Пояснительная записка
Направленность программы: научно-познавательная
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в особое положение по сравнению с другими языками. В настоящее время ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у детей к изучению английского языка. И самая главная задача состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека способного жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира без знания иностранного языка. Освоение основ английского языка дает учащимся возможность приобщения к источнику информации о современном мире и средству межкультурного общения, а также расширения кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации. Но в рамках урока нельзя решить весь разнообразный спектр задач, стоящих перед учителем и учениками, особенно если речь идет об изучении иностранного языка, когда количество часов ограничено. В таком случае большое значение должно быть уделено повышению мотивации учащихся и формированию устойчивого интереса к культуре стран изучаемого языка, а также стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поддержанию постоянного интереса к иностранному языку способствует кружок « Увлекательный английский».
Кружок является реализацией программы углубленного изучения предмета в условиях безоценочной системы, продолжением практического применения языковых знаний и умений, полученных на уроках. Здесь совершенствуется речь учащихся, расширяется их словарный запас за счёт введения новой лексики и речевых образцов. Кружок способствует активизации познавательных интересов во внеурочное время, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы. Отрабатывается произношение, интонация, выразительность, четкость речи, стимулируется творческая активность и воображение детей.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьника.
Цели программы:
• Образовательная: социальное образование личности (освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и социальной организации); углубление знаний по предмету, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящей стране, комплексное применение навыков употребления изучаемых в средних классах времен английского языка в монологической и диалогической речи учащихся, постановка произношения и отработка фонетических трудностей при драматизации произведений.
• Развивающая: развитие навыков устной речи, формирование личности, способной к межкультурному общению через коммуникативные умения; развитие мышления, памяти, внимания; развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности детей, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для овладения языком во внеурочное время.
• Воспитательная: социальное воспитание, направленное на формирование качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации; воспитание умения работать в команде дружного коллектива, ознакомление с культурой и обычаями англоязычных стран (воспитание социокультурной компетенции); всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
Задачи программы:
• мотивировать учащихся средних классов на изучение английского языка;
• социализация личности ребенка через умение взаимодействовать со сверстниками: играть и работать вместе, подчинять свои интересы и желания желаниям других участников коллектива; обучение учащихся саморегуляции и налаживанию межличностных процессов;
• развитие способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур;
• развитие речевых умений учащихся на английском языке;
• расширение культуроведческих знаний учащихся и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
• ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру.
В программе даётся описание основных задач, раскрывается тематика и содержание тем. Все темы включают понятный социокультурный минимум – понятия, реалии, персоналии. Ведущая форма работы групповая.
Отличительными особенностями обучения являются:
-использование развивающих технологий;
-применение интенсивной методики погружения в иноязычную среду;
-широкое использование игровых технологий, а также нетрадиционных форм занятий;
-внедрение в работу разнообразных форм воспитательных воздействий.
Возраст детей: с 13 лет, учащиеся 7-8 классов.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий:
Основные формы работы:
- беседы;
- лекции учителя с различными видами заданий;
- работа в парах, группах;
- проведение разнообразных игр (фонетических, лексических, грамматических, ролевых);
- выполнение творческих работ по изученной теме;
- прослушивание песен и стихов и их заучивание с движениями;
- декламирование стихотворений;
- аудирование;
- инсценировка сюжетов общения;
- уроки – путешествия.
Ожидаемыми результатами будут являться положительное отношение учащихся к культуре и обычаям англоязычных стран, умение рассказывать много полезной информации о странах изучаемого языка, умение дать рекомендации сверстникам какие страны лучше посетить (дать примеры, рассказать о достопримечательностях и т.п.). Умение применять полученные знания на практике. Заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении английского языка и англоговорящих стран.
К концу обучения по данной программе обучающийся должен знать и уметь дать:
представление о социокультурном портрете стран, говорящих на английском языке: территория, население, географические условия, административное деление (на государства, штаты и др.), государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города.
представление о культурном наследии англоговорящих стран: всемирно известных национальных центрах и памятниках.
находить общее в моделях развития страны изучаемого и родного языка в тот или иной период.
находить, сравнивать и обобщать страноведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках.
составить представление о роли английского языка в современном мире как средстве международного общения.
эффективно использовать полученную информацию для составления собственных устных и письменных текстов.
узнать о традициях и обычаях разных стран.
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
выставки творческих работ;
соревнования;
проведение праздников;
проведение интеллектуальных игр;
проведение открытых уроков для родителей;
проведения конкурсов чтецов.
