Ростовская область Белокалитвинский район, х.Грушевка
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грушевская средняя общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Грушевской СОШ
Приказ от _____ ________№_____
Подпись руководителя _________ Л.В.Титова
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«Русский язык в формате ОГЭ и ЕГЭ»
Уровень общего образования (класс) основное общее и среднее образование ( 9-11 класс)
Количество часов: 66
Учитель: Куприянова М.Н.
2017-2018 учебный год
Раздел 1
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
уметь писать сочинения на заданные темы;
уметь писать сжатое изложение.
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны
УМЕТЬ:
соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях),
понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать основную мысль прослушанного текста;
понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
сжато излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
интерпретировать информацию звучащего текста;
понимать главную мысль прочитанного текста;
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
использовать средства связи предложений в тексте;
находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Раздел 2
Содержание курса «Русский язык в формате ОГЭ»
Культура речи
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Лексические нормы
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
II.Методика обучения написанию сжатого изложения
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1
III. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С 2
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Содержание курса «Русский язык в формате ЕГЭ»
1. Лексика и фразеология
лексическое значение слова;
синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
фразеологические обороты;
лексический анализ
2. Грамматика. Морфология
3. Грамматика. Синтаксис
4. Орфография
5. Пунктуация
6. Речь. Текст.
текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
средства связи предложений в тексте;
стили и функционально-смысловые типы речи;
отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
7. Языковые нормы
8. Изобразительно-выразительные средства языка
выразительные средства русской фонетики;
выразительные средства словообразования;
выразительные средства лексики и фразеологии;
выразительные средства грамматики;
тропы, стилистические фигур
9. Подготовка к сочинению
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работы в формате ЕГЭ.
Раздел 3
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Раздел | Кол-во час. | Формы работы | Виды деятельности учащихся |
1 | Знакомство с ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку | 2 | Беседа, лекция, тесты, обсуждение | Диалог, составление личного плана работы, работа с текстами |
2 | Вопросы лингвистики и языкознания | 26 | Практическое занятие, тест, беседа, семинар, олимпиада, игра, лекция, викторина, устный журнал | Работа индивидуальная и в группе, тренировочные упражнения, подбор материала, диалог, составление памяток, работа со словарями |
3 | Текст | 24 | Работа над сочинением и изложением, лекция, практические занятия | Составление плана, подбор материала, редактирование текста, сочинения и изложения |
4 | Комплексная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ | 6 | Самостоятельная работа с последующей проверкой | Выполнение заданий ОГЭ и ЕГЭ |
5 | Итоги | 8 | Проверочная работа за четверть | Выполнение различных заданий, входящих в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку |
| Итого | 66 | | |
Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во час. | Дата по плану | Дата факт. | Примечания |
| Введение. ОГЭ и ЕГЭ | 2 | | | |
1 | 1. Знакомство учащихся с ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку | 2 | 05.09 | | |
2 | 2.Знакомство учащихся с ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку | | 07.09 | | |
| Вопросы лингвистики и языкознания | 26 | | | |
3 | 1.Средства выразительности. Фразеологизмы | 1 | 12.09 | | |
4 | 2.Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы | 1 | 14.09 | | |
5 | 3.Орфоэпические нормы | 1 | 19.09 | | |
6 | 4.Орфографические нормы. Правописание приставок | 1 | 21.09 | | |
7 | 5.Правописание корней | 1 | 26.09 | | |
8 | 6.Правописание суффиксов | 1 | 28.09 | | |
9 | 7.Слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи | 1 | 03.10 | | |
10 | 8.Обобщение по теме «Орфографические нормы»: конкурс знатоков русского языка | 1 | 05.10 | | |
11 | 9.Вопросы истории русского языка (круглый стол) | 1 | 10.10 | | |
12 | 10.Олимпиада по русскому языку | 2 | 12.10 | | |
