Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Автор
Шевченко Л.В.- учитель начальных классов
г. Исилькуль
2009
Визитная карточка
Название лагеря: школьный оздоровительный лагерь «Чудо- город»
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагеря: комплексный
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадры: педагоги, педагог-психолог, учитель физической культуры,
фельдшер.
Продолжительность смены: 18 дней.
Название проводящей организации: МОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»
Телефоны: 21-831
Возраст участников: 7-15 лет.
Сроки проведения: июнь
Пояснительная записка.
Ура! У нас каникулы. Здравствуй, яркое, звонкое лето! Наступает самое продолжительное время отдыха.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. В настоящей программе освещены разнообразные формы воспитательной, образовательной, развивающей деятельности детей, режим дня, права и обязанности участников лагеря, примерный план работы лагеря, вопросы материально-технического обеспечения этих форм.
Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, в максимальном внимании развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в оздоровительном лагере— продолжение воспитательного процесса в шко ле.
Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.
Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «Праздник – это ожидание чуда, а «чудеса надо делать своими руками». (А. Грин).
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Чудо-город» «Праздник – каждый день».
Толковый словарь дает несколько определений этому слову:
* это день событий;
*это день торжества, в память какого-нибудь выдающегося исторического гражданского события;
* это официально установленный день отдыха;
* веселье, бал;
* день массовых игровых развлечений;
* счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным приятным событием, удачей.
Во-первых, праздники разнообразят череду будней в лагере. А сколько праздников приходится на летнее время: религиозные, официальные, профессиональные, спортивные и т.д. Ну, а если календарем не отмечен день, то можно просто создать детям праздник.
Во-вторых, праздники это широкое поле для всестороннего развития личности.
В-третьих, праздник должен способствовать развитию эмоций у детей.
В-четвертых, праздник предполагает участие всех! Праздник – это сотни творческих ролей, заданий без исключения всем ребятам.
Многие добрые традиции наших предков преданы забвению – неплохо возродить их. А почему бы это не сделать в лагере.
Это так интересно устраивать праздник из буден, был бы только повод! Но уж праздничный день сделать веселым, по-настоящему радостным – наша задача! Пусть праздник видится ребятам солнечным, ярким, радостным, переполненным самыми невероятными чудесами.
В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
3. Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
4. Положение о лагере дневного пребывания .
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
9. Приказы Управления образованием.
10. Должностные инструкции работников.
11. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
12. Заявления от родителей.
13. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
14. Акт приемки лагеря.
15. Планы работы.
Цель программы – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы:
проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
развитие социального интеллекта: усвоение ряда базовых экономических понятий, элементов рыночных отношений;
развитие творческих способностей школьников;
воспитание культуры поведения;
формирование коммуникативной компетентности, выявление и обучение лидеров ученического самоуправления;
привитие навыков здорового образа жизни;
расширение экологического кругозора;
приобретение детьми теоретических знаний и практических навыков по созданию графических изображений в графическом редакторе
Paint;
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Чудо-город» опирается на следующие принципы:
1.Личностно-ориентированный подход к организации коллективной жизнедеятельности лагеря, признания личности, как социальной ценности.
2. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям,
сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление
всех основных компонентов педагогического процесса. Обеспечение гарантий социальной защищенности, оказание помощи детям, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Чудо-город» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
4. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
5. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
1. Общее оздоровление детей, приобщение их к здоровому образу жизни.
Развитие спортивных способностей.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере, пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка, выявление наиболее одаренных и талантливых детей.
Привитие навыков самообслуживания.
Чувство патриотизма.
Уважение к родной природе.
Формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в экономике и современной жизни.
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Чудо-город» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложена экономическая игра «Биржа труда» с применением возможностей графического редактора
Paint.
Словарик для игры Чудо – город:
Мэр- начальник лагеря
Вице - мэр – воспитатель
Глава микрорайона – вожатые
Советники – командиры отрядов
Главный тренер – учитель физкультуры
Главный врач – фельдшер
Работники культуры – руководители кружков
Шеф - повар – повар
Микрорайоны – кабинеты
Поликлиника– мед. кабинет
Кафе – столовая
Мэрия – кабинет №3
Печатный двор – по 1 финансисту от отряда
Служба менеджмента и маркетинга - по 1менеджеру от отряда
Биржа труда - по 1 человеку от отряда
Информбюро – по 1 корреспонденту от отряда.
Самоуправление в лагере
Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Чудо-город» - Чудесное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы. Чудесное собрание
/совет лагеря/
Служба менеджмента и маркетинга
Мэрия
Биржа труда
Производственные мастерские
Монетный двор
Информбюро
Общий сбор – высший законодательный орган смены. Принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников лагеря. Собирается 1 раз в неделю.
