СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Квартет чудес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования кружка "Квартет чудес". 

Просмотр содержимого документа
«программа кружка "Квартет чудес"»

Пояснительная записка


Детское объединение «Квартет чудес» включает в себя четыре направления:

  1. Кулинария «Первоклассная повариха»

  2. Вышивание вручную «Затейливый узелок»

  3. Вышивка лентами «Лоскутная пластика – мир цветов»

  4. Вязание крючком «Волшебный крючок»

Программа рассчитана на 2 года – 315 часов (по 157,5 часов в год)

Основной целью детского объединения «Квартет чудес» является формирование у учащихся художественной культуры, творческой активности, содействие в овладении образным языком декоративно- прикладного и кулинарного искусства.

Предлагаемая программа позволит дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного и кулинарного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Овладение программой осуществляется на основе оптимального сочетания теоретического и практического обучения, преемственности с изобразительным искусством и материальными технологиями в 5 – 8 классах.

Задачи курса:

- развитие художественной и технологической культуры учащихся;

- раскрытие и развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;

- выявление и поддержка технически талантливых детей;

- воспитание уважения к народным традициям;

- развитие познавательной активности и самостоятельности;

- формирование технологической и художественной культуры;

- освоение и формирование практических навыков работы с простыми материалами, инструментами, познание теории и практики;

- создание условий для осознанного профессионального самоопределения;

- развитие таких качеств личности, как трудолюбие, восприятие прекрасного, память, внимание, наблюдательность, умение творчески мыслить;

- ознакомление с историей искусства.


Программа рассчитана на 4,5 часа в неделю.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 – 2,5 часа.

Возраст детей от 7 до 15 лет.

Пояснительная записка к курсу по кулинарии «Первоклассная повариха».


Современный человек должен знать элементы физиологии питания, гигиены и санитарии, это позволит сохранить здоровье и питаться вкусно и качественно.

Данный курс предназначен для изучения и систематизации знаний о рациональном питании, культуре потребления пищи, правилам этикета за столом. При изучении курса, учащиеся рассматривают вопросы рационального питания, учатся создавать комфортную обстановку во время приема пищи и пользоваться столовыми приборами в соответствии с правилами этикета.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Цели курса:

Формирование знаний и умений в процессе приготовления и потребления продуктов питания; развивать эстетический вкус и чувство меры при оформлении и подачи блюд; воспитывать культуру потребления пищи, с учетом национальных традиций русской кухни; развивать организованность, коммуникабельность, сотрудничество при проведении практических работ.

Задачи курса:

  1. сформировать представление о понятии сбалансированного и рационального питания, для нормального развития и жизни подростка и взрослого человека.

  2. ознакомить с традициями русской кухни, дать представление о постах и постной пищи, ее пользе для организма человека.

  3. объяснить, какие последствия бывают при нарушении режима питания и его сбалансированности.

  4. научить учащихся сервировать стол на завтрак, обед и ужин, а также в праздничные дни.

  5. наглядно, в доступно-игровой форме научить девочек пользоваться столовыми приборами, в соответствии с правилами этикета.

  6. совершенствовать умения нарезки и оформления холодных блюд и закусок, а также воспитывать чувство меры в процессе приготовления блюд.

  7. развивать интерес к профессии повара, официанта.

По окончании курса учащиеся должны

Знать:

  • особенности питания для детей и подростков, назначение лечебного питания;

  • классификацию блюд и последовательность их подачи;

  • технологию приготовления блюд;

  • правила этикета за столом;

  • правила подготовки посуды для сервировки стола и виды нарезки для оформления блюд;

  • нарезка овощей, фруктов, карбование и различные виды нарезки для оформления блюд;

  • последовательность механической обработки овощей и рыбы.

Уметь:

  • составлять меню дневного рациона в соответствии с калорийностью и содержанием белков, жиров и углеводов;

  • составлять меню раздельного питания;

  • нарезать овощи для различных блюд;

  • оформлять холодные блюда и закуски, владеть правилами карбования и вырезания цветов из овощей;

  • уметь составлять меню в соответствии с правилами подачи и рассчитывать стоимость блюд;

  • уметь сервировать стол;

  • свободно пользоваться столовыми приборами во время приема пищи.

