СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Юный биолог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность,  предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии.

Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. В связи с этим основной метод обучения – деятельностный.

Актуальность  данной программы определяется интересом к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Юный биолог"»




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«эколого-биологический центр»


Рассмотрена Утверждаю

на педагогическом совете Директор МОУ ДОД

Протокол №____ от_________2017 г _____________Н.Г. Арсиевич

«_____» _________2017г










ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ БИОЛОГ»





Возраст 11-13 лет

Срок реализации программы 1 год

Автор-составитель:

Мальнева Алла Анатольевна,

Учитель биологии МОУ «Просторненская школа»

педагог дополнительного образования



с. Просторное, 2017г




I. Введение

Данная программа имеет эколого-биологическую направленность, предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии.

Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. В связи с этим основной метод обучения – деятельностный.

Актуальность данной программы определяется интересом к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.

В процессе обучения обучающиеся приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют:

− лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

− глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств живых организмов,

понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

− познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;

− на базе современного учения о клетке сформировать представление о единстве и многообразии клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений;

− лучше понять проявления фундаментальных свойств организма — наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном), углубить представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

− более глубоко понимать психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь представление о

биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;

− иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

− формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

− понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, понимать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов.

Наряду с основной задачей – углубленного изучения отдельных тем – программа дополнительного образования позволяет систематизировать знания старшеклассников по основным разделам биологии, что, в свою очередь, делает ее полезной при подготовке выпускников школы к вступительным экзаменам по биологии в ВУЗы. Контрольные задания составлены в тестовой форме различных типов, которая используется как при государственном тестировании, так и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Образовательная программа предназначена для детей 11-13 лет, составляет 144 часа (теоретических – 72, практических - 72), 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).

Цель программы: углубление знаний учащихся по основным проблемам биологии.

Задачи реализуемой программы:

• Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.

• Научить систематизировать биологические знания и выделять главные аспекты.

• Адекватно оценивать взаимосвязь природы и человека.

Основные формы и методы изучения курса – теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации.

Формы организации детей на занятии различны: коллективная, групповая или индивидуальная.

Форма итоговой отчетности: защита индивидуального проекта, тестовый контроль знаний.












II. Планируемые результаты

В процессе изучения программы учащиеся приобретают следующие знания:

  • Об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;

  • О многообразии живого мира,

  • О строении организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;

  • Об онтогенезе и филогенезе;

  • О роли живых организмов в природе и жизни человека.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

  • осмысливать и систематизировать знания о живых организмах, полученные на уроках, при чтении литературы, просмотре фильмов, личных наблюдений за явлениями природы;

  • подбирать и использовать современные методы исследования природных явлений и процессов;

  • анализировать и обобщать изученный материал.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта).

Кружок «Юный биолог» – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний экологического образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках изучения данной программы позволяет ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.


III Тематический план



Тема

Кол-во часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

1

Введение

4

2

2

2

Общие представления о системах органического мира

4

2

2

3

Анатомия и морфология растений. Растения в системе органического мира.

28

14

14

4

Систематика растений

12

6

6

5

Царство животных. Зоология беспозвоночных

46

24

24

6

Царство животных. Зоология позвоночных

28

14

14

7

Зоогеография

8

4

4

8

Итоговое занятие. Летнее задание. Экскурсия

1

2

2

Итого

144

72

72

















IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема № 1 (4 часа)

Введение

Основные вопросы

История развития биологии и место биологии в системе естественно-научных дисциплин; роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом. Знакомство с целями и задачами курса.

Требования к знаниям и умениям

Основные этапы в развитии биологии, значение знаний биологии, прикладные отрасли биологии. Анализировать и оценивать этапы исследования биологического разнообразия, объяснять практическое значение знаний биологии.

Тематика практических работ

Входная диагностика, защита реферата.

Тема № 2 (4 часа)

Общие представления о системах органического мира.

Основные вопросы

Основные признаки живого. Уровни организации живых организмов. Принципы классификации. Сущность жизни. Структурные уровни организации живой материи.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные свойства живой материи, многообразие форм жизни, характерные признаки биосистем, уровни организации живой материи, компоненты, их образующие, основные процессы, протекающие на каждом уровне. Выявлять признаки различия живой и неживой материи, сравнивать между собой структурные уровни организации жизни, объяснять общие свойства биосистем.

Самостоятельная работа

Составление мультимедийной презентации «Система органического мира», проведение биологических исследований: наблюдение, эксперимент.

