Программа
летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания
тематическая смена «Островок мечты»
Автор: Горелова Анна Александровна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
В последние годы возросло внимание к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных социальных условиях.
Ежегодно для детей проводится летний оздоровительный лагерь дневного пребывания, который функционирует на базе нашей школы.
Для взрослых весна и лето – пора отпусков, а для школьников – время каникул. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Лето – это «маленькая жизнь!», а значит, прожить её нужно так, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, было очень интересно.
В 2016 году разработана программа «Островок мечты», рассчитанная на одну смену для детей 6 – 14 лет, всего 50 человек, длительность смены 21 день. Обязательным является вовлечение трудных детей, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, а также семей группы риска. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, «расшатывание» традиционных позиционных ролей.
Пребывание в лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Разработка данной программы по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Значимость летнего периода для оздоровления и духовно – нравственного воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
- принцип взаимодействия воспитателей и детей;
- принцип коллективной деятельности;
- принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
- принцип самостоятельности.
Цель программы: Организация отдыха и оздоровления учащихся школы, максимальная реализация их творческих потребностей и интересов, эффективное и педагогически грамотное проведение досуга в летний период.
Основные задачи программы:
- Проводить работу с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- Развивать творческие способности детей;
- Воспитывать культуру поведения;
-Формировать у ребят навыки общения и толерантности;
-Прививать навыки здорового образа жизни;
-Сохранить и укрепить здоровье школьников;
-Провести профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы будет организована работа следующим тематическим направлениям:
- здоровый образ жизни;
-интеллектуально – творческое;
- гражданско – патриотическое;
- духовно – нравственное;
- предупредительно – профилактическое.
Кадровое обеспечение:
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
Воспитатели – организовывают работу отрядов, координируют игровую деятельность;
Медицинский работник – обеспечивает медицинскую поддержку;
Младший обслуживающий персонал – обеспечивает жизнедеятельность лагеря;
Помощники воспитателей – обеспечивают помощь в организации работы отрядов.
Механизм реализации:
Реализация цели и задач состоит в организации игры – путешествие по «Островку мечты» - по различным островам. Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация.
Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Игровой замысел – становится юнгами корабля, начальник лагеря – капитан, воспитатели – боцманы, вожатые – хранители сокровищ.
Каждый житель может заработать ленточку, участвуя в разных видах деятельности. Белую – за активность, красную – за творчество, синюю – за помощь. Ребенок может заработать ленточку, участвуя в подготовке и проведении КТД, в организации закаливания и дежурства по лагерю. Каждый день – тематический. По итогам работы лагеря каждый ребенок сможет обменять накопленные ленточки на интересный сюрприз от капитана «Островка мечты».
Количество смен – 1 смена (июнь).
Место проведения – МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Оздоровление 50 детей;
- Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в ходе реализации программы, отсутствие случаев детского травматизма;
- Развитие творческой активности каждого ребенка.
Идея смены, игровые ситуации
Приветствуем Вас, дорогой наш воспитатель! Сегодня и на 21 дунь мы становимся не учителями, классными руководителями и руководителями кружков, а ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ.
Это значит:
- не нужно, чтобы дети сидели за партами и поднимали ручку для ответа;
- не будет звонков на перемену или урок;
- забываем про плохие оценки и плохое поведение. К вам пришел ребенок самый умный, веселый и талантливый;
- наша задача: сделать так, чтобы детям было интересно и весело!
Давайте начнем!
Игровые роли:
Начальник лагеря – капитан
Горелова анна александровна
Воспитатели – боцман
Старшая группа: ______________________________
Младшая группа: ________________________________
Тех.персонал:
Повар – кок ____________________
Затейник – _________________________
Вожатые – хранители сокровищ:
«Акварелька» - _____________________
«Сундучок идей» - ______________________
Каждый отряд – это команда. Место, где собирается отряд – каюта.
Класс капитана- кубрик
Вожатский огонек – тайный совет
Система поощрений в отряде:
В конце дня вы подводите итоги. Вручаются ленты:
Белая – за помощь
Красная – за активное участие
Синяя – за творчество
Ленты подписываются внизу и обязательно фиксируются в блокноте или рабочей тетради. Старайтесь приметить все, чтобы никто не остался без награды. В конце смены мы подведем итоги и наградим самых лучших.
