СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по выбору "Учимся говорить правильно" для учащихся 2 класса "Специальная (коррекционная) школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет в работе, как учителю в дополнительном обязательном курсе (урок) по выбору. Я привожу примерную программу составленного курса  - занятий "Учимся говорить правильно", который расчитан  на учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору "Учимся говорить правильно" для учащихся 2 класса "Специальная (коррекционная) школа"»


                            Пояснительная записка.

Обязательное занятие по выбору «Учимся говорить правильно» входит в школьный компонент учебного плана. На изучение курса отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Введение в программу курса связана с тем, что речевая практика учащихся с нарушением интеллекта чрезвычайно бедна и не качественна. Процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого развития не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов, общения с окружающими людьми. Через процесс общения появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это в свою очередь реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе.

Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет общую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научиться жить в нем.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

       Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Программа «Учимся говорить правильно» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по письму и развитию речи, совершенствовать свою речь.

  Цель:

          

- Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания;

- формирования умений правильно, содержательно убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.


Задачи курса:

- расширение знаний учащихся об окружающей действительности;

-совершенствование монологической и диалогической речи детей, расширение словарного запаса;

-формирование навыков движения с помощью жестов и пантомимики;

-ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;

-помочь учащимся осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;

-улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, дикция, ритм, интонация, выразительность;

-повысить общую культуру коммуникации и общения.

Занятия курса включают в себя 4 раздела с постепенным расширением и упражнением программного материала.

  1. «Аудирование и дикция».

  2. «Выразительность речи».

  3. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания».

  4. «Культура общения».


   Для успешного проведения занятий  используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.


   Содержание программного материала

 

Тема

Знания и умения учащихся

Развитие речевых компетенций (устная форма)

 

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом . Составление словосочетаний, предложений, текстов.

Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

 

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

 

Написание предложений и небольших текстов.

Обучение грамотному оформлению письменной речи.

Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах.

 

 

                                 Тематическое планирование

                                               (34 часа в год.)

№ п/п

Тема занятий

Дата

        Задачи

Кол. час.

Результат

1

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

6.09

Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1

Формируется звуковая культура речи.

2

Играем в загадки. Сочинение загадок.

 

 

13.09

Познакомить с приемами конструирования загадки.

 

1

Приложение № 1

3

Сочинение скороговорки.

 

 

 

20.09

 

 

 

 

Учить сочинять скороговорку.

 

1

Научились сочинять скороговорку.

4

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

 

 

27.09

Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Узнали секреты считалки.

5

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

 

4.10

Обогатить словарный запас учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

6

Происхождение слов. Как нужно говорить.

 

 

11.10

Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1

Узнали о происхождении слов.

7

Крылатые слова и выражения.

 

 

 

 

18.10

 

 

 

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

 

1

Обогащается словарный запас.

8

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

 

 

25.10

 

 

 

Познакомить с фольклорными  жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.

1

Научились иллюстрировать пословицы.

9

Сочинение стихов по заданной рифме.

15.11

Сочинить стихи по заданной рифме.

 

1

Приложение № 2

10

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

 

22.11

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1

Приложение № 3

11

Сочинение сказки по серии картинок.

 

 

29.11

Сочинить сказку по серии картинок.

 

1

Приложение № 4

12

Что такое речь? Речь устная и письменная.

6.12

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.

1

Познакомились с понятием речь.

13

Составление предложений из отдельных слов.

 

 

 

13.12

 

 

 

Научить составлять предложения из отдельных слов.

1

Научились составлять предложения.

14

Выделение признаков предложения в устной речи .

20.12

Выделить признаки предложения.

1

Научились выделять признаки предложения.

15

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

 

27.12

Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.

1

Познакомились с признаками текста.

16

Текст. Тема текста.

10.01

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Узнали что такое тема текста.

17

Сочинение по плану «Моя бабушка».

 

 

17.01

Устное сочинение на заданную тему.

1

Приложение № 5

18

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам.

 

 

24.01

Составить  рассказ по заданной теме.

1

Приложение № 6

19

Составление рассказа «Мой друг. Моя подруга».

 

 

31.01

Составить рассказ  на заданную тему.

 

1

Приложение № 7

20

Устное сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

7.04

Составить  рассказ по заданной теме.

1

 

 

 

Научатся

сочинять рассказы.

21

Деление сплошного текста на предложения.

 

 

14.02

Учить делить сплошной текст на предложения.

 

1

Научатся делить текст на предложения.

22

Восстановление деформированного текста.

 

21.02

 

Учить восстанавливать деформированный текст.

1

Научатся восстанавливать деформированный текст.

23

Редактирование текста.

 

 

 

28.02

 

 

 

Учить редактировать текст.

 

1

Научатся редактировать текст.

24

Составление рассказа «Мое любимое домашнее

животное».

 

 

 

7.03

 

 

Составление рассказа  на заданную тему.

 

1

Приложение № 8

 

25

Сочинение  загадок  о весне

 

14.03

 

 

 

Сочинение загадок на заданную тему.

1

Обогащается словарный запас.

26

Сочинение сказок о животных.

21.03

 

Сочинение сказок  на заданную тему.

1

Обогащается словарный запас.

27

Отгадывание загадок

4.04

 

 

 

Научить отгадывать загадки.

1

Обогащается словарный запас.

28

 Пересказ образцового текста

11.04

Научить  пересказывать текст по образцу

 

29

 Сочинение по наблюдениям (описания)

18.04

 

 

 

Познакомить с понятием «Сочинение ». Учить описывать увиденное.

1

Познакомятся с понятием  сочинение

30

 Пересказы с творческим дополнением

 

 

25.04

 

 

Учить  пересказывать текст и дополнять.

 

1

 

31

 Игра « Секреты речи»

16.05

 

1

 Подведение итогов

 

          Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны знать:

Зачем нужны звуки языка.

Происхождение слов

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.

Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.

Признаки текста.

Что такое план.

Обучающиеся должны уметь:

Строить собственные устные высказывания.

Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них.

Формулировать тему небольшого текста

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Составлять текст по вопросам учителя

Отгадывать загадки.

Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.

Составлять рассказы по серии картинок.

Сочинять загадки, стихи, сказки.

 

                            Источники информации.

 

1. В.В. Воронкова « Русский язык» Москва « Владос» 2005 год.

2.  В. В. Воронкова «   Чтение» Москва « Владос» 2005 год.

      3.  В.В. Воронкова  « Уроки русского языка» пособие для учителя. Москва. « Владос»    2003 год.

    4. В.В Воронкова  « Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва « Просвещение» 2010.

  1. Н.Н. Максимук  « Игры по обучению грамоте и чтению». Москва.

  2. « Вако» 2006г.

   6. Л.В. Мищенкова.  «150 лучших развивающих игр». Ярославль. Академия развития 2008 год.

  7. Е.П. Плешакова. «Русский язык» коррекционно-развивающие задания и упражнения.    Волгоград. «Учитель» 2008г.

   8. С.В. Савинова. «Русский язык» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2002 год.

   9. В.Ф. Смирнов В. Ф. «Путешествие в страну тайн». Москва «Новая школа» , 2009г.

 10. Е.Е. Семёнова   «Занимательная грамматика». Москва. «Омега». 2006г.

11. Корней Чуковский «25 загадок, 25 отгадок». Москва. «Самовар» 2012 год.

12. М. Тюрина «100 любимых стихов + 100 любимых сказок для малышей».  Москва. «Астрель» 2011год.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!