Учащиеся по окончанию курса смогут:

  • питаться в соответствии с правилами рационального питания;

  • обрабатывать пищевые продукты в соответствии с технологическими требованиями;

  • грамотно сервировать стол на завтрак, обед и ужин, а также накрывать праздничный и тематический стол;

  • подсчитать стоимость блюд на завтрак, обед и ужин;

  • рассчитать количество продуктов, необходимых для питания на день в домашних условиях;

  • украшать холодные блюда и закуски, в соответствии с правилами подачи;

  • владеть основами лечебного и диетического питания;

  • составить дневное меню с учетом калорийности продуктов;

  • правильно пользоваться различными приборами при употреблении различных блюд.

Предполагает сочетание теоретических и практических знаний, на практические занятия отводится 70% времени с реализацией активизирующих проектных методик. Практические занятия предполагают выполнение упражнений эвристического характера, а также проведение самостоятельных работ по инструкционным картам, выполнение мини-проектов.

Тематическое планирование.

1 год обучения.



Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

Вводное занятие. ТБ и правила санитарии

2

2


Составление меню на семью на неделю

2

2


Сервировка стола к завтраку, обеду и ужину

2

2


Оформление стола салфетками

2


2

Правила этикета

2


2

Технология приготовления холодных блюд и закусок

16

4

14

Закусочные бутерброды канапе


1

1

Первичная обработка овощей


1

1

Тепловая обработка овощей


1

1

Оформление блюд из овощей


1

1

Изготовление овощного салата из сырых овощей



2

Приготовление салата из вареных овощей



6

«Оливье»



2

Зимний



2

Гранатовый браслет



2

Блюда из рыбы

4

2

4

Первичная обработка рыбы

2

1

1

Салат «Волна»



1

Тепловая обработка рыбы

2

1

1

Жареная рыбы



1

Блюда из мяса

6

3

3

Салат «Подсолнух»

2

1

1

Азу

2

1

1

Манты

2

1

1


Итого:

36

11

25


2 год обучения

Тема

Кол-во часов

теория

практика

Изделия из теста

14

7

7

1

Изделия из не печенного теста «Картошка»

2

1

1

2

Изделия из пресного теста

Хворост

2

1

1

3

Изделия и заварного теста

Пирожное

2

1

1

4

Изделия из бисквитного теста «Негр в пене»

2

1

1

5

Изделия из слоеного теста

слойки

2

1

1

6

Изделия из дрожжевого теста пицца

2

1

1

Вторые блюда

6

3

3

7

Блюда из круп

Запеканка из моркови, риса и яблок

2

1

1

8

Рыба с капустой

2

1

1

9

Фаршированный картофель

2

1

1

Сладкие блюда

18

9

9

10

Пшенная каша с тыквой

2

1

1

11

«Золотой» картофель

2

1

1

12

Слойки с мясом

2

1

1

13

Творожная запеканка с изюмом

2

1

1

14

Рисовая запеканка с рыбой

2

1

1

15

«Бабушкины узелки»

2

1

1

16

Песочный торт с фруктами в желе

2

1

1

17

Банановый торт с безе

2

1

1

18

Шарлотка с яблоками

2

1

1


Итого:

38

19

19


Используемая литература.


  1. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. для 8 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

  2. блюда в духовке. – М.: Эксмо, 2007

  3. Ида Сави Булочки, пироги, пирожные/пер с эстон. – М.: Культура и традиции, 1994

  4. Обрядовая кулинария/сост. Е.В. Высоцкая. – Мн.: Хаврест, 1996

  5. М.П. Даниленко 222 рецепта кондитерских изделий/МПО «Феникс» и РИК «АС»,

  6. Современная молочная кухня/М. Теплы, Р. Плавцова – М.: Металлургия, 1986

  7. Ю Ахметзянов сто блюд из картофеля/пер. Р. Сабирова – Казань, 1984Сборник кулинарных рецептов – М.: «Маркетинг», 1993




Пояснительная записка к курсу вышивание вручную «Затейливый узелок»

Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.

