СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности учителя. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».

Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога, то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»»

МБОУ Большинская СОШ



Управление качеством в школе начинается с работы с человеком, и прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…

Ю.А.Конаржевский





Программа

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»






Рассмотрена и обсуждена

на заседании педагогического совета

МБОУ Большинской СОШ

Протокол №__ от «__»____________2014 г.













2014

СОДЕРЖАНИЕ



I.

Паспорт программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»


3-4

II.

Пояснительная записка


5-9

2.1.

Введение

5-6

2.2.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


6-9

III.

Основная часть


9-13

3.1.

Цель и задачи программы

9

3.2.

Принципы обеспечения мониторинга

9-10

3.3.

Функции программы мониторинга профессиональных затруднений педагога

10

3.4.

Условия реализации системы мониторинга профессиональных затруднений педагога

10-11

3.5.

Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагога

11-12

3.6.

Методы сбора и обработки информации

12

3.7.

Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагога


12-13

IV.

Возможные риски и пути их преодоления


13-14

V.

План действий по реализации программы.

Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов


14-21

VI.

Приложения:



Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»


22-25


26-29







1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»


Наименование программы


Мониторинг профессиональных затруднений педагогов


Руководитель программы

Фролов В.С. – директор школы

Основные разработчики программы

Попова С.И. – заместитель директора по УВР



Цели программы

Общая цель: повышение качества образования в школе

Конкретная цель: создание и внедрение системы мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающей реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации,

информация о конкретных изменениях, происходящих в процессе профессионально-личностного роста педагогов, о тенденциях развития этого процесса с целью организации управленческой деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных тенденций

Задачи Программы






  • целенаправленное отслеживание профессионального становления педагогов на основе анализа и коррекции профессиональной деятельности учителей;

  • формирование механизмов выявления профессиональных затруднений и оказания адресной помощи педагогам ОУ;

  • определение структуры характерных затруднений, тормозящих развитие педагогического мастерства;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты реализации методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов ОУ.


Сроки и этапы реализации Программы

2014–2016 годы.

Первый этап (2014г.) - подготовительный, сбор и накопление информации.

Задачи:

1.Организовать и осуществить первичный сбор информации о профессиональных затруднениях педагогов.

2.Осуществить анализ уровней профессиональных затруднений педагогов.

Второй этап (2015г.) - организационно – деятельностный.

Задачи:

1.Спланировать методическую поддержку педагогов с учетом затруднений, выявленных в процессе мониторинговых исследований.

2.Организовать работу с педагогами, направленную на ликвидацию профессиональных затруднений.

Третий этап (2016 г.) - итогово-аналитический.

Задачи:

1.Определить эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях ликвидации профессиональных затруднений педагогов.

Целевые индикаторы

  • увеличение доли педагогов, использующих современные образовательные технологии, участвующих в разработке различных проектов и программ;

  • увеличение доли педагогов, успешно осваивающих государственные образовательные стандарты второго поколения;

  • увеличение количества педагогов, удовлетворенных качеством предоставляемых методических услуг.

Ожидаемые

конечные результаты

реализации Программы

  • обеспечение роста профессионального мастерства педагогических работников ОУ;

  • повышение квалификации 100% учителей через системные и проблемные курсы;

  • наличие педагогических и руководящих работников, повышающих квалификацию посредством индивидуальных образовательных маршрутов;

  • увеличение числа педагогов и преподавателей, осуществляющих диссеминация своего педагогического опыта.


Управление

и контроль

за реализацией

Программы

Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет администрация МБОУ Большинской СОШ




2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2.1. Введение. Сущностная характеристика развития мониторинга


В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. Управление качеством образования находит конкретное воплощение в деятельности учителя. От его духовности, социальной позиции, компетентности зависит успех модернизации образования.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «компетентность».

Данная Программа исходит из того, что «профессиональная компетентность педагога, то есть качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, понимается как некая совокупность профессиональных компетенций, каждая из которых проявляется в практической педагогической деятельности в виде умения решать конкретные профессионально значимые задачи.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Профессиональные затруднениясвоеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога. Они поддаются наблюдению и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний и умений.

