СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса индивидуально-групповых занятий "Космос театра".4 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа ИГЗ "Космос театра"

4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа курса индивидуально-групповых занятий "Космос театра".4 класс»









Программа курса

«Космос театра»

для 4 класса

2016-2017 г.







Составитель: Краснокутская Я.В.,

учитель театральной педагогики























г. Пермь

Программа составлена учителем театральной педагогики Краснокутской Я.В. на основе программы «Космос театра»; автор- к.п.н. Пеня Т.Г., рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской федерации, 1995 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования, однако надо признать, что в школе в большей мере удается формальное насыщение школьников знаниями, нежели развитие у них творческого потенциала, способности выйти за рамки сложившихся представлений. Стереотипность мышления, успешно формируемая в начальной школе, в старшем школьном возрасте проявляет себя в гипертрофированном виде общего равнодушия, неумения высказать свою точку зрения, эмоциональной обеднённости. Соединенная с общей скованностью (зажатостью, несвободой) ребенка, она выражается в отсутствии навыка общения, в том числе и через продукт собственной художественной деятельности, что приводит к затуханию природных склонностей и задатков (любое произведение ребенка становится «вещью в себе», не находя выхода в социальную сферу). Узость художественного кругозора, рожденная той же привычкой к стереотипу, приводит к искажению вкусовых предпочтений школьников, к неадекватной оценке собственных возможностей, к отсутствию потребности в познании, безоговорочному, слепому следованию общеизвестным «истинам».

Специфика театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально активной, творческой личности, способной изменить мир. Формирование такой личности является результатом творческого процесса, связанного, по определению Г.Гачева, с непрерывным «выпрямлением» человека, вырастания индивида в Человека (с большой буквы), носителя всей сущности человечества. В этом высказывании как бы закодирован «ключ» к предлагаемой программе, где через познание другого (личности, индивида) происходит собственное «выпрямление» и где человечество рассматривается как часть единого Космоса, Пространства в непосредственной взаимосвязи с природой.

Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами театра, т.е. ребенок на всех уровнях- от первого к одиннадцатому классу- становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой стороны (на более высоких ступенях)- художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника- творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит внутренней свободы- открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей всех возрастных групп.

Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога- режиссера, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого- то должен оказывать воздействие, который кому- то нужен, с которым связано создание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой программы, отличие которой от других программ по театральному искусству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания спектакля. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой- ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно сценической деятельности: практическую непричастность их к режиссерскому творчеству- процессу постановки спектакля.


Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по

ритмике, сценическому движению, пантомиме; программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера и т.д., ибо «все на свете есть человек. Постигая истоки бытия, моделируя собственное представление о жизни народов, ребенок определяет собственное место в мировом Космосе, становясь, с одной стороны, его неотъемлемой частицей, а с другой- ощущая в себе весь бесконечный «смысл, цель, гармонию мироздания».

В программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Основной, доминирующей особенностью программы является активное включение в процесс развития личности, смежных театру искусств. Это непосредственно связано с синтетическим характером театральной деятельности, где существует не только зримая взаимосвязь искусств, включающая в себя «видимые» и «слышимые» искусства (сценография, музыка, искусство мизансцены, грим, костюм), но и взаимосвязь, имеющая скрытую форму и проявляющаяся во внутренних процессах создания образа отдельного героя или спектакля в целом, когда творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования образа, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества других искусств. Вместе с тем выход на интегрирование связан с возможностью театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только множественность структур человеческих отношений, «стечение бытия», но и потенциальное движение к восстановлению нарушившихся связей: «бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, личного и разного- в целостность» (Г.Гачев). В результате ребенок должен себя почувствовать частицей мироздания, стать сопричастным силам природы и Космоса в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности. Таким образом, процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается как условие полихудожественного развития личности, учитывающего интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства как на «внешнем уровне», так и внутри одного из искусств. Включение ребенка в систему «человек – образ – спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. Такая постановка проблемы является новой и позволяет наметить гипотетическую модель развития личности средствами театрального искусства не только через творческую деятельность по созданию завершенного произведения (спектакля), но и с помощью использования элементов данного искусства в учебном процессе, предполагающем в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т.д.

Программа построена по принципу блоков, которые организованы по вертикали и горизонтали одновременно.

Блоки, расположенные по вертикали, учитывают периодизацию развития ребенка и имеют стадии, условно названные как:

  • Период накопления (погружения) – 2-4 класс.

Период накопления (погружения) – 2-4 класс- предполагает погружение в пространство цвета, звука, движения через подражание – овладение формой, где театр становится школой обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию, а в конечном счете представление о нерасторжимой связи природы и человека.

Блоки, расположенные по горизонтали, отражают содержательный аспект программы, выявляя при этом основные направления развития ребенка средствами театрального искусства. К последним относятся:

  • Освоение индивидуального пространства через элементы внутренней и внешней техники актера.

