СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочки по физике "Физика и туризм" для 7-8 классов.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация внеурочной деятельности детей должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе,  в настоящее время подкрепляется введением ФГОС ООО. Поэтому возникла необходимость составления программы для семиклассников.   

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочки по физике "Физика и туризм" для 7-8 классов.»

Пояснительная записка.

Физико-туристический кружок (физический кружок с элементами туризма) - это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога. В рамках физико-туристического кружка проводятся систематические занятия со школьниками во внеурочное время. Это одна из основных формой внеклассной работы с учащимися в 6-7 классах.

Организация внеурочной деятельности детей должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, в настоящее время подкрепляется введением ФГОС ООО. Поэтому возникла необходимость составления программы для семиклассников.

Данный курс знакомит детей с физической картиной мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Программа физико-туристического кружка обеспечивает полноту и цельность изучения физики в 7 классе. Более глубоко рассматриваются вопросы теории, она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.

Цель:

Научить видеть физику в окружающем мире; привить интереса к физике.

Задачи:

  • Повторить и углубить знания об основных физических понятиях, формулах, законах и явлениях в их непосредственном проявлении в природе, показать органическую связь теории и практики.

  • развивать чувства товарищества, взаимопомощи, соперничества, ответственности, познавательного интереса;

  • Показать связь физики с различными природными явлениями, что ответы на мгновение вопросы, возникающие в жизни, быту, на природе и т. д, могут быть даны только на основе знаний физических явлений и закономерностей.

  • Показать связь всех предметов, изучающих природу;

  • Воспитать культуру общения, соблюдения правил поведения в походе, экологическое воспитание.



Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира и на возможность объяснения связи правил безопасности, других природных явлений с физикой.

Программа данного кружка рассчитана на 17 учебных часов в год. Планируется в конце учебного года однодневный поход с туристическим снаряжением и участие в районном туристическом слете.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность,

  • связь теории с практикой,

  • учет возрастных особенностей.

Привлечение туристической деятельности применительно к преподаванию физики, способствует овладению учащимися универсальными учебными действиями, приводящими к следующим результатам:

Личностные:

  • устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение;

  • соблюдать технику безопасности с туристическим снаряжением во время выполнения практических работ, во время похода и туристического слета ( при заготовке дров, при движении в горах и др.)

  • развивать внимательность, собранность и аккуратность;

  • убедиться в возможности познания природы;

Метапредметные: Познавательные УУД:
  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков при расчете энергетической ценности основных продуктов питания для похода и зависимости энергетических затрат от вида туризма и категории сложности похода (на 1 человека в сутки) и др.

  • Проектировать и проводить наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов: измерять влажность воздуха, определять высоту горы с помощью барометра;
  • Проводить ориентировку на местности с помощью компаса и по народным приметам.
Регулятивные УУД:
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств средства достижения цели и искать их самостоятельно.


Коммуникативные УУД:

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  • Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Предметные:
  • уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения;

  • участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу;
  • овладеть навыками работы с физическим оборудованием;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • понимать смысл физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • уметь применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

Формы контроля достижения результатов:

  • Подготовка рефератов и сообщений;

  • Создание творческих проектов;

  • Поведение во время похода.

Содержание курса

Темы

Универсальные учебные действия, которые развивает программа

Равномерное и неравномерное движение. Силы в природе. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Плавание тел. Простые механизмы. Момент сил. Энергия.

Магнитное поле Земли. Способы теплопередачи.


Личностные: демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают различные типы физических явлений.

Формируется познавательная самостоятельность, интеллектуальные и творческие способности. Убеждаются в возможности познания природы.

Познавательные: пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Участвуют в поиске и выделении необходимой информации с помощью справочников, библиотек и компьютерных средств.

Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Во время похода развивается волевая саморегуляция, способность к преодолению препятствий.

Коммуникативные: умение общаться, учитывая позиции других людей, участие в коллективном обсуждении поставленной задачи.



Календарно - тематическое планирование.



Темы занятий



Описание примерного содержания занятий со школьниками


Дата


1.

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с историей современного пешеходного туризма.



2.

Равномерное и неравномерное движение

теория

Определение расстояний до недоступных мест, относительная скорость, расчет пути и времени движения.


3

Практическое занятие

1


«Измерение скорости течения воды», Расчет скорости движения по маршруту.



3.

Сила трения.

Сила трения при движении по сыпухе (осыпному склону), натяжение навесной – параллельной, правила завязывания узлов.

Мокрое бревно.


4.

Сила тяжести

Вес и центр тяжести.

Движение вверх и вниз по склону, почему вниз идти легче. Рюкзак – враг или друг.


5.

Давление твердых тел. Жидкостей и газов.

Для чего нужны снегоступы в горах и альпеншток. Зависимость атмосферного давления от высоты.


6.

Плавание тел. Сообщающие сосуды.

Подземные источники. Из чего можно сделать плот.


7.

Работа и мощность

Работа силы тяжести. Энергия падающей воды. Зависимость энергетических затрат от вида туризма и категории сложности похода (на 1 человека в сутки)




8

Практическое занятие

2

Расчет энергетической ценности и состав основных продуктов питания для похода.



9.

Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередач.

Костер. Виды костров, способы разведения и их применения. Выпадение росы. Почему под снегом в палатках тепло.


10

Количество теплоты.

Кипение воды, зависимость температуры кипения от высоты. Испарение.


11

Смачивание и не смачивание.

Палатка. Способы ее установки.


12

Магнитное поле Земли


Компас. Как пользоваться компасом.


13

Практическое занятие № 2

Ориентирование на местности.


14

Инструктаж по технике безопасности во время пода.

Поведение у костра, во время движения по маршруту, перчатки и каски во время соревнований.


15

Физика и погода

Народные приметы. Ориентирование на местности без компаса.


16.

Звук. Характеристики звука.

Эхо в горах. Разучивание туристских песен.


17

Однодневный поход

Проверка на практике





Информационно-методическое обеспечение:



Список литературы для учащихся

1. Блудов М.И. Беседы по физике: кн. Для учащихся ст. классов средн. шк./Под ред. Л.В. Тарасова.-4-е изд. дораб .-М: Просвещенне. 1992.-3

2. Книга для чтения по физике: Учебн. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред.шк./сост. И.Г. Кириллова.-2изд., перераб.-М.: Прсвещение, 1986. 207с.

3. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы./сост.Щербакова Ю.В. –М.: Глобус, 2008.-192 с. – (Учение с увлечением).

4. Перышкин А.В. Физика. 7кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.

5. Перышкин А.В. Физика. 8кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.

Список литературы для учителя.

  1. Перышкин А.В. Физика. 7кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.

  2. 5. Перышкин А.В. Физика. 8кл. : учебник/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2014. – 237с.

  3. Ланина И.А. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. -М.: Просвещение, 1991-223с.

  4. Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение.Книга для учителя. 7 кл. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 3003.

  5. Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.



Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://ppt4web.ru/fizika/fizika-i-turist.html

  2. http://travel.org.ua/forums/viewtopic.php?t

  3. http://www.belpressa.ru/news/news/fizika-i-turizm04907/



Ожидаемый результат:

- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении физики;

-приобретение опыта самостоятельного социального действия;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.

-демонстрация успешности во время похода и во время районного туристического слета;

-заполнение портфеля достижений школьника.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!