Рабочая программа кружка
«Умники и умницы»
(3 -4 классы)
Пояснительная записка
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи.
С этой целью проводятся кружковые занятия, в ходе которых решаются задачи, выходящие за рамки программы. А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат для выявления наиболее способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить. Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | № по теме | Тема | Дата |
1-2 | | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. | |
3-4 | | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. | |
5-6 | | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | |
7 | | Старинные меры измерений. | |
8-9 | | Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. | |
10 | | Измерение, исследовательская работа. | |
11-12 | | Масса. Новые мерки. Измерения. | |
13-14 | | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | |
15 | | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | |
16 | | Китайская головоломка “Танграм” | |
17-18 | | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. | |
19-20 | | Схемы, уравнения | |
21-22 | | Графическое моделирование | |
23-24 | | Составление дерева возможностей | |
25-26 | | Решение старинных задач | |
27-28 | | Задачи повышенной трудности | |
29 | | Задачи в стихах | |
30 | | Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами | |
31 | | Дерево возможностей. Блиц-турнир | |
32 | | Познавательная игра «Семь вёрст…» | |
33 | | Конструирование предметов из геометрических фигур | |
34 | | Итоговое занятие. Игра “Велогонка” | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п\п | № по теме | Тема | Дата |
1 | | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | |
2 | | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | |
3 | | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | |
4 | | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | |
5 | | Римские цифры. Как читать римские цифры? | |
6 | | Решение задач | |
7 | | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | |
8 | | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи | |
9 | | Архимед. Упражнения, игры, задачи. | |
10 | | Умножение. Упражнения, игры, задачи. | |
11 | | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | |
12 | | Деление. Упражнения, игры, задачи | |
13 | | Делится или не делится | |
14 | | Решение задач | |
15 | | Новогодние забавы | |
16 | | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | |
17 | | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | |
18 | | Игра «Веришь или нет». | |
19 | | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | |
20 | | Экскурсия в компьютерный класс. | |
21 | | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | |
22 | | Математические фокусы. | |
23 | | Конкурс знатоков | |
24 | | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | |
25 | | Решение задач | |
26 | | Денежные знаки. Загадки-смекалки | |
27 | | Решение задач повышенной трудности. | |
28 | | Игра «Цифры в буквах». | |
29 | | КВМ «Царица наук». | |
30 | | Задачи с многовариантными решениями | |
31 | | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | |
32 | | Игра «Поле чудес». | |
33 | | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | |
34 | | Интеллектуальный марафон. | |