Тема № 3 (28 часов)

Анатомия и морфология растений.

Основные вопросы

Растения в системе органического мира. Общие признаки царства Растения. Строение растительной клетки. Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений. Органный уровень организации растительного организма. Вегетативные органы растений: корень и побег. Особенности вегетативного, бесполого и полового размножения растений. Генеративные органы растений: гинецей и андроцей. Опыление и двойное оплодотворение. Образование семян.

Требования к знаниям и умениям

Знать основные признаки царства растения, органоиды растительной клетки, характеристику растительных тканей и органов, функции органов, их видоизменения, способы размножения растений, условия прорастания семян и развития растений. Уметь сравнивать растения с бактериями, грибами и животными, готовить микропрепараты растительных тканей, делать биологические рисунки, определять типы корневых систем, проверять всхожесть семян, проращивать их, размножать растения.

Самостоятельная работа

Наблюдение за живой клеткой, приготовление микропрепарата листа элодеи и рассматривание строения растительных клеток, проращивание семян, размножение и выращивание растений.

Тематика практических работ

Изучение техники микроскопирования, изучение микроскопического строения растительной клетки, изучение микроскопического строения тканей растений, определение типа корневой системы, изучение микроскопического строения корня, стебля, листа, вегетативное размножение растений, составление мультимедийной презентации «Жизненный цикл растений». Решение тестовых заданий.


Тема № 4 (12 часов)

Систематика растений.

Основные вопросы

Таксономия царства Растений. Низшие растения. Размножение водорослей. Основные направления эволюции водорослей. Систематика водорослей: отделы Зеленые, Красные и Бурые водоросли. Подцарство Высшие растения. Эволюционные изменения жизненного цикла высших растений. Отделы высших споровых растений: Риниофиты, Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Семенные растения – основные черты усложнения организации. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений.

Требования к знаниям и умениям

Знать систематику царства растения, отличия низших растений от высших, характеристику основных отделов и классов растений, особенности их жизненного цикла, усложнение растений в ходе эволюции. Уметь сравнивать представителей разных отделов растений, находить прогрессивные черты в их строении, объяснять их значение.

Самостоятельная работа

Работа с определителем высших растений, изготовление гербария, определение рода и вида древесного растения.

Тематика практических работ

Микроскопическое изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей, работа с определителем растений. Составление мультимедийной презентации «Высшие споровые растения» или «Семенные растения». Решение тестовых заданий.

Экскурсии в Ботанический сад-институт и в лимонарий.


Тема № 5 (46 часов)

Царство животных. Зоология беспозвоночных.

Основные вопросы

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Животное царство – часть органического мира. Подцарство Простейшие. Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших. Подцарство Многоклеточные. Губки. Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Многообразие типа. Жизненный цикл паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Целомические животные. Изучение многообразия круглых червей. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. Гирудотерапия. Тип Моллюски. Общая характеристика. Изучение многообразия моллюсков. Тип Членистоногие. Общая характеристика. Ароморфозы типа. Многообразие членистоногих.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки животных, основных (типичных) представителей таксономических групп, признаки крупных таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, жизненные циклы паразитических червей, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Изучение одноклеточных животных на микропрепаратах, определение семейства животных на примере раковин пресноводных моллюсков (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые), определение родов одноклеточных и многоклеточных животных, наблюдение за движением инфузорий в водной среде, изучение внешнего строения комнатной мухи, рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы, изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, меры борьбы с ними.

Тематика практических работ

Составление сравнительной характеристики растений и животных, микроскопическое изучение простейших, определение вида простейшего животного, определение вида моллюска, определение вида насекомых, выполнение проектов: «Значение моллюсков», «Развитие пчеловодства».

Экскурсия: Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).


Тема № 6 (28 часов)

Царство животных. Зоология позвоночных.

Основные вопросы

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. История изучения животных. Тип Хордовые. Общие признаки типа. Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники), Бесчерепные, Черепные (Позвоночные). Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Класс Земноводные (Амфибии) и Пресмыкающиеся (Рептилии). Класс Птицы. Приспособление птиц к полету. Многообразие птиц. Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития. Знакомство с представителями основных отрядов.

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки крупных таксономических групп, признаки основных (типичных) представителей таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Самостоятельная работа

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями, черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы. Внутреннее строение птицы (по готовым влажным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами.