Задача методических служб всех уровней обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.

Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» применительно к образованию характеризуется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса или отдельных его элементов в целях принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза, т.е., это механизм, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления любой образовательной системой.

В данном определении можно выделить три ключевых аспекта:

  • это система сбора, обработки, хранения и распространения информации;

  • информационное обеспечение управления образовательным процессом;

  • данные мониторинга позволяют выносить обоснование суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

При создании системы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» надо получить ответ на вопросы: что есть объект мониторинга; на какие цели и задачи по отношению к педагогу направлена управленческая деятельность; каковы инструментальные требования (по надежности, периодичности измерения и скорости обработки, обратной связи и т.п.) к системе измерителей, на основе которых будет построена система мониторинга.

Получаемая информация с указанными качественными характеристиками дает возможность при осуществлении управленческих функций решать ряд задач:

  • выявлять реальное состояние образовательной системы ОУ;

  • анализировать изменения, происшедшие в образовательной системе ОУ;

  • выявлять потенциальные возможности дальнейшего развития образовательной системы ОУ;

  • определять эффективность влияния образовательной системы на самореализацию педагога и других участников образовательного процесса.


2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Способность педагога к анализу своей профессиональной деятельности, как и труда коллег — важнейший и своеобразный инструмент преодоления трудностей, стимул к самосовершенствованию. Значение этого качества возрастает в связи с тем, что сегодня происходит решительный переход к методической работе на основе образовательных запросов педагогов.

Но очень часто руководители и методисты встречаются с такой ситуацией, когда педагог не может определить свои ограничения и трудности в учебно-воспитательном пространстве, не может сформулировать характер затруднений. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность как воспитателя и педагога.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня мониторинг как вид деятельности находится на этапе становления. Самая большая проблема при этом связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований, практически нет научно обоснованных методик и средств, предназначенных для стандартизированного многократного систематического использования в целях определения качества деятельности и проблем трудностей педагога.

Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому важной и актуальной стала проблема мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов».

Новизной данной программы мониторинга является тот факт, что при разработке учитывались следующие аспекты:

  • Содержание информации. Программа мониторинга нацелена на выявление и отслеживание затруднений и проблем педагогов в учебно - воспитательном процессе. В содержании мониторинга ведущее место отведено становлению профессионализма педагогов. При положительной динамике исследуемых педагогов, возможно судить о качестве деятельности ОУ, и позитивно влияющей на развитие профессионализма педагога программы мониторинга.

  • Качество мониторинга. В программе мониторинга структурированы объекты изучения, методики, диагностический инструментарий.

  • Использование педагогической информации. К основным качественным показателям информации можно отнести следующие: объективность, точность, достаточность, систематизация, оптимальность обобщения, оперативность.

Значимость программы мониторинга заключается в том, что разработан инструментарий, включающий анкеты, диагностические методики, опросники, тесты, комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций.

Анализ деятельности педагогов ОУ показал, что наиболее значимыми для развития профессионального мастерства педагогов стали такие проблемы, как:

  • системное выявление, изучение запросов педагогических работников на оказание методической помощи по совершенствованию педагогической деятельности;

  • своевременная корректировка по устранению выявленных недостатков;

  • оказание оперативной помощи педагогическим работникам;

  • осуществление информационной поддержки


В ходе исследования проблемы был выявлены следующие профессиональные затруднения педагогов:

  • Психолого-дидактические затруднения педагогов при освоении инновационных технологий;

  • Профессиональное выгорание и педагогическая деформация;

  • Преодоление психологического барьера между традиционной и дистанционной формой обучения;

  • Уход от традиционных методик обучения;

  • Компьютерная грамотность;

  • Соответствие уровню требований, предъявляемых к современному педагогу;

  • Бесконечные мониторинги, эксперименты, постоянная смена образовательных, рабочих программ, программ деятельности и т.д.;

  • Нет стабильности и определённости;

  • Слабое владение методами педагогической диагностики, т.е. неумение работать над коррекцией развития ребёнка как личности;

  • Невозможность эффективного действия в конкретно профессиональной ситуации;

  • Нежелание родителей участвовать в учебном и воспитательном процессах;

  • Потеря терпеливого, вдумчивого отношения к обучающимся;

  • Непрофессиональная работа с интерактивной доской.