  • Творческая деятельность в процессе создания образа отдельного героя или спектакля в целом.

  • Освоение творческой этики.

  • Общеэстетическое развитие.

Первое направление предполагает постоянный тренинг навыков и умений, связанных с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности. Интеграция искусств осуществляется здесь прежде всего через включение элементов изобразительного искусства, литературы, музыки, танца в единый процесс многостороннего развития личности ребенка. Вместе с тем данное направление предполагает совершенствование речевого аппарата, включая навык четкого произношения звуков, постановку дыхания, развитие динамического диапазона голоса, развитие и совершенствование навыка работы над художественным текстом( основным доминирующим искусством является литература); совершенствование двигательного аппарата ребенка через развитие мышечной системы и навыков координации в пространстве (интегративные виды искусства: музыка, танец, среда).

Тренинг внутренней и внешней техники проводится с детьми на протяжении всего времени обучения, однако его цели и задачи целиком подчиняются целям и задачам каждой из указанных стадий становления личности школьника, обозначенных в качестве трехступенчатой модели движения ребенка к собственному «Я».

Вторая линия развития связана с участием ребенка в творческой деятельности по созданию образа отдельного героя или спектакля в целом. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т.д. Освоение позиции исполнителя происходит через идентификацию ребенка с образом театральной куклы (2- 3 кл.), освоение образа- маски (4 кл.). Такая логика развития личности средствами театрального искусства явно противоречит логике обучения актерскому мастерству, принятой в театральных вузах, где процесс воспитания актера начинается прежде всего с освоения позиции «Я- в предлагаемых обстоятельствах», но является вполне закономерной в связи с возрастными особенностями и возможностями школьников. К этим особенностям можно отнести и отсутствие внутренней критики на начальной ступени обучения, и возрастающую с каждым годом общую скованность и зажатость ребенка, граничащие с повышенной ранимостью и готовностью к стрессам. Вот почему так важно сформировать у него хотя бы иллюзорное представление о своей защищенности, помогая тем самым избежать разочарования или возникающий негатив.

В целом работа над ролью представляет собой скрытый процесс интеграции искусств, осуществляемый через включение на разных этапах рождения образа способностей к различным видам искусства. Так, освоение речи героя (литература), поиск его внешнего облика (изобразительное искусство) и манеры двигаться (освоение индивидуального пространства), вскрытие подтекста и создание внутренних монологов (литература), общение с партнёрами в сценическом пространстве (среда) и умение держать заданный темпоритм (музыка), исполнение куплетов, танцевальных и акробатических номеров (в том числе умение владеть шпагой)- всё это не только требует многостороннего развития личности, но и представляет собой единый (интегрированный) процесс создания актёро- роли.

Работая над образом спектакля начинается у школьников с формирования общих представлений о театре как ярком, зрелищном искусстве (1-4 кл.), где насмотренность становится основным условием дальнейшего развития личности в этом направлении. Период накопления или погружения, как мы условно назвали этот этап становления личности, постепенно подготавливает ребёнка к решению новых задач, связанных с формированием навыка поэтапной работы над пьесой через овладение особенностями различных жанров ( сказка- 4 кл.

Таким образом, в процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрского мастерства, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражаются различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.

Освоение творческой этики направлено на формирование у школьников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребёнок, включённый в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех ( навык «группового поведения»); формируются умение правильно оценивать критические замечания, установка на преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному изменить мир ( умение понимать, что необходимо зрителю сегодня, сейчас, и стремление ответить на волнующие его вопросы). Все эти качества самым тесным образом связаны с воспитанием у ребёнка чувства гражданской ответственности за всё, что происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является сам.

Общеэстетическое развитие предполагает знакомство с основами этнографии, историей мирового искусства и историей театра всех времён и народов, в процессе чего происходит познание национальной специфики мира, постижение нравственных законов бытия, раскрывается значение театра в духовном обогащении человека. Через беседы о литературе, живописи, музыке, обсуждение просмотренных кинофильмов и спектаклей у школьников формируется представление об искусстве как высшей форме общения, возникает потребность в овладении его языком, воспитывается навык творческой требовательности к собственной деятельности.

Предлагаемая модель художественно- творческого развития личности средствами театрального искусства имеет универсальный характер, и её элементы могут быть использованы в самых различных формах учебно - воспитательного процесса как в школе, так и во внешкольных учреждениях. Ориентированная прежде всего на творчество педагога, она даёт широкую возможность сконцентрировать своё внимание на поиске собственного стиля преподавания, включая сюда не только методику, но и структурно- организационные формы занятий, выбор художественного материала, творческих заданий, определение необходимости и принципов включения смежных искусств.




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО КЛАССОВ:


  • Осознание себя в мире цвета, звука, движения, речи через овладение формой.

  • Освоение мира реальной и фантастической природы.

  • Освоение общечеловеческих стереотипов поведения через формирование представления об особенностях поведения героев мифов и народных преданий.

