СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа логопедических занятий с обучающимися, испытывающими значительные трудности при овладении первоначальными навыками чтения и письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе овладения письменной речью дети с нарушениями интеллекта проходят те же этапы, что и в норме.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедических занятий с обучающимися, испытывающими значительные трудности при овладении первоначальными навыками чтения и письма»


Программа

логопедических занятий с обучающимися, испытывающими значительные трудности при овладении первоначальными навыками чтения и письма


Пояснительная записка

Нарушение деятельности различных анализаторов и расстройства психических процессов у детей с нарушением интеллекта приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому дети испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма. Процесс овладения чтением и письмом протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. К. Сорокина). В процессе овладения письменной речью дети с нарушением интеллекта проходят те же этапы, что и в норме. Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ими в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению и письму у них растягиваются во времени, а промежутки между ними более продолжительны.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям:

  • в делении слов на составные части,

  • в выявлении каждого звука,

  • в установлении звукового ряда слова,

  • в усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог,

  • в выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Нарушенное произношение у школьников с нарушением интеллекта – это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему. У детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысление значения слова и его звукобуквенного анализа – перед записью; восприятия букв слова и осознания его семантики – при чтении.

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности на долгое время привязывают детей с нарушением интеллекта к побуквенному чтению.

Отсутствие общей моторной координации действий у таких детей, проявляющаяся особенно отчётливо в движениях мелких мышц руки, служит ещё одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряжённость кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор - быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой и др. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии.

Так, усвоение букв представляет большую трудность для ребенка с нарушением интеллекта. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложной задачей является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется лишь на основе четкого представления о звуковой структуре слога. А функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом, сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.

В процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, для детей с нарушением интеллекта почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое слово. Способность звуко-слогового синтеза часто снижена, происходит замедленное узнавание и понимание прочитанного слова.

Еще большие затруднения вызывает чтение предложений и текста. По вопросу о том, какую роль в процессе чтения у детей с нарушением интеллекта играет смысловая догадка, существуют различные точки зрения. Так, Г. Я, Трошин отмечает, что у умственно отсталых гораздо чаще наблюдается чтение слов по догадке, чем у нормальных детей. По мнению же М. Ф. Гнездилова, смысловые догадки в процессе чтения проявляются у данной категории детей очень редко. Оба автора указывают на большее количество, по сравнению с нормой, ошибок в процессе чтения.

Среди школьников с нарушением интеллекта отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями. Симптоматика дислексии у умственно отсталых школьников характеризуется большим разнообразием, выраженностью и стойкостью ошибок чтения. Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажения звуковой и слоговой структуры слова, 4) нарушения понимания прочитанного, 5) аграмматизмы в процессе чтения.

У детей с нарушением интеллекта отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20 - 25 букв. В последнем случае усваиваются лишь буквы, обозначающие гласные звуки (а, о, у) и длительные согласные (ш, с, х и др.). В одних случаях буквы совсем не называются, в других — заменяются другими. Наиболее частными являются следующие замены: д — л, х — к, х — з, г — т, г — к, ж — ш, д — т, р — л. Замены г — к, ж — з, д — т, р — л можно объяснить фонетическим сходством звуков, которые обозначают эти буквы. Сходством по графическому признаку можно объяснить замены г — т, т — г, д — л. Причиной замен д — л, х — е является их сходство по нескольким признакам. Буквы д, к, л сходны не только графически, они обозначают также звуки, сходные по артикуляции. Сходные графические буквы х, к, к обозначают звуки, сходные по звучанию и артикуляции.

Отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других — дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. В ряде случаев дети соотносят со значением прочитанные побуквенно слова. Часть детей осмысливает целые предложения и тексты, прочитанные побуквенно. У других наблюдается нарушение понимания прочитанного вследствие побуквенного чтения.

В младших классах имеются дети, которые хорошо читают текст (по слогам или целыми словами), но плохо понимают прочитанное. Прочитав правильно слова, они не могут соотнести их с соответствующей картинкой, а прочитав текст, затрудняются в ответах на вопросы либо дают не соответствующие содержанию ответы. В эту группу нарушений чтения не включаются те нарушения понимания читаемого, которые объясняются искажением читаемого вследствие незнания букв, побуквенного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слова, т. е. нарушениями технической стороны процесса чтения.

