СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по математике для учащихся 5-6 классов " Математическая мозаика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Программа кружка рассчитана на 1 год, 2 часа в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по математике для учащихся 5-6 классов " Математическая мозаика"»


Тематическое планирование кружка

для учащихся 6 класса

«Математическая мозаика».















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.

Программа кружка рассчитана на 1 год, 2 часа в неделю.


Задачи:

  • развитие у учащихся логических способностей;

  • формирование пространственного воображения и графической культуры;

  • привитие интереса к изучению предмета;

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • выявление одаренных детей;

  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.



Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.



Планируемые результаты

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.





Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;

  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

  • успешно выступать на математических соревнованиях.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;

  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;

  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять


Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы


Никакие отметки в течение всего учебного года не предусмотрены. На занятиях поводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания носят творческий характер.


Структура программы.

 Программа состоит из следующих тем:

1. В мире чисел

2. Путешествие по дорогам логических задач.

3. Путешествие в страну геометрических фигур.

4. Путешествие по комбинаторным задачам.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

занятия

Содержание занятия

Цель

Название мультимедийной презентации и адрес её размещения.

Дата

Вводные занятия


«На златом крыльце сидели…»

Ребусы, загадки, математические задачи-шутки.

Повторить приём разгадывания математических ребусов. Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы .Воспитывать и прививать интерес к предмету.


«На златом крыльце сидели…»


http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29089


4.09

Пифагор и его школа.

Упражнения, игры, задачи.

познакомить с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать.

Презентация «Пифагор»

11.09

Архимед.

Упражнения, игры, задачи.

познакомить с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике.

Презентация «Архимед»

18.09

В мире чисел.


  1. 7-8

Системы счисления.

Числовые головоломки


Развитие систем счислений.

Устное решение задач

«Без карандаша и бумаги».

углубить знания учащихся по теории чисел, получаемые ими при изучении основного курса;


Презентация «Математический калейдоскоп»

25.09

9

«Много ли это?» (большие числа).

Некоторые старинные задачи.


Мозаика «древних» задач разных народов мира.


Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы .Воспитывать и прививать интерес к предмету.


Презентация «Старинные задачи»

2.10

10

11

Решение задач с конца.

Знаете ли вы проценты?

Числовые ребусы.


Числовые ребусы.

Проценты

Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы .Воспитывать и прививать интерес к предмету.


Презентация «Числовые ребусы»

9.10

12

13

Арифметическая викторина.


Разные задачи (арифметическая смесь).

Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы Воспитывать и прививать интерес к предмету.


Презентации на тему « В мире чисел» (выполнены учащимися)

16.10

14

Путешествие по дорогам логических задач.

15


Основные приемы и методы решения логических задач Метод рассуждений

Логическая задача, высказывание, предложение, суждение

Овладение умением логически рассуждать. Научить ребят решать задачи с помощью кругов Эйлера. Учащиеся должны закрепить умение составлять и решать задачи, опираясь на наглядность. Пробуждение у ребят интереса к познавательной деятельности.




http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-14766

или

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802413/


23.10








16









17






Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Логическая задача, высказывание, предложение, суждение

Обучать учащихся различным способам решения логических задач.

Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся.

Презентация « Решение логических задач»

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802413/


30.10




6.11

18

19

20

21

Логические задачи, решаемые методом графов

граф, вершина, ребро графа, изоморфные графы, степень вершины, Эйлеровы графы, деревья.


формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Презентация: Логические задачи «Графы»

[email protected]

Презентация: Логические задачи «Графы. Продолжение» [email protected]

13.11

22

23

Логические задачи, решаемые методом блок-схем


перебор возможных вариантов.

использовании блок-схем

решение задач на переливание и на взвешивание.

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Презентация: Логические задачи «Вовка Тапочкин в Древней Греции»

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=76438&tmpl=lib


20.11

24

25

Метод математического бильярда

теория математического бильярда или теория траекторий.

применение математического бильярда к решению задач на переливание.

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Презентация « Решение логических задач»

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802413/


27.11

26

27

Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера.

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

«Круги Эйлера».

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802336/

или

http://festival.1september.ru/articles/593075/

или

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802336/


4.12

28

29

Логические задачи про лжецов и рыцарей

Логическая задача, высказывание, предложение, суждение

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода

Презентация « На острове лжецов и рыцарей» http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29159

или

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3032728/


11.12

30

31

Конкурс-игра «Знатоки математики»

Логическая задача, высказывание, предложение, суждение

Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся.





Презентация: Логические задачи «Походные задачки от боцмана»

http://www.zavuch.info/component/mtree/tochnie/mathem/maturok/integrirovanniy_kurs_matematika_russkiy_5kl.html


18.12

32



Путешествие в страну геометрических фигур.


33

Геометрия сквозь века.






исторический экскурс в предмет геометрия. Знакомство с именами великих ученых, таких как Евклид, Архимед, Фалес, Пифагор и другими.

усиление роли геометрического материала и геометрических методов т.е. придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, формированию элементарных пространственных представлений обучающихся.

Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

Презентация «История развития геометрии»

25.12

34

35

«В городе треугольников»..

Прямоугольный треугольник и его элементы. «Пифагорейские тройки»

построение треугольников со сторонами 3,4,5; 6,8,10. знакомство с «Пифагорийскими тройками».

Презентация «Пифагор»

15.01

36

37

Тайны «золотого сечения» «Золотое сечение»

(в архитектуре, скульптуре, живописи, человеке, природе).


тайна «золотого сечения», существование «золотой» точки на любом отрезке, которая обеспечивает присутствие красоты, соразмерности всех частей.

примеры в живой и неживой природе, где встречается «золотое сечение», (в архитектуре, скульптуре, живописи, человеке, природе). Учатся правильно рисовать пятиконечную звезду и находят в ней «золотое сечение».