Совет лагеря – детский, исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей детского коллектива. Собирается 1 раз в день, подводит итоги дня, осуществляется обмен информацией, занимается подготовкой общих КТД, контролирует работу отрядов в течение дня.
Информбюро – собирает информацию о жизнедеятельности отрядов, выпускает газеты, разрабатывает оформление мероприятий.
Монетный двор - выпускает денежные знаки - чудесенки.
Служба маркетинга и менеджмента принимает заявки на работу, находит объекты труда и т.д.
Биржа труда – определяет наличие вакансий рабочих мест. Информация оглашается на линейке. Существует предварительная запись на работу. При направлении на работу дается наряд, где указывается ее характер, оплата и ответственный работодатель.
Оплата производится сразу после исполнения задания или во время подведения итогов дня.
В конце каждого дня в отрядах выбирается лидер дня, который был самым активным, самым творческим, самым внимательным и т.д. Этому ребенку коллективным решением присуждается денежная премия.
Все итоги «звездного роста» подводятся в конце смены с последующим присвоением званий и награждением. Каждый участник смены может пойти следующие этапы «звездного роста» и получить звания:
«Чудо - ребенок» (присваивается всем участникам);
«Юный волшебник»;
«Магистр волшебства».
Правила экономической игры.
Монетный двор выпускает денежные знаки, которые имеют хождение только на территории летнего оздоровительного лагеря. Выпускаются знаки достоинством 1 чудесенка, 3 чудесенки, 5 чудесенок, 10 чудесенок.
Расценка некоторых видов работ:
Начисление баллов:
трудовой десант – 5 чудесенок максимально;
подготовка и участие в мероприятии - 10 чудесенок максимально;
1 место в любом мероприятии – 15 чудесенок;
2 место – 10 чудесенок;
3 место – 5 чудесенок.
Снятие баллов:
опоздание на мероприятие – 5 чудесенок;
оскорбление друг друга – 3 чудесенки;
опоздание – 1 чудесенка;
нахождение в помещении в головном уборе – 1 чудесенка.
уход с территории города без разрешения – 15 чудесенок.
Чудесенки зарабатываются как индивидуально, так и коллективно,
помещаются в общую копилку отряда. Проводится конкурс на лучшее
оформление отрядной копилки.
Подсчёт заработанных денежных единиц производится в предпоследний день лагерной смены, оглашается во время подведения итогов дня.
В предпоследний день пребывания в лагере каждый отряд упаковывает в пакет и закапывает свои чудесенки на «Поле чудес».
В последний день лагерной смены из закопанных «чудесенок» «вырастает» клад соразмерно заработанным денежным единицам.
На утренней линейке в последний день лагерной смены в адрес каждого отряда по лагерной почте приходят конверты. В конвертах зашифрованное задание:
- для 1 отряда: «Клад уже близко! Двигайтесь к нему по красным стрелкам! Вы молодцы!»
- для 2 отряда: «Клад уже близко! Двигайтесь к нему по синим стрелкам! Вы молодцы!»
и т. д. (в зависимости от того, сколько отрядов в лагере).
Программа может корректироваться по усмотрению педагогов в зависимости от погодных условий, от количественного состава детей, от оснащенности лагеря.
Объявление.
У кого всегда много энергии?
Кого не пугает трудностей дорога?
Кто знает множество затей?
У кого голова полна идей?
Кто никогда не унывает?
Кто много песен разных знает?
Кому придумывать не сложно?
Кто ответственен во всём?
Всех в наш город мы зовём!!!!!!!!!!
Ч чудеса
У умеют
Д делать
О очень многие!
Супер лагерь! Супер мы! Супер я и супер ты!!! Отдыхать нам классно! Здесь мы не напрасно!
Наша песня
В нашем лагере (Гимн лагеря).
(Сл. В. Арчакова и П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).
В нашем лагере замечательном
Замечательно отдыхается.
Как товарищам, как приятелям
Вся природа нам улыбается.
Припев:
Небо ясное, а солнце красное,
Настроение у нас прекрасное.
Нам с тобою здесь всех чудес не счесть,
Если песня есть и дружба есть.
Подружились мы с голубой рекой,
Прыгать учимся выше облака.
И у всех ребят аппетит такой,
Что глядеть на нас любо – дорого.
Припев.
В нашем лагере мы сумели стать
И туристами, и юннатами.
Хорошо здесь петь, хорошо мечтать
И в кино идти за вожатыми.
Припев.
Сколько дел себе по душе найдёшь,
Что захочется – всё получится.
Пусть погожий день, пусть капризный дождь –
Ни один отряд не соскучится.
Припев.
Законы и правила лагеря «Чудо-город»
Закон «00» (точного времени).