  • Представление о взаимосвязи всего живого на земле.

  • Формирование умения включаться в творческий процесс, развитие произвольного внимания, внимания к особенностям исполнения.

  • Погружение в музыкально- двигательную среду с целью развития пластичности выразительности тела, понимания его возможностей, формирование чувства пространства, навыка чёткого произношения звуков, постановка дыхания, исправление недостатков речи, развитие динамического диапазона голоса, речедвигательной координации, навык логического и последовательного действия.

  • Развитие способностей к сопереживанию и подражанию; формирование первоначального навыка перевоплощения через освоение образов растительного, животного и предметного миров.

  • Первоначальный навык общения через физическое и словесное действия.

  • Специфика действия в образе- маске, организация движения, жеста и слова, штампы чувств.

  • Представление о конфликте.

  • Воспитание интереса и чувства удовольствия от выполнения творческой задачи.

  • Освоение позиции исполнителя через идентификацию с образом театральной куклы.

  • Формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнений.

  • Формирование представления об истоках театрального искусства и драматургии как особом виде литературного творчества; первоначальный навык действенного анализа пьесы; формирование «чувства боли» за коллективный труд.




















Тематическое поурочное планирование

4 класс

«Театральная педагогика»

35 часов


Раздел 1. Общеэстетическое развитие.

Тема 1.1 Формирование представления о специфике театрального искусства.

Урок 1. Театр- как коллективное искусство; специфика актерского творчества; специфика кукольного театра.

Урок 2. Драматургия как особый вид литературного творчества.

Тема1.2 Формирование первоначального представления и конфликте.

Урок 3. Формирование представления о конфликте через столкновение линии, цвета в изобразительном искусстве.

Урок 4. Формирование представления о конфликте через столкновение тем в музыкальном произведении.

Урок 5. Формирование представления о конфликте через борьбу зла и добра в народных и литературных сказках;

Урок 6. Представление о «движущих силах» спектакля.

Тема 1.3 Первоначальное представление об истоках театрального искусства.

Урок 7. Античный театр, итальянская комедия дель арте.

Урок 8. Русский народный площадной театр.

Урок 9.Народная обрядность.

Раздел 2. Развитие психофизического аппарата.

Элементы внутренней техники актера.


Тема 2.1 Формирование навыков творческой мобилизации.

Урок 10. Упражнения на коллективные действия.

Тема 2.2 Формирование первоначального представления о сценической задаче.

Урок 11. Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и тог же действия, но с разными задачами;

Урок 12. Групповые этюды на выполнение одного и того же действия с одной и той же задачей, но в разных предлагаемых обстоятельствах.

Урок 13. Выполнение этюдов на первоначальное представление о предлагаемых обстоятельствах.

Тема 2.3 Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с партнером в процессе борьбы.

Урок 14. Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу действия.

Урок 15. Сочинение и исполнение парных этюдов на взаимодействие героев из разных сказок.

Урок 16. Взаимодействие героев в рисунке.

Урок 17. Исполнение парных этюдов пальчиковыми или перчаточными куклами.

Тема 2.4 Формирование представления о специфических особенностях словесного действия.

Урок 18. Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач.

Урок 19. Овладение формой диалога через выполнение этюдов в форме вопроса- ответа, просьбы- ответа, предложения- ответа;

Урок 20. Этюды с одним словом, двумя словами с заранее вскрытым конфликтом.

Урок 21. Сочинение и исполнение диалогов животных, птиц, рыб, растений, природных стихий.

Урок 22. Речь на цифрах, на «тарабарском» языке.

Тема 2.5 Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета.

Урок 23. Рисунки- фантазии на основе сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» или К. Мелихана «Маклохий и Альмивия».

Урок 24. Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.


Элементы внешней техники актера.

Тема 2.6 Освоение пространства через развитие всей мышечной системы и навыка координации при выполнении заданных действий.

Урок 25. Ходьба и бег с произнесением слов, передача ритмических рисунков хлопками, движением ног, их сочетанием.

Урок 26. Осанка и походка, позы сидя; изучение техники правильной походки и осанки; этюды.

Тема 2.7. Сценическая речь.

Урок 27. Работа над чёткой артикуляцией; гимнастика для губ, языка, челюсти; навык чёткого произношения звуков; скороговорки.

Урок 28. Тренировка мышц дыхательного аппараты; дыхательная гимнастика.

Урок 29. Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок.

Урок 30. Знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи.

Раздел 3. Творчество.

Тема 8.Формирование представления о сверхзадаче роли, её сквозном действии.

Урок 31. Выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы; определение сверхзадачи персонажа и основных этапов движения к конечной цели.

Тема 9. Освоение специфики действия в образе- маски.

Урок 32. Импровизации в маске; обострённость пластической характеристики; стереотипы изображения чувств.

Тема 10. Формирование первоначального навыка работы над спектаклем.

Урок 33. Определение основной мысли пьесы; куски и эпизоды.

Урок 34. Итоговый урок –игра.


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!