Поэтому при разработке данной программы мониторинга «Профессиональные затруднения педагогов» необходимо учитывать данные диагностического исследования.

Объектами нашего мониторинга являются: результаты диагностики педагогических кадров и организуемая методическая, психологическая, организационная работа, формулируемая в нормативных документах как «целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога».

Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:

  • определение цели мониторинга и задач;

  • определение объектов мониторинга;

  • отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;

  • сбор информации;

  • активация механизма реагирования на полученную информацию;

  • использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;

  • реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;

  • цикл движения информационного потока.



3.Основная часть


3.1. Цели и задачи программы


Целью программы является создание механизма выявления профессиональных затруднений педагога на диагностической основе для определения критериально-оценочного механизма мониторинга, направленного на поддержку и развитие профессионального мастерства.


Задачи программы:


  1. Сформировать систему мониторинга эффективной деятельности педагога;

  2. Обеспечить научные подходы к разработке системы мониторинга;

  3. Разработать программу мониторинговых исследований и направлений поддержки педагогических работников школы;

  4. Разработать организационно-технологическую схему функционирования системы мониторинга на основе непрерывности, целостности и преемственности;

  5. Разработать комплекс показателей и индикаторов мониторинга;

  6. Определить формы, методы, приемы и средства, которые будут использоваться в процессе мониторинга;

  7. Сформировать культуру работы с разнообразной информацией о состоянии трудностей педагогических кадров и средствами ее получения;

  8. Обеспечить накопление методик сбора, обработки и использования информации о качестве деятельности педагогов;

  9. Осуществить сбор информации о трудностях и проблемах молодых педагогов;

  10. Разработать (на основе полученных данных) рекомендации и предложения для принятия адекватных решений;

  11. Повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;

  12. Обеспечить информационные потребности различных групп педагогов.


3.2. Принципы обеспечения мониторинга


При разработке данной программы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса, профессора университета Британская Колумбия (Канада).

В основу мониторинговых исследований положены следующие принципы:


  • непрерывность (целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер);

  • научность (процесс строится по основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями);

  • диагностико-прогностическая.


3.3. Функции программы мониторинга

профессиональных затруднений педагогов


  • аналитическая - непрерывное наблюдение за состоянием педагога и результативностью его деятельности, прояснение сущности происходящих трудностей, событий, процессов, явлений и причин, породивших эти состояния;

  • оценочная - своевременное выявление изменений, происходивших в деятельности педагога, и выработка норм, на основе которых определяется состояние;

  • проектировочнаяоказание помощи в осуществлении инновационных процессов;

  • развивающая - выявление проблем, которые помогут предупредить негативные тенденции в деятельности педагога, прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества;

  • консультационная осуществление консультативной помощи педагогам;

  • рефлексивная оказание помощи педагогам в осмыслении своей деятельности и перспектив ее развития;

  • обратной связи позволяет анализировать достижения целей, выяснить причины неудач;

  • педагогической коррекции, которая позволяет определять предложения по исправлению педагогической деятельности;

  • мотивации и стимулирования, которая позволяет применять внешние стимулы оценки труда педагогических работников;

  • контроля, которая позволяет осуществлять необходимые виды контроля за образовательным процессом и деятельностью всех субъектов образовательного процесса, так как мониторинг содержит информацию об их состоянии.


3.4. Условия реализации системы мониторинга
профессиональных затруднений педагогов


Условиями успешной реализации мониторинга являются:

1. Наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией (в том числе и с использованием диагностических методик и новых технологий).

2. Наличие единых критериев и программно-диагностического комплекса.

