Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 3»
Ленинградская область
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Кукольный театр «Сказкин дом»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет
Разработчики программы:
Нестерова С.Н.
учитель начальных классов
г. Бокситогорск
2016 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование | «Кукольный театр «Сказкин дом» |
Тип | Модифицированная |
Направленность | Художественно-эстетическая |
Срок реализации | 4 года |
Возраст учащихся | 7-11 лет (1-4 класс) |
Дата разработки программы | 2016 г. |
Изменения, вносимые в программу |
Дата | Вносимые изменения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Дата | Наименование мероприятия | Результат |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
-
| | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказкин дом» разработана в соответствии с документами:
- Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75, п. 4. 273-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от18 ноября 2015 г. №09-3242 "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (внеурочная разноуровневые программы)";
-СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Кукольный театр «Сказкин дом» - художественно-эстетическая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказкин дом» является модифицированной программой.
Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в следующем: программа предусматривает развитие у учащихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель и задачи:
Цель: приобщение детей к миру кукольного театра; программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, творческого самоопределения, развитие мотивации к познанию и
творчеству, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
Изучать особенности различных видов кукол, театра кукол;
Знакомить детей с техническим обеспечением театра кукол;
Осваивать учебно-тренировочную работу с куклой;
Овладеть навыками актерского мастерства работы с куклой;
Развивающие:
Развивать у детей навыки правильной речи, дикции;
Развивать интерес к сценическому искусству;
Развивать воображение детей, как основу творческой деятельности;
Воспитательные:
Формировать чувство коллективизма;
Воспитывать в детях потребность к постоянному
совершенствованию своего голосового и речевого аппарата, к
изучению живого языка;
Воспитывать в детях профессиональное мастерство.
Планируемые результаты освоения программы
Обучающие, развивающие и воспитательные задачи направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа –7 – 11 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение – 7лет.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Кукольный театр «Сказкин дом» принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей).
Наполняемость группы:
1 год обучения - не менее 15 человек;
2 и последующие года обучения – не менее 12 человек.
Особенности состава учащихся: неоднородный (смешанный), постоянный,
с участием учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Организационно - педагогические условия реализации программы
Срок реализации программы: 4 года
Объем программы: 35 часов(первый год) и 36 часов (2 и следующие годы)
Количество учебных часов по программе: 143 часов.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: аудиторные
Форма организации деятельности: групповая
Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
выступление
Режим занятий:
- количество учебных часов за учебный год:
1 год обучения -35 часов
2 и последующие года обучения- 36 часов
- количество занятий и учебных часов в неделю:
1 и последующие года обучения год обучения – 1 занятие по 1 часу;
- продолжительность занятия – 45 мин
В кружок принимаются все желающие, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся. Занятия начинаются с 1сентября и заканчиваются 31 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю, 36 часов за учебный год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Материально-техническое обеспечение программы:
Специальное оборудование:
Переносная ширма;
Набор кукол для постановки спектаклей;
Материалы для изготовления декораций и реквизита;
Декорации и реквизит для спектаклей.
Технические средства обучения:
Магнитофон;
Ожидаемые результаты
Первый год обучения
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
-Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол.
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
Второй год обучения:
Умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.
Умение работать с куклой на ширме и без неё.
Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
Третий и четвёртый годы обучения:
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.
Умение передать характер персонажа голосом и действием.
Умение работать с куклами различных систем
Умение работать с куклой на ширме и без неё.
Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
Учебно – тематический план
№ | Основные блоки | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы актёрского мастерства: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. | 4 | | 4 |
3 | Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. | 3 | 3 | |
4 | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | 5 | 1 | 4 |
5 | Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи | 18 | | 18 |
6 | Показ пьесы . | 2 | | 2 |
7 | Посещение театральных спектаклей | 2 | | 2 |
Всего | 35 | 5 | 30 |
Содержание программы
№ | Разделы, темы | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | Просмотр видеофрагментов. |
2 | Основы актёрского мастерства | Кукольная анимация. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок |
3 | Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. | Работа над темой спектакля. Сбор материала. Создание сценария. Выразительное чтение пьес | Распределение ролей и чтение произведения учащихся. |
4 | Изготовление кукол и бутафории. | Работа над образом героев. | Иллюстрирование. Работа по созданию кукол в разных техниках: пальчиковая кукла, кукла на палочке, кукла на руку, марионетка. Создание фонов и декораций к спектаклям. |
5 | Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи | Учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа. Развитие дикции на основе скороговорок | Оживление куклы. Работа над движением, озвучивание куклы. |
6 | Показ пьесы | Демонстрация результата работы над спектаклем. |
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения(35 часов)
№ | дата | Тема | Форма занятий |
план | факт |
1 | 08.09 | | Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | Беседа |
2 | 15.09 | | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание. | Игра |
3 | 22.09 | | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка «Теремок»Упражнения и игры на развитие воображения | Мастерсая образа |
4 | 29.09 | | Распределение ролей и чтение произведения учащихся. Развитие речевого дыхания и артикуляции | Изучение основ сценического мастерства |
5 | 06.10 | | Отработка чтения каждой роли. | Инсценирование произведения |
6 | 13.10 | | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок | Изучение основ сценического мастерства |
7 | 20.10 | | Обучение работе над ширмой. Развитие дикции на основе скороговорок | Изучение основ сценического мастерства |
8 | 27.10 | | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. | Инсценирование произведения |
9 | 03.11 | | Репетиция пьесы со звуковым оформлением | Инсценирование произведения |
10 | 10.11 | | Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
11-12 | 17.11 24.11 | | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | Мастерская костюма |
13 | 01.12 | | Генеральная репетиция пьесы. | Инсценирование произведения |
14 | 08.12 | | Показ пьесы детям, родителям | Показ пьесы |
15 | 15.12 | | Выбор пьесы. Р.Н.С. «Гуси-лебеди» Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. | Мастерсая образа |
16-17 | 22.12 29.12 | | Чтение по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Мастерская образа |
18 | 12.01 | | Репетиция пьесы. | Инсценирование произведения |
19-20 | 19.01 26.01 | | Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Мастерская костюма |
21 | 02.02 | | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Инсценирование произведения |
22 | 09.02 | | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | |
23 | 16.02 | | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
24 | 02.03 | | Показ пьесы детям. | Показ пьесы |
25 | 09.03 | | Показ пьесы родителям. | Показ пьесы |
26 | 16.03 | | Выбор пьесы. Р.Н.С. «Бобовое зернышко» Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. | Беседа |
27 | 23.03 | | Чтение по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Инсценирование произведения |
28 | 06.04 | | Репетиция пьесы. | Инсценирование произведения |
29 | 13.04 | | Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Мастерская костюма |
30 | 20.04 | | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Мастерская образа |
31 | 27.04 | | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Инсценирование произведения |
32 | 04.05 | | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
33 | 11.05 | | Показ пьесы детям. | Показ пьесы |
34 | 18.05 | | Показ пьесы родителям | Показ пьесы |
35 | 25.05 | | Посещение кукольного театра | Посещение кукольного театра |
2 год обучения(36 часов)
№ | дата | Тема | Форма занятий |
план | факт |
1 | | | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. | Беседа |
2-3 | | | Основы актёрского мастерства:дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание | Мастерская образа |
4-5 | | | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы «Советы здоровья» (пьеса поОБЖ) Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении Упражнения и игры на развитие воображения | Мастерская образа |
6-7 | | | Распределение ролей и чтение произведения учащихся. Развитие речевого дыхания и артикуляции | Инсценирование произведения |
8-9 | | | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание | Инсценирование произведения |
10-11 | | | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок | Инсценирование произведения |
12-13 | | | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок | Мастерская образа |
14-18 | | | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | Мастерская образа |
19-20 | | | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | Мастерская костюма |
21 | | | Генеральная репетиция пьесы. | Инсценирование произведения |
22 | | | Показ пьесы детям, родителям | |
23-24 | | | Выбор пьесы: Т.Н. Караманенко«Как снеговики солнце искали». Беседа о прочитанном. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Распределение ролей. Чтение по ролям за столом. | Мастерская образа |
25-26 | | | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Инсценирование произведения |