Закон общения:
Уважай чужое мнение!
Так гласит закон общения!
Закон вежливости:
Говорите всем при встрече:
«С добрым утром! Добрый вечер!»
Закон поднятой правой руки:
Если поднята рука –
Значит все молчат пока.
Закон уважения старших.
Не навреди себе, не навреди другим.
Слово судьи – закон для играющих.
Сказал – сделай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся.
Не можешь сказать правду – объясни почему.
Говори то, что думаешь.
Не выдавай чужую тайну.
Не будь ленивым, а будь трудолюбивым.
Умей трудиться – умей и веселиться.
Закон творчества:
Верь в себя – твори и пробуй,
Не горюй и не ленись –
За «ОВАЦИЮ» борись!
Закон чистоты:
Лагерь наш – наш общий дом!
Чистоту храните в нём!
Закон территории:
Без вожатых никогда
Не уходим никуда!
Закон природы:
Мир Природы – мир прекрасный,
Не губи её напрасно!
Режим дня
9.00-9.15 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.15-9.30 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.30-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-12.30 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
12.30-13.50 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши! .
13.50-14.00 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
14.00 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Чудо-город» с социумом.
Городской
кино-досуговый центр
Городской
музей
Городской дворец культуры
Детский дом
творчества
Летний оздоровительный пришкольный лагерь «Чудо-город» МОУ
« СОШ №4»
Станция юных
натуралистов
Городская библиотека.
Рубрики «Прессцентра»
1. Информационный стенд
Режим дня
«А у нас…» (план работы на смену)
«Собирайся народ – дел у нас невпроворот» (план на день)
«Приглашаем на кружок – торопись скорей, дружок» (график работы секций и кружков)
«Чудесное собрание» (органы самоуправления)
«Чистоту мы соблюдаем, за собой все убираем» (экран чистоты)
«Не грусти в семействе нашем, мы поем, танцуем, пляшем» (карта настроения)
Ящик «Задаем вопросы» (вопросы нач. лагеря, педагогам, вожатым)
«Прошу слова» (заявка на выступление)
2. Оформление отрядов
Название микрорайонов;
Девиз, эмблема, песня;
Органы самоуправления;
«Наша дружная семья – талантами сильна» (план на день)
«А сейчас для удивленья вам сюрпризы, поздравленья»
ВСЕХ, ВСЕХ, ВСЕХ ДЕТЕЙ!!!
БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ, ВЕСЕЛЫХ И СЕРЬЕЗНЫХ, ПОДВИЖНЫХ И СПОКОЙНЫХ!!!
ПРИГЛАШАЕМ ОТДОХНУТЬ ВЕСЕЛО И С ПОЛЬЗОЙ В ЛЕТНЕМ ПРИШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
«Чудо-город»
План работы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 4».
1 смена 2009г.
1 июня – понедельник «День защиты детей» | 2 июня – вторник «Дружно лето мы встречаем!» | 3 июня – среда «День рекордов». |
Открытие летнего сезона – 2009. Тренинг общения «Трям – значит, здравствуйте!» Выбор органов самоуправления. Ввод в игру «Чудо-город». Разработка Правил проживания в «Чудо-городе». Инструктаж по ПДД. Участие в городском празднике, посвященном Дню защиты детей. | Составление маршрутки «Экскурсия по Чудо-городу». Оформление уголков отрядов. «Это мы!» Подготовка визитки отряда с использованием графического редактора Paint. Игровая программа «Дружно лето мы встречаем!» Конкурс рисунков на асфальте «Разноцветное лето». | Конкурс «Я самый, самая…». «Почти спортивные рекорды». Фантастический проект «Наш лагерь через 10 лет» с использованием графического редактора Paint. Подвижные игры на свежем воздухе. |
4 июня – четверг « День здоровья». | 5 июня – пятница «День защитника окружающей среды». | 6 июня – суббота «День сказки». |
Инструктаж по ПДД Праздник здоровья « Поликлиника доктора Нехворайкина». Летняя олимпиада (сюжетно – ролевая игра»). Работа спортивных секций. Подвижные игры. | Экскурсия на станцию юннатов. Конкурс эрудитов «Кто лучше знает родную природу». Наша реклама чистому воздуху, чистой воде, зелёному лесу, чистому городу с использованием графического редактора Paint. Выпуск экологических листовок «Отходы - в доходы». Экологический десант «Подарок Берендею». | Сказочная олимпиада. Сказочное КТД – «Старая сказка–да на новый лад». Веселый сказочный аттракцион (спортивные конкурсы). Сказочная детскотека «Вот оно какое, наше лето!» |
