СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа логопедических занятий с обучающимися, имеющими заключение нарушения чтения и письма, обусловленн

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедических занятий с обучающимися, имеющими заключение нарушения чтения и письма, обусловленн»


Программа

логопедических занятий с обучающимися, имеющими заключение нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи при умственной отсталости у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами


Пояснительная записка


Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношения, грамматического строя, словарного запаса), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Среди контингента обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида, имеющих нарушения речи, выделяются дети с минимальными дизартрическими расстройствами.

Под минимальными дизартрическими расстройствами понимается нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечаются: расстройство артикуляции, затруднения в произношении согласных звуков речи из-за пареза, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, «смазанной», невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Расположением и развитием двигательных зон коры головного мозга и проводящих путей определяется частое сочетание дизартрии с двигательными расстройствами различного характера и степени выраженности.

Нарушения звукопроизношения при МДР возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательными механизмами речи. Поражение данных структур определяет картину периферического паралича или пареза.

Моторика детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью; они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк.

Основными признаками (симптомами) минимальных дизартрических расстройств являются дефекты произношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями моторики и речевого дыхания.

Обучению детей, имеющих данное логопедическое заключение, должно предшествовать подробное и тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. Отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания, устанавливается наличие гиперкинезов мимической мускулатуры. При обследовании моторики артикуляционного аппарата нужно отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера. Затем обследуют произношение звуков по общепринятой методике. Помимо дефектов произношения важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова. Затем проверяется фонематический слух и отмечаются особенности различения речевых звуков, выявляют навыки звукового анализа, навыки письма и чтения.

В результате проведенного обследования логопед получает представление не только о нарушениях артикуляции и звукопроизношения, но и об уровне общего речевого развития.

Цели и задачи программы

Главная цель программы: развитие речи, сенсорных функций, моторики и познавательной сферы в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, т.е. формирование речи как целостной психической деятельности.

Задачи программы:

  1. Обучение звукопроизношению, т.е. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

  2. Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

  3. Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.

  4. Коррекция проявлений недоразвития речи при психическом недоразвитии.


Организация работы по программе

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;

системного подхода к анализу речевого дефекта;

регуляции психической деятельности обучающихся посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

Устранение речевых нарушений требует организации специальной коррекционной работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы для логопедических занятий. Занятия проводятся вне сетки часов во вторую половину дня.

На занятия отводится, как правило, 20 минут.

Количество занятий примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Рекомендуемая схема построения занятий:

  1. Массаж – 2-3 минуты.

  2. Пассивная и активная гимнастика артикуляционного аппарата.

  3. Развитие мелкой моторики рук.

  4. Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

  5. Отработка звукопроизношения.

  6. Работа над связной речью и лексико-грамматическими категориями.


Перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися, имеющими заключение нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием речи при умственной отсталости у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами


п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Содержание

Оборудование

Примечание

1

Знакомство. Беседа с родителями, учителем, воспитателями

1

Логопед знакомится с родителями обучающегося, учителями, воспитателями. Рассказывает о требованиях к занятиям, о том, как они должны работать с ребенком. Обучающиеся знакомятся с рабочим местом для занятий.

Памятка для родителей, учителей, воспитателей.

Дети заводят тетради, в которые вносится информация о содержании занятия

2

Речь. Органы речи

1

Знакомство с органами речи.

Зеркала.


3

Массаж лицевой мускулатуры, губ, мягкого неба, языка. Артикуляционный массаж (пассивный, активный)

7-10

Проведение логопедического массажа.

Логопедические зонды, зондозаменители

Применяется при необходимости

4

Упражнения по развитию движений органов артикуляции

1-8

«Окошко», «Заборчик», «Трубочка», чередование «Заборчика» и «Трубочки»

Зеркало, артикуляционные профили звуков

Количество занятий зависит от особенностей дефекта и от способностей ребенка к восприятию и воспроизведению материала

5

Подготовительные упражнения для постановки звука.

1-8

При сигматизме: «Блинчик», «Лопатка», «Чашечка», «Дутье на блинчик».

При ротацизме: «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Чистим зубки», «Заводи мотор».

При ламбдацизме: «Индюк», «Пароход гудит» и др.

Зеркало, артикуляционные профили звуков

6

Формирование тонких движений пальцев рук

3-5

Пальчиковые игры, игры для развития мелкой моторики

Массажные мячи, фасоль, игры-«шнуровки» и др.


7

Упражнения для развития дыхания и голоса

1-3

Дидактические игры «Эхо», «Определи место игрушки» и др.


Количество занятий зависит от особенностей дефекта и от способностей ребенка к восприятию и воспроизведению материала.