усиление роли геометрического материала и геометрических методов т.е. придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, формированию элементарных пространственных представлений обучающихся.

Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

Презентация «Золотое сечение»

22.01

38

39

Симметрия.

Виды симметрий встречающиеся в живой природе, в человеческом творчестве:

архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, литературе

виды симметрии: осевая, центральная, поворотная, переносной, скользящей.

виды симметрий встречающиеся в живой природе, в человеческом творчестве: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, литературе. рисование бордюра и составление орнамента.

орнамент зодчего XVII века «Павлинье око», мозаика Эшера.

усиление роли геометрического материала и геометрических методов т.е. придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, формированию элементарных пространственных представлений обучающихся.

Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.


Изучение архитектуры родного города через отыскание бордюров на зданиях города.

Презентация «Виды симметрий»

Презентация «Симметрия в живой природе»

Презентация «Симметрия в архитектуре»


29.01









5.02

40

41

42

43

Задачи на клетчатой бумаге на разрезание, складывание фигур.

Задачи на разрезание фигур на клетчатой бумаге.


Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

«Задачи на клетчатой бумаге.»

http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29110



12.02

44

45

Пентамимо

задания на разбиение целого объекта на составляющие и объединение этих составляющих в одно целое

Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

http://miklepuzzle.narod.ru/pent.html - компьютерный тренажёр


http://festival.1september.ru/articles/619411/ - презентация



19.02

46

47

Геометрия танграма.

Танграм.

задания на разбиение целого объекта на составляющие и объединение этих составляющих в одно целое

Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/plan-konspekt-i-prezentaciya-k-fakultativnomu-zanyatiyu-po-teme - презентация

http://www.axel.nm.ru/tangram/download/index.html - конструктор

26.02

48

49

Геометрические упражнения со спичками.

Задачи на перемещение наименьшего числа спичек. Построение окружающих предметов и геометрических фигур с использованием спичек

нестандартно мыслить, решая задачи о фигурах из квадратов, составленных с помощью спичек.

http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29130

или

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/geometricheskie-zadachi-sos-spichkami


5.03

50

51

Оригами. История возникновения.



Оригами из бумаги. "Рыбка"

Оригами из бумаги. "Ежик"


Оригами из бумаги. "Бумажный зоопарк. Котенок".

Оригами из бумаги. . "Бумажный зоопарк. Лиса".


познакомиться искусством оригами научиться складывать фигурки из бумаги;


Интернет- ресурсы: http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml


http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/bumazhnyi_zoopark_ezhik.html



12.03

52

53

54

Математические развлечения.


Развлечения. Игры




Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся.


19.03




Путешествие по комбинаторным задачам.


55

Введение в комбинатори-ку.

Перестановки.

  1. Способы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево возможных вариантов. Специальная схема для решения комбинаторных задач.

Познакомить учащихся с разделами дискретной математики. Учащиеся должны получить представление о том, что такое комбинаторная задача; познакомиться с комбинаторными правилами умножения и сложения.









Сформировать:

умения отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга;

умение использовать «правило произведения» при решении комбинаторных задач;

умение нахождения факториала числа при решении комбинаторных задач;

умение находить число сочетаний, размещений по соответствующим формулам;

умения решения и систематизации комбинаторных задач на «перестановки», «сочетание», «размещение».


Сформировать:

умения отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга;

умение использовать «правило произведения» при решении комбинаторных задач;

умение нахождения факториала числа при решении комбинаторных задач;

умение находить число сочетаний, размещений по соответствующим формулам;

умения решения и систематизации комбинаторных задач на «перестановки», «сочетание», «размещение».

http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29210

или

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3046000/

или

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kombinatornye-zadachiperestanovki


26.03

56

57

Размещения.

  1. Познакомить учащихся с понятием «размещения». Вывести формулу для подсчёта числа размещений. Научить решать задачи на размещения. Размещения без повторений.

    Размещения с повторениями

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3054230/

или

http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29268

или

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kombinatornye-zadachirazmeshcheniya

2.04

58

59

Сочетания.

Сочетания без повторений.

Сочетания с повторениями.

Решение задач.

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3061418/

или

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kombinatornye-zadachisochetaniya

или

http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29339

9.04

60

61

Решение комбинатор-ных задач.

Способы решения комбинаторных задач

http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29508

или

http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3087190/


16.04







23.04

62

63

64

65

Праздник

«А математику затем уж следует учить ,что она ум в порядок приводит»

Ребусы, загадки, математические задачи-шутки.

Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся.


30.04

66

67

Составление презентации о работе кружка «Математическая мозаика»


Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся.


7.05

14.05






68

69-72

Просмотр презентаций учащихся




21.05

28.05




Материально-техническое обеспечение программы:


1. Компьютер.

2. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.

3. Комплект презентаций по математике, истории математики.

4. Медиатека учителя.


Литература


  1. Виленкин Н., Потапов В. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики (http://math-portal.ru/vilenkinnaymyakovl)

  2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник заданий и упражнений по математике. 5 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений М.: Мнемозина, 2008

  3. Кочагин В.В., Алгебра: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2007

  4. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – 5-е и послд. Изд. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия на клетчатой бумаге. Издательство: МЦНМО, 2009

  6. Глейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII Кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982

  7. Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1997

  8. Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2003

  9. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5 – 6 классах: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2001

  10. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2009, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) – М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2009

  11. Математические кружки в школе. 5-8 классы, А.В.Фарков., 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.

  12. Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995.

  13. Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно - методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В., Фрадков. – М.: «Экзамен», 2006. – 189 с.

  14. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991. – 574с.

  15. Е. В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического  характера, М., Просвещение,1996




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!