Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Программа кружка рассчитана на 1 год, 2 часа в неделю.
Никакие отметки в течение всего учебного года не предусмотрены. На занятиях поводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания носят творческий характер.
1. В мире чисел
2. Путешествие по дорогам логических задач.
3. Путешествие в страну геометрических фигур.
4. Путешествие по комбинаторным задачам.
| Тема занятия | Содержание занятия | Цель | Название мультимедийной презентации и адрес её размещения. | Дата |
Вводные занятия |
-
| «На златом крыльце сидели…» | Ребусы, загадки, математические задачи-шутки. | Повторить приём разгадывания математических ребусов. Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы .Воспитывать и прививать интерес к предмету. | «На златом крыльце сидели…» http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29089 | 4.09 |
-
|
-
| Пифагор и его школа. | Упражнения, игры, задачи. | познакомить с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать. | Презентация «Пифагор» | 11.09 |
-
|
-
| Архимед. | Упражнения, игры, задачи. | познакомить с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике. | Презентация «Архимед» | 18.09 |
-
|
В мире чисел. |
7-8 | Системы счисления. Числовые головоломки | Развитие систем счислений. Устное решение задач «Без карандаша и бумаги». | углубить знания учащихся по теории чисел, получаемые ими при изучении основного курса; | Презентация «Математический калейдоскоп» | 25.09 |
-
|
9 | «Много ли это?» (большие числа). Некоторые старинные задачи. | Мозаика «древних» задач разных народов мира. | Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы .Воспитывать и прививать интерес к предмету. | Презентация «Старинные задачи» | 2.10 |
10 |
11 | Решение задач с конца. Знаете ли вы проценты? Числовые ребусы. | Числовые ребусы. Проценты | Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы .Воспитывать и прививать интерес к предмету. | Презентация «Числовые ребусы» | 9.10 |
12 |
13 | Арифметическая викторина. | Разные задачи (арифметическая смесь). | Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, память в процессе выполнения практической работы Воспитывать и прививать интерес к предмету. | Презентации на тему « В мире чисел» (выполнены учащимися) | 16.10 |
14 |
Путешествие по дорогам логических задач. |
15 | Основные приемы и методы решения логических задач Метод рассуждений | Логическая задача, высказывание, предложение, суждение | Овладение умением логически рассуждать. Научить ребят решать задачи с помощью кругов Эйлера. Учащиеся должны закрепить умение составлять и решать задачи, опираясь на наглядность. Пробуждение у ребят интереса к познавательной деятельности. | http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-14766 или http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802413/ | 23.10 |
16 |
17 | | | | | |
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | Логическая задача, высказывание, предложение, суждение | Обучать учащихся различным способам решения логических задач. Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся. | Презентация « Решение логических задач» http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802413/ | 30.10 6.11 |
18 |
19 |
20 |
21 | Логические задачи, решаемые методом графов | граф, вершина, ребро графа, изоморфные графы, степень вершины, Эйлеровы графы, деревья. | формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | Презентация: Логические задачи «Графы» [email protected] Презентация: Логические задачи «Графы. Продолжение» [email protected] | 13.11 |
22 |
23 | Логические задачи, решаемые методом блок-схем | перебор возможных вариантов. использовании блок-схем решение задач на переливание и на взвешивание. | формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | Презентация: Логические задачи «Вовка Тапочкин в Древней Греции» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=76438&tmpl=lib | 20.11 |
24 |
25 | Метод математического бильярда | теория математического бильярда или теория траекторий. применение математического бильярда к решению задач на переливание. | формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | Презентация « Решение логических задач» http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802413/ | 27.11 |
26 |
27 | Логические задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера. | Решение логических задач с помощью кругов Эйлера. | формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | «Круги Эйлера». http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802336/ или http://festival.1september.ru/articles/593075/ или http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/802336/ | 4.12 |
28 |
29 | Логические задачи про лжецов и рыцарей | Логическая задача, высказывание, предложение, суждение | формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | Презентация « На острове лжецов и рыцарей» http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29159 или http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3032728/ | 11.12 |
30 |
31 | Конкурс-игра «Знатоки математики» | Логическая задача, высказывание, предложение, суждение | Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся. | Презентация: Логические задачи «Походные задачки от боцмана» http://www.zavuch.info/component/mtree/tochnie/mathem/maturok/integrirovanniy_kurs_matematika_russkiy_5kl.html | 18.12 |
32 |
Путешествие в страну геометрических фигур. |
33 | Геометрия сквозь века. | исторический экскурс в предмет геометрия. Знакомство с именами великих ученых, таких как Евклид, Архимед, Фалес, Пифагор и другими. | усиление роли геометрического материала и геометрических методов т.е. придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, формированию элементарных пространственных представлений обучающихся. Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. | Презентация «История развития геометрии» | 25.12 |
34 |
35 | «В городе треугольников».. Прямоугольный треугольник и его элементы. «Пифагорейские тройки» | построение треугольников со сторонами 3,4,5; 6,8,10. знакомство с «Пифагорийскими тройками». | Презентация «Пифагор» | 15.01 |
36 |