Тематика практических работ

Составление сравнительной характеристики подтипов, выявление приспособлений рыб к водной среде обитания, изучение внутреннего строения рыб, составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся, выполнение проекта «Характеристика отряда Млекопитающих».

Экскурсия: Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей или зоопарк). Знакомство с птицами леса (или парка). Решение тестовых заданий.


Тема № 7 (8 часов)

Зоогеография.

Основные вопросы

Изучение происхождения и эволюции фаун, то есть исторически сложившихся комплексов животных, объединенных общностью области распространения. Основные зоогеографические области суши. Особенности островных фаун.

Требования к знаниям и умениям

Иметь представление о происхождении и эволюции фаун, закономерностях географического распространения животных и причинах, обусловливающих это распространение. Иметь представление о зоогеографическом разделении суши и мирового океана, знать особенности фаун, населяющих различные зоогеографические царства.

Самостоятельная работа

Изучить зоогеографическое подразделение Мирового океана: разделение Мирового океана на области и подобласти. Границы, экологическая характеристика и характерные представители фауны Арктической, Бореальной, Антибореальной, Индо-Пацифической, Тропико-Атлантической и Антарктической областей. Зоогеографическое подразделение суши: принципы зоогеографического районирования (систематический, исторический и эволюционный). Расчленение суши на зоогеографические царства (Нотогея, Неогея, Палеогея, Арктогея) и их краткая характеристика.

Тематика практических работ

Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши, составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков.

Тема № 8 (4 часа)

Итоговое занятие.

Основные вопросы

Повторение и закрепление основных вопросов 1-го года обучения.

Требования к знаниям и умениям

Основные признаки растений и животных; выделять существенные признаки классификации живых существ; характеризовать разные уровни организации живой материи.

Тематика практических работ

Тестовый контроль по итогам первого года обучения.


















Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«эколого-биологический центр»



Рассмотрена Утверждаю

на педагогическом совете Директор МОУ ДОД

Протокол №____ от_________2017 г _____________Н.Г. Арсиевич

«_____» _________2017г





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ БИОЛОГ»


Возраст 11-13 лет

Срок реализации программы 1 год

Автор-составитель:

Мальнева Алла Анатольевна,

Учитель биологии МОУ «Просторненская школа»

педагог дополнительного образования




с. Просторное, 2017г




V. Календарно –тематическое планирование


Дата проведения

Тема занятия

Практическая часть

Требования к знаниям и умениям



По плану

По факту

кол-во

часов



Тема № 1 (4 часа) Введение.

1



1

Введение.

Знакомство с целями и задачами курса.


Основные этапы в развитии биологии, значение знаний биологии, прикладные отрасли биологии. Анализировать и оценивать этапы исследования биологического разнообразия, объяснять практическое значение знаний биологии


2



2

История развития биологии и место биологии в системе естественно- научных дисциплин.

Пр. раб. №1 Просмотр презентаций

3



3

Роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем.

4



4

Биосферы в целом.

Пр. раб№ 2 Написание рефератов

Тема № 2 (4 часа) Общие представления о системах органического мира.

5



1

Основные признаки живого.

Пр. раб. №3 Уход за растениями

Знать основные свойства живой материи, многообразие форм жизни, характерные признаки биосистем, уровни организации живой материи, компоненты, их образующие, основные процессы, протекающие на каждом уровне. Выявлять признаки различия живой и неживой материи, сравнивать между собой структурные уровни организации жизни, объяснять общие свойства биосистем.

6



2

Уровни организации живых организмов.

7



3

Принципы классификации. Пр. раб. №4 Работа с раздаточными материалом

8



4

Сущность жизни. Структурные уровни организации живой материи.


Тема № 3 (28 часов) Анатомия и морфология растений.


9



1

Царство Растения

Знать основные признаки царства растения, органоиды растительной клетки, характеристику растительных тканей и органов, функции органов, их видоизменения, способы размножения растений, условия прорастания семян и развития растений. Уметь сравнивать растения с бактериями, грибами и животными, готовить микропрепараты растительных тканей, делать биологические рисунки, определять типы корневых систем, проверять

всхожесть семян, проращивать их, размножать растения


10



2

Растения в системе органического мира.

Пр. раб. №5 Морфологический анализ растений

11



3

Общие признаки царства Растения.

12



4

Внеклассное мероприятие.

Пр. раб. №6

13



5

Строение растительной клетки. Пр. раб. №7 Знакомство с микроскопами изучение клетки

14



6

Конкурс рисунков и поделок .

