Нарушение деятельности различных анализаторов и расстройства психических процессов у детей с нарушением интеллекта приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому дети испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма. Процесс овладения чтением и письмом протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. К. Сорокина). В процессе овладения письменной речью дети с нарушением интеллекта проходят те же этапы, что и в норме. Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ими в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению и письму у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительны.
Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.
Так, усвоение букв представляет большую трудность для ребенка с нарушением интеллекта. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложной задачей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.
В процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, для детей с нарушением интеллекта почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. Способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.
Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста. По вопросу о том, какую роль в процессе чтения у детей с нарушением интеллекта играет смысловая догадка, существуют различные точки зрения. Так, Г. Я, Трошин отмечает, что у умственно отсталых гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у нормальных детей. По мнению же М. Ф. Гнездилова, смысловые догадки в процессе чтения проявляются у данной категории детей очень редко. Оба автора указывают на большее количество, по сравнению с нормой, ошибок в процессе чтения.
Среди школьников с нарушением интеллекта отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями. Симптоматика дислексии у умственно отсталых школьников характеризуется большим разнообразием, выраженностью и стойкостью ошибок чтения. Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова, 4) нарушения понимания прочитанного, 5) аграмматизмы в процессе чтения.
У детей с нарушением интеллекта отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20 - 25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные звуки (а, о, у) и длительные согласные (ш, с, х и др.). В одних случаях буквы совсем не называются, в других — заменяются другими. Наиболее частными являются следующие замены: д — л, х — к, х — з, г — т, г — к, ж — ш, д — т, р — л. Замены г — к, ж — з, д — т, р — л можно объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы. Сходством по графическому признаку можно объяснить замены г — т, т — г, д — л. Причиной замен д — л, х — е является их сходство по нескольким признакам. Буквы д, к, л сходны не только графически, они обозначают также звуки, сходные по артикуляции. Сходные графические буквы х, к, к обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции.
Отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других — дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. В ряде случаев дети соотносят со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные побуквенно. У других наблюдается нарушение понимания прочитанного вследствие побуквенного чтения.
В младших классах имеются дети, которые хорошо читают текст (по слогам или целыми словами), но плохо понимают прочитанное. Прочитав правильно слова, они не могут соотнести их с соответствующей картинкой, а прочитав текст, затрудняются в ответах на вопросы либо дают не соответствующие содержанию ответы. В эту группу нарушений чтения не включаются те нарушения понимания читаемого, которые объясняются искажением читаемого вследствие незнания букв, побуквенного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слова, т. е. нарушениями технической стороны процесса чтения.
При устранении нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.
В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дислексии и дисграфии).
При устранении нарушений письменной речи возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм. Так, развитие фонематического анализа и синтеза начинается с выделения гласного звука на фоне других, развитие слогового анализа — с использования вспомогательных средств.
Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.
Таким образом, логопедическая работа с детьми, имеющими значительные трудности при овладении навыками чтения и письма, характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.
-формировать операции анализа, синтеза, классификации, систематизации, обобщения;
-повышать общий уровень интеллекта.
-обучать операциям программирования и языкового оформления речевого высказывания;
-расширять лексику за счёт увеличения семантических полей по парадигматическим связям (синонимия, антонимия, родственные слова, многозначные слова)
-развивать лексико-грамматические отношения за счёт расширения семантических полей по синтагматическим связям (словосочетания, предложения)
-развивать связную речь.
-актуализировать нужные словоформы на основе выделения их лексико-грамматической отнесённости;
-уточнять, актуализировать и расширять словарь на основе овладения различными способами словообразования;
-читать и писать с помощью учителя – логопеда или самостоятельно односложные, двусложные, трехсложные слова с пройденными буквами, предложения.
-сохранять остроту зрения через систематические упражнения для глаз.
-воспитывать навыки работоспособности, целеустремлённости в решении учебно-практических действий и речевых задач;
-осознавать красоту родной природы, знакомиться с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учиться давать им оценку.
-формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
1. Дефектное произношение звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
в) значительные трудности овладения письмом и чтением.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
-низкая сформированность произвольности в общении и деятельности.
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Обследование – 8 ч.
Пропедевтический (добукварный) период – 7 ч.
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х – 11 ч.
2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р – 25 ч.
3 этап: изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь – 45 ч.
4 этап: изучение звуков и букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ – 30 ч.