37 | Тайны «золотого сечения» «Золотое сечение» (в архитектуре, скульптуре, живописи, человеке, природе). | тайна «золотого сечения», существование «золотой» точки на любом отрезке, которая обеспечивает присутствие красоты, соразмерности всех частей. примеры в живой и неживой природе, где встречается «золотое сечение», (в архитектуре, скульптуре, живописи, человеке, природе). Учатся правильно рисовать пятиконечную звезду и находят в ней «золотое сечение». | усиление роли геометрического материала и геометрических методов т.е. придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, формированию элементарных пространственных представлений обучающихся. Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. | Презентация «Золотое сечение» | 22.01 |
38 |
39 | Симметрия. Виды симметрий встречающиеся в живой природе, в человеческом творчестве: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, литературе | виды симметрии: осевая, центральная, поворотная, переносной, скользящей. виды симметрий встречающиеся в живой природе, в человеческом творчестве: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке, литературе. рисование бордюра и составление орнамента. орнамент зодчего XVII века «Павлинье око», мозаика Эшера. | усиление роли геометрического материала и геометрических методов т.е. придание начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, формированию элементарных пространственных представлений обучающихся. Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. Изучение архитектуры родного города через отыскание бордюров на зданиях города. | Презентация «Виды симметрий» Презентация «Симметрия в живой природе» Презентация «Симметрия в архитектуре» | 29.01 5.02 |
40 |
41 |
42 |
43 | Задачи на клетчатой бумаге на разрезание, складывание фигур. | Задачи на разрезание фигур на клетчатой бумаге. | Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. | «Задачи на клетчатой бумаге.» http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29110 | 12.02 |
44 |
45 | Пентамимо | задания на разбиение целого объекта на составляющие и объединение этих составляющих в одно целое | Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. | http://miklepuzzle.narod.ru/pent.html - компьютерный тренажёр http://festival.1september.ru/articles/619411/ - презентация | 19.02 |
46 |
47 | Геометрия танграма. Танграм. | задания на разбиение целого объекта на составляющие и объединение этих составляющих в одно целое | Развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. | http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/plan-konspekt-i-prezentaciya-k-fakultativnomu-zanyatiyu-po-teme - презентация http://www.axel.nm.ru/tangram/download/index.html - конструктор | 26.02 |
48 |
49 | Геометрические упражнения со спичками. | Задачи на перемещение наименьшего числа спичек. Построение окружающих предметов и геометрических фигур с использованием спичек | нестандартно мыслить, решая задачи о фигурах из квадратов, составленных с помощью спичек. | http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29130 или http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/geometricheskie-zadachi-sos-spichkami | 5.03 |
50 |
51 | Оригами. История возникновения. | Оригами из бумаги. "Рыбка" Оригами из бумаги. "Ежик" Оригами из бумаги. "Бумажный зоопарк. Котенок". Оригами из бумаги. . "Бумажный зоопарк. Лиса". | познакомиться искусством оригами научиться складывать фигурки из бумаги; | Интернет- ресурсы: http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/bumazhnyi_zoopark_ezhik.html | 12.03 |
52 |
53 54 | Математические развлечения. | Развлечения. Игры | Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся. | | 19.03 |
Путешествие по комбинаторным задачам. | |
55 | Введение в комбинатори-ку. Перестановки. | Способы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево возможных вариантов. Специальная схема для решения комбинаторных задач. | Познакомить учащихся с разделами дискретной математики. Учащиеся должны получить представление о том, что такое комбинаторная задача; познакомиться с комбинаторными правилами умножения и сложения. Сформировать: умения отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга; умение использовать «правило произведения» при решении комбинаторных задач; умение нахождения факториала числа при решении комбинаторных задач; умение находить число сочетаний, размещений по соответствующим формулам; умения решения и систематизации комбинаторных задач на «перестановки», «сочетание», «размещение». Сформировать: умения отличать задачи на «перестановки», «сочетания», «размещения» друг от друга; умение использовать «правило произведения» при решении комбинаторных задач; умение нахождения факториала числа при решении комбинаторных задач; умение находить число сочетаний, размещений по соответствующим формулам; умения решения и систематизации комбинаторных задач на «перестановки», «сочетание», «размещение». | http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29210 или http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3046000/ или http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kombinatornye-zadachiperestanovki | 26.03 |
56 |
57 | Размещения. | Познакомить учащихся с понятием «размещения». Вывести формулу для подсчёта числа размещений. Научить решать задачи на размещения. Размещения без повторений.
Размещения с повторениями | http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3054230/ или http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29268 или http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kombinatornye-zadachirazmeshcheniya | 2.04 |
58 |
59 | Сочетания. | Сочетания без повторений.
Сочетания с повторениями.
Решение задач. | http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3061418/ или http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/kombinatornye-zadachisochetaniya или http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29339 | 9.04 |
60 |
61 | Решение комбинатор-ных задач. | Способы решения комбинаторных задач | http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-29508 или http://www.proshkolu.ru/user/tanyavl1971/file/3087190/ | 16.04 23.04 |
62 |
63 |
64 |
65 | Праздник «А математику затем уж следует учить ,что она ум в порядок приводит» | Ребусы, загадки, математические задачи-шутки. | Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся. | | 30.04 |
66 |
67 | Составление презентации о работе кружка «Математическая мозаика» | | Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки учащихся. | | 7.05 14.05 |
68 |
69-72 | Просмотр презентаций учащихся | | | | 21.05 28.05 |
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
3. Комплект презентаций по математике, истории математики.
4. Медиатека учителя.