СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Инновационный школьный практикум"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия в экспериментально-техническом кружке способствует постоянному наращиванию знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Инновационный школьный практикум"»


ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА

«Инновационный школьный практикум»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня необходимо обратить самое серьезное внимание на подготовку школьников к дальнейшему определению их в жизни с точки зрения выбора профессии.

Создание экспериментально-технического кружка способствует:

- осознанному выбору будущей профессии, знакомству с направлениями подготовки инженеров и техников;

- постоянному наращиванию знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы;

- подготовке учащихся к участию в городских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах;

- распространению информации о вузах и колледжах;

В ходе работы по программе кружка реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Работа кружка предполагает:

- формирование у молодежи качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, способной активно работать в новых социально-экономических условиях,

- подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференциального обучения;

Повышение творческой активности учащихся во многом зависит от их подготовки к изобретательской и рационализаторской деятельности.

Сегодня нужны не только глубокие знания научно-технических и экономических основ производства, но и специальные знания и умения по рационализации и изобретательству. Основы их должны быть заложены еще в школе.

Предполагается широкое применение компьютерных технологий.

Работа осуществляется в группе не более 15 человек по утвержденному плану с учетом индивидуальных особенностей ребят.

Особое внимание следует уделять охране труда во время практических работ. Во многих школах имеется оборудование, которое не всегда используется по некоторым причинам или не хватает оборудования для проведения практических работ. Поэтому одной из важных задач является выработка у учеников школ умений и навыков практического применения современных средств и оборудования для проведения лабораторно-практических работ и экспериментальная разработка и изготовления новых физических и химических приборов макетов и стендов.

Программа данного кружка связана содержательно с базовым курсом физики, химии, информатики и технологии старшей школы и позволяет углублять и расширять представление учащихся об экспериментальном методе познания, о роле и месте эксперимента в становлении физических и химических знаний, о взаимосвязи теории и практики.

Программа кружка разработана для учащихся 8-10 классов, рассчитана на 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю).

Программа кружка включает: знакомство с приемами использования лабораторной техники; овладение методами и приемами решения технических задач; овладение методами поисково-конструкторской деятельности; овладения необходимыми умениями и навыками самостоятельного конструирования и изготовления оборудования для учебных занятий.

Актуальность

Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах, нужно коренным образом перестроить обучение в школе и, прежде всего, в творческом плане. Для этого необходимо внедрять в школу творческие методы обучения и воспитания, находить способы повышения познавательной активности школьников. Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Для такого развития нужна непосредственная практическая деятельность в техническом творчестве. Техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся. Техническое мышление существенно отличается от обычного мышления, так как сведения о форме технического объекта задаются не готовыми образами, а образами, которые нужно самостоятельно представить. Любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке в результате которого создается опытный образец. Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. При этом учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом. Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике: в изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники. В процессе самообразования вырабатываются качества, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие творческих черт личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения в школе непрерывно приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду. Экономический эффект творческих усилий является мощным стимулом к творческой деятельности, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность учащихся и воспитывает деловые качества предпринимателя.


Цели и задачи программы

- расширение и углубление знаний учащихся;

- развитие навыков работы инструментом и на станочном оборудовании;

- развитие умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты;

- развитие познавательных интересов и способностей в конструкторской деятельности;

- формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ;

- формирование информационной культуры и развитие кругозора;

- развитие познавательного интереса;

- развитие навыков экспериментальной деятельности учащихся;

Задачей кружка является формирования глубоко и устойчивого интереса учащихся к техническому творчеству, приобретение необходимых практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием, развитие самостоятельной познавательной активности учащихся. Занятия кружка способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках физики, химии и технологии развивают и укрепляют склонность к занятиям с материалами и веществами при выполнении физических и химических опытов, развивают творческие и конструкторские способности.

В результате обучения предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания, умения и навыки.

смогут:

- сконструировать механический или электрический учебный прибор;

- разработать техническую документацию;

- изготовить экспериментальное устройство;

- спланировать подготовку и проведение эксперимента или опыта;

- обработать результаты эксперимента;

- подготовить отчет и презентации по экспериментам;

получат представления:

- о методах научного исследования;

- о основах экспериментального проектирования;

- о правилах научного исследования;

получат опыт:

- решения технических задач;

- в изготовлении и сборке экспериментального устройства;

- проведения аналитических исследований с помощью сконструированного и изготовленного оборудования;

- в обработке информации и оформления технической документации;


Основные методы обучения

Решение технических задач, проведение физических и химических опытов, изучение соответствующей научно-популярной и технической литературы, выполнение слесарно-сборочных работ, выполнение экспериментальных работ. Применяемые методы: диалога; словесный, наглядный, практический, познавательный, систематизирующий и контрольный методы.