Обследование – 6 ч.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во час. | Информационное сопровождение | Дата |
По плану | Факт |
Обследование | 8 ч. | | | |
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии | Провести первичную диагностику. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
2. | Обследование импрессивной речи | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
3. | Обследование экспрессивной речи | Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
4. | Обследование связной речи | Выявить степень сформированности связной речи. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
5. | Обследование словарного запаса | Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
6. | Обследование грамматического строя речи | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
7. | Обследование слоговой структуры слов | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
8. | Обследование звукопроизноси- тельной стороны речи | Выявить наличие нарушений звукопроизношения. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | | |
Пропедевтический (добукварный) период | 7 ч. | | | |
9. | Формирование представления о звуках речи | Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. | 1 | Картинный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
10. | Знакомство со словом | Познакомить с термином «слово». Дифференцировать понятия «звук» и «слово». | 1 | Карточки со словами. Карточки для индивидуальной работы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
11. | Знакомство с предложением | Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов. | 1 | Схемы предложения. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
12. | Знакомство с предложением | Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов. | 1 | Схемы предложения. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
13. | Деление слов на части (слоги) | Познакомить учащихся с термином «слог». Показать, что слово состоит из частей. | 1 | Раздаточный картинный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
14. | Деление слов на части (слоги) | Закреплять понятие «часть слова». Показать, что слово состоит из частей | 1 | Схемы предложения. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
15. | Дифференциация сходных по звучанию слов | Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу). | 1 | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | | |
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х | 11 ч. | | | |
16. | Звук и буква А а | Уточнять артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Набор предметных картинок.Схемы звукового анализа. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр»,2005 г. | | |
17. | Звук и буква У у | Закреплять у воспитанников понимание терминов «слог», «предложение». Наглядно закреплять, что слово состоит из частей, предложение состоит из слов. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г. | | |
18. | Звук и буква М м | Закреплять у воспитанников понимание терминов «слог», «предложение». Наглядно закреплять, что слово состоит из частей, предложение состоит из слов. Закреплять умение выделять звук в слове, соотносить звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. | | |
19. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г. | | |
20. | Звук о | См.№22. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург, « АРДЛТД»,1998 г. | | |
21. | Звук и буква Оо | См.№23. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «РДЛТД»,1998 г. | | |
22. | Звук с | См.№22. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г. | | |
23. | Звук и буква Сс | См.№23. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург, «АРДЛТД»,1998 г. | | |
24. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г . Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г | | |
25. | Звук х | См.№22. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г. | | |
26. | Звук и буква Хх | См.№23. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г. Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г. | | |
2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р | 25 ч. | | | |
27. | Постановка звука [ш] | Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г. | | |
28. | Звук [ ш] | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г. | | |
29. | Автоматизация звука [ш] | Уточнение артикуляции звука [ш], автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М., «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г. | | |
30. | Звук и буква Шш | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г. | | |
31. | Дифференциация с-ш в слогах | Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | | |
32. | Дифференциация с-ш в словах | Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | | |
33. | Дифференциация с-ш в предложениях | Формировать правильное соотнесение звука и буквы. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | | |
34. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
35. | Звук л | См.№4. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
36. | Звук и буква Лл | См.№5. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
II четверть |
1. | Звук и буква ы | См.№4-5. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
2. | Звук и буква ы | См.№4-5. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
3. | Звук н | См.№4. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
4. | Звук и буква Нн | См.№5. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
5. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
6. | Звук р | См.№4. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
7. | Звук и буква Рр | См.№5. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
8. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
9. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
10. | Дифференциация р-л в слогах | См.№6-7. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | | |
11. | Дифференциация р-л в словах | См.№6-7. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | | |
12. | Дифференциация р-л в предложении | См.№6-7. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | | |
13. | Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов | Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
14. | Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов | Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
15. | Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов | Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
3 ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ: К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, БУКВА Ь | 45 ч. | | | |
16. | Звук К | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. | | |
17. | Звук и буква К к | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. | | |
18 - 19. | Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Повторить пройденные звуки и буквы. | 2 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. | | |
20. | Звук П | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
21. | Звук и буква П п | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. | | |
22 - 23. | Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы | Повторить пройденные звуки и буквы. | 2 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. | | |
24. | Звук Т | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. | | |
25. | Звук и буква Т т | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. | | |