3. Наличие нормативно-правовой базы.


В соответствии с главной целью программы, чтобы сформировать систему мониторинга затруднений педагогов, необходимо учитывать следующие положения:

  • процесс проектирования эффективности методической деятельности школы, а это предполагает точность и перспективность исполнения задуманного целеполагания;

  • главные требования к мониторинговой деятельности;

  • научно определяющие целеполагание и технологию мониторинга, а это включает: анализ проблем и трудностей педагогов, всесторонняя диагностика проблем, четкое определение их источников и характера; поиск и разработка вариантов и решений рассматриваемых проблем с учетом имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения, т.е. приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных привести к желаемым изменениям; разработка организационных форм внедрения проектируемой деятельности в практику и условий ее эффективной реализации.

Мониторинг профессиональных затруднений

педагогов осуществляется по следующей схеме:

  • Диагностика

  • Результат

  • Корректировка

  • Прогнозирование


3.5. Этапы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:


1-й этап:Установочный.

Алгоритм действий:

-определение целей и задач мониторинга;

-определение основных показателей и критериев;

-выбор методов диагностики.

2-й этап: Диагностико –аналитический.

Алгоритм действий:

-сбор информации;

-количественная и качественная обработка данных;

-постановка педагогического диагноза;

-сравнение результатов, полученных при обработке;

-установление и анализ причинно-следственных зависимостей.

3-й этап: Прогностический.

Алгоритм действий:

-прогнозирование дальнейших результатов и возможностей

развития;

- планирование устранения трудностей педагогов .

4-й этап: Деятельностный.

Алгоритм действий:

- организация работы по реализации планов в целях осуществления

коррекции образовательного процесса и деятельности педагогов;

- устранение выявленных профессиональных затруднений.

5-й этап: Промежуточно-диагностический, (уточняющий)

Алгоритм действий:

-сопоставление имеющихся результатов с нормативными

показателями;

-установление причин затруднений на основе логического анализа;

-разработка стратегии коррекционно-развивающей работы.

6-й этап: Итогово-диагностический (завершающий)

Алгоритм действий:

-оценка состояния деятельности педагога в ходе мониторинга;

-сопоставление полученных результатов с первоначальными;

-установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;

-определение эффективности проведенной работы с педагогом


3.6. Методы сбора и обработки информации:


экспертный опрос, диагностика, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, контроль знаний, умений и навыков, анкетирование, тестирование, самооценка.


3.7. Показатели программы мониторинга профессиональных затруднений педагогов:


1. Содержание образования.

2. Качественный состав педагогических кадров:

3. Уровень сформированности профессиональной компетентности:

4. Эффективность работы педагога по плану самообразования

5. Результаты аттестации педагогов.

6. Эффективность деятельности педагога.

7. Самообобщение опыта педагога и обобщение опыта работы на различных уровнях: районном, областном.

8. Сформированность нормативно-правовой базы.

9. Используемые педагогические технологии.

10. Уровень владения информационными технологиями.

11.Инновационная деятельность и экспериментальная деятельность педагога.

12. Учебно-материальная база.


Предполагаемый результат. Критерии и показатели эффективности


Результатом реализации мониторинга затруднений педагогов будет выстроена целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния трудностей педагогических кадров в ОУ, аналитическое обобщение результатов деятельности и на основе данных, разработку прогноза и обеспечения развития и коррекции. Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволит: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности педагога ОУ и его профессиональных проблемах и трудностях; позволит отразить состояние проблем и трудностей педагога в образовательном процессе, аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности;


Результат мониторинга профессиональных затруднений педагогов предполагает:


  1. Сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии образовательного процесса в ОУ.

  2. Непрерывное наблюдение за состоянием методической работы и ее влиянием на повышение качества образования.

  3. Своевременное выявление затруднений дидактического и методического характера, изменений, происходящих в образовательной среде, и факторов, вызывающих их.

  4. Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.

  5. Прогнозирование дальнейшего развития с целью повышения качества образования в ОУ.

  6. Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного опыта педагогов.