Не бойтесь быть смешными! Это очень сложно сделать, ведь мы в лагере! Здесь все необычно и ново! Веселитесь с детьми!
Дети быстро привыкнут к названиям и обозначениям, главное – с первого дня их употреблять и не забывать.
План работы лагеря дневного пребывания на базе МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова «Островок мечты»
День: 1 день
Основная тема дня: «И снова здравствуйте!» Набираем команду
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Утверждение \корректировка списков отрядов;
2.Оформление отрядных мест;
3.Знакомство с правилами, законами лагеря;
4.Оформление общелагерного стенда;
5.Игры на сплочение, разучивание речевок.
6.Инструктаж по технике безопасности (общие правила);
7.Подготовка к открытию лагеря;
8.Игры на воздухе;
9.Процедуры закаливания.
10.Посещение школьного музея
71 – летию Победы Посвящаем: «Никто не забыт, ничто не забыто». Мини – презентация общешкольного стенда
Выход:
1.Утвержденные списки отрядов
2.Оформленные стенды отряда, лагеря
3.Запись в Журнале инструктажей
4.Сценарий визитки отряда
5.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 2 день
Основная тема дня: «Мимо проплывает мир».
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Игры на взаимодействия;
2.Отрядное дело «Экология и я»;
3.Игры на воздухе;
4.Процедуры закаливания.
5.Экологический субботник
71 – летию Победы Посвящаем: Работа по стенду «Победа – это МЫ». Подготовка боевого листка
Выход: Взаимопосещение отрядов
1.Листовка по ВОВ «Победа – это МЫ!»
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 3 день
Основная тема дня: Открытие лагеря. Игровая программа «Корабль отправляется в плавание на островок МЕЧТЫ»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Подготовка визитки на открытие лагеря;
2.Торжественная общелагерная линейка;
3.Игры на воздухе;
4.Процедуры закаливания.
5. Инструктаж по ТБ на ж\д, экскурссии
71 – летию Победы Посвящаем: Поэтический монтаж «Мы помним, мы гордимся!»
Выход:
1.Торжественная общелагерная линейка
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 4 день
Основная тема дня: «Даешь чистоту на островке!»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Оформление отрядных мест (окончательный вариант);
2.Игры на сплочение, разучивание речевок;
3.Репетиции к открытию лагеря;
4.Отрядное дело «Чисто-чисто-чистота!»
5.Экологический субботник «Чистота спасет мир!» (на конкурсной основе);
6.Игры на воздухе;
7. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Знакомство с книгой «Никто не забыт, ничто не забыто» Выход:
1.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 5 день
Основная тема дня: 1 остановка «Островок патриотов»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Костюмированная зарядка;
2.Отрядное дело «Этот день в календаре»;
3.Конкурс коллажей «Моя Родина»;
4.Игры на воздухе;
5. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Музыкальная гостиная «Песни той войны»
Выход:
1.Выставка коллажей «Моя Родина»
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 6 день
Основная тема дня: 2 остановка «Островок Великих открытий»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Отрядное дело «Какие они – рекордсмены?»;
2.Игры на воздухе;
3. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Пятиминутка «Дети войны»
Выход:
1.Оформление Книги Рекордов Гиннеса «Островка мечты»
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 7 день
Основная тема дня: 3 остановка «Остров Телепузиков»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Игры на взаимодействие;
2.Отрядное дело «Викторина по телепередачам, мультфильмам»;
3.«Мульти – пульти » марафон;
4.Конкурс рисунков «Мой любимый мульгерой»
5.Игры на воздухе;
6. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Мини – лекторий «Женщины на войне»
Выход:
1.Выставка рисунков «Мой любимый мульгерой»
2.Разработка детьми памяток о безопасности при просмотре телевизора
3.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 8 день
Основная тема дня: 4 остановка «Нас приветствует Островок вежливых людей»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Игры на ориентацию;
2. Что значит быть вежливым? – стендовая презентация;
3. Отрядное дело «Интересные истории»;
4. Игры на воздухе;
5. Процедуры закаливания
71 – летию Победы Посвящаем: Исторический ликбез «Дорогами войны»
Выход:
1.Флешмоб «Подари улыбку людям»
2. Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 9 день
Основная тема дня: 5 остановка Остров «Книжный»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Игры на внимание;
2.Отрядное дело «Моя любимая книга», «Сказка на ночь»;
3.Экскурсия в школьную, поселковую библиотеку
4.Игры на воздухе;
5.Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Знакомство с тематической выставкой в школьной библиотеке «А музы не молчали»
Выход:
1.Общелагерное мероприятие «Страна Читландия»
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 10 день
Основная тема дня: 6 остановка «Островок веселых светофорчиков»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Конкурс рисунков по ПДД;
2.Отрядное дело «Такие разные правила», «Интересные факты»;
3.Видео – лекторий «Безопасную дорогу - детям»
4.Игры на воздухе;
5.Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Музыкально – литературный монтаж «А музы не молчали…»
Выход:
1.Общелагерное мероприятие «Безопасное колесо»
2.Сертификаты «Юных пешеходов»
3.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 11 день
Основная тема дня: 7 остановка «Островок здоровых и быстрых»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Отрядное дело «Школьная олимпиада»;
2.Подготовка к эстафетам;
3.Видео-лекторий «Выбирай сам!»;
4.Игры на воздухе;
5.Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: «Свои рекорды мы победе посвящаем!»