Учебно-тематический план
1. | Добро пожаловать в Объединенное Королевство | 9 |
2. | Все о Северной Америке | 9 |
3. | Австралия | 5 |
4. | Новая Зеландия | 4 |
5. | Содружество Наций | 5 |
6. | Известные личности нашего мира | 5 |
Итого 37 часов |
Содержание программы:
Добро пожаловать в Объединенное Королевство.
Великобритания или Соединённое Королевство полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии — островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков. Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Государство состоит из четырёх «исторических провинций: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия.
Все о Северной Америке.
Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади.
Северная Америка состоит из трех крупных государств и одной большой островной территории, это: Канада, Соединенные Штаты Америки (США), Мексика и Гренландия. Кроме того в южной оконечности континента находятся семь небольших стран (известных под общим названием Центральная Америка) и около двух десятков островных государств и территорий различных размеров в Карибском бассейне.
Австралия.
Австралия, официальная форма — Австралийский Союз — государство в Южном полушарии, занимающее одноимённый материк, остров Тасмания и несколько других островов Индийского и Тихого океанов. Австралия состоит из шести штатов, двух материковых территорий и других более мелких территорий. В этой стране существует собственный диалект английского языка, неофициально называемый «страйн».
Новая Зеландия.
Новая Зеландия — государство в юго-западной части Тихого океана, в Полинезии, расположенное на двух крупных островах (Северный и Южный) и большом количестве (приблизительно 700) прилегающих более мелких островов. В Новой Зеландии прекрасный климат, поэтому приезжать сюда можно в любое время года – на зимние, весенние, летние и осенние каникулы. Языковые лагеря в Новой Зеландии расположены в самых популярных среди туристов местах. Языковые курсы предлагают также университеты, причем жить можно как на кампусе, так и в семье.
Содружество наций.
Содружество (англ. Commonwealth), или Содружество Наций— добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Кроме того, членами содружества являются Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун.
Индия, будучи мультикультурной и мультирелигиозной страной, отмечает праздники разных религий. Четыре национальных праздника в Индии: День независимости Индии, День республики, День рождения Ганди, Первое мая отмечаются с большим размахом и энтузиазмом по всей Индии. Кроме того, многие индийские штаты и регионы имеют собственные праздники в зависимости от преобладающей религии и языка.
Известные личности нашего мира.
В нашем мире много выдающихся людей. Одними из самых ярких представителей англоязычного мира являются Авраам Линкольн и Элизабет Тейлор.
Авраам Линкольн - это она из самых значительных фигур в американской истории. Авраам Линкольн стал 16-м президентом США, при этом он имел происхождение из низов, из бедной неграмотной семьи, и достиг своего положения путем самообразования. За время своего пребывания на посту президента, на который Линкольн был избран 2 раза подряд, он успел добиться победы в Гражданской войне и дать начало сплочению американской нации, которое сейчас является поводом для гордости граждан США.
Элизабет Тейлор - известная на весь мир американская актриса английского происхождения, «королева Голливуда» периода его расцвета, трижды удостоенная премии «Оскар» (две — за лучшую женскую роль, одна — специальная). Первая актриса, чей гонорар за съёмки в фильме составил миллион долларов.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
Добро пожаловать в Объединенное Королевство – 9 часов |
1. | 1.Вводное занятие «Welcome to the Colourful World of English». 2.Беседа со школьниками. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | 1.Шотландия. Знакомство с Робертом Бернсом. 2. Выразительное чтение стихотворения «My Heart is in the Highlands». 3.Шотландская народная песня «My Bonnie is Over the Ocean». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | 1.Северная Ирландия. Уэльс. 2.Составление обзорных статей в группах. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | 1. Англия как часть Объединенного Королевства. 2. Составление проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | 1. Короли и королевы Объединенного Королевства. 2.Игра по станциям. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | 1. Традиции и обычаи Великобритании. Спорт. 2. Составление презентации. 3. Подвижная игра. | 1 | | 1 |
7. | 1. Игра «Welcome to the Club of Fun». 2. Инсценировки в стиле КВН. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | 1. Каникулы в Великобритании. 2.Создание путеводителя по самым интересным местам изучаемой страны. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | 1. Хэллоуин. История праздника. 2. Творческий конкурс на лучший костюм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Северная Америка – 9 часов |