4. Возможные риски и пути их преодоления


Возможные риски:

Пути преодоления

1) Несовершенство инструментария определения компетентности педагога (диагностических методик, процедур).

1) Привлечение к разработке инструментария работников вузов, своевременность принятия на всех уровнях управленческих решений, внесение оправданных корректировок в диагностических картах и процедурах проведения мониторинга.

2) Недостаточная квалификация кадров по проведению мониторинга и ограниченные возможности по их подготовке.

2) Организация обучения кадров по проблеме организации и проведения мониторинговых исследований.

3) Недостаточный уровень квалификации методистов для реализации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов

3) Организация постоянно действующего семинара по проблемам организации дифференцированной модели непрерывного повышения квалификации педагогов;

- организация тематической курсовой переподготовки.



5. План действий по реализации программы

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»


Сроки

Мероприятия/направления

Ответственные

Управленческие решения

I этап (организационно - подготовительный)

Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение:


1.Разрабока локальных актов, необходимых для реализации программы:

- Положение о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;

- Циклограмма мониторинга


Утвердить на заседании Методического совета.


2.Подбор и разработка диагностического инструментария


Утвердить на Методического совета.


3.Создание компьютерной информационной базы мониторинга


Приказ


4.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров для руководителей ШМО


Протоколы и методические рекомендации


5.Проведение информационно-методических совещаний и установочных семинаров


Протоколы и методические рекомендации

II-этап (практический)

Апробация механизмов и инструментария мониторинга профессиональных затруднений педагогов:


1.Запуск циклограммы мониторинга


Приказ по реализации программы мониторинга


2.Апробация диагностических карт, анализ промежуточных результатов по их реализации


Первичные итоги рассматривать на заседаниях ШМО


3.Корректировка плана работы ОУ по итогам анализа результатов реализации программы


План работы


4.Обсуждение хода и данных мониторинга на административном совещании


Совершенствование системы мониторинга. Корректировка внутришкольных планов МР.


5.Анализ работы по программе


Аналитическая справка


6. Разработка схемы «листа индивидуального образовательного маршрута»

.

Утверждение на Методическом совете


7.Разработка индивидуализированной Модели повышения квалификации педагогических кадров


Утверждение на Методическом совете


8. Разработка в помощь педагогам научно-методических материалов по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.


Утверждение на Методическом совете

III – этап (внедренческий)

Корректировка и совершенствование программы мониторинга


1.Проведение мониторинга в соответствии с утвержденной циклограммой


Формирование банка данных по результатам мониторинга


2.Корректировка механизмов и инструментария реализации мониторинга


Утверждение диагностического инструментария


3.Апробация «листа индивидуального образовательного маршрута» и корректировка его содержания

.

Утверждение на Методическом совете


4.Совершенствование компьютерной информационной базы данных мониторинга


Характеристика базы. Совещание руководителей ШМО


5.Проведение семинара «Управление методической работой на основе мониторинга профессиональных затруднений педагогов ОУ»


Представление опыта для методических служб


6. Апробация новой модели методической службы, основанной на удовлетворении индивидуальных образовательных запросов педагогов


Утверждение плана работы


7.Анализ работы по программе

Аналитическая справка

IV-этап (обобщающий)

Аналитическая работа по реализации программы «Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»


1.Обобщение опыта работы:

-публикации в методических журналах

- выпуск методических сборников

-выступление на конференциях

Представление опыта


2.Подведение итогов реализации программы

Круглый стол


Механизм мониторинга профессиональных затруднений педагогов


Критерии: компетентности и компетенции

Показатели

Диагностические средства, методы и формы

Периодичность

П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Профессионально значимые личностные качества педагога

Общая культура педагога

Анкетирование


1 раз в год

Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.

