Пояснительная записка.
Обязательное занятие по выбору «Учимся говорить правильно» входит в школьный компонент учебного плана. На изучение курса отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Введение в программу курса связана с тем, что речевая практика учащихся с нарушением интеллекта чрезвычайно бедна и не качественна. Процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого развития не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов, общения с окружающими людьми. Через процесс общения появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это в свою очередь реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе.
Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет общую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научиться жить в нем.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Программа «Учимся говорить правильно» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по письму и развитию речи, совершенствовать свою речь.
Цель:
- Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания;
- формирования умений правильно, содержательно убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи курса:
- расширение знаний учащихся об окружающей действительности;
-совершенствование монологической и диалогической речи детей, расширение словарного запаса;
-формирование навыков движения с помощью жестов и пантомимики;
-ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
-помочь учащимся осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт;
-улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, дикция, ритм, интонация, выразительность;
-повысить общую культуру коммуникации и общения.
Занятия курса включают в себя 4 раздела с постепенным расширением и упражнением программного материала.
«Аудирование и дикция».
«Выразительность речи».
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания».
«Культура общения».
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Содержание программного материала
Тема | Знания и умения учащихся |
Развитие речевых компетенций (устная форма) | Обогащение и активизация словаря. Работа со словом . Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи. |
Развитие речевых компетенций (письменная форма) | Написание предложений и небольших текстов. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах. |
Тематическое планирование
(34 часа в год.)
№ п/п | Тема занятий | Дата | Задачи | Кол. час. | Результат |
1 | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | 6.09 | Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками. | 1 | Формируется звуковая культура речи. |
2 | Играем в загадки. Сочинение загадок. | 13.09 | Познакомить с приемами конструирования загадки. | 1 | Приложение № 1 |
3 | Сочинение скороговорки. | 20.09 | Учить сочинять скороговорку. | 1 | Научились сочинять скороговорку. |
4 | Сочиняем считалку. Два секрета считалки. | 27.09 | Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. | 1 | Узнали секреты считалки. |
5 | Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. | 4.10 | Обогатить словарный запас учащихся. | 1 | Обогащается словарный запас. |
6 | Происхождение слов. Как нужно говорить. | 11.10 | Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить. | 1 | Узнали о происхождении слов. |
7 | Крылатые слова и выражения. | 18.10 | Познакомить с крылатыми словами и выражениями. | 1 | Обогащается словарный запас. |
8 | Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок. | 25.10 | Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их. | 1 | Научились иллюстрировать пословицы. |
9 | Сочинение стихов по заданной рифме. | 15.11 | Сочинить стихи по заданной рифме. | 1 | Приложение № 2 |
10 | Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок. | 22.11 | Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок. | 1 | Приложение № 3 |
11 | Сочинение сказки по серии картинок. | 29.11 | Сочинить сказку по серии картинок. | 1 | Приложение № 4 |
12 | Что такое речь? Речь устная и письменная. | 6.12 | Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной. | 1 | Познакомились с понятием речь. |
13 | Составление предложений из отдельных слов. | 13.12 | Научить составлять предложения из отдельных слов. | 1 | Научились составлять предложения. |
14 | Выделение признаков предложения в устной речи . | 20.12 | Выделить признаки предложения. | 1 | Научились выделять признаки предложения. |
15 | Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. | 27.12 | Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте. | 1 | Познакомились с признаками текста. |
16 | Текст. Тема текста. | 10.01 | Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом. | 1 | Узнали что такое тема текста. |
17 | Сочинение по плану «Моя бабушка». | 17.01 | Устное сочинение на заданную тему. | 1 | Приложение № 5 |
18 | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. | 24.01 | Составить рассказ по заданной теме. | 1 | Приложение № 6 |
19 | Составление рассказа «Мой друг. Моя подруга». | 31.01 | Составить рассказ на заданную тему. | 1 | Приложение № 7 |
20 | Устное сочинение рассказа по данной теме и опорным словам. | 7.04 | Составить рассказ по заданной теме. | 1 | Научатся сочинять рассказы. |
21 | Деление сплошного текста на предложения. | 14.02 | Учить делить сплошной текст на предложения. | 1 | Научатся делить текст на предложения. |
22 | Восстановление деформированного текста. | 21.02 | Учить восстанавливать деформированный текст. | 1 | Научатся восстанавливать деформированный текст. |
23 | Редактирование текста. | 28.02 | Учить редактировать текст. | 1 | Научатся редактировать текст. |
24 | Составление рассказа «Мое любимое домашнее животное». | 7.03 | Составление рассказа на заданную тему. | 1 | Приложение № 8 |
25 | Сочинение загадок о весне | 14.03 | Сочинение загадок на заданную тему. | 1 | Обогащается словарный запас. |
26 | Сочинение сказок о животных. | 21.03 | Сочинение сказок на заданную тему. | 1 | Обогащается словарный запас. |
27 | Отгадывание загадок | 4.04 | Научить отгадывать загадки. | 1 | Обогащается словарный запас. |
28 | Пересказ образцового текста | 11.04 | Научить пересказывать текст по образцу | 1 | |
29 | Сочинение по наблюдениям (описания) | 18.04 | Познакомить с понятием «Сочинение ». Учить описывать увиденное. | 1 | Познакомятся с понятием сочинение |
30 | Пересказы с творческим дополнением | 25.04 | Учить пересказывать текст и дополнять. | 1 | |
31 | Игра « Секреты речи» | 16.05 | | 1 | Подведение итогов |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
Зачем нужны звуки языка.
Происхождение слов
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Признаки текста.
Что такое план.
Обучающиеся должны уметь:
Строить собственные устные высказывания.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них.
Формулировать тему небольшого текста
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст.
Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Составлять текст по вопросам учителя
Отгадывать загадки.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
Составлять рассказы по серии картинок.
Сочинять загадки, стихи, сказки.
Источники информации.
1. В.В. Воронкова « Русский язык» Москва « Владос» 2005 год.
2. В. В. Воронкова « Чтение» Москва « Владос» 2005 год.
3. В.В. Воронкова « Уроки русского языка» пособие для учителя. Москва. « Владос» 2003 год.
4. В.В Воронкова « Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва « Просвещение» 2010.
Н.Н. Максимук « Игры по обучению грамоте и чтению». Москва.
« Вако» 2006г.
6. Л.В. Мищенкова. «150 лучших развивающих игр». Ярославль. Академия развития 2008 год.
7. Е.П. Плешакова. «Русский язык» коррекционно-развивающие задания и упражнения. Волгоград. «Учитель» 2008г.
8. С.В. Савинова. «Русский язык» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2002 год.
9. В.Ф. Смирнов В. Ф. «Путешествие в страну тайн». Москва «Новая школа» , 2009г.
10. Е.Е. Семёнова «Занимательная грамматика». Москва. «Омега». 2006г.
11. Корней Чуковский «25 загадок, 25 отгадок». Москва. «Самовар» 2012 год.
12. М. Тюрина «100 любимых стихов + 100 любимых сказок для малышей». Москва. «Астрель» 2011год.