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи

При устранении нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей.

В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дислексии и дисграфии).

При устранении нарушений письменной речи возникает необходимость развивать различные психические функции, начиная с самых элементарных форм. Так, развитие фонематического анализа и синтеза начинается с выделения гласного звука на фоне других, развитие слогового анализа — с использования вспомогательных средств.

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

Таким образом, логопедическая работа с детьми, имеющими значительные трудности при овладении навыками чтения и письма, характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.

Цель программы: формирование навыка орфографически правильного слогового чтения, навыка письма.

Задачи:

Коррекционные:

Неречевые процессы:

-формировать операции анализа, синтеза, классификации, систематизации, обобщения;

-совершенствовать слухоречевую память, внимание;

-повышать устойчивость внимания;

-расширять познавательную активность;

-воспитывать наблюдательность к языковым явлениям;

-повышать общий уровень интеллекта.

Речевые процессы:

-обучать операциям программирования и языкового оформления речевого высказывания;

-развивать языковые и синтаксические обобщения;

-расширять лексику за счёт увеличения семантических полей по парадигматическим связям (синонимия, антонимия, родственные слова, многозначные слова)

-развивать лексико-грамматические отношения за счёт расширения семантических полей по синтагматическим связям (словосочетания, предложения)

-воспитывать культуру речевого общения;

-развивать связную речь.

Образовательные:

-формировать точность, образность, лаконичность речевого высказывания;

-упорядочить представления о звуково-слоговой стороне речи;

-актуализировать нужные словоформы на основе выделения их лексико-грамматической отнесённости;

-уточнять, актуализировать и расширять словарь на основе овладения различными способами словообразования;

-развивать морфолого-синтаксические обобщения;

-читать и писать с помощью учителя – логопеда или самостоятельно односложные, двусложные, трехсложные слова с пройденными буквами, предложения.

Оздоровительные:

-формировать правильную осанку;

-укреплять костно-мышечный аппарат;

-сохранять остроту зрения через систематические упражнения для глаз.

Воспитательные:

-прививать навыки культуры речевого общения

-развивать навыки самоорганизации и самоконтроля

-воспитывать навыки работоспособности, целеустремлённости в решении учебно-практических действий и речевых задач;

-осознавать красоту родной природы, знакомиться с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учиться давать им оценку.

При реализации данной программы соблюдаются основные принципы коррекционной работы:

патогенетический принцип – предполагает учёт механизмов нарушения речевых и психических процессов. Во многих случаях сходные симптомы нарушений обусловлены различными причинами; поэтому важное звено в коррекционном обучении отводится диагностическому этапу;

принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений (зона «актуального развития») – нарушения различают не только по своим механизмам, но и по симптоматике, а характер ошибок зависит также от этапа овладения этими навыками;

принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – в основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование ВПФ в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем и первоначально предполагает участие различных анализаторов;

принцип поэтапного формирования умственных действий – значимость этого принципа обусловлена тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой. В связи с этим, формирование каких – либо действий осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, схемы, памятки), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане (придумывание слов с определённым звуком и т.д.)

принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей обучающихся и с учётом «зоны актуального речевого развития»;

принцип системности – методика коррекционной работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

онтогенетический принцип – предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.

принцип комплексности - дизорфография, дислексия, дисграфия (вторичные наслоения по отношению к нарушениям устной речи) не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма);

При коррекционной работе учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей данной категории – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.

Предполагаемые сроки реализации данной программы – 1 год, предусмотрено проведение логопедических занятий 4 раза в неделю продолжительностью 40 минут, всего 132 ч.

Предполагаемый результат:

-развитие способности к самореализации в социуме;

-повышение общего уровеня интеллекта;

-расширится лексика, среда общения;

-формирование навыков чтения и письма;

-подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах;

-формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Основные требования к логопедическим занятиям:

    1. Цель и тема пронизывают все его этапы, все виды работы.

    2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

    3. Сочетание учебных и игровых форм.

    4. Наглядность в зависимости от возраста ребёнка, уровня сформированности познавательных процессов, этапа работы, содержания материала.