Анкетирование

По мере необходимости

Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за учеником права на собственную точку зрения)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Умение продемонстрировать свои достижения

Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение года

Умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты

Индивидуальная образовательная программа для работы с ОД

1 раз в год

Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению

Анкетирование

1 раз в год

Мотивация учебной деятельности

Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика; демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам)

Анкетирование, тестирование, экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение превращать учебную задачу в личностно значимую (умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов)

Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

Экспертная оценка учебного занятия

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

Умение планировать воспитательную работу

Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности учащихся, ориентируясь на их личность

Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся

Анализ документации

1 раз в год

Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

Экспертная оценка учебного занятия


В течение года

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

Умение разрабатывать рабочую образовательную программу по предмету

Умение реализовать метапредметные знания

Организация учебной деятельности

Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся

Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Экспертная оценка учебного занятия


В течение года

Умение оценить результаты своей деятельности

В ходе самоанализа урока

В течение года

Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

Умение работать с информационными источниками

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение работать с научной, методической и учебной литературой

Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста

Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий

Умение модернизировать и оптимизировать информационные ресурсы, инфраструктуру образовательного процесса, приспосабливая ее к своим особенностям и особенностям учеников; создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала учащихся посредством применения СОТ и ИКТ

Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога

Использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР в образовательном процессе

Умение проводить компьютерные демонстрации опытов, лабораторные работы, создавать презентации по материалам урока, работать с интерактивной доской

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение применять Интернет - технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности

Анкетирование

1 раз в год

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт преподавателя, электронная почта, организация и проведение конференций в режимах общения on-line и off-line и другие телекоммуникационные технологии)

Анализ документации, экспертная оценка

В течение года

Умение проектировать дистанционную поддержку конкретного учебного процесса для различных целевых групп учащихся (в профильном обучении, обучающихся по индивидуальным учебным планам, одарённых детей)

1 раз в год

Ведение школьной документации в автоматизированной системе управления «Виртуальная школа»

Умение применять средства инструментальной компьютерной среды, а именно: инструменты организации урока (электронный журнал, рабочий план, учет статистики успеваемости учащихся); набор методов связи с родителями и детьми; использование обучающих материалов для подготовки к занятиям

Анализ данных портала http://vsopen.ru

В течение года

К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей

Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика

Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации

1 раз в год

Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств ученика (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.), уметь проектировать социальный образ ученика, содействовать движению ученика к заданному образу

Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях

1 раз в год

Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность родителей и учащихся

Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога

1 раз в год

Умение конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков

Умение осуществлять взаимодействие с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса


Умение работать в группе (находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование и т.п.)

Участие в мероприятиях различного уровня

1 раз в год

П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию основных образовательных программ (приказы, утверждающие Федеральный стандарт образования, региональный базисный учебный план и др.), соответствующие концепции Федерального государственного стандарта и образовательной политики РФ на современном этапе

Тестирование по методике С.Климина в рамках процедуры аттестации педагогов

1 раз в год

Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса

Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа, классный журнал)

В течение года

Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи, алгоритм построения элективных курсов в 8-9 кл., курсов по выбору в 10-11 кл., программ предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.

1 раз в год


























Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога


Критерии

Показатели

Содержание мониторинга

Методы и методики изучения

Индикаторы

Исполни-тели

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Знание образовательных стандартов и реализующих их программ.

Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу


Отслеживание и анализ материалов диагностики умения корректировать цели, делать выводы

Наблюдение, карты посещения уроков, экспертная оценка

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем владения конкретными способами перевода темы в задачи


Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Знание возрастных особенностей обучающихся.

Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте


Анализ умений по организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом возрастных особенностей

Анализ посещения уроков

% педагогов, умеющих ставить педагогические цели и задачи


Компетентность в области мотивирования обучающихся

Умение обеспечить успех в деятельности

Знания возможностей конкретных учеников.

Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика.

Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам


Выявление умений создания ситуаций успеха в обучении

Собеседова-ние, анализ урока, экспертная оценка

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем умений обеспечивать успех обучающихся в деятельности


Педагогическое оценивание

Знание многообразия педагогических оценок.

Владение (применение) различными методами оценивания


Анализ владения методами, формами, приемами педагогического оценивания

Анализ урока, собеседова-ние,

экспертная оценка

% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем умений применять различные методы оценивания


Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую

Знание интересов учащихся, их внутреннего мира.

Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов

Определение владения навыками учета индивидуальных особенностей обучающихся

Анализ урока, собеседова-ние, наблюдение,

экспертная оценка

% педагогов владеющих умениями превращать учебную задачу в личностно-значимую


Компетентность в области информационной культуры

Умение использовать в профессиональ-ной деятельности информацион-

ных ресурсов

Умения использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы.

Умение квалифицированно работать с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, программно-методическими комплексами

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Отслеживание и анализ результатов диагностики уровня владения основными информационными умениями

Анкетирова-ние, итоговая аттестация КПК, аттестация педагогов, участие в конкурсах профессионального мастерства, посещение уроков


% педагогов с высоким (средним, низким) уровнем владений информационными ресурсами


Умение вести самостоятель-

ный поиск информации

Профессиональная любознательность;

умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

использование различных баз данных в образовательном процессе

Отслеживание постоянного профессионального роста педагога,

уровня непрерывного обновления собственных знаний и умений вести самостоятельный поиск

Анкетирова-

ние

% педагогов с высоким, средним, низким уровнем владения вести самостоятельный поиск информации


Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

Умение выбрать программу, учебники и учебные комплекты.

Умение разработать образовательную программу

Знание образовательных стандартов и различных видов программ; умения структурировать программный материал, адаптировать ее к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; умения обосновывать выбор учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом

Анализ материалов исследования готовности педагога к выбору и разработки персональных программ. Отслеживание и анализ информации о выборе программ. Анализ данных об экспертизе качества разработанных программ

Анкетирова-

ние, экспертная оценка

Мера обеспеченности учебно-методической литературой,

доля работников, участвующих в разработке программ





Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности;

знания детской психологии,

владения технологиями психолого-педагогической коррекции

Отслеживание и анализ материалов диагностики уровня владения педагогом основными педагогическим и психологическими умениями

Наблюдение, собеседова-

ние, анкетирова-

ние

Мера затрат времени, ресурсов психических, физических для получения результата


Компетентность в области организации учебной деятельности

Знание предмета преподавания

Знание генезиса формирования предметного знания;

возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

владение методами решения различных задач;

свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных

Анализ знаний предмета преподавания, сочетания теоретического знания с видением его практического применения.

Выявление предпосылок установления личностной значимости педагога в подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам региональных, российских, международных уровней

Анализ результатов ЕГЭ, ГИА

% качества знаний обучающихся;

Результативность участия в олимпиадах, конкурсах обучающихся


Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

Динамика качественного показателя от входного контроля знаний до итоговой аттестации. Уровень взаимопонимания между педагогом и обучающимися:
- способность слушать и слышать ученика;

- выяснять интересы и потребности обучающихся;

- готовность вступать в помогающие отношения;

- позитивный настрой педагога

Отслеживание и анализ результатов входного и итогового контроля, анализ информации об уровнях взаимопонимания между педагогами и обучающимися

Тестирование обучающих-

ся. Анализ контрольных работ.

Наблюдение, собеседова-ние

Динамика (положительная, отрицательная) = % качества знаний итоговой аттестации –

% качества знаний входного контроля.

% педагогов с высоким, средним, низким уровнями взаимопонимания
с обучающимися


Владение методами преподавания

Знание нормативных методов и методик. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторской школы. Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения

Эффективность усвоения знаний и формирования умений у обучающихся, предусмотренных программой. Анализ развития творческого потенциала педагога.

Анализ уровня сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков


Анкета «Оценка и самооценка профессио-нальных умений педагога»

% педагогов с высокими, достаточными, средними, слабыми профессиональны-ми умениями

»












Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»


I - Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы).

II - Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.

III - Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).


п/п

Показатели/индикаторы

профессиональных потребностей и затруднений

А

Б

В

1

Личностная подготовка




1.1.

Уверенность в своих силах




1.2.

Контактность с людьми




1.3.