15



7

Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений. Пр. раб. №8

16



8

Ткани растений. Пр. раб. №9 Ткани растений под микроскопом.

17



9

Органный уровень организации растительного организма.

18



10

Органы и системы органов. Пр. раб. №10. Создание презентаций

19



11

Вегетативные органы растений: корень. Изучение корневой системы

20



12

Побег. Пр. раб. №11 Строение побега



21



13

Брейн –ринг.

22




14


Особенности вегетативного, бесполого размножения. Пр. раб. №12

23




15

Половое размножение растений.

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №13

24



16

Строение цветка.

25



17

Генеративные органы растений: гинецей и андроцей. Пр. раб. №14

26



18

Постановка сказки. Пр. раб. №15

27



19

Опыление.

28



20

Двойное оплодотворение.

29



21

Образование семян. Пр. раб. №16. Определение плодов и семян

30



22

Брейн –ринг.

31



23

Создание презентаций. Пр. раб. №17

32



24

Участие в конкурсе.

33



25

Типы соцветий. Пр. раб. №18

34



26

Уход за растениями в школе. Пр. раб №19

35



27-28


Обобщение материала.

Тема № 4 (12 часов) Систематика растений.

36



1

Таксономия царства Растений. Низшие растения. Размножение водорослей. Пр. раб. №20

Требования к знаниям и умениям

Знать систематику царства растения, отличия низших растений от высших, характеристику основных отделов и классов растений, особенности их жизненного цикла, усложнение растений в ходе эволюции. Уметь сравнивать представителей разных отделов растений, находить прогрессивные черты в их строении, объяснять их значение.

Тематика практических работ

Микроскопическое изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей, работа с определителем растений. Составление мультимедийной презентации «Высшие споровые растения» или «Семенные растения». Решение тестовых заданий.

37



2

Основные направления эволюции водорослей. Систематика водорослей: отделы Зеленые, Красные водоросли.

38



3

Бурые водоросли. Пр. раб. №21

39



4

Подцарство Высшие растения. Эволюционные изменения жизненного цикла высших растений.

40



5

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №22

41



6

Отделы высших споровых растений: Риниофиты, Моховидные

42



7

Плауновидные . Пр. раб. №23

43



8

Хвощевидные

44



9

Папоротниковидные. Пр. раб. №24

45



10

Семенные растения – основные черты усложнения организации. Отдел Голосеменные.

46



11

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений.

Пр. раб. №25

47



12

Работа с карточками

Тема № 5 (46 часов). Царство животных. Зоология беспозвоночных.

48



1

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Пр. раб. №26

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки животных, основных (типичных) представителей таксономических групп, признаки крупных таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, жизненные циклы паразитических червей, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе.

Тематика практических работ

Составление сравнительной характеристики растений и животных, микроскопическое изучение простейших, определение вида простейшего животного, определение вида моллюска, определение вида насекомых, выполнение проектов: «Значение моллюсков», «Развитие пчеловодства».

Экскурсия: Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).


49



2

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №27

50



3

Животное царство – часть органического мира. Подцарство Простейшие.

51



4

Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших.

52



5

КВН. Пр. раб. №28

53



6

Одноклеточные животные. Амеба Протей

54



7

Одноклеточные животные Эвглена зеленая, инфузория туфелька. Пр. раб. №29

55



8

Внеклассное мероприятие

56



9

Разнообразие простейших. Пр. раб. №30

57



10

Подцарство Многоклеточные.

58



11

Губки.

59



12

Подготовка у конкурсу. Пр. раб. №31

60



13

Кишечнополостные.

61



14

Конкурс рисунков. Пр. раб. №32

62



15

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

63



16

Многообразие типа. Пр. раб. №33

64



17

Жизненный цикл паразитических плоских червей.

65



18

Создание презентаций. Пр. раб. №34

66



19

Тип Круглые черви. Целомические животные.

67



20

Изучение многообразия круглых червей. Пр. раб. №35

68



21

Влияние круглых червей на жизнь человека

69



22

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №36

70



23

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика.

71



24

Подготовка к конкурсу. Пр. раб. №37

72



25

Представители класса Олигохеты

73



26

Конкурс « Своя игра» Пр. раб. №38

74



27

Полихеты

75



28

Пр. раб. №39. Поделки из природного материала

76



29

Гирудотерапия. Тип Моллюски. Общая характеристика.