1. | 1.Канада. Историческая справка. 2.Просмотр видеоматериала о Канаде. 3.Составление списка отличий канадского английского от изучаемого классического британского. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | 1.США. День Благодарения. 2.Чаепитие с блюдами Дня Благодарения (тыквенный пирог). 3.Имитация традиционной церемонии надувания игрушек. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | 1. Аляска. 2.Подготовка иллюстративного ряда пейзажей Аляски. Описание пейзажей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | 1. Обычаи и традиции США. Спорт. 2. Тест «Что я знаю о США». 3. Подготовка и презентация мини-проектов . | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | 1. Политика. Проблемы мирового масштаба. Явление «терроризма». 2. Просмотр и анализ документального кино. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | 1. Подведение итогов: «Что я узнал о США и Канаде». 2.Интеллектуальный конкурс. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | 1. Праздники в США. 2. Ролевая игра «Holidays I like» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | 1. Рождество. Оформление класса к празднику. 2. Написание поздравительных открыток. | 1 | | 1 |
9. | 1. Новый Год. Занимательные новогодние традиции американцев. 2.Интеллектуальные конкурсы по теме «Новый Год в США». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.Австралия – 5 часов |
1. | 1.Георграфическое положение. История. 2.Работа с картой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | 1.Обычаи и традиции. 2.Игра по станциям «I am a traveler». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | 1.Люди и дикие животные. 2.Виртуальное путешествие по Австралии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | 1.Подведение итогов по теме: «Beautiful Australia». 2.Драматизация предложенных диалогов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Групповое составление проекта по теме «Австралия». | 1 | | 1 |
4. Новая Зеландия – 4 часа |
1. | 1. История. Политическое устройство. 2. Составление презентации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | 1.Праздники в Австралии и Новой Зеландии. 2.Работа в группах. Сравнительная характеристика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | 1.История праздника. 2.Празднование Дня Святого Валентина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | 1.Mother’s Day. Происхождение праздника. 2. Изготовление поздравительной открытки к празднику. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. Содружество наций – 5 часов |
1. | 1.Индия. Знакомство со страной. 2.Поисковая работа со справочником. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | 1. Африканские страны. 2.Составление коллажа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | 1. Острова в составе Содружества Наций. 2.Интеллектуальная игра «How much I already know! ». | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | 1.Повторение: «What do you know about Commonwealth? » 2.Художественное оформление стенда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Майские праздники. | 1 | | 1 |
6.Известные люди нашего мира – 5 часа |
1. | 1.Изучение всемерно известных личностей (Абраам Линкольн, Элизабет Тейлор и др.) 2.Сбор информации для подготовки докладов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Презентация докладов и сообщений. | 1 | | 1 |
3. | Повторение всего изученного. Интеллектуальная викторина «World of English». | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Оформление газеты на тему «Вокруг света». | 1 | | 1 |
5. | Подведение итогов. Чаепитие, игры. | 1 | | 1 |
Итого: 37 часов |
Методическое обеспечение
№ п\п | Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы учебно-воспитательного процесса | Методические и дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Добро пожаловать в Объединенное Королевство – 9 часов | беседа, работа в группах, работа в паре, индивидуальная работа, коллективная работа | обьяснительно-иллюстративный | Иллюстрации, аудиозаписи, наглядный материал, презентация | магнитная доска, компьютер | Творческая работа |
2 | Северная Америка – 9 часов | Беседа, индивидуальная работа, работа в парах, группах, игра, практические задания, творческие задания. | Работа с иллюстративным рядом, видеоматериалом, проблемно-поисковый метод | Иллюстративный материал, видеоматериал, дидактический материал | Компьютер, магнитная доска, компьютер | Творческая работа, викторина |
3 | Австралия – 5 часов | беседа, индивидуальная работа, дискуссия, диалог. | Творческий , наглядно-иллюстративный Научно-поисковый | Иллюстрации, наглядный материал, презентация | Компьютер, Доска, карта | Групповая творческая работа |
4 | Новая Зеландия – 4 часа | Рассказ учителя, индивидуальная работа, работа в группах | Словесный, частично-поисковый, творческий, | Иллюстрации, наглядный материал, презентация | Магнитная доска, компьютер | Экспертная оценка, Отчёт творческих групп |
5. | Содружество наций – 5 часов | Рассказ учителя, поисковая работа с литературой, групповая работа | Научно-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Справочники, иллюстрации, презентация | Компьютер, доска. | Творческая работа, интеллектуальный конкурс |
6. | Известные люди нашего мира – 5 часа | Рассказ учителя, беседа, индивидуальная работа, групповая работа | Словесный, творческий, поисковый | Видеоматериал, иллюстрации | Магнитная доска, компьютер | Викторина,Отчёт творческих групп |
Список использованной литературы
Английский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ И.Ю. Баканова, Н.В. Береговая, Н.Г. Брюсова и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
Дзюина Е.В. “Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке”, 5–9-е классы, М.: “Вако”, 2007 г.
Журнал для изучающих английский язык «Speak Out – What are the British like?» Изд. Глосса – пресс.
С. И. Тобольская «English speaking countries. Страноведческий справочник». Учебное пособие. – Саратов, ОАО, изд-во «Лицей», 2007г.