    5. Систематическая работа над развитием внимания, памяти, мышления.

    6. Постоянный звукобуквенный и звукослоговой анализ и синтез.

    7. Систематическое закрепление пройденного материала.

    8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

    9. Организация коррекционной работы с учётом «зоны актуального, ближайшего и потенциального развития» обучающегося.


Для достижения цели каждое занятие должно быть подчинено следующим требованиям:

  • всесторонне развивать личность ребёнка;

  • добиваться, чтобы обучение носило воспитывающий характер;

  • учитывать возрастные особенности детей и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

  • осуществлять индивидуальный подход, учитывая «зону актуального, ближайшего и потенциального развития»;

  • добиваться прочности приобретённых знаний и навыков;

  • использовать наглядность, ТСО;

  • строить занятия в соответствии с программой образовательного учреждения;

  • быть в речевом плане образцом для детей, ибо воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным его воздействием.


Примерная характеристика обучающегося


I. Нарушения фонетико-фонематического компонента ре­чевой системы:

1. Дефектное произношение звуков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых слу­чаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спон­танному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успеш­ному овладению грамотой;

в) значительные трудности овладения письмом и чтением.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента рече­вой системы:

Лексический запас ограничен рамками обиходно-быто­вой тематики, качественно неполноценен (неправомерное рас­ширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

Грамматический строй недостаточно сформирован. В ре­чи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях про­стых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собствен­ных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности:

- неустойчивое внимание;

- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

-недостаточное развитие способности к переключению;

-недостаточное развитие словесно-логического мышления;

-низкая способность к запоминанию преимущественно словесного материала;

-нарушение самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;

-низкая сформированность произвольности в об­щении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной дея­тельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


Содержание изучаемого курса

Обследование – 8 ч.

Пропедевтический (добукварный) период – 7 ч.

Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х – 11 ч.

2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р – 25 ч.

3 этап: изучение звуков и букв: к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь – 45 ч.

4 этап: изучение звуков и букв е, е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ – 30 ч.

Обследование – 6 ч.



















I четверть

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во

час.


Информационное сопровождение

Дата

По плану

Факт

Обследование

8 ч.




1.





Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии

Провести первичную диагностику.



1







Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



2.



Обследование импрессивной речи


Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста.

1





Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



3.



Обследование экспрессивной речи


Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

1





Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



4.


Обследование связной речи

Выявить степень сформированности связной речи.


1



Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



5.




Обследование словарного запаса



Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

1





Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



6.







Обследование грамматического строя речи





Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа.

1










Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



7.



Обследование слоговой структуры слов


Выявить степень владения слоговой структурой.


1




Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



8.



Обследование звукопроизноси-

тельной стороны речи

Выявить наличие нарушений звукопроизношения.


1




Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования» – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.



Пропедевтический (добукварный) период

7 ч.




9.



Формирование представления о звуках речи


Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи.


1

Картинный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.





10.



Знакомство со словом



Познакомить с термином «слово». Дифференцировать понятия «звук» и «слово».

1

Карточки со словами. Карточки для индивидуальной работы. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.




11.



Знакомство с предложением


Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов.

1



Схемы предложения. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.





12.

Знакомство с предложением


Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать, что предложение состоит из слов.

1

Схемы предложения. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.



13.



Деление слов на части (слоги)


Познакомить учащихся с термином «слог». Показать, что слово состоит из частей.

1



Раздаточный картинный материал. Лалаева Р.И.

« Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.







14.



Деление слов на части (слоги)

Закреплять понятие «часть слова». Показать, что слово состоит из частей

1



Схемы предложения. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.



15.

Дифференциация сходных по звучанию слов

Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу).


1


Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.



Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв а,у,о,м,с,х

11 ч.




16.



Звук и буква А а




Уточнять артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

1




Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Набор предметных картинок.Схемы звукового анализа.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр»,2005 г.



17.

Звук и буква У у

Закреплять у воспитанников понимание терминов «слог», «предложение». Наглядно закреплять, что слово состоит из частей, предложение состоит из слов.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.



18.

Звук и буква М м

Закреплять у воспитанников понимание терминов «слог», «предложение». Наглядно закреплять, что слово состоит из частей, предложение состоит из слов. Закреплять умение выделять звук в слове, соотносить звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.