Системность в работе




1.4.

Понимание происходящих в школе изменений




1.5.

Понимание норм отношений в коллективе




2

Правовая подготовка




2.1.

Знание своих гражданских и профессиональных прав




2.2.

Знание основ законодательства в сфере образования




2.3.

Знание норм прав школьника




2.4.

Умение обучить правовой самозащите школьников




2.5.

Умение отстоять свои права




3

Экономическая подготовка




3.1.

Знание основ рыночной экономики




3.2.

Знание хозяйственного механизма работы школы




3.3.

Умение рационально организовать свой труд




3.4.

Умение рационально организовать труд школьников




3.5.

Умение формировать экономическое мышление школьников




4

Управленческая подготовка




4.1.

Знание основ управления школой




4.2.

Умение управлять развитием школьников




4.3.

Умение корректировать свой стиль руководства




4.4.

Умение развивать самоуправление школьников




4.5.

Умение стимулировать качественную учебу школьников




5

Общекультурная работа




5.1.

Способность к творчеству




5.2.

Знание основ искусств




5.3.

Умение развивать творческие способности школьников




5.4.

Поддержание своей спортивной формы




5.5.

Умение соблюдать режим труда и отдыха




6

Общеобразовательная подготовка




6.1.

Знание стандартов преподаваемой учебной дисциплины




6.2.

Знание смежных дисциплин




6.3.

Умение осваивать новый опыт




6.4.

Умение развивать у школьников общие учебные умения




6.5.

Умение использовать в работе ТСО




7

Коммуникативная подготовка




7.1.

Знание основ делового общения




7.2.

Умение бесконфликтно общаться со школьниками




7.3.

Умение разрешать конфликты с родителями




7.4.

Умение избегать конфликтов с коллегами




7.5.

Умение бесконфликтно общаться с руководством




8

Психологическая подготовка




8.1.

Умение управлять своим состоянием




8.2.

Знание основ психологии управления




8.3.

Умение изучать личность школьников




8.4.

Умение развивать память школьников




8.5.

Умение развивать мышление школьников




9

Методологическая подготовка




9.1.

Знание теории поэтапного формирования умственных действий




9.2.

Знание теории развивающего обучения




9.3.

Знание теории программированного обучения




9.4.

Умение самостоятельно изучать дидактические теории




9.5.

Знание основ дидактики




10

Технологическая подготовка




10.1.

Умение планировать изучение тем




10.2.

Умение проводить уроки разных типов




10.3.

Умение управлять учебно-познавательной деятельностью школьников




10.4

Умение организовать самостоятельную работу школьников




10.5

Умение организовать контроль знаний








Разъяснения процедуры проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»


Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные для профессионализма современного учителя. Так определились 50 направлений профессионального развития педагога. Изучая потребности учителей школы в овладении различными знаниями и умениями, руководители школьной методической службы получают возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм педагогов, логично и конкретно планировать школьную методическую работу, получать помощь от методической службы.


Цель диагностической методики – изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.

Задание участникам диагностирования:

Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:

1. Насколько Вам необходимы для успешной работы знания, умения и качества личности, представленные в анкете.

2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности.

Заполните колонку «Б», проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки. Заполните колонку «В», вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).

Если разность окажется отрицательной, то учитель испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения учителя удовлетворены, какие - нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).

Если анкетируется один учитель, то результаты могут послужить основой программы профессионального саморазвития педагога, плана тематических консультаций заместителя директора, курирующего методическую деятельность, и индивидуального плана работы по повышению педагогического мастерства. По отдельным направлениям массовых затруднений и потребностей возможно планирование курсов повышения квалификации или районные методические семинары, круглые столы, педагогические чтения и т.п..

Наибольший эффект использования данной диагностической методики в планировании и организации школьной методической работы, плана работы методической службы. Изучение динамики профессиональных потребностей и затруднений педагогов позволяет организовать методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для всех работников школьной и муниципальной методической службы.



СМ. ПРИЛОЖЕНИЯ





[Введите текст] Страница 14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!