Настоящая программа составлена для курса работы по изучению вышивки, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.

В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности. Знакомится с историей рукоделия.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России.

Программа включает тематические планы, определяет последовательность и объем изучаемого материала.

Программа рассчитана на два года обучения.

Тематическое планирование учебного материала

(Для двух лет обучения)

Символика. Сочетание растительных узоров с фигурами птиц, зверей, человека.

Расположение узора на изделии. Способы закрепления нити в начале и конце работы. Чтение рисунков.

Знакомство с историей развития одежды, салфеток, рушников, постельного белья.

Технология выполнения простейших швов, счетных швов, мережек, глади. Освоение последовательности их выполнения.

Дефекты выполнения швов.

Разработка творческих работ и проектов .

Выполнение изделий.

Работа с тканью

(Для двух лет обучения)

Требования к тканям для выполнения различных изделий.

Влияние рисунка на раскрой.

Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Соблюдение направления долевой нити при раскрое.

Осыпаемость ткани, усадка, растяжение.

Раскрой изделий.

Соединение деталей изделия машинной строчкой.

Требования к качеству работы.

Виды отделок.

Обработка внутренних срезов.

Значение влажно-тепловой обработки и ее последовательность при изготовлении изделия.

Подведение итогов.

Наглядность:

1. Таблицы

-орнаменты
-гладь
-мережка
-крест
-простейшие швы

2. Рисунки – плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

4. Изделия изготовленные учителем – наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.

5. Изделия изготовленные учащимися – по различным темам.

Первый год обучения

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы.

  2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.

  3. Начинать и заканчивать работу без узлов.

  4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка, используя законы цветоведенья.

  5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

  6. Выполнять работу мережками, декоративными швами, свободными швами, крестом, счетной, двухсторонней и художественной гладью.

  7. Выполнять работу качественно и в срок.

  8. Самостоятельно разрабатывать простейшие орнаменты.

  9. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

  1. Основы цветоведенья.

  2. Виды ручной вышивки.

  3. Историю и традиции вышивки.

  4. Основы материаловедения.

  5. Способы нанесения рисунка на ткань.

  6. Способы закрепления нитей.

  7. Способы выдергивания нитей.

  8. Способы зашивок.

  9. Применение мережек, креста, свободных швов, гладьевых швов.

Задачи трудового обучения:

  1. Привитие трудовых навыков вышивания, познавательного интереса, независимо от индивидуальных способностей.

  2. Воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства.

  3. Привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

  4. Формировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания.

  5. Развивать способности к самообразованию.

  6. Развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца.

  7. Знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов.

  8. Вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

  9. Содействовать в профессиональной ориентации.

Тематическое планирование учебного материала

Первый год обучения.

 

Тема

Количество часов

1. Вводное занятие.
Задачи и план работы кружка. Правила поведения.
Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.
Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

2 часа





2. Выполнение “простейших швов”: “вперед иголку”, “строчка”, стебельчатый, тамбурный, петельный.
Творческая работа: на выбор-выполнение прихватки, игольницы, носового платка.

14 часов



3. Выполнение мережек.
Выполнение простых мережек.
Творческая работа: на выбор- выполнение носового платка, наволочки.
Выполнение узорных мережек.
Творческая работа : на выбор- выполнение салфетки, дорожки.

8 часов






4. Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.

6 часов

Проект: на выбор- выполнение полотенца, панно, скатерти.

4 часов

Всего:

34 часа

1. Вводное занятие.

Задачи и план работы кружка. Правила поведения.

Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.

Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

2. Выполнение “простейших швов”.

Основы дизайна.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Копирование мотивов. Вышивка “ простейшие швы”. Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовки в альбом.

Краткие сведения о нитках и тканях.

Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, тонине.

Зарисовка простейших швов: “вперед иголку”, “строчка”, стебельчатый, тамбурный, петельный.

Практическая работа.

Творческая работа: : на выбор-выполнение прихватки, игольницы, носового платка.