8 июня – понедельник «День зелёного огонька». | 9 июня – вторник «День творчества». | 10 июня – среда «День наоборот». |
«Весёлый перекрёсток» (игровая программа по правилам дорожного движения). Конкурс на лучшее оснащение «Чудо – города» дорожными знаками. Урок безопасности «Я – самый лучший пешеход» (решение ситуаций). | КТД «Синема» (номинации: танцоры, модельеры, художники, поэты, актёры, писатели…). Час экспромта. Защита фантастического проекта «Школьный двор будущего» работа на компьютере с использованием графического редактора Paint. | Игровая программа «День наоборот». «Лёгкая пробежка от Владивостока и обратно». Время ха – ха, хо -хо, хи – хи. Футбол для тех, кому за 10 (команды «Воспитатели» и «Дети»). |
11 июня – четверг «День народных традиций» | 12 июня – пятница День независимости России | 13 июня – суббота «День Золушек и принцев». |
Викторина «Символы государства». Концертная программа «Я люблю тебя, Россия!» Поляна народных игр. «Национальные орнаменты» - работа на компьютере с использованием графического редактора Paint. | **************** | Конкурсная программа для девочек «Мисс Чудо – города». «Час вежливости». Конкурсная программа для мальчиков «Рыцари Чудо – города». |
15 июня – понедельник «День музыки». | 16 июня – вторник «Парад планет». | 17 июня – среда «День фантазии и фантастики» |
«Музыкальный калейдоскоп» (музыкально – интеллектуальная игра). Концерт с элементами конкурсной программы «Ритмы лета». Костюмированный бал. | Парад планет. Космическая эстафета. СОЛО – слёт опознанных летающих объектов. От авиации до космонавтики. В память перелёта В.Чкалова через Северный полюс. Конкурс рисунков «Непознанный мир» с использованием графического редактора Paint. | Просмотр фантастического фильма. Встреча знатоков фантастики «Что? Где? Когда?» Работа фантастической мастерской с использованием графического редактора Paint. Ателье сказочных огородных мод. |
18 июня – четверг «День леса». | 19 июня – пятница «День приколов». | 20 июня – суббота «День Памяти». |
Поход в лес. «Звероолимпиада». Сбор лекарственных трав «Аптека в лесу». Интеллектуальный марафон «Эти забавные животные». Работа на компьютере с использованием графического редактора Paint «Природа летом». | Конкурс интеллектуалов «Весёлая викторина». Комический футбол. Игры – шутки: Утка – гусь», «Фильм ужасов», «Хохотунья». | Посещение музея. Литературно-музыкальная композиция «Реквием памяти». Спортивные игры ГТО – Готов к Труду и Обороне! Поляна народных игр и состязаний «Богатыри земли русской» |
22 июня – понедельник «День чудес». | | |
Поход к Чудо – дереву за кладом (по маршрут ным листам). Шуточная беспроигрышная лотерея. Оранжевая дискотека. Праздничное закрытие смены «Звёздный дождь». | | |
Литература
Всегда всем весело. Сборник игр для школьников / Сост. Е.М.Мискин. – М. ; Молодая гвардия, 1979. – 446с.; ил.
Краковский В.А. Воспитательная система школы : педагогические идеи и опыт формирования. – М.; Просвещение, 1991.
Лосева О.А. Режим о организация досуга. – М.; Педагогика, 1991.
Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. – М.; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
Чуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Владимир, 2005.
Шмаков С.А.Уроки детского досуга. – М., 2003.
Досуг в кругу семьи: интеллектуальные игры и задачи, занимательные истории, самоделки / Сост. А.В.Шпагин. – М.; Профиздат, 1988. – 304 с.: ил.
Смета
Для реализации программы необходимо приобрести:
Спортивный инвентарь
Наименование | Цена | Количество | Стоимость |
Мячи волейбольные | 350р. | 3 | 1050р. |
Мячи футбольные | 800р. | 3 | 2400р. |
Мячи теннисные | 50р. | 10 | 500р. |
Скакалки | 25р. | 10 | 250р. |
Кегли | 150р. | 3 | 450р. |
Обручи | 70р. | 5 | 350р. |
Канцелярские товары
Наименование | Цена | Количество | Стоимость |
Бумага «Снегурочка» | 120р. | 3 | 360р. |
Бумага «Радуга» | 140р. | 4 | 560р. |
Ватман | 10р. | 20 | 200р. |
Краски | 30р. | 10 | 300р. |
Фломастеры | 50р. | 10 | 500р. |
Кнопки | 10р. | 5 | 50р. |
Ножницы | 30р. | 6 | 180р. |
Скотч | 10р. | 5 | 50р. |
Клей ПВА | 15р. | 6 | 90р. |
Настольные игры - 1000р.
Итого - 7290р