13 | 11.Олимпиада по русскому языку | | 17.10 | | |
14 | 12.Анализ результатов олимпиады | 1 | 19.10 | | |
15 | 13.Морфологические нормы. Грамматические ошибки | 1 | 24.10 | | |
16 | 14.Синтаксические нормы. Словосочетание | 1 | 26.10 | | |
17 | 1.Подведение итога работы за 1 четверть: задания ЕГЭ и ОГЭ | 2 | 31.10 | | |
18 | 2.Подведение итога работы за 1 четверть: задания ЕГЭ и ОГЭ | | 02.11 | | |
| | | | | |
19 | 15.Синтаксические нормы. Грамматические ошибки | 1 | 14.11 | | |
20 | 16.Пунктуационные нормы. Простое осложненное предложение. | 3 | 16.11 | | |
21 | 17.Простое осложненное предложение | | 21.11 | | |
22 | 18.Простое осложненное предложение | | 23.11 | | |
23 | 19.Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными | 1 | 28.11 | | |
24 | 20.Синтаксические нормы. Употребление слов и сочетаний слов, грамматически не связанных с членами предложения | 1 | 30.11 | | |
25 | 21.Обобщение по теме «Пунктуационные нормы»: конкурс знатоков русского языка | 1 | 05.12 | | |
26 | 22.Грамматическая основа предложения | 1 | 07.12 | | |
27 | 23.Составление лекции по теме «Трудные вопросы русского языка» | 1 | 12.12 | | |
28 | 24.Составление рецензий (отзывов) на выступления по теме «Трудные вопросы русского языка» ( в устной форме) | 1 | 14.12 | | |
29 | 25.Составление памятки для уголка информации «Подготовка к ЕГЭ» | 1 | 19.12 | | |
30 | 26.Составление памятки для уголка информации «Подготовка к ОГЭ» | 1 | 21.12 | | |
31 | 3.Подведение итога работы за 2 четверть: задания ЕГЭ и ОГЭ | 2 | 26.12 | | |
32 | 4.Подведение итога работы за 2 четверть: задания ЕГЭ и ОГЭ | | 28.12 | | |
| Текст | 24 | | | |
33 | 1.Работа с текстом. Виды изложений. Способы и приемы компрессии | 1 | 11.01 | | |
34 | 2.Текст. Стили и типы речи | 1 | 16.01 | | |
35 | 3.Главная и второстепенная информация в тексте | 1 | 18.01 | | |
36 | 4.Формулировка проблемы текста | 1 | 23.01 | | |
37 | 5.Ключевые слова. Составление плана текста | 1 | 25.01 | | |
38 | 6.Комментарий к проблеме. Способы комментирования | 1 | 30.01 | | |
39 | 7.Составление текста сжатого изложения – работа в группе | 1 | 01.02 | | |
40 | 8.Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции | 1 | 06.02 | | |
41 | 9.Составление текста сжатого изложения – самостоятельно | 1 | 08.02 | | |
42 | 10.Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации | 1 | 13.02 | | |
43 | 11.Сочинение – рассуждение: структура, средства связи, алгоритм написания | 1 | 15.02 | | |
44 | 12.Сочинение – рассуждение: вступление и заключение | 1 | 20.02 | | |
45 | 13.Формулировка тезисов на сочинении ОГЭ. Работа с аргументами в сочинении ОГЭ | 1 | 22.02 | | |
46 | 14.Сочинение на ЕГЭ – анализ образцов | 1 | 27.02 | | |
47 | 15.Составление текста сочинения ОГЭ - самостоятельно | 1 | 01.03 | | |
48 | 16.Составление текста сочинения ЕГЭ - самостоятельно | 1 | 06.03 | | |
49 | 17.Анализ сочинений. Ошибки разных видов | 1 | 13.03 | | |
50 | 5.Подведение итога работы за 3 четверть: анализ сочинений ОГЭ | 1 | 15.03 | | |
51 | 6.Подведение итога работы за 3 четверть: задания ЕГЭ | 1 | 20.03 | | |
| | | | | |
52 | 18.Тренировочное сочинение ЕГЭ | 1 | 03.04 | | |
53 | 19.Тренировочное сочинение ОГЭ – 15.3 | 1 | 05.04 | | |
54 | 20.Тренировочное сочинение ЕГЭ | 1 | 10.04 | | |
55 | 21.Тренировочное сочинение ОГЭ – 15.2 | 1 | 12.04 | | |
56 | 22.Тренировочное сочинение ЕГЭ | 1 | 17.04 | | |
57 | 23.Тренировочное сочинение ОГЭ – 15.1 | 1 | 19.04 | | |
58 | 24.Подведение итога работы по теме «Текст». Викторина «Увлекательный русский язык» | 1 | 24.04 | | |
| Комплексная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ | 6 | | | |
59 | 1.Комплексное применение знаний в формате ОГЭ | 2 | 26.04 | | |
60 | 2.Комплексное применение знаний в формате ОГЭ | | 03.05 | | |
61 | 3.Комплексное применение знаний в формате ЕГЭ | 1 | 08.05 | | |
62 | 4.Тренировочное заполнение бланков ОГЭ | 1 | 10.05 | | |
63 | 5.Комплексное применение знаний в формате ЕГЭ | 1 | 15.05 | | |
64 | 6.Задания ОГЭ –практикум | 1 | 17.05 | | |
65 | 7.Задания ЕГЭ – практикум. Подведение итога работы за 4 четверть, за весь год | 1 | 22.05 | | |
66 | 8.Задания ОГЭ – практикум. Подведение итога работы за 4 четверть, за год | 1 | 24.05 | | |
По плану 68 часов ( 2 часа в неделю). Запланировано 66 занятий согласно годовому календарному графику, утвержденному директором школы Титовой Л.В.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО МБОУ Грушевской СОШ от ________ 20____года №____ _____________ Куприянова М.Н. Подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Мельникова И.А. подпись Ф.И.О. _____ ______________ 20_______ года дата |