет о волонтерских отрядах

1

5.09


2

Составление плана работы

работа творческих групп

учатся планировать деятельность отряда по направлениям

1

12.09


3

Изготовление открыток для педагогов –пенсионеров «С Днём пожилого человека»



1

19.09


4

Поздравление педагогов –пенсионеров с Днём пожилого человека.



1

26.09


Зелёная Россия (4 часа)

5,6

Участие во всероссийском субботнике «Зелёная Россия»




3.10

10.10


7,8

Участие в школьной акции по сбору макулатуры «Спаси дерево»




17.10

24.10


Вредные привычки (4 часа)

9

Какие привычки называют вредными?

беседа

отвечают на вопросы и задают их

1

7.11


10,

11,

12

«Поговорим о вредных привычках» (для 1 – 4 классов).

беседа

подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами)

3

14.11

21.11

28.11


Творческая мастерская (7 часа)

13 - 15

Изготовление поделок для украшения школы к новому году.

Изготовление игрушек

Создают игрушки в различной технике, вырезают снежинки

3

5.12

12.12

19.12


16

«Святое рождество»

Подготовка праздника

Готовят оформление для праздника в 4 классе

1

9.01


17-19

«Мой хутор в годы войны»

Экскурсия в музей

Готовят и проводят экскурсии в школьном музее

3

16.01

23.01

30.01


Здоровый образ жизни 6 часов)

20

Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания

дискуссия

умеют дискутировать

1

6.02.02


21

“Мы и наше здоровье”

встреча с мед. работником школы


1

13.02


22

«Внимание опасность!»

Беседа, тестирование

умение распознавать опасные ситуации, принимать верные решения

1

20.02


23

Донорство

беседа


1

27.02


24

Подвижные игры на переменах с обучающимися 1-4 класс


подбор игр, апробация

1

6.03


25

Конкурса рисунков среди обучающихся 1-4 классов на тему: «Здоровый образ жизни – это здорово!»


Выпуск стенгазеты

1

13.03


Милосердие – души усердие (4 часов)


26

Особенности работы с пожилыми людьми.

лекция

запоминают приемы работы, отрабатывают их на практике

1

20.03


27

Изготовление открыток для ветеранов ВОвойны

акция

посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству

1

3.04


28

Встреча с ветеранами ВО войны.

встреча

Подготовка поздравления, живое общение

1

10.04


29

«Я помню, я горжусь»


акция

создание газеты о тружениках тыла

1

17.04


Мое село (3)

31-32

Акция «Родное село -чистое село»

акция

Сбор мусора в селе

1

24.04

15.05


33

Создание проекта «Мое село в будущем»

проект


1

22.05


34

Подведение итогов работы за год




1

29.05



Итого



34 ч.



6. Планируемые результаты изучения курса

  • основной результат работы – формирование в ходе работы кружка, более ответственной, здоровой, значимой личности;

  • владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и проведение    альтернативных мероприятий;

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

  • уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.

  • умение общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Опыт, который  должен приобрести волонтер в процессе работы в волонтерском

отряде:

 1. Общие теоретические знания.

 Виды наркотиков и их действие на организм человека. Химическая зависимость. Причины и последствиями употребления ПАВ. Физиологические и психологические особенности подросткового возраста. Владение различными методами ведения профилактической работы среди своей целевой группы.

2. Практические навыки,

Работа в группе; работа с аудиторией и отдельным человеком; доступное изложение своих мыслей; эффективные методы передачи информации; ведение профилактических тренингов; творческий подход к своей работе.

3. Личностное совершенствование.

В процессе обучения и работы волонтер личностно развивается. У каждого есть возможности стать лучше. Достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими. Поэтому мы стараемся, чтобы волонтеры обрели такие качества, которые помогли бы им в профессиональной дальнейшей деятельности, а также в жизни.

У каждого волонтера есть возможность обрести навыки: уверенного поведения; проблемо – разрешающего поведения; ответственного поведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!