ГКОУ
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №6
Рабочая программа кружка «Пластилинопластика»
Составитель: воспитатель
Иванченко Надежда Лукинична
г. Благодарный
Ставропольский край
Пояснительная записка.
Программа кружка «Пластилинопластика» разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках внеурочной образовательной деятельности по обще интеллектуальному направлению и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Курс является основой для развития познавательных способностей, способствует формированию у обучающихся всех элементов учебной деятельности (Планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата.
Цель программы- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники пластинопластики как художественного способа декоративно – прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами пластинопластики.
Обучение учащихся различным приёмам работы с пластилином.
Учить сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Развивающие:
Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности.
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей; формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой;
развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Воспитательные:
Расширить представления обучающихся об окружающем мире природы.
Прививать основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней.
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Принципы, лежащие в основе программы:
Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьника).
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей).
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Формы организации занятий:
- традиционные, комбинированные
теоретические и практические занятия
проведение выставок , конкурсов
беседы о культуре народов мира
Методы:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и другие).
Наглядный (показ иллюстраций, образцов, мультимедийных материалов; показ (выполнение) педагогом работ по образцу).
Метод сенсорного насыщения и эстетического выбора.
Метод сотворчества, игровых и творческих ситуаций.
Практический (выполнение работ по схемам и другие).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Ожидаемые результаты:
-проявлять интерес к содержанию курса;
-чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
-бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
-с помощью воспитателя планировать предстоящую практическую деятельность;
-под контролем воспитателя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
-с помощью воспитателя определять и формулировать цель деятельности на занятии;
-проговаривать последовательность действий;
-высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
-с помощью воспитателя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-наблюдать связи человека с природой и предметным миром:
-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
-группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно художественному);
-с помощью воспитателя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-учиться слушать и слышать воспитателя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
В процессе освоения курса «Пластилинопластика» учащиеся получат знания о:
исходных формах и умение выполнить их любых размеров и пропорций
правилах использования приемов доработки исходных форм, пропорциях, соразмерности
научатся:
свободно владеть лепным материалом
использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм
пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их
соблюдать правила гигиены труда
Конечный результат.
Изготовление подарков своими руками.
Участие детей в школьных, районных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству. Участие в интернет - конкурсах: всероссийских, международных. Распростране ние техники лепки за пределы школы. Выставка детских работ в школе «Наша галерея».
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Всего | Виды деятельности |
1 | . Вводное занятие (Пластилиновая живопись) | 1 | - | 1 | Беседа. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. |
2. | Летние впечатления. (Пластилиновая живопись) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
3. | Осенние деревья (Плоскостная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
4. | Осенний пейзаж (Плоскостная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
5. | Осенний букет (Плоскостная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. Коллективная работа. |
6. | Осенний букет (Плоскостная лепка) | - | 1 | 1 |
7. | Корзина с фруктами (Объёмная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Разработка и выполнение работ. |
8. | Овощи (Объёмная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | Фруктовый сад (Плоскостная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
10. | Терем теремок (Объёмная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Игра – сказка. |
11. | Терем теремок (Объёмная лепка) | - | 1 | 1 | |
12. | Зимушка-зима (Пластилиновая живопись) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
13. | Зимушка-зима (Пластилиновая живопись) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
14 | Удивительная дымка (Объёмная лепка) | 1 | - | 1 | Беседа. |
15. | Дымковская лошадка(Объёмная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
16. | Дымковская барыня (Объёмная лепка) | 0.5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
17. | Городецкие узоры (Плоскостная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа. |
18. | Городецкие узоры(Плоскостная лепка) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
19. | Городецкие узоры(Плоскостная лепка) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
20. | Городецкие узоры(Плоскостная лепка) | 1 | - | 1 | Презентация работ |
21. | День победы (Плоскостная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа. |
22. | День Победы (Плоскостная лепка) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
23. | День Победы(Плоскостная лепка) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
24. | День Победы (Плоскостная лепка) | - | 1 | 1 | Презентация работ |
25. | Полет к звёздам (Пластилиновая живопись) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
26. | Сказка Теремок. Заяц (Объёмная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
27. | Сказка Теремок. Лягушка(Объёмная лепка) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
28. | Сказка Теремок. Ежик(Объёмная лепка) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
29. | Сказка Теремок. Петушок (Объёмная лепка) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
30. | Сказка Теремок. (Объёмная лепка) | 1 | - | 1 | Театрализованное представление |
31. | Море-море (Пластилиновая живопись) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
32. | Море-море (Пластилиновая живопись) | - | 1 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
33. | Петушок-золотой гребешок (Пластилиновая живопись) | 0,5 | 0,5 | 1 | Творческая мастерская. Разработка и выполнение работ. |
34. | Лето-красное пришло (Пластилиновая живопись) | 1 | - | 1 | Презентация (выставка)работ |
Содержание программы.
Вводный блок -1 час
Теория – 1 час
-Инструменты и материалы
-Знакомство с правилами техники безопасности. Материал – пластилин.
-Свойства пластилина. Разнообразие и виды пластилина. История возникновения техники пластинопластики.
Пластилиновая лепка – 13часов.
Теория – 3,5 час.
Практика – 9,5 час.
- Основные формы: шар конус, «колбаски», жгутики.
- Приёмы использования : прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части изделия к другой.
-Конструирование из основных форм пластилина. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
-Знакомство с техникой пластилинографии, приёмами выполнения декоративных налепов разной формы.
-Коллективная работа «Осенний букет»
Пластилиновая живопись -8часов.
Теория – 2 час.
Практика – 6 час.
-Освоение навыков работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части. Перекручивать пластилиновые колбаски и жгутики.
- Наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.
- Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция»
Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
-Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением.
-Ознакомить детей с понятием «пейзаж».
-Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
- Создание выразительного образа посредством цвета и объёма.
-Коллективная работа «Зимушка-зима».
-Коллективная работа «Полёт к звёздам».
-Коллективная работа «Море-море»
Объёмная лепка -11 часов.
Теория- 3 час.
Практика- 8 час.
-Базовые формы. Создание объёмных композиций.
-Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии.
- Учить отражать в изобразительной деятельности природныё особенности предметов: оригинальную форму и расцветку.
-Использование возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
- Коллективная работа сказка «Теремок».
Итоговое занятие: презентация, выставка работ учащихся - 1 час.
Материально-техническое оснащение занятий.
Материал:
- пластилин
-картон для основы
2. Инструменты:
- стеки
- досочки
- салфетки
- карандаши простые
3. Наглядность:
- схемы-опоры
- таблицы-памятки
- технологические карты
- образцы работ
- трафареты, шаблоны
4. Технические средства: интерактивная доска, магнитная доска.
Методическая литература.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. Часть 1. Изд. «Скрипторий», 2013г.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2. Изд. «Скрипторий», 2015г.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 2009г.
Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса. Забавные человечки. М.: Изд. Просвещение, 2014.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М.: АСТ, СПБ: Сова, 2011г.
Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов на Дону: Изд. «Феникс», 2015г.
Интернет -ресурс по пластилинопластике.