Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочки по физике "Физика и туризм" для 7-8 классов.»
Пояснительная записка.
Физико-туристический кружок (физический кружок с элементами туризма) - это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога. В рамках физико-туристического кружка проводятся систематические занятия со школьниками во внеурочное время. Это одна из основных формой внеклассной работы с учащимися в 6-7 классах.
Организация внеурочной деятельности детей должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в настоящее время подкрепляется введением ФГОС ООО. Поэтому возникла необходимость составления программы для семиклассников.
Данный курс знакомит детей с физической картиной мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Программа физико-туристического кружка обеспечивает полноту и цельность изучения физики в 7 классе. Более глубоко рассматриваются вопросы теории, она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
Цель:
Научить видеть физику в окружающем мире; привить интереса к физике.
Задачи:
Повторить и углубить знания об основных физических понятиях, формулах, законах и явлениях в их непосредственном проявлении в природе, показать органическую связь теории и практики.
развивать чувства товарищества, взаимопомощи, соперничества, ответственности, познавательного интереса;
Показать связь физики с различными природными явлениями, что ответы на мгновение вопросы, возникающие в жизни, быту, на природе и т. д, могут быть даны только на основе знаний физических явлений и закономерностей.
Показать связь всех предметов, изучающих природу;
Воспитать культуру общения, соблюдения правил поведения в походе, экологическое воспитание.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира и на возможность объяснения связи правил безопасности, других природных явлений с физикой.
Программа данного кружка рассчитана на 17 учебных часов в год. Планируется в конце учебного года однодневный поход с туристическим снаряжением и участие в районном туристическом слете.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность,
связь теории с практикой,
учет возрастных особенностей.
Привлечение туристической деятельности применительно к преподаванию физики, способствует овладению учащимися универсальными учебными действиями, приводящими к следующим результатам:
Личностные:
устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение;
соблюдать технику безопасности с туристическим снаряжением во время выполнения практических работ, во время похода и туристического слета ( при заготовке дров, при движении в горах и др.)
развивать внимательность, собранность и аккуратность;
убедиться в возможности познания природы;
Метапредметные: Познавательные УУД: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков при расчете энергетической ценности основных продуктов питания для похода и зависимости энергетических затрат от вида туризма и категории сложности похода (на 1 человека в сутки) и др.
- Проектировать и проводить наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов: измерять влажность воздуха, определять высоту горы с помощью барометра;
- Проводить ориентировку на местности с помощью компаса и по народным приметам.
-
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные:
уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения;
- участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу;
овладеть навыками работы с физическим оборудованием;
самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- понимать смысл физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
Формы контроля достижения результатов:
Подготовка рефератов и сообщений;
Создание творческих проектов;
Поведение во время похода.
Содержание курса
Темы | Универсальные учебные действия, которые развивает программа |
Равномерное и неравномерное движение. Силы в природе. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Плавание тел. Простые механизмы. Момент сил. Энергия. Магнитное поле Земли. Способы теплопередачи. | Личностные: демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений. Формируется познавательная самостоятельность, интеллектуальные и творческие способности. Убеждаются в возможности познания природы. Познавательные: пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Участвуют в поиске и выделении необходимой информации с помощью справочников, библиотек и компьютерных средств. Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Во время похода развивается волевая саморегуляция, способность к преодолению препятствий. Коммуникативные: умение общаться, учитывая позиции других людей, участие в коллективном обсуждении поставленной задачи. |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Темы занятий | Описание примерного содержания занятий со школьниками | Дата |
1. | Вводное занятие | Ознакомление учащихся с историей современного пешеходного туризма. | |
2. | Равномерное и неравномерное движение теория | Определение расстояний до недоступных мест, относительная скорость, расчет пути и времени движения. | |
3 | Практическое занятие № 1 | «Измерение скорости течения воды», Расчет скорости движения по маршруту. | |
3. | Сила трения. | Сила трения при движении по сыпухе (осыпному склону), натяжение навесной – параллельной, правила завязывания узлов. Мокрое бревно. | |
4. | Сила тяжести Вес и центр тяжести. | Движение вверх и вниз по склону, почему вниз идти легче. Рюкзак – враг или друг. | |
5. | Давление твердых тел. Жидкостей и газов. | Для чего нужны снегоступы в горах и альпеншток. Зависимость атмосферного давления от высоты. | |
6. | Плавание тел. Сообщающие сосуды. | Подземные источники. Из чего можно сделать плот. | |
7. | Работа и мощность | Работа силы тяжести. Энергия падающей воды. Зависимость энергетических затрат от вида туризма и категории сложности похода (на 1 человека в сутки) | |
8 | Практическое занятие № 2 | Расчет энергетической ценности и состав основных продуктов питания для похода. | |
9. | Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередач. | Костер. Виды костров, способы разведения и их применения. Выпадение росы. Почему под снегом в палатках тепло. | |
10 | Количество теплоты. | Кипение воды, зависимость температуры кипения от высоты. Испарение. | |
11 | Смачивание и не смачивание. | Палатка. Способы ее установки. | |
12 | Магнитное поле Земли | Компас. Как пользоваться компасом. | |
13 | Практическое занятие № 2 | Ориентирование на местности. | |
14 | Инструктаж по технике безопасности во время пода. | Поведение у костра, во время движения по маршруту, перчатки и каски во время соревнований. | |
15 | Физика и погода | Народные приметы. Ориентирование на местности без компаса. | |
16. | Звук. Характеристики звука. | Эхо в горах. Разучивание туристских песен. | |
17 | Однодневный поход | Проверка на практике | |
Информационно-методическое обеспечение:
Список литературы для учащихся
1. Блудов М.И. Беседы по физике: кн. Для учащихся ст. классов средн. шк./Под ред. Л.В. Тарасова.-4-е изд. дораб .-М: Просвещенне. 1992.-3
2. Книга для чтения по физике: Учебн. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред.шк./сост. И.Г. Кириллова.-2изд., перераб.-М.: Прсвещение, 1986. 207с.
3. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы./сост.Щербакова Ю.В. –М.: Глобус, 2008.-192 с. – (Учение с увлечением).
4. Перышкин А.В. Физика. 7кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.
5. Перышкин А.В. Физика. 8кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.
Список литературы для учителя.
Перышкин А.В. Физика. 7кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.
5. Перышкин А.В. Физика. 8кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.
Ланина И.А. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. -М.: Просвещение, 1991-223с.
Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение.Книга для учителя. 7 кл. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 3003.
Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://ppt4web.ru/fizika/fizika-i-turist.html
http://travel.org.ua/forums/viewtopic.php?t
http://www.belpressa.ru/news/news/fizika-i-turizm04907/
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении физики;
-приобретение опыта самостоятельного социального действия;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
-демонстрация успешности во время похода и во время районного туристического слета;
-заполнение портфеля достижений школьника.