26 – 27. | Дифференциация прописных букв п-т | Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 2 | Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
28. | Занимательная логопедия | | | | | |
III четверть |
1. | Звук И | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.:«Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
2. | Звук и буква И и | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
3 - 4. | Дифференциация твердых и мягких согласных ( ы-и) | Учить различать твердый и мягкий звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляторным признакам. | 2 | Веера букв. Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
5. | Звук З | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
6. | Звук и буква З з | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
7. | Дифференциация З-С в слогах | Развивать слуховую дифференциацию звуков з-с. Развивать фонематический слух. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
8. | Дифференциация З-С в словах | Развивать слуховую дифференциацию звуков з-с , соотносить их с буквами З-С. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
9. | Дифференциация З-С в предложении | Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
10. | Звук В | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
11. | Звук и буква В в | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
12. | Звук Ж | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
13. | Звук и буква Ж ж | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
14. | Дифференциация Ж-Ш в слогах | Развивать слуховую дифференциацию зв-в Ж Ш. Развивать фонематический слух. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
15. | Дифференциация Ж-Ш в словах | Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш, соотносить их с буквами Ж-Ш. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
16. | Дифференциация Ж-Ш в предложении | Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
17. | Дифференциация Ж-З в слогах и словах | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
18. | Дифференциация Ж-З в предложении | Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
19. | Звук Б | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
20. | Звук и буква Б б | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
21. | Дифференциация Б –П в слогах | Развивать слуховую дифференциацию зв-в Б-П. Развивать фонематический слух. | 1 | Буквы Б-П, стилизованные изображения эти букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
22. | Дифференциация Б-П в словах | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | Веера букв, Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
23. | Звук и буква Г г | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
24. | Дифференциация Г-К в слогах | Развивать слуховую дифференциацию зв-в Г-К. Развивать фонематический слух. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
25. | Дифференциация Г-К в словах | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
26. | Звук и буква Д д | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
27. | Дифференциация Д-Т в слогах и словах | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
28. | Звук и буква й | Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г. | | |
29. | Дифференциация и-й в словах | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
30. | Буква Ь | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
31 - 32. | Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Учить правильно читать слоги и слова с «ь». | 2 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Схемы для звуко-буквенного анализа. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
4 этап: изучение звуков и букв Е, Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ | 30 ч. | |
33. | Звук и буква Е е | Учить слитно и быстро произносить звукосочетание [йэ]. Добиваться правильного произнесения буквы и звукосочетания. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
34. | Буква «Е» после согласных | Упражнять в правильном произнесении слогов, слов с буквой «Е» после согласной. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
35. | Упражнения в чтении и письме слов с буквой Е | Упражнять в чтении письме слогов и слов с буквой Ё. | 1 | Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
36. | Занимательная логопедия | | 1 | | | |
1. | Буква Ё ё | Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йо], правильно соотносить букву и звукосочетание. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
2. | Упражнения в чтении и письме слов с буквой Ё | Упражнять в чтении письме слогов и слов с буквой Ё. | 1 | Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
3 - 4. | Буква «Ё» после согласных | Упражнять в правильном произнесении слогов и слов с буквой «Ё» после согласной. | 2 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
5. | Дифференциация О-Ё | Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
6. | Буква Я я | Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йа], правильно соотносить букву и звукосочетание. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
7. | Дифференциация А-Я | Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
8. | Буква Ю ю | Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йу], правильно соотносить букву и звукосочетание. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
9. | Дифференциация У-Ю | Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
10. | Звук и буква Ц ц | Уточнить артикуляцию данного звука, закреплять правильное произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
11. | Дифференциация Ц-С в слогах и словах | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
12. | Звук и буква Ч ч | Уточнить артикуляцию данного звука, закреплять правильное произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
13. | Дифференциация Ц-Ч в слогах и словах | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
14. | Звук и буква Щ щ | Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
15. | Дифференциация Ч-Щ в словах и предложении | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
16. | Звук и буква Ф ф | Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
17. | Дифференциация В-Ф в слогах и словах | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | | |
18. | Звук и буква Э э | Уточнить артикуляцию данного звука, закреплять правильное произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос», 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
19 - 20. | Буква «Ъ» | Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с «ъ». | 2 | Разрезная азбука. Кассы букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
21-22. | Слова с разделительным «ь». | Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь». | 2 | Разрезная азбука. Кассы букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. | | |
23-25. | Закрепление навыков чтения и письма | Повторить изученный материал. Проверить уровень знаний учащихся. | 3 | Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г | | |
26. | Занимательная логопедия | | 1 | | | |
Обследование | 6 ч. | | | |
27. | Фронтальное обследование | | 1 | №3 | | |
28. | Фронтальное обследование | | 1 | №3 | | |
29. | Фронтальное обследование | | 1 | №3 | | |
30. | Фронтальное обследование | | 1 | №3 | | |
31. | Фронтальное обследование | | 1 | №3 | | |
32. | Фронтальное обследование | | 1 | №3 | | |