Зарисовка простейших швов. Точный расчет ткани для салфетки. Подготовка ткани к вышивке. Определение центра ткани. Разметка контрольных линий на ткани. Перевод рисунка на ткань. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нитки. Замена нитей в середине работы. Использование пяльцев. Выполнение узора вышивки. Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.

3. Выполнение мережек.

Виды мережек и их применение в оформлении современных изделий. Их декоративные качества, значение мережек в оформлении изделий различного назначения самостоятельно и в сочетании с другой вышивкой ( показ образцов).

Технология выполнения простых мережек. Виды простых мережек.

Виды простых мережек: кисточка, столбик, раскол и последовательность их выполнения.

Ткани и нитки применяемые для мережек.

Технический расчет рисунка и его назначение.

Требования, предъявляемые к выполнению мережек.

Причины неаккуратного выполнения вышивки (показ чертежей швов).

Практическая работа.

Творческая работа: на выбор- выполнение носового платка, наволочки.

Технический рисунок простых мережек на миллиметровке.

Зарисовка мережек: кисточка, столбик, раскол. Точный расчет ниток ткани, указание хода рабочей нити. Освоение рабочих приемов выполнения простых мережек. Освоение последовательности выполнения мережек. Выдеры нитей в одном направлении, стягивание нитей по счету их набора на иглу. Ход рабочей нити при затягивании пучков (кисточек), образование столбиков и получение мережки, раскол.

Выполнение узорных мережек.

Виды мережек и их применение. Виды простых узорных мережек и их декоративные качества. Узоры, получаемые путем стягивания столбиков мережек или нанесение плотных разделок. Значение простых узорных мережек в декоративном оформлении изделий различного назначения.

Технология оформления простых узорных мережек. Последовательность выполнения мережек: снопик, паучок, настил, козлик, заделка углов и обработка узких сторон мережек (петельный шов, подкладной валик).

Технический расчет рисунка. Причины небрежного выполнения мережек и способы их предупреждения.

Практическая работа.

Творческая работа: на выбор- выполнение салфетки, дорожки.

Технический рисунок простых узорных мережек. Зарисовка мережек с точным расчетом нитей ткани. Последовательность выполнения узорных мережек.

Выдергивание нитей, образование столбиков в рисунок, обметка краев мережки гладьевым валиком.

Технический расчет каждой мережки. Последовательность выполнения каждой мережки: выдергивание нитей в двух направлениях, стягивание столбиков, нанесение на них узора, заполнение угла двух пересекающихся мережек.

4. Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест.

Счетные швы в истории вышивки и в современных изделиях. Виды счетных швов в ручной вышивке. Компьютерные программы для выполнения счетных вышивок.

Ткани, применяемые для счетных швов.

Требования, предъявляемые к выполнению счетных швов.

Причины неаккуратного выполнения вышивки.

Практическая часть. Зарисовка народных орнаментов для выполнения счетных швов

Стилизация растений. Разработка и зарисовка собственных орнаментов (не менее трех). Цветовые сочетания.

Зарисовка последовательности выполнения швов: простой крест ( в двух вариантах), двойного креста, полукреста.

Освоение приемов выполнения простого креста, двойного креста, полукреста.

Ход рабочей нити при выполнении швов.

Проект: на выбор- выполнение полотенца, панно, скатерти.

Выбор ткани для изделия. Расчет количества ткани. Правила расположения вышивки на ткани. Композиция вышивки.

Правила закрепления нити.

Выполнение вышивки на полотенце.

Оформление краев изделия.

Утюжка готового изделия.

Оформление документации по проекту.

Защита проекта.

Участие в выставках, презентациях кружка.

Второй год обучения

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно подбирать ткань для изделия.

  2. Делать необходимые расчеты.

  3. Разрабатывать орнаменты.

  4. Составлять несложные рисунки.

  5. Переводить рисунки на ткань.

  6. Подготовить ткань для вышивки.

  7. Раскроить изделие.

  8. Пошить изделие.

  9. Выполнить влажно- тепловую обработку.

  10. Соблюдать правила техники безопасности.

  11. Использовать вышивку для украшения интерьера.

Учащиеся должны знать:

  1. Историю развития вышивки.

