СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мастер-класса для учителей "Развитие творческого потенциала обучающихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа обеспечит учителям широкие возможности и условия для повышения квалификации с учетом индивидуальных особенностей их профессионального роста, позволит изучить деятельность и личностные качества участников мастерской, выявить профессиональные затруднения недостатки, а также профессиональный опыт участников мастерской.

Просмотр содержимого документа
«Программа мастер-класса для учителей "Развитие творческого потенциала обучающихся"»

«Утверждаю»


Директор МБОУ ДО «Научно-

информационно-методический центр»

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

_______________ В.Я. Асабина

от «____»_____________2012 г.











ПРОГРАММА

МАСТЕР – КЛАССА

«Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»








Разработчик:

Учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №127

Октябрьского района городского

округа город Уфа

Республики Башкортостан

Селюкова Екатерина Игоревна




Уфа -2012

I. Пояснительная записка

Основной задачей федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения является ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.

В связи с этим основным призванием современной школы является формирование творческого потенциала учащейся молодежи. Для этого требуется кардинальная перестройка системы обучения. Этот факт признается на самых высоких государственных уровнях. Особое внимание обращается на повышение качества отечественного образования, требуется активно внедрять современные образовательные технологии. В связи с этим возникает потребность в педагогических кадрах, способных к решению важнейшей задачи развития и воспитания школьников, готовых творчески подходить к задачам обучения и воспитания. Речь идет об организации методической работы, связанной в первую очередь с развитием профессионализма учителей, работающих в школе.

Эта работа обеспечит учителям широкие возможности и условия для повышения квалификации с учетом индивидуальных особенностей их профессионального роста, позволит изучить деятельность и личностные качества участников мастерской, выявить профессиональные затруднения недостатки, а также профессиональный опыт участников мастерской.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. Это требует от нас внедрения в учебный процесс новых развивающих технологий и методов обучения. Традиционная система обучения не в состоянии изменить тип мышления школьников, развивать у них творческие способности. Процесс формирования творческого мышления наиболее эффективен при использовании инновационных технологий обучения. К таким инновационным технологиям относятся и

Актуальность


Игровые и информационные технологии творческого развития является эффективным педагогическим средством формирования интеллектуальных, творческих и нравственных качеств личности учащихся, что является основным требованием образовательных стандартов нового поколения. Полученные от применения данной учебной технологии образовательные результаты полностью соответствует современным потребностям развития личности, общества и государства.


Новизна

1. Новизна исследования заключается в том, что наряду с традиционными методами обучения необходимо применять игровые и информационные технологии в образовании.

2. Технологический подход к учебно-воспитательному процессу - это есть принципиально новая форма взаимодействия учителя и учащихся, где учитель организует собственную учебную деятельность учащихся.

3. Творческая технология обеспечивает самостоятельную деятельность обучающихся, которая преобразует непосредственно изучаемый программный материал в процессе постановки учебной задачи, выделения общих способов решения путём теоретического анализа учебного материала и моделирования, а также действий самоконтроля и самооценки.

4. Перечисленное выше является сутью деятельностного подхода в обучении и превращает обычного учителя в мастера-специалиста, достигающего высоких результатов в профессиональной деятельности.

Курс состоит из теоретических, экспериментально-диагностических и практических занятий учителей.


Программа рассчитана на 1год обучения: 36ч., 1 раз в месяц 9 занятий по 4 часа.


Цель:

обобщить опыт проведения уроков с использованием игровых и информационных технологий и передать его желающим педагогам, предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.


Задачи:


  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;

  • повысить профессионализм учителей русского языка и литературы;

  • повысить уровень и качество проведения уроков русского языка и литературы.

  • создать технологические разработки уроков;


  • обеспечить учителей русского языка и литературы методическими разработками.