Выход:
1.Выставка коллажей и рисунков
2. Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 12 день
Основная тема дня: 8 остановка «Островок любителей моды, которые следят за безопасностью»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Отрядное дело «Остановим пожар»;
2.Конкурс рисунков «Спички детям – не игрушки»;
3.Видео – лекторий «Пожар в лесу»;
4.Игры на воздухе;
5. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Мода военных лет, стендовая презентация
Выход:
1.Выставка рисунков «Спички детям – не игрушки»
2.Дефиле «Ретро – стиль своими руками»
3.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 13 день
Основная тема дня: 9 остановка «Островок патриотов»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Кругосветка «Памяти павших»;
2.Музыкальная гостиная «Песня, опаленная войной…»
3.Выпуск Боевых листков;
4.Соревнования по пионерболу под девизом «Памяти павших будем достойны!»;
5.Подготовка к закрытию лагеря;
6.Игры на воздухе;
7. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Мастер – класс «Боевой листок»
Выход:
1.Выставка боевых листков
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 14 день
Основная тема дня: 10 остановка «Островок сознательных людей»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Отрядное дело: 1 отряд «Вредные и полезные привычки»; 2 отряд - «Выбери ЖИЗНЬ!»;
2.Музыкальная, танцевальная гостиная
3.Игры на воздухе;
4. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Города – герои. Историческая справка
Выход:
1.Выставка листовок – общелагерное дело
2.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 15 день
Основная тема дня: 11 остановка «Островок воздушных шаров»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Отрядное дело «Мы спешим тебя поздравить»;
2.Игры на релаксацию; Игры на воздухе;
3. Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Делаем игрушки того времени – мастер – класс по изготовлению игрушек военного времени
Выход:
1.Выставка по итогам мастер – класса
2.Игровая программа ко Дню именинника
3.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 16 день
Основная тема дня: 12 остановка «Островок самых любознательных»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Отрядное дело «Пусть будет так!»
2.Игры на релаксацию; Игры на воздухе;
3.Процедуры закаливания.
71 – летию Победы Посвящаем: Фильмы о войне. Знакомство, просмотр обсуждение.
Выход:
1.Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 17 день
Основная тема дня: 13 остановка «Островок итогов и открытий». Подготовка к закрытию лагеря
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Подготовка к закрытию лагеря;
2.Конкурс отрядных мест;
3.Отчеты кружковых объединений;
4.Оформление отрядных альбомов;
7.Отрядное дело «Как мы жили»
71 – летию Победы Посвящаем: «Что нового узнали?» - опрос
Выход:
1.Итоги опроса
2. Заполненный блок в Бортовом журнале
День: 18 день
Основная тема дня: 14 остановка «Здравствуй, родная земля»
Деятельность (отрядная\общелагерная):
1.Подготовка к закрытию лагеря;
2.Конкурс отрядных мест;
3.Отчеты отрядов;
4.Презентация Бортовых журналов;
5.Оформление презентации о жизни лагеря;
6. Экологический субботник «Чисто – чисто - чистота»
71 – летию Победы Посвящаем: Стендовая презентация «Мы говорим о войне…»
Выход:
1.Заключительный концерт
2.Награждение активистов