  2. Историю одежды, салфеток, постельного белья.

  3. Правила раскроя.

  4. Способы выполнения вышивок.

  5. Виды отделок.

  6. Правила безопасного труда.

  7. Применение гладьевых швов.

  8. Способы зашивок.

Задачи трудового обучения:

  1. Привитие трудовых навыков вышивания, познавательного интереса, независимо от индивидуальных способностей.

  2. Воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства.

  3. Привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

  4. Формировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания.

  5. Развивать способности к самообразованию.

  6. Развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца.

  7. Знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов.

  8. Вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

  9. Содействовать в профессиональной ориентации.

Тематическое планирование учебного материала

Второй год обучения.

Тема

Количество часов

1. Вводное занятие
Задачи на новый учебный год.
Беседа “ Народная вышивка. Вышивка гладью. История и современность. Орнамент и цвет в народных вышивках ”
(демонстрация образцов, таблиц ).

2 часа




2.Двухсторонняя гладь.
Творческая работа: на выбор- выполнение диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.


12 часов

Технология выполнения. Требования к вышивке

Практическая часть. Выбор ткани. Подготовка к вышивке

Выполнение глади враскол

Творческая работа

2 часа

2 часа

2 часа

4 часа

3. Белая гладь.
Проект: на выбор- изготовление наволочки на подушку, воротника.

12 часов

Ткани и нитки в вышивке

Выполнение технического рисунка

Творческий проект

Защита проекта

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

4. Тоновая гладь.
Проект: на выбор- панно, скатерть, полотенце.

8

Основа дизайна. Цветовое сочетание.

Проект на выбор

Вышивание рисунка на изделие


2 часа

2 часа

2 часа

Итого:

34 часа

1. Вводное занятие.

Содержание работы на данный учебный год.

Народная вышивка. История и современность. Орнамент и цвет в народных вышивках. Виды глади. Отличительные особенности.

Правила безопасного труда.

2. Двухсторонняя гладь.

Двухсторонняя гладь без настила. Двухсторонняя гладь с настилом. Гладь враскол.

Технология выполнения. Подбор рисунков для вышивки.

Способы перевода рисунка.

Требования к ткани для вышивки. Вышивание с пяльцами и без них. Требования к ниткам для вышивки. Цветовые сочетания.

Технический рисунок глади. Закрепление нити. Требования к вышивке.

Практическая часть.

Выбор ткани. Расчет ткани. Подготовка ткани для вышивки.

Подбор рисунка для вышивки. Выполнение технического рисунка.

Выполнение глади: двухсторонней с настилом и без него, глади в раскол.

Творческая работа: на выбор- выполнение диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.

Выбор ткани и нитей для выполнения диванной подушки, игольницы, броши, грелки на чайник.

Расчет количества ткани. Перевод рисунка. Выполнение изделия с использованием двухсторонней глади и глади врасол.

Пошив изделия. Оформление готового изделия.

3. Белая гладь.

Белая гладь в истории вышивки. История постельного белья.

Растительные орнаменты в выполнении глади.

Ткани для выполнения вышивки. Нити для вышивки.

Виды белой глади: листик, листик в раскол, пышечка, прорезная гладь, дырочки, подкладной шов. Сочетание белой глади с другими видами дополнительного шитья узелками, дырочками, стягами, мережками и т. д.

Практическая часть.

Выбор ткани для вышивки. Подбор рисунка для вышивки. Перевод рисунка. Подбор нитей. Выполнение технического рисунка. Выполнение белой глади.

Проект: на выбор- изготовление наволочки на подушку, воротника.

Расчет количества ткани. Выбор ткани для изделия. Выбор рисунка для вышивки. Выбор места для вышивки. Выбор техник вышивания. Вышивание изделия.

Раскрой изделия и пошив.

Оформление готового изделия.

4. Тоновая гладь.

Тоновая гладь, как способ вышивания иглой. История тоновой глади. Связь русской вышивки с вышивками народов мира.

Основы дизайна. Цветовые сочетания. Стежки для выполнения тоновой глади. Рисунки для вышивания. Нити для вышивания. Ткань для вышивания.