Практическая значимость заключается в том, что:

- разработаны методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках;

- повысится уровень профессиональной компетентности участников творческой мастерской;

- растет мотивация участников мастер - класса к творческой педагогической деятельности;

- участники мастерской овладеют навыками проведения уроков с использованием игровых и информационных технологий.



II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. РАЗДЕЛЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тема

Меро приятия

Сроки

Кол-во занятий

1.

Общая характеристика организации учебной деятельности с применением технологий, развивающих творческий потенциал учащихся. Психология творчества.

лекция

Сен тябрь

1

2.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учителя.

Семинар-практи кум

Октябрь

1

3.

Использование игровых технологий на разных этапах изучения материала. Методика проведение игры на уроке русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы

Семинар-практи кум

Ноябрь

1

4.

Инновационные подходы к анализу лирического текста при изучении литературы и родного (русского) языка и литературы.

Практика, консуль

тации

Декабрь

1

5.

Разработка уроков с использованием игровых технологий.

Практика, консуль

тации

Январь

1

6.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ оптимизации деятельности учителя. Презентация как одна из форм домашнего задания.


Лекция

Февраль

1

7.

Разработка уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Практика, консуль

тации

Март

1

8.

Рефлексия участниками мастерской приобретенного опыта (насколько интересен данный опыт, чему конкретно они научились, какие планы на будущее).

Практика, консуль

тации, круглый стол

Апрель

1

9.

Оказание помощи участникам мастерской в определении задач саморазвития и составлении индивидуальной работы по самообразованию.

Семинар-практи кум

Май

1



III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема №1. Лекция.

Общая характеристика организации учебной деятельности с применением технологий, развивающих творческий потенциал учащихся. Психология творчества.

Главные задачи и цели педагогических технологий, развивающих творческий потенциал учащихся. Технологический подход в образовании. Психология творчества. Главные признаки творчества.

Требования к знаниям и умениям участников мастер-класса:

- осознание необходимости личностного и профессионального роста;

-осознание технологического подхода в обучении;

- сознание необходимости применения игровых и информационных технологий в учебной деятельности.


Тема №2. Семинар-практикум

Использование инновационных технологий в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учителя.

Внедрение инновационных технологий в образовательную среду урока. Активный поиск новых педагогических решений, способствующих улучшению оптимизации деятельности учителя, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Требования к знаниям и умениям участников мастер-класса:

- овладение инновационными технологиями в процессе обучения;

- развитие умения извлекать информацию в методических пособиях;

- знание общих методических принципов и методов инновационного обучения.

Практикум: формирование умения находить условия, методы и формы для раскрытия творческого потенциала ученика.



Тема № 3. Семинар-практикум

Использование игровых технологий на разных этапах изучения материала. Методика проведение игры на уроке русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы.

Целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов при использовании игровых технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий.

Требования к знаниям и умениям участников мастер-класса:

- способность глубокого понимания изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

- развитие умения определять спектр целевых ориентаций;

- овладение методикой проведения игровых технологий на уроках русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы.

Практикум: формирование умения применять игровые технологии на разных этапах обучения, игра по группам « Третий лишний», «Лингвистическая разминка».



Тема №4. Практика, консультации

Инновационные подходы к анализу лирического текста при изучении литературы и родного (русского) языка и литературы.

Знакомство с приемами «зигзаг», «кластер», «найди соответствие». Анализ лирического произведения.

Цель мастер-класса:

-направить усилия участников в определенное русло;

-столкнуть различные суждения;

-создать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

-дать участникам возможность делать выводы;

-подготовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Практикум: формирование умений использовать инновационные подходы при анализе лирического произведения.



Тема №5. Практика, консультации.

Разработка уроков с использованием игровых технологий.

Методика проведения уроков с использованием игровых технологий. Разработка уроков с использованием опыта работы учителя-мастера. Проведение уроков участниками мастерской, анализ уроков.

Требования к знаниям и умениям участников мастер-класса6

- научиться разрабатывать уроки с применением игровых технологий;

- овладеть методикой проведения уроков по инновационной технологии.

