СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка" Правознайка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка " Правознайка" для учащихся 6-8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка" Правознайка"»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ПРАВОЗНАЙКА»

Возраст детей: от 12 до 14 лет. Срок реализации программы: 3 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена данная программа.







ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: правовое воспитание учащихся школы

Задачи:

1.      Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.

2.      Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профориентации.

3.      Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

4.      Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.

5.      Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Проводится занятия  - один раз в неделю, по два учебных часа.

Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, учащиеся  учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся  включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.

На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(первый год с учебной нагрузкой 2 часа в неделю)

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

1

Введение.Диспут - От чего зависят наши поступки. Зачем нам законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

2

 

2

Права человека. Кто ты Гражданин или обыватель? ТЕСТ

2

 

3

С чего начинается РОДИНА. (Семья-нация –общество) Нормы и правила

2

 

4

Игра «Я – Гражданин России»

2

 

5

Государство и власть.(Просмотр фрагментов фильма) Круглый стол

2

 

6

Символы государства. (Защита творческих проектов)

2


7

Игра «Символы России»

2


8

Достоинство и честь. Нужны ли они современному человеку? Деловая и ролевая игра

2

 

9

О правопорядке. Правонарушения и преступления. Беседа. Использование презентации.

2

 

10

Жизнь дается один раз. Групповая работа: создание плакатов о вреде курения,алкоголизма и наркрмании.

2

 

11

Встреча с участковым. Обзор событий в районе. Ток-шоу

2

 

12

За что ставят на внутришкольный учет? Беседа (работа с Уставом школы)

2


13

За что ставят на учет в полицию? Беседа и работа с документами.

2


14

Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу. Беседа. Анкетирование

2


15

«Я – гражданин России» Интерактивная игра

2


16

Конституция РФ. Беседа,работа с документами

2

 

17

Путешествие по страницам конституции. Игра по станциям

2

 

18

Беседа «Гражданин и обыватель»

2


19

«Твоя воинская обязанность» Беседа , работа с документами.

2


20

«Равенство прав людей от рождения» Естественное право.

2


21

Права ребенка. Конференция

2

 

22

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»

4


23

Кто гарант наших прав?

2

 

24

Правовая игра «Большой круг»

4

 

25

Встреча с социальным педагогом.

2

 

26

Круглый стол «Суицид среди подростков»

4


27

Стенгазета в интернете «Не делай этого!!!»

6


28

Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».

6


Всего 68 часа.

Ожидаемый результат.

За первый год занятий кружка учащиеся должны:

- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и   порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(второй год)

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

1

Введение. Анкетирование.

Что представляют сегодня права взрослых и права детей

2

 

2

Ролевая игра.:«Правовая защита» « От слов – к делу»

2

 

3

Тест «А ты знаешь законы?» Обработка тестов по группам. Анализ.

4

 

4

Кто нас защитит? (Защита прав подростков) Встреча с юристом

6

 

5

Игра «Я имею право!» О самых важных правах с точки зрения подростка

2

 

6

«Прокурор и адвокат» (Об уголовном праве). Решаем правовые задачи

6

 

7

Что можно и чего нельзя, о праве на ошибку. Диспут

4

 

8

Защита проектов «Знаем ли мы законы?»

6

 

9

Экскурсия в местное отделение милиции. (расширение знаний о профессиях)

4

 

10

«Мы узнали».Подготовка презентаций о профессиях - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

6

 

11

Защита презентаций.

6

 

12

Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей».

2

 

13

Почему не бывает прав без обязанностей. Есть ли у прав границы. Ток-шоу.

2

 

14

Сохраним природу и окружающую среду. Историческая память народа. Экскурсия НП «Мещера»

4

 

15

Разработка буклетов «Земля наш дом» (работа в группах)

6

 

16

Конференция: «Еще раз об обычаях, законах и морали»

4

 

17

Итоговое занятие Брейн-ринг «Я – гражданин России»

2

 

Всего 68 часов.

 

Ожидаемый результат.

За второй год занятий в кружке учащиеся должны:

- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;

- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;

- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(третий год)

Тема занятия

Кол – во часов

Дата проведения

1

С чего начинаются права человека. Каким должен быть современный человек

4

 

2

Ищи причину конфликтной ситуации

4

 

3

«Могут ли быть права без обязанностей» ТОК-ШОУ

2

 

4

«Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа.+практикум

6

 

5

Права человека в Конституции РФ. Лекция + работа с документом

6

 

6

Мои права (о правах ребенка)

6

 

7

«Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.

6

 

8

«От слов - к делу» (права человека)

6

 

9

Судебная защита. (Правовые задачи)

6

 

10

Деловая игра «Встать! Суд идет»

2

 

11

Есть ли границы у прав. Что можно и чего нельзя.


4

 

12

Почему важно платить налоги. Государственный бюджет

2

 

13

Деловая игра «Мы - законодатели».

2

 

14

Что зависит лично от меня. Мой след в истории поселка.

2

 

15

Создание проектов «Мой поселок» работа в группах

4


16

Разработка проектов «Я- Президент»

4


17

Итоговое занятие: Проект «Если бы я стал президентом»

2


Всего 68 часов

 

 Ожидаемый результат

В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.

Учащиеся должны:

1.      Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;

2.      Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)

3.      Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;

4.       Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

5.      Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;

6.     Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

7.     Повышение уровня правовой культуры воспитанников.

Список литературы

1.      Конвенция ООН о правах ребенка.

2.      Конституция РФ.

3.      Гражданский Кодекс РФ

4.      Семейный Кодекс РФ.

5.      Уголовный Кодекс РФ.

6.      УПК РФ.

7.      Трудовой Кодекс РФ.

8.      Граждановедение (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2002.

9.      Журнал «ОБЖ» № 5 - 2001, № 3 - 2002; № 4 - 2000; № 5 - 2005.

10.    Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2000; № 2 - 2002; №1,2- 2004; № 3 - 2003.

11.    Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.

12.    Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002.

13.    Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998).

14.    Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.

15.    Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 1984.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!