СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Шах и мат» в 1 - 4 классах составлено на основе программы «Шахматы – школе» И.Г.Сухина, утвержденной Министерством образования Российской Федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  курса «Шах и мат» в 1 - 4 классах

составлено на основе программы «Шахматы – школе» И.Г.Сухина,

утвержденной Министерством образования Российской Федерации

Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Шах и мат» в 1 - 4 классах составлено на основе программы «Шахматы – школе» И.Г.Сухина, утвержденной Министерством образования Российской Федерации»

Программа

курса «Шах и мат»


Тематическое планирование

программного материала курса «Шах и мат»в 1 - 4 классах

составлено на основе программы «Шахматы – школе» И.Г.Сухина,

утвержденной Министерством образования Российской Федерации


на 201…/ 201… учебный год


Количество часов: 2 класс – 68 ч.

4 класс – 68 ч.




Пояснительная записка.

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)1.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»2.

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.


Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.


Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • - формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Участники программы:

Участниками программы являются дети младшего школьного возраста 6-10 лет. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.


Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;


Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.



Основные методы обучения:


Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.


Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.


В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.


Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.


Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


Педагогический контроль.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме

  • итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

Особенности содержания программы:

Образовательная программа «Шах и мат» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2009, 5-е издание, дополненное.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Он охватывает первый класс трех – и четырехлетней начальной школы, а также может использоваться в подготовительных к школе группах детского сада, в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.















2 год обучения (2 класс)


№ п/п

Дата

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Краткая история шахмат. 10 ч.

1,2

2.09

6.09

Повторение пройденного материала.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

3,4

9.09

13.09

Повторение пройденного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

Игровая практика.

5,6

16.09

20.09

Краткая история шахмат.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».

Игровая практика.

7,8

23.09

27.09

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.

9,10

30.09

4.10

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.

II. Шахматная нотация. 14 ч.

11,12

7.10

11.10

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.


Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».

13,14

14.10

18.10

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

15,16

21.10

25.10

Шахматная нотация.

Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

17,18

28.10

8.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

19,20

11.11

15.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

21,22

18.11

22.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).

23,24

25.11

29.11

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).

III. Ценность шахматных фигур. 14 ч.

25,26

2.12

6.12

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).

Игровая практика.

27,28

9.12

13.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

Игровая практика.

29,30

16.12

20.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

Игровая практика.

31,32

23.12

27.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

Игровая практика.

33,34

13.01

17.01

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса.

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).

Игровая практика.

35,36

20.01

24.01

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Защита.

Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).

Игровая практика.

37,38

27.01

31.01

Способы защиты. Игровая практика.

Решение заданий.

Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).

Практическая игра.

IV. Техника матования одинокого короля . 10 ч.

39,40

3.02

7.02

Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля, «линейный» мат.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

41,42

10.02

14.02

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

43,44

17.02

21.02

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

45,46

28.02

3.03

Техника матования одинокого короля.

Ладья и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

Игровая практика.

47,48

7.03

10.03

Техника матования одинокого короля.

Решение заданий.

V. Достижение мата без жертвы материала. 15ч.

49,50,51

14.03

17.03

21.03

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Веселое слово Цугцванг.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

52,53,54

24.03

4.04

7.04

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

55,56,57

11.04

14.04

18.04

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

57,59,60

21.04

25.04

28.04

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Защита от мата.

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

61,62,63

2.05

5.05

12.05

Достижение мата без жертвы материала.

Решение заданий на мат в два хода.

Защита от мата

Дидактическое задание «Защитись от мата».

Игровая практика.

VI. Обобщение. 5 ч.

64

16.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

65

19.05

Повторение материала.

Игра в турнире. Турнирные партии.

66

23.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

67,68


Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.








4-й год обучения (4 класс)


№ п/п

Дата

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная партия. 6 ч.

1,2

2.09

6.09

Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.

О трех стадиях шахматной партии..


3,4

9.09

13.09

Виды преимущества в шахматах.

Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.

5,6

16.09

20.09

Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции. 8 ч.

7,8

23.09

27.09

Правила игры в миттельшпиле.

Четыре правила В.Стейница.

9,10

30.09

4.10

Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.

Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

11,12

7.10

11.10

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач

Практическое занятие.

Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».

13,14

14.10

18.10

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

Практическое занятие.

Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».

III. Шахматная комбинация. 48 ч.

15,16

21.10

25.10

Понятие о шахматной комбинации.

Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.

17,18

28.10

8.11

Пути поиска комбинации.

Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».

19,20

11.11

15.11

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

Игровая практика.

21,22

18.11

22.11

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

23,24

25.11

29.11

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.


Матовые комбинации. Тема блокировки.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

Игровая практика.

25,26

2.12

6.12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

Матовые комбинации. Тема связки.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

27,28

9.12

13.12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

29,30

16.12

20.12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

31,32

23.12

27.12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

Матовые комбинации. Тема перекрытия.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

33,34

13.01

17.01

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

35,36

20.01

24.01

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».

Матовые комбинации. Тема «рентгена».

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

37,38

27.01

31.01

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

39,40

3.02

7.02

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

41,42

10.02

14.02

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

43,44

17.02

21.02

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

45,46

28.02

3.03

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Игровая практика.

47,48

7.03

10.03

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Игровая практика.

49,50,51

14.03

17.03

21.03

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Игровая практика.

52,53,54

24.03

4.04

7.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».

Игровая практика.

55,56,57

11.04

14.04

18.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

Игровая практика.

57,59,60

21.04

25.04

28.04

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

Дидактическое задание «Сделай ничью».

Игровая практика.

61,62,


2.05

5.05


Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

Дидактическое задание «Сделай ничью».

Игровая практика.

63,

12.05


Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте.

Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

64

16.05

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).

Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).

Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

Игровая практика.

IV. Обобщение. 4 ч.

65

19.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

66

23.05

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

67,68


Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

Литература:

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.

  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.

  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.

  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.








1

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!