Практическая часть.

Подбор ткани для вышивки.

Выполнение тоновой глади. Освоение рабочих приемов.

Проект: на выбор- панно, скатерть, полотенце.

Подбор рисунка для вышивки. Перевод рисунка на ткань.

Вышивание рисунка. Чистка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия.

Оформление готовой вышивки: оформление панно, скатерти, полотенца.

Защита проекта.

Участие в выставках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И. – Шитье и ркукоделие: энциклопедия – Москва.Большая Российская энциклопедия ,1994.

2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом- Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

3. Будур Н.-Полная энциклопедия женских рукоделий – Москва.Олма-Пресс 1999.

4. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Выща школа –1989.

5. Глинская Е.- Азбука вышивания-Издательство Мехнат Ташкент 1994 .

6. Ереминко Т.- Иголка-волшебница- Москва Просвещение, 1987.

7. Ереминко Т.- Вышивка. Технтка. Приемы. Изделия.- Москва. Аст- Пресс. 2000.

8. Максимова М.- Вышивка .Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.

9. Моисеенко Ю. –Волшебный стежок-Минск. Полымя 2000.

10. Попова С.- Дамское рукоделие- ТОО ПК Инжиниринг, Лтд. Нижний Новгород. 1993.




Пояснительная записка к курсу вышивка лентами «Лоскутная пластика – мир цветов»

Глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной и политической жизни общества и привели к возникновению серьёзнейших проблем.

Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде.

Красота спасет мир – эти слова великого Ф. Достоевского в наши дни, приобретают наибольшую актуальность.

Изготовление цветов – декоративно-прикладное искусство. Один из видов лоскутной пластики доступен для восприятия, его красота пробуждает интерес к истории и культуре своей Родины.

Изготовление цветов – интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство.

Основной целью данного курса является:

  • знакомство с легендами и преданиями о цветах;

  • формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов из ткани;

  • развитие чувства красоты и гармонии.

Предпрофильное обучение по курсу “Лоскутная пластика – мир цветов” решает следующие задачи:

  • познакомить учащихся с основами обработки ткани;

  • привить практические трудовые навыки по изготовлению цветов из ткани;

  • развить художественный вкус;

  • формировать духовно-нравственные качества личности;

  • развивать творческий подход к порученному делу.

Курс рассчитан на 2 года.

1 год обучения

Содержание обучения предусматривает ознакомление учащихся с тем, что значат цветы в жизни человека; основами композиции; материаловедением; с технологией изготовления цветов из ткани. В процессе занятий учащихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, с легендами и преданиями о цветах. Возможно посещение выставок по изучению декоративно-прикладного искусства, экскурсий по наблюдению за живой природой.

Теоретический материал по теме “Основы композиции” усваивается в сочетании с практическими работами. Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.

В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды обработки основных деталей цветка, выполняют сборку цветка. Программа предусматривает проведение традиционных занятий: лекции, беседы, групповые и индивидуальные занятия.

Особое место отводится в овладении данным курсом индивидуальной работе с учащимися.

Весь процесс обучения должен быть творческим, должен быть направлен на изготовление красивых и нужных изделий, созданных руками учащихся. Именно это имеет большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила декоративно-прикладного искусства, уникальность технических приёмов во многом способствует формированию мировоззрения учащихся, их сознательному отношению к окружающему миру, определению своего “Я” в жизни.

Содержание программы предусматривает подведение учащихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля.

Перечень знаний и умений учащихся.

Учащиеся должны знать:

1. Основные сведения о видах художественной обработки ткани.

2. Историю возникновения цветов из лоскута.

3. Применяемые инструменты.

4. Технологический процесс изготовления цветов.

5. Правила безопасности труда, пожарной безопасности, требования и организацию рабочего места.

6. композиционное построение

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть инструментом и технологией обработки ткани.

2. Проектировать изделие и изготовлять его.

3. Организовать рабочее место.

4. Соблюдать правила безопасности труда.

5. вышивать различные мотивы из цветов

6. составлять композиции

Программа

1 год обучения.