19.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Повторить пройденные звуки и буквы.




1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.





20.

Звук о

См.№22.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург,

« АРДЛТД»,1998 г.



21.

Звук и буква Оо

См.№23.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.

Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «РДЛТД»,1998 г.



22.


Звук с

См.№22.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:

« АРДЛТД»,1998 г.



23.

Звук и буква Сс

См.№23.

1

Раздаточный наглядный материал.

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург, «АРДЛТД»,1998 г.



24.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Повторить пройденные звуки и буквы.




1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г

. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г






25.

Звук х

См.№22.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М .: «Аквариум», 1996 г.

Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г.




26.

Звук и буква Хх

См.№23.

1

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.

Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: «АРДЛТД»,1998 г.




2 этап: изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р


25 ч.




27.




Постановка звука [ш]

Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Повторить пройденные звуки и буквы.




1





Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г.




28.

Звук [ ш]


Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г.



29.




Автоматизация звука [ш]


Уточнение артикуляции звука [ш], автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.



1




Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М., «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г.



30.


Звук и буква Шш


Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1


Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону, «Феникс», 2006г.



31.


Дифференциация с-ш в слогах


Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

1


Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.



32.

Дифференциация с-ш в словах


Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.



33.


Дифференциация с-ш в предложениях

Формировать правильное соотнесение звука и буквы.

1


Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.



34.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова.


1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.




35.

Звук л

См.№4.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



36.

Звук и буква Лл

См.№5.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



II четверть

1.

Звук и буква ы

См.№4-5.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.





2.

Звук и буква ы


См.№4-5.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



3.

Звук н

См.№4.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



4.

Звук и буква Нн

См.№5.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



5.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова.


1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.




6.

Звук р


См.№4.


1





Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.




7.

Звук и буква Рр

См.№5.


1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.




8.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова.


1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



9.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Закреплять навык анализа и синтеза трех буквенного закрытого слога-слова.


1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



10.

Дифференциация р-л в слогах

См.№6-7.


1


Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.



11.


Дифференциация р-л в словах

См.№6-7.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.



12.

Дифференциация р-л в

предложении

См.№6-7.


1


Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.



13.

Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов

Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.


1




Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.






14.

Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов

Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.


1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.




15.

Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов

Закреплять навык анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.


1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.





3 ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ: К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, БУКВА Ь


45 ч.




16.

Звук К


Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.




17.

Звук и буква К к


Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.




18 - 19.

Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Повторить пройденные звуки и буквы.

2

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.




20.

Звук П

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



21.

Звук и буква П п

Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.




22 - 23.

Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы

Повторить пройденные звуки и буквы.

2

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.




24.

Звук Т

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1


Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.




25.

Звук и буква Т т

Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы.

Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.




26 – 27.

Дифференциация прописных букв п-т

Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

2

Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




28.

Занимательная логопедия








III четверть

1.

Звук И

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.:«Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



2.

Звук и буква И и

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Раздаточный наглядный материал. Разрезная азбука. Кассы букв. Звуковые схемы. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



3 - 4.

Дифференциация твердых и мягких согласных ( ы-и)

Учить различать твердый и мягкий звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляторным признакам.

2

Веера букв. Дидактический материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




5.

Звук З

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



6.

Звук и буква З з

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



7.

Дифференциация З-С в слогах

Развивать слуховую дифференциацию звуков з-с. Развивать фонематический слух.

1


Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




8.

Дифференциация З-С в словах

Развивать слуховую дифференциацию звуков з-с , соотносить их с буквами З-С.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




9.

Дифференциация З-С в предложении

Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас.

1


Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



10.

Звук В

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



11.

Звук и буква В в

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.


12.

Звук Ж

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



13.

Звук и буква Ж ж

Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981г. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



14.

Дифференциация Ж-Ш в слогах

Развивать слуховую дифференциацию зв-в Ж Ш. Развивать фонематический слух.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



15.

Дифференциация Ж-Ш в словах

Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш, соотносить их с буквами Ж-Ш.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



16.

Дифференциация Ж-Ш в предложении

Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



17.

Дифференциация Ж-З в слогах и словах

Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




18.

Дифференциация Ж-З в предложении

Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



19.

Звук Б

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.