Основные формы обучения

- лабораторные исследования;

- самостоятельная работа;

- просмотр презентаций;

- беседы, лекции;

- демонстрация опытов;

Ожидаемые результаты

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по физике, химии и технологии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся решать технические задачи, ознакомятся с основами проектирования и конструирования, получат трудовые навыки изготовления учебного оборудования, научатся выполнять физические и химические опыты, соблюдать правила техники безопасности при проведении эксперимента. Кроме того, кружковые занятия признаны пробудить у учащихся интерес к наукам, техническому творчеству. Стимулировать дальнейшее творческое развитие учащихся в направлении профессиональной ориентации. Знания, сформированные на занятиях кружка, могут быть использованы для раскрытия различных связей химии и физики с производством и практической деятельностью.


Список использованной литературы


  1. Горский В. А. Техническое конструирование.— М.:, 2002.

  2. Горский В. А., Комский Д. М., Раздымалин И. Ф. Внеклассная работа по техническому творчеству.— М.: Просвещение, 2005.

  3. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления,—М.: Педагоги­ка, 2005.

  4. Моляков В. А. Техническое творчество школьников.— М.: Знание, 2004.

  5. Павилейко Р. П. Инженерное творчество.— М.: Знанне, 2007.

  6. Сомов Ю.С. Композиция в технике –М. 2004.

  7. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: ИЦ«Академия», 2000.

  8. Горский В.А. Техническое конструирование / В.А. Горский. – М., 2010.

  9. Хорошавин С.А. Физико-техническое моделирование –М 1993.

  10. Галагузов М.А. Первые шаги в электротехнику – М 1998.























Календарно - тематический план кружка «Инновационный школьный практикум»


Наименование темы занятия

всего

часов

теор.

практ.

дата

1

Вводное занятие

1

1



2

Понятие о техническом задании

1

1



3

Правила и требования безопасности труда

1

1



4

Электро и пожаробезопасность

1

1



5

Источники энергии для обеспечения работы тех.устройств

1

1



6

Понятие о проводниках и изоляторах

1

1



7

Понятие о традиционной и альтернативной энергетике

1

1



8

Способы передачи электроэнергии

1

0,5

0,5


9

Машины-двигатели (механические, паровые)

1


1


10

Устройство электродвигателей

1


1


11

Понятие о стендовых испытаниях двигателей

1

0,5

0,5


12

Изготовление стендов для испытаний и наглядных пособий

1

0,5

0,5


13

Понятие о классификации машин и механизмов

1


1


14

Чтение кинематических схем

1


1


15

Изготовление на­глядных пособий по типам механизмов.

1

0,5

0,5


16

Понятие о принципах действия передающих механизмов

1

1



17

Виды передач движения.

1


1


18

Типы исполнительных механизмов

1


1


19

Правила расчета параметров передающих механизмов

1


1


20

Устройство редукторов

1

0,5

0,5


21

Понятия о сопротивление материалов

1


1


22

Основные понятия о прочности

1


1


23

Теоретическая механика и детали машин

1


1


24

Типы соединений деталей машин

1

0,5

0,5


25

Решение задач на конструктор­скую смекалку по передачам

1


1


26

Стандартизация деталей машин

1

0,5

0,5


27

Понятие о механизмах управления работой тех. устройств

1


1


28

Понятие о принципах управления работой различных устройств

1


1


29

Конструирование и моделирование

1

0,5

0,5


30

Механический, гидравлический и пневматический привод

1


1


31

Электрический привод

1


1


32

Понятие о способах соединения деталей

1


1


33

Сборочные единицы в различных технических устройствах

1


1


34

Понятие о работе датчиков

1


1


35

Понятие о промышленной электроники

1


1


36

Принцип работы усилителей

1


1


37

Устройство микросхем

1


1


38

Внедрение ЭВМ в различные отрасли народного хозяйства

1


1


39

Основы программирования

1


1


40

Составление электрических схем с работой датчиков

1

0,5

0,5


41

Устройства для измерения времени

1

0,5

0,5


42

Устройства для измерения скорости и ускорения

1

0,5

0,5


43

Измерение электрических величин

1

0,5

0,5


44

Элементы автоматических устройств

1


1


45

Основные схемы автоматических устройств

1


1


46

Автоматизация производственных процессов

1


1


47

Роботизация производственных процессов

1


1


48

Дистанционное управление машинами и механизмами

1


1


49

Проектирование и конструирование моделей

1


1


50

Расчет редуктора

1

0,5

0,5


51

Типы передач и их элементы

1

0,5

0,5


52

Выполнение технических рисун­ков, эскизов, рабочих чертежей

1

0,5

0,5


53

Изготовление объемных моделей

1


1


54

Способы и типы соединений деталей

1

1



55

Разъемные и неразъемные соединения

1


1


56

Кинематические пары

1


1


57

Комбинированные соединения.

1


1


58

Подшипники скольжения и качения

1


1


59

Правила монтажа технических устройств

1


1


60

Конструирование и изготовление приборов для исследования

1


1


61

Единство функциональных и эстетических задач

1


1


62

Понятие о методах макетного проектирования

1

0,5

0,5


63

Изготовление опытного образца

1

0,5

0,5


64

Правила оформления технической документации

1

0,5

0,5


65

Оформление графической документации тех.устройств

1


1


66

Чтение сборочных чертежей и монтажных схем

1


1


67

Заключительное занятие

1

1



68

Выставка и защита работ учащихся

1


1









Итого

68

19

49





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!