Программа
логопедических занятий с обучающимися, имеющими заключение нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи при умственной отсталости у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами
Пояснительная записка
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношения, грамматического строя, словарного запаса), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Среди контингента обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида, имеющих нарушения речи, выделяются дети с минимальными дизартрическими расстройствами.
Под минимальными дизартрическими расстройствами понимается нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечаются: расстройство артикуляции, затруднения в произношении согласных звуков речи из-за пареза, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, «смазанной», невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.
Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Расположением и развитием двигательных зон коры головного мозга и проводящих путей определяется частое сочетание дизартрии с двигательными расстройствами различного характера и степени выраженности.
Нарушения звукопроизношения при МДР возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательными механизмами речи. Поражение данных структур определяет картину периферического паралича или пареза.
Моторика детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью; они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк.
Основными признаками (симптомами) минимальных дизартрических расстройств являются дефекты произношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями моторики и речевого дыхания.
Обучению детей, имеющих данное логопедическое заключение, должно предшествовать подробное и тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.
Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. Отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания, устанавливается наличие гиперкинезов мимической мускулатуры. При обследовании моторики артикуляционного аппарата нужно отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера. Затем обследуют произношение звуков по общепринятой методике. Помимо дефектов произношения важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова. Затем проверяется фонематический слух и отмечаются особенности различения речевых звуков, выявляют навыки звукового анализа, навыки письма и чтения.
В результате проведенного обследования логопед получает представление не только о нарушениях артикуляции и звукопроизношения, но и об уровне общего речевого развития.
Цели и задачи программы
Главная цель программы: развитие речи, сенсорных функций, моторики и познавательной сферы в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, т.е. формирование речи как целостной психической деятельности.
Задачи программы:
Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.
Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.
Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.
Коррекция проявлений недоразвития речи при психическом недоразвитии.
Организация работы по программе
Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:
поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
системного подхода к анализу речевого дефекта;
регуляции психической деятельности обучающихся посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.
Устранение речевых нарушений требует организации специальной коррекционной работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы для логопедических занятий. Занятия проводятся вне сетки часов во вторую половину дня.
На занятия отводится, как правило, 20 минут.
Количество занятий примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Рекомендуемая схема построения занятий:
Массаж – 2-3 минуты.
Пассивная и активная гимнастика артикуляционного аппарата.
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Отработка звукопроизношения.
Работа над связной речью и лексико-грамматическими категориями.
Перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися, имеющими заключение нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи при умственной отсталости у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание | Оборудование | Примечание |
1 | Знакомство. Беседа с родителями, учителем, воспитателями | 1 | Логопед знакомится с родителями обучающегося, учителями, воспитателями. Рассказывает о требованиях к занятиям, о том, как они должны работать с ребенком. Обучающиеся знакомятся с рабочим местом для занятий. | Памятка для родителей, учителей, воспитателей. | Дети заводят тетради, в которые вносится информация о содержании занятия |
2 | Речь. Органы речи | 1 | Знакомство с органами речи. | Зеркала. | |
3 | Массаж лицевой мускулатуры, губ, мягкого неба, языка. Артикуляционный массаж (пассивный, активный) | 7-10 | Проведение логопедического массажа. | Логопедические зонды, зондозаменители | Применяется при необходимости |
4 | Упражнения по развитию движений органов артикуляции | 1-8 | «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», чередование «Заборчика» и «Трубочки» | Зеркало, артикуляционные профили звуков | Количество занятий зависит от особенностей дефекта и от способностей ребенка к восприятию и воспроизведению материала |
5 | Подготовительные упражнения для постановки звука. | 1-8 | При сигматизме: «Блинчик», «Лопатка», «Чашечка», «Дутье на блинчик». При ротацизме: «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Чистим зубки», «Заводи мотор». При ламбдацизме: «Индюк», «Пароход гудит» и др. | Зеркало, артикуляционные профили звуков |
6 | Формирование тонких движений пальцев рук | 3-5 | Пальчиковые игры, игры для развития мелкой моторики | Массажные мячи, фасоль, игры-«шнуровки» и др. | |
7 | Упражнения для развития дыхания и голоса | 1-3 | Дидактические игры «Эхо», «Определи место игрушки» и др. | | Количество занятий зависит от особенностей дефекта и от способностей ребенка к восприятию и воспроизведению материала. |
8 | Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха | 3-9 | Упражнения по формированию узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, одинаковых слов. Дидактические игры «Кто – как голос подает», «Тихо - громко» на развитие слухового внимания, фонематического слуха | Игрушки |
9 | Постановка звука | 1-5 | Постановка звука (механическая, по подражанию) | Логопедические зонды, вата, дезинфицирующий раствор, зеркала |
10 | Автоматизация звука в прямых слогах. Чтение и письмо слогов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | Карточки | Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем |
11 | Автоматизация звука в прямых слогах под ударением (в начале слова). Чтение и письмо слогов | 1-2 | Выбираются слова, в которых исправляемый звук стоит в начальной позиции в открытом слоге под ударением | Предметные картинки | Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем |
12 | Автоматизация звука в прямых слогах под ударением (в середине слова). Чтение и письмо слогов | 1-2 | Выбираются слова, в которых исправляемый звук стоит в середине слова в открытом слоге под ударением | Предметные картинки | Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем |
13 | Автоматизация звука в прямых слогах без ударения (в начале и середине слова). Чтение и письмо слогов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | Предметные картинки | Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем |
14 | Автоматизация звука в обратных слогах. Чтение и письмо слов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | | Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем |
15 | Автоматизация звука в словах с обратным слогом под ударением. Чтение и письмо слов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | Предметные картинки | Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем |
16 | Автоматизация звука в словах с обратным слогом без ударения. Чтение и письмо слов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | Предметные картинки | |
17 | Автоматизация звука в словах с этим звуком на конце. Чтение и письмо слов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | Карточки, предметные картинки | Если есть такие слова |
18 | Автоматизация звука в слогах со стечением согласных. Чтение и письмо слов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | | |
19 | Автоматизация звука в слогах со стечением согласных. Чтение и письмо слов | 1 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно | Предметные картинки | |
20 | Автоматизация звуков в словах, содержащих два звука. Чтение и письмо слов | 1-2 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слов | Карточки | Например: при коррекции звука Л – колокол, молотил и др. |
21 | Постановка мягкой пары звука | 1-2 | | Карточки | Если такая имеется |
22 | Автоматизация мягкой пары звука в слогах. Чтение и письмо слогов | 2-3 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слогов | Карточки | В дальнейшем, говоря «звук», имеется в виду и твердый и мягкий звуки, обозначаемые одной буквой (кроме звуков Л, Й) |
23 | Автоматизация мягкой пары звука в словах. Чтение и письмо слов | 2-3 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слов | Карточки |
24 | Автоматизация звука в словосочетаниях. Чтение и письмо словосочетаний | 2-4 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо словосочетаний | Игры с картинками | Обращаем внимание родителей и учителей, чтобы знакомые слова произносились детьми правильно |
25 | Дифференциация звуков в слогах. Чтение и письмо слов | 2-3 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо словосочетаний | Карточки | Обращается внимание на звуки, с которыми может происходить смешение автоматизируемого звука |
26 | Дифференциация звуков в словах. Чтение и письмо слов | 2-3 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слов | Карточки |
27 | Дифференциация звуков в словосочетаниях. Чтение и письмо словосочетаний | 2-3 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо словосочетаний | Карточки | |
28 | Дифференциация звуков в предложениях. Чтение и письмо предложений | 2-3 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо предложений | Карточки | |
29 | Автоматизация звука в предложениях. Чтение и письмо предложений | 4-5 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо предложений | Сюжетные картинки, карточки | |
30 | Автоматизация звука в стихотворении. Чтение стихотворений | 6-8 | Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение стихотворений | Стихотворный материал | |
31 | Автоматизация звука в текстах | 3-5 | Чтение пересказ небольших текстов и отрывков из них | Карточки | |
32 | Автоматизация звука в скороговорках | 3-6 | Чтение и проговаривание скороговорок | Карточки | |
33 | Автоматизация звука при описании картинок по предложенному плану | 2-3 | Внимание уделяется самостоятельной речи воспитанника | Карточки | |
34 | Автоматизация звука при составлении рассказа по сюжетной картинке | 3-5 | Составление рассказа по сюжетной картинке | Сюжетные картинки | |
35 | Автоматизация звука при составлении рассказа по серии сюжетных картинок | 3-5 | Составление рассказа по сюжетной картинке | Серии сюжетных картинок | |
36 | Автоматизация звука в играх | 2 | | Игры | Может проходить как групповое или подгрупповое занятие |
Требования к речевой деятельности обучающихся по программе
Обучающиеся должны уметь:
-контролировать правильное речевое дыхание, сознательно регулировать его ритм, правильно соотносить вдох и выдох, распределять выдох на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой;
-целенаправленно и свободно выполнять артикуляционные движения языком, губами и нижней челюстью;
-произвольно расслаблять мышцы, освобождаясь от избыточного напряжения;
-снимать напряжение и скованность речевых и мимических мышц, а при необходимости повышать тонус слабых и вялых мышц;
-непринужденно держаться в момент речи, умеренно жестикулировать;
-чередовать движения в различном темпе, сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговаривать в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме;
- повышать и понижать голос в зависимости от смысла фразы, выделять главное по смыслу слово во фразе, делить фразы на смысловые отрезки;
- вместе с логопедом произносить фразу, фактически копируя ее в сопряженной речи;
-использовать чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения в отраженной речи;
-использовать основную конструкцию предложения с добавлением 1-2 слов при ответах на вопросы;
-составлять фразы с соблюдением пауз и логических акцентов при пересказе текста;
-самостоятельно составлять рассказ по теме, картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки и т. д.; активно общаться с окружающими.
Литература
1.Основы логопедии Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.
2.Коррекция речи у детей с дизартрией Сост.Давыдова М.П. – Курск: изд. ИУУ, 1991.
3.Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаева А.Д. Курск: КГПУ, 1997.
4. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников/ В.А. Солнцева, Т.В.Белова. – М.:АСТ: Астрель.2007.
5.Денюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучаева Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М.: АСТ: Астрель: Профиздат,2007.
7.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-ое издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
15