1

Раздаточный наглядный материал. Схемы звукового анализа.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




20.

Звук и буква Б б

Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




21.

Дифференциация Б –П в слогах

Развивать слуховую дифференциацию зв-в Б-П. Развивать фонематический слух.

1

Буквы Б-П, стилизованные изображения эти букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




22.

Дифференциация Б-П в словах

Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

1

Веера букв, Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




23.

Звук и буква Г г

Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




24.

Дифференциация Г-К в слогах

Развивать слуховую дифференциацию зв-в Г-К. Развивать фонематический слух.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



25.

Дифференциация Г-К в словах

Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




26.

Звук и буква Д д

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




27.

Дифференциация Д-Т в слогах и словах

Учить различать данные звуки на слух и в произношении.

Формировать умение правильно соотносить звук с буквой.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




28.

Звук и буква й

Уточнить артикуляцию данного звука. Закреплять правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.



29.

Дифференциация и-й в словах

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Веера букв. Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




30.

Буква Ь

Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



31 - 32.

Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь

Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.

Учить правильно читать слоги и слова с «ь».

2

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Схемы для звуко-буквенного анализа.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




4 этап: изучение звуков и букв Е, Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ

30 ч.


33.

Звук и буква Е е

Учить слитно и быстро произносить звукосочетание [йэ].

Добиваться правильного произнесения буквы и звукосочетания.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



34.

Буква «Е» после согласных

Упражнять в правильном произнесении слогов, слов с буквой «Е» после согласной.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



35.

Упражнения в чтении и письме слов с буквой Е

Упражнять в чтении письме слогов и слов с буквой Ё.

1

Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



36.

Занимательная логопедия


1




IV четверть

1.

Буква Ё ё

Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йо], правильно соотносить букву и звукосочетание.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



2.

Упражнения в чтении и письме слов с буквой Ё

Упражнять в чтении письме слогов и слов с буквой Ё.

1

Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



3 - 4.

Буква «Ё» после согласных

Упражнять в правильном произнесении слогов и слов с буквой «Ё» после согласной.

2

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



5.

Дифференциация О-Ё

Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



6.

Буква Я я

Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йа], правильно соотносить букву и звукосочетание.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



7.

Дифференциация А-Я

Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



8.

Буква Ю ю

Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание [йу], правильно соотносить букву и звукосочетание.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



9.

Дифференциация У-Ю

Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



10.

Звук и буква Ц ц

Уточнить артикуляцию данного звука, закреплять правильное произношение в слогах, словах.

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Схемы звукового анализа.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



11.

Дифференциация Ц-С в слогах и словах

Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




12.

Звук и буква Ч ч

Уточнить артикуляцию данного звука, закреплять правильное произношение в слогах, словах.

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




13.

Дифференциация Ц-Ч в слогах и словах

Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



14.

Звук и буква Щ щ

Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



15.

Дифференциация Ч-Щ в словах и предложении

Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.



16.

Звук и буква Ф ф

Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах.

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



17.

Дифференциация В-Ф в слогах и словах

Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.




18.

Звук и буква Э э

Уточнить артикуляцию данного звука, закреплять правильное произношение в слогах, словах.

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос», 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



19 - 20.

Буква «Ъ»

Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с «ъ».

2

Разрезная азбука. Кассы букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



21-22.

Слова с разделительным «ь».

Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь».

2

Разрезная азбука. Кассы букв. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.



23-25.

Закрепление навыков чтения и письма

Повторить изученный материал. Проверить уровень знаний учащихся.

3

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г



26.

Занимательная логопедия


1




Обследование

6 ч.




27.

Фронтальное обследование


1

№3



28.

Фронтальное обследование


1

№3



29.

Фронтальное обследование


1

№3



30.

Фронтальное обследование


1

№3



31.

Фронтальное обследование


1

№3



32.

Фронтальное обследование


1

№3







ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М., 1988.

  2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.

  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998 г.

  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР. Пособие для для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998г.

  7. Фомичёва М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Издательство «Просвещение», 1989г.

  8. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов, - М.:АРКТИ, 2002г.

  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. Москва: Издательство «ГНОМ-ПРЕСС» 1998г.

  10. Парамонова Л.Г., Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998г.

  11. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных школ V вида. 1 класс. – М.:АРКТИ, 2003г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!