1. Мир цветов. История возникновения и развития цветов из лоскута. Цветы в легендах и преданиях. Виды лоскутной пластики. Цветы – один их разделов лоскутной пластики. Ассортимент цветов из лоскута.

2. Основы композиции Понятие о композиции декоративно-прикладного произведения. Композиционное пространство, пропорции, симметрия, ритм, линия. Основы цветовой гармонии. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства. Цветоведение.

3. Изготовление цветов. Выбор ткани по цвету и фактуре. Подготовка ткани. Инструменты и их применение. Изготовление выкроек и шаблонов. Изготовление основных деталей цветов. Сборка цветов.

4. Отделка и составление букета, композиции. Виды и способы отделки. Искусство составления букета.

5. Защита проекта.





Вышивка лентами

Тематический план

Темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Мир цветов

4

1

3


История возникновения и развития цветов из лоскута. Цветы – один их разделов лоскутной пластики.



1


Цветы в легендах и преданиях.



1


Виды лоскутной пластики.



1

2

Основы композиции

4

1

3


Понятие о композиции декоративно-прикладного произведения.




1


Композиционное пространство, пропорции, симметрия, ритм, линия.



1


Основы цветовой гармонии. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства. Цветоведение.



1


Изготовление образцов

8

2

6






3

Изготовление цветов

14

4

10


Выбор ткани по цвету и фактуре. Подготовка ткани. Инструменты и их применение.




2


Изготовление выкроек и шаблонов.



2


Изготовление основных деталей цветов.



2


Сборка цветов.



2


Оформление панно.



2

4

Отделка и составление букета, композиции

4

1

3


Виды и способы отделки.





Искусство составления букета.





Изготовление букета




5

Защита проекта

2

2



Итого:

36

11

25



2 год обучения.

1. Вышивка лентами. История возникновения. Материалы, инструменты, приспособления. Начальный ряд, закрепление на ткани.

2. Выполнение образцов ленточного, узелкового, петельного швов. Шов «Цветочек», «Пестик», «Перышко».

3. Выполнение образцов тамбурного, стебельчатого швов.

4. Изготовление панно: «Клумба», «Палисадник», «Букет цветов».

5. Защита проекта.

Тематический план



2 год обучения.

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Вышивка лентами

2

1

1

2

Выполнение образцов.

10


10


Выполнение образцов Нарцис.



2


Выполнение образцов Ромашка.



2


Выполнение образцов Розы.



2


Выполнение образцов. Подсолнух.



2


Выполнение образцов. Фиалка.



2

3

Изготовление панно

20

2

18


Композиционное решение изделия


2



Нарциссы



2


Колокольчик



2


Атласная гладь



2


Ромашковое поле



2


Букет для мамы



2


Палисадник



2


Подушка вышитая цветами



2


Панно подсолнухи в лейке



2


Корзинка для фиалок



2

4

Защита проекта

2

2



Итого:

34

5

29


Список рекомендуемой литературы

  1. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. Москва.: Дрофа, 2002.

  2. Клевенская. Цветы в интерьере. М.: 1993.

  3. Козинкина. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1990.

  4. Маракаев. Первый букет. Ярославль, 1999.

  5. Моложавенко. Тайны красоты. Книга о цветах. М.: Педагогика, 1993.

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии, М.: Дрофа, 2000.

  7. Стельмахович Л. Н. Цветы из ткани. М.: Лёгкая промышленность. 1977.

  8. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение; 1981.

  9. Чиотти Донателла Украшение из шелковых лент / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007.



Пояснительная записка к курсу вязание крючком «Волшебный крючок».


Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:

    • познакомить с историей и развитием художественного вязания;

    • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

    • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

    • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

    • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

    • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

  2. Воспитательные:

    • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

    • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

    • привить основы культуры труда.

  3. Развивающие:

    • развить образное мышление;

    • развить внимание;

    • развить моторные навыки;

    • развить творческие способности;

    • развить фантазию;

    • выработать эстетический и художественный вкус.