Практикум: разработка, проведение и анализ уроков с использованием игровых технологий участниками мастерской.



Тема №6. Лекция.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ оптимизации деятельности учителя. Презентация как одна из форм домашнего задания.

Знакомство с теоретико-методологической базой данной методики, развития критического мышления, внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока, интенсифицирование преподавания русского языка и литературы, повышение темпа современного урока, увеличение объём коммуникативных упражнений, активизация познавательную деятельность учащихся. Презентация – одна из форм домашнего задания.

Требования к знаниям и умениям участников мастер-класса:

- осознание необходимости применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения;

- развитие умений извлекать информацию, представленную в методических пособиях.

- формирование теоретического мышления, которое позволит участникам самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.



Тема №7. Практика, консультации.

Разработка уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Разработка уроков с использованием опыта работы учителя-мастера. Проведение уроков участниками мастерской, анализ уроков.

Требования к знаниям и умениям участников мастер-класса6

- научиться разрабатывать уроки с применением информационных технологий;

- овладеть методикой проведения уроков по инновационной технологии.

Практикум: разработка, проведение и анализ уроков с использованием информационных технологий участниками мастерской.



Тема №8. Практика, консультации, круглый стол

Рефлексия участниками мастерской приобретенного опыта (насколько интересен данный опыт, чему конкретно они научились, какие планы на будущее).


Показатели определения уровня сформированности творческих способностей учащихся при изучении русского языка и литературы. Методика проведения уроков с использованием инновационных технологий. Разработка уроков с использованием опыта работы учителя-мастера. Проведение уроков участниками мастерской, анализ уроков. Рефлексия участниками мастерской приобретенного опыта: насколько интересен данный опыт, чему конкретно они научились, какие планы на будущее.

Требования к знаниям и умениям участников мастерской:

- научиться разрабатывать уроки с использованием игровых и информационных технологий;

- овладеть методикой проведения уроков по инновационным технологиям.



Тема №9. Семинар-практикум.

Оказание помощи участникам мастерской в определении задач саморазвития и составлении индивидуальной работы по самообразованию.

Требования к знаниям и умениям участников мастерской:

- составить план индивидуальной работы по самообразованию.

Практикум: разработка уроков по инновационным технологиям проведение и анализ уроков участниками мастерской.


Ожидаемые результаты:

- формирование у учителей русского языка и литературы педагогического мышления, позволяющего реализовать требования по превращению содержания образования в средство формирования творческих способностей обучающегося;

- формирование у учителей русского языка и литературы нового типа педагогического мышления, повышающего эффективность работы;

- повышение успеваемости и учебной мотивации обучающихся, развитие у них познавательных интересов, развитие творческих способностей и сознания.


Использованная литература и Интернет-ресурсы:


1.Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей: Учеб.Пособие для студентов высш. учеб.заведений. – М.:Изд. Центр «Академия», 2002


2.Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009

3. Клименко Е.П. Применение элементов компьютерной технологии на уроках литературы./ (сайт « Фестиваль творческих педагогических идей. Открытый урок»).

4.Торренс П. Творческие методы в преподавании.(сайт http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/)

5. Интернет.http://www.rubicoh.coh/ Рубикон. База данных сетевых энциклопедий и словарей. Поиск.

6.http://mega.km/ru/ Mega/km/ru/ Коллекция онлайновых энциклопедий

7.http://www.everyday.com.ua Ноопортал – текстовая и табличная информация по различным отраслям знаний, структурированная по рубрикам.

8.http://www.drofa.ru издательство «Дрофа» мультимедийные пособия.

9 http://www.alleng.ru образовательные ресурсы Интернета.

10.http://portal-school.ru школьный портал.

11.http://www.allbest.ru каталог ресурсов по предмету.

12.http://fcior.edu.ru федеральный образовательный портал.



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!