8

Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха

3-9

Упражнения по формированию узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, одинаковых слов. Дидактические игры «Кто – как голос подает», «Тихо - громко» на развитие слухового внимания, фонематического слуха

Игрушки

9

Постановка звука

1-5

Постановка звука (механическая, по подражанию)

Логопедические зонды, вата, дезинфицирующий раствор, зеркала

10

Автоматизация звука в прямых слогах. Чтение и письмо слогов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно

Карточки

Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем

11

Автоматизация звука в прямых слогах под ударением (в начале слова). Чтение и письмо слогов

1-2

Выбираются слова, в которых исправляемый звук стоит в начальной позиции в открытом слоге под ударением

Предметные картинки

Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем

12

Автоматизация звука в прямых слогах под ударением (в середине слова). Чтение и письмо слогов

1-2

Выбираются слова, в которых исправляемый звук стоит в середине слова в открытом слоге под ударением

Предметные картинки

Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем

13

Автоматизация звука в прямых слогах без ударения (в начале и середине слова). Чтение и письмо слогов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно

Предметные картинки

Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем

14

Автоматизация звука в обратных слогах. Чтение и письмо слов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно


Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем

15

Автоматизация звука в словах с обратным слогом под ударением. Чтение и письмо слов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно

Предметные картинки

Материал записывается в тетради и должен дублироваться дома и с воспитателем

16

Автоматизация звука в словах с обратным слогом без ударения. Чтение и письмо слов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно

Предметные картинки


17

Автоматизация звука в словах с этим звуком на конце. Чтение и письмо слов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно

Карточки, предметные картинки

Если есть такие слова

18

Автоматизация звука в слогах со стечением согласных. Чтение и письмо слов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно



19

Автоматизация звука в слогах со стечением согласных. Чтение и письмо слов

1

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно

Предметные картинки


20

Автоматизация звуков в словах, содержащих два звука. Чтение и письмо слов

1-2

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слов

Карточки

Например: при коррекции звука Л – колокол, молотил и др.

21

Постановка мягкой пары звука

1-2


Карточки

Если такая имеется

22

Автоматизация мягкой пары звука в слогах. Чтение и письмо слогов

2-3

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слогов

Карточки

В дальнейшем, говоря «звук», имеется в виду и твердый и мягкий звуки, обозначаемые одной буквой (кроме звуков Л, Й)

23

Автоматизация мягкой пары звука в словах. Чтение и письмо слов

2-3

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слов

Карточки

24

Автоматизация звука в словосочетаниях. Чтение и письмо словосочетаний

2-4

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо словосочетаний

Игры с картинками

Обращаем внимание родителей и учителей, чтобы знакомые слова произносились детьми правильно

25

Дифференциация звуков в слогах. Чтение и письмо слов

2-3

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо словосочетаний

Карточки

Обращается внимание на звуки, с которыми может происходить смешение автоматизируемого звука

26

Дифференциация звуков в словах. Чтение и письмо слов

2-3

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо слов

Карточки

27

Дифференциация звуков в словосочетаниях. Чтение и письмо словосочетаний

2-3

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо словосочетаний

Карточки


28

Дифференциация звуков в предложениях. Чтение и письмо предложений

2-3

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо предложений

Карточки


29

Автоматизация звука в предложениях. Чтение и письмо предложений

4-5

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение и письмо предложений

Сюжетные картинки, карточки


30

Автоматизация звука в стихотворении. Чтение стихотворений

6-8

Повторение отраженно за логопедом, затем самостоятельно, чтение стихотворений

Стихотворный материал


31

Автоматизация звука в текстах

3-5

Чтение пересказ небольших текстов и отрывков из них

Карточки


32

Автоматизация звука в скороговорках

3-6

Чтение и проговаривание скороговорок

Карточки


33

Автоматизация звука при описании картинок по предложенному плану

2-3

Внимание уделяется самостоятельной речи воспитанника

Карточки


34

Автоматизация звука при составлении рассказа по сюжетной картинке

3-5

Составление рассказа по сюжетной картинке

Сюжетные картинки


35

Автоматизация звука при составлении рассказа по серии сюжетных картинок

3-5

Составление рассказа по сюжетной картинке

Серии сюжетных картинок


36

Автоматизация звука в играх

2


Игры

Может проходить как групповое или подгрупповое занятие


Требования к речевой деятельности обучающихся по программе

Обучающиеся должны уметь:

-контролировать правильное речевое дыхание, сознательно регулировать его ритм, правильно соотносить вдох и выдох, распределять выдох на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой;

-целенаправленно и свободно выполнять артикуляционные движения языком, губами и нижней челюстью;

-произвольно расслаблять мышцы, освобождаясь от избыточного напряжения;

-снимать напряжение и скованность речевых и мимических мышц, а при необходимости повышать тонус слабых и вялых мышц;

-непринужденно держаться в момент речи, умеренно жестикулировать;

-чередовать движения в различном темпе, сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговаривать в нужном темпе; проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме;

- повышать и понижать голос в зависимости от смысла фразы, выделять главное по смыслу слово во фразе, делить фразы на смысловые отрезки;

- вместе с логопедом произносить фразу, фактически копируя ее в сопряженной речи;

-использовать чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения в отраженной речи;

-использовать основную конструкцию предложения с добавлением 1-2 слов при ответах на вопросы;

-составлять фразы с соблюдением пауз и логических акцентов при пересказе текста;

-самостоятельно составлять рассказ по теме, картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки и т. д.; активно общаться с окружающими.


Литература

1.Основы логопедии Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.

2.Коррекция речи у детей с дизартрией Сост.Давыдова М.П. – Курск: изд. ИУУ, 1991.

3.Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаева А.Д. Курск: КГПУ, 1997.

4. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников/ В.А. Солнцева, Т.В.Белова. – М.:АСТ: Астрель.2007.

5.Денюхина Г.В., Яньшина Т.А., Могучаева Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М.: АСТ: Астрель: Профиздат,2007.

7.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения./ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-ое издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!