Программа курса «Волшебный крючок» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа рассчитана на 2 года обучения

В конце обучения учащиеся должны:



ЗНАТЬ



УМЕТЬ

Правила поведения,

ТБ.




Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.


Инструменты и материалы.





Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.












Основные способы вывязывания петель.

















Условные обозначения, понятие «раппорт».





Основы цветоведения.



Способы вязания по кругу.



Основные мерки, правила измерения.


Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.



Виды ручных трикотажных швов, их применение.


Последовательность изготовления изделий.



Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

Правила ухода за трикотажными изделиями.

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.


Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.



Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.


Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.


Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.


Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.


Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.


Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.


Снимать и записывать мерки.



Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.


Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».


Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.



Рассчитывать петли, делать прибавления и убавления




Сшивать изделия трикотажным швом



Изготовить изделие по схеме.





Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.




Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



1 год обучения

п/п


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

0,5

0,5

-

2.

Основные приёмы вязания крючком.

4

1

3

3.

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения.

4

2

2

4.

Основы цветоведения.

2

1

1

5.

Вязание узорного полотна.

8

2

6

6.

Декоративная корзинка.

8

2

6

7.

Сувениры.

10

2

8

8.

Игрушка, карандашница.

6

1

5

9.

Шарфик.

9

1

8


ИТОГО:

51,5

12,5

39





2 год обучения


1.

Вводное занятие

0.5

0,5


2.

Декоративное панно.

8

1

7

3.

Шапочка.

10

2

8

4.

Варежки.

10

2

8

5.

Носки, тапочки.

12

2

10

6.

Сумка.

10

2

8

7.

Итоговое занятие. Защита проекта.

Выставка работ учащихся.

1

1

-

ИТОГО:

51,5

10,5

41

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

ТЕМА 2

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

I уровень. Вязание образцов.

II уровень. Вязание игрушек.

ТЕМА 3

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.

ТЕМА 4

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значе­ние цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

ТЕМА 5

ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран­ника (многогранника). Анализ схемы салфетки.

Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.

II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.


ТЕМА 6

ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей. Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Правила вязания корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.

Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.

I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.

II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.

ТЕМА 7 СУВЕНИРЫ

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков. Подбор крючка и ниток.

Практическая работа. Расчет петель для футляра. Вязание и оформление изделий.

ТЕМА 8

ИГРУШКА, КАРАНДАШНИЦА

Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек и карандашниц. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.

Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для карандашницы, деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.




2 год обучения

ТЕМА 1

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО

Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.

Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно. Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.

ТЕМА 2

ШАРФИК

Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цве­та в построении орнамента.

Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.

I уровень. Вязание шарфика для куклы.

II уровень. Вязание шарфика на себя.

ТЕМА 3

ШАПОЧКА

Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполне­ния узоров.

Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.

I уровень. Вязание шапочки для куклы.

II уровень. Вязание шапочки на себя.

ТЕМА 4

ВАРЕЖКИ

Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.

Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.

I уровень. Вязание варежек для куклы.

II уровень. Вязание варежек на себя.

ТЕМА 5

НОСКИ, ТАПОЧКИ

Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.

I уровень. Вязание изделий для куклы.

II уровень. Вязание изделий на себя.

ТЕМА 6

СУМКА

Теоретические сведения. Особенности вязания, сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.

ТЕМА 7

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

Организация выставки лучших работ уча­щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

  2. Наличие инструментов:

    • вязальные крючки различной толщины;

    • ножницы;

    • швейные иглы;

    • булавки;

    • кисточки;

    • сантиметровая лента;

    • электрический утюг;

    • гладильная доска.

  3. Наличие материалов:

    • пряжа и нитки разной толщины и цветов;

    • фурнитура;

    • калька;

    • миллиметровая бумага;

    • акварельные краски;

  4. Специальная литература.

  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

    • таблица «Основные приёмы вязания»;

    • схемы изделий;

    • коллекции ниток;

    • образцы вязания;

    • изделия;

    • инструкционные карты;

    • дидактические карточки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.

3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.

4. Журнал «Школа и производство».

5. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

6. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

7. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

8. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.

9. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

10. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.

11. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

12. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

13. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

14. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.

15. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.

16. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

17. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

18. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.

20. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!