77



30

Изучение многообразия моллюсков. Пр. раб. №40

78



31

Изучение многообразия моллюсков

79



32

Тип Членистоногие. Общая характеристика. Пр. раб. №41

80



33

Ароморфозы типа.

81



34

Класс Ракообразные Пр. раб. №42

82



35

Разнообразие ракообразных

83



36

Разнообразие ракообразных . Пр. раб. №43

84



37

Класс Паукообразные.Разнообразие паукообразных

85

86



38

39

Уход за растениями в школе.

Пр. раб. №44

87



40

Разнообразие паукообразных

88



41

Занятие –игра. Пр. раб. №45

89



42

Строение насекомых

90



43

Разнообразие насекомых. Пр. раб. №46

91



44

Работа с определительными карточками

92



45

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №47

93



46

Обобщение материала

Тема № 6 (28 часов). Царство животных. Зоология позвоночных.


94



1

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. Пр. раб. №48

Требования к знаниям и умениям

Знать отличительные признаки крупных таксономических групп, признаки основных (типичных) представителей таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, черты прогрессивного развития. Уметь объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира, использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе, выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе

Тематика практических работ

Составление сравнительной характеристики подтипов, выявление приспособлений рыб к водной среде обитания, изучение внутреннего строения рыб, составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся, выполнение проекта «Характеристика отряда Млекопитающих».

Экскурсия: Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей или зоопарк). Знакомство с птицами леса (или парка). Решение тестовых заданий.

95



2

История изучения животных.

96



3

Тип Хордовые. Общие признаки типа. Характеристика подтипов. Пр. раб. №49

97



4

Личиночнохордовые (Оболочники),

98



5

Бесчерепные. Пр. раб. №50

99



6

Черепные (Позвоночные).

100



7

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №51

101



8

Классы Хрящевые рыбы

102



9

Внеклассное мероприятие. Пр. раб. №52

103



10

Разнообразие хрящевых рыб

104



11

Просмотр видеофильма. Пр. раб. №53

105



12

Костные рыбы.

106



13

Разнообразие хрящевых рыб. Пр. раб. №54

107



14

Класс Земноводные (Амфибии)

108



15

Разнообразие земноводных . Пр. раб. №55

109



16

Пресмыкающиеся (Рептилии).

110



17

Строение пресмыкающихся. Пр. раб. №56

111



18

Разнообразие пресмыкающихся

112



19

Подготовка к конкурсу Пр. раб. №57

113



20

Класс Птицы.

114



21

Подготовка презентаций. Пр. раб. №58

115



22

Приспособление птиц к полету.

116



23

Многообразие птиц. Пр. раб. №59

117



24

Класс Млекопитающие.

118



25

Прогрессивные черты развития. Пр. раб. №60

119



26

Знакомство с представителями основных отрядов.

120



27

Творческие работы учащихся. Пр. раб. №61

121



28

Обобщение знаний

Тема № 7 (8 часов) Зоогеография.


123



1

Изучение происхождения и эволюции фаун объединенных общностью области распространения. Пр. раб. №62

Тематика практических работ

Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши, составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков.

Иметь представление о происхождении и эволюции фаун, закономерностях географического распространения

124



2

Флора Крыма. Создание презентаций.

125



3

Конкурс рисунков Пр. раб. №63

126



4

Фауна Крыма. Создание презентаций

127



5

Основные зоогеографические области суши.

128



6

Уход за растениями в школе. Пр. раб. №64

129



7

Особенности островных фаун.

130



8

Внеклассное мероприятие. Пр. раб. №65

131



9

Обобщение знаний

Тема № 8 (13часов) Повторение и закрепление основных вопросов 1-го года обучения.


132



1.

Повторение и закрепление основных вопросов 1-го года обучения.

Основные признаки растений и животных; выделять существенные признаки классификации живых существ; характеризовать разные уровни организации живой материи.


133



2

Система органического мира. Пр. раб. №66

134



3

Анатомия и морфология растений.

135



4

Уход за растениями. Пр. раб. №67

136



5

Систематика растений. Подготовка к конкурсу

137



6

Беспозвоночные животные. Пр. раб. №68

138



7

Позвоночные животные

139



8

Экскурсия. Пр. раб. №69

140



9

Уход за растениями. Пр. раб. №70

141



10

Конкурс рисунков и поделок. Пр. раб. №71

142



11

Создание презентаций Пр. раб. №72.

143



12

Экскурсия

144



13

Итоговая контрольная



4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!