27-28 | | | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Инсценирование произведения |
29-30 | | | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Мастерская образа |
31-32 | | | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Инсценирование произведения |
33 | | | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
34 | | | Показ пьесы детям. | Показ пьесы |
35 | | | Показ пьесы родителям. | Показ пьесы |
36 | | | Посещение кукольного театра | Посещение кукольного театра |
3 год обучения(36 часов)
№ | дата | Тема | Форма занятий |
план | факт |
1 | | | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. | Беседа |
2-3 | | | Основы актёрского мастерства:дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. | Мастерская образа |
4-5 | | | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы: сценарий спектакля для кукольноготеатра «Красная книга» Беседа о прочитанном. Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения | Мастерская образа |
6-7 | | | Распределение ролей и чтение произведения учащихся. Развитие речевого дыхания и артикуляции | Инсценирование произведения |
8-9 | | | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы. Упражнения и игры на внимание | Мастерская образа |
10-11 | | | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок | Мастерская образа |
12-13 | | | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок | Инсценирование произведения |
14-18 | | | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
19-20 | | | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | Мастерская костюма |
21-22 | | | Генеральная репетиция пьесы. | Инсценирование произведения |
23 | | | Показ пьесы детям, родителям | |
24-25 | | | Выбор пьесы: Т.Н. Караманенко«Целебная травка»Беседа о прочитанном. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Чтение по ролям за столом. | Мастерская образа |
26-27 | | | Чтение по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Мастерская образа |
28-29 | | | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Инсценирование произведения |
30-31 | | | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Инсценирование произведения |
32 | | | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Инсценирование произведения |
33 | | | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
34 | | | Показ пьесы детям. | Показ пьесы |
35 | | | Показ пьесы родителям. | Показ пьесы |
36 | | | Посещение кукольного театра | Посещение кукольного театра |
4 год обучения(36 часов)
№ | дата | Тема | Форма занятий |
план | факт |
1 | | | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. | Беседа |
2-3 | | | Основы актёрского мастерства:дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание | Мастерская образа |
4-5 | | | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы« Колобок»Беседа о прочитанном. Упражнения и игры на развитие воображения | Мастерская образа |
6-7 | | | Распределение ролей и чтение произведения учащихся. Развитие речевого дыхания и артикуляции | Мастерская образа |
8-9 | | | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы. Упражнения и игры на внимание | Инсценирование произведения |
10-11 | | | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок | Мастерская образа |
12-13 | | | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок | Инсценирование произведения |
14-18 | | | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
19-20 | | | Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда | Мастерская костюма |
21-22 | | | Генеральная репетиция пьесы. | Инсценирование произведения |
23 | | | Показ пьесы детям, родителям | Показ пьесы |
24-25 | | | Выбор пьесы: «Теремок» Беседа о прочитанном. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Чтение по ролям за столом. | Мастерская образа |
26-27 | | | Чтение по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | Инсценирование произведения |
28-29 | | | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | Мастерская костюма |
30-31 | | | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Инсценирование произведения |
32 | | | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей. | Инсценирование произведения |
33 | | | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | Инсценирование произведения |
34 | | | Показ пьесы детям. | Показ пьесы |
35 | | | Показ пьесы родителям. | Показ пьесы |
36 | | | Посещение кукольного театра | Посещение кукольного театра |
Методическое обеспечение
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Методы, технологии | Дидактический материал и ТСО |
1 | Вводное занятие | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Компьютер, видеопроектор для просмотра на экране; альбомы, плакаты, видеоматериалы, ширма, куклы для кукольного театра, магнитофон. |
2 | Основы актёрского мастерства | Мастерская образа | Словесные, наглядные, практические | Компьютер, видеопроектор для просмотра на экране; альбомы, плакаты, видеоматериалы, ширма, куклы для кукольного театра, магнитофон. |
3 | Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям. | Изучение основ сценического мастерства | Словесные, наглядные, практические | Компьютер, видеопроектор для просмотра на экране; альбомы, плакаты, видеоматериалы, ширма, куклы для кукольного театра, магнитофон. |
4 | Изготовление кукол и бутафории. | Мастерская костюма | Словесные, наглядные, практические | Материалы для изготовления кукол и бутафории: ткань, бумага, картон, клей, краски, кисти, ножницы. |
5 | Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи | Инсценирование произведения | Словесные, наглядные, практические | Компьютер, видеопроектор для просмотра на экране; альбомы, плакаты, видеоматериалы, ширма, куклы для кукольного театра, магнитофон. |
6 | Показ пьесы | Показ пьесы | Словесные, наглядные, практические | Компьютер, видеопроектор для просмотра на экране; видеоматериалы, ширма, куклы для кукольного театра, магнитофон. |