СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

 

Задачи мониторинга:

-отработать  механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД;

-выявить и проанализировать факторы, способствующие формированию УУД;

-использовать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД;

-сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования

-разработать систему критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе»







Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в 1 – 4 классах











































Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС.



Задачи мониторинга:

-отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД;

-выявить и проанализировать факторы, способствующие формированию УУД;

-использовать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД;

-сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования

-разработать систему критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся.


Объекты мониторинга:

-универсальные учебные действия младших школьников;

-психолого- педагогические условия обучения;

-педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга: -банк диагностических методик; -технологические карты.



Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.


Система критериев и показателей уровня сформированности УУД:

-соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

-соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

-сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью обучающихся.


Методы сбора информации:

-анкетирование;

-тестирование;

-наблюдение;

-беседа.

Личностные универсальные учебные действия


Диагностические методики для мониторинга:

-«Лесенка» (1- 4 класс);

-«Оценка школьной мотивации» (1-2 класс);

-«Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (3 - 4 класс);

-«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс);

-«Незаконченные предложения» (3-4 класс).


«Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст: 1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Инструкция для обучающихся:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (педагог показывает на доске). На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?

Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.


«Оценка школьной мотивации»

(Н. Лусканова)

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося.

Форма проведения: анкета.


1.Тебе нравиться в школе?

-нравиться

-не очень нравиться

-не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-иду с радостью

-бывает по-разному

-чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю точно

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

-доволен

-бывает по-разному

-не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

-часто

-иногда

-почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

-не очень много

-много

-почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-нравятся

-некоторые нравятся, а некоторые – не очень

-большинство не нравится


Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.


Ключ:

вопроса

Балл за 1 ответ

Балл за 2 ответ

Балл за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.


  1. 20 – 24 баллов – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство обучающихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.


  1. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.


  1. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


  1. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Методика диагностики мотивации учения

и эмоционального отношения к учению

(А.Д.Андреев)


Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 3-4 класс.

Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.


Инструкция для обучающихся:

Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какое ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.


Почти никог-да

Иногда

Часто

Почти всегда

1. Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути

1

2

3

4

3. Я разъярен

1

2

3

4

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5. Я напряжен

1

2

3

4

6. Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки

1

2

3

4

9. Я раскован

1

2

3

4

10. Мне интересно

1

2

3

4

11. Я рассержен

1

2

3

4

12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе

1

2

3

4

13. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать

1

2

3

4

16. Я стараюсь все делать правильно

1

2

3

4

17. Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18. Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19. Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием

1

2

3

4

21. Я взвинчен

1

2

3

4

22. Я энергичен

1

2

3

4

23. Я взбешен

1

2

3

4

24. Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25. Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27. Я раздражен

1

2

3

4

28. Я решаю самые трудные задачи

1

2

3

4

29. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30. Мне скучно

1

2

3

4

31. Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32. Я стараюсь не получить двойку

1

2

3

4

33. Я уравновешен

1

2

3

4

34. Мне нравится думать, решать

1

2

3

4

35. Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36. Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37. Я боюсь

1

2

3

4

38. Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39. Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40. Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4

Обработка результатов:

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

На бланке 1 2 3 4

Вес для подсчета 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

Ключ:


Шкала

Пункты, номер

Познавательная активность

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

Мотивация достижения

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Тревожность

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

Гнев

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28. При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов:

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням:



Шкала


Уровень

Интервал значений



9-11 лет

Дев.

Мал.



Познавательная активность

Высокий


31-40

28-40

Средний


21-26

22-27

Низкий


10-25

10-21



Тревожность

Высокий


27-40

24-40

Средний


20-26

17-23

Низкий


10-19

10-16



Гнев

Высокий


21-40

20-40

Средний


14-20

13-19

Низкий


10-13

10-12

Интерпретация данных

Шкала


Интерпретация

Познавательная активность

Тревож-ность

Гнев


Высокий

Низкий, средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий, средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий, средний

Низкий,

средний

Переживание «школьной скуки»

Средний

Низкий, средний

Низкий,

Средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий,

средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низкий

Низкий,

средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность на уроке

Средний,

низкий

Высокий

Средний,

Низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний, низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий,

средний

Высокий

Низкий,

средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту


Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»


Цель: определение нравственных представлений обучающихся.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 1 – 2 класс.

Форма (ситуация оценивания) фронтальное анкетирование.


Инструкция для обучающихся:

Опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А Нравиться

Б Не очень нравиться

В Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А Нет

Б Иногда

В Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда


Обработка данных:

-за первый ответ (А) – 2 балла;

-за второй ответ (Б) – 1 балл;

-за третий ответ (В) – 0 баллов.


Интерпретация данных:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.



Методика «Незаконченные предложения»


Цель: определение отношения нравственным качествам (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 3 – 4 класс.

Форма (ситуация оценивания) фронтальное анкетирование.


Инструкция для обучающихся:

Вам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали:

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

  2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…

  3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…

  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

  5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …

  6. Если бы я был на месте учителя, я…


Обработка полученных данных – качественный анализ ответов. Определяем степень сформированности нравственных норм и нравственных качеств по схеме:

  1. балл - неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

  2. балла - правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.

  3. балла - полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.


Технологическая карта формирования личностных УУД в 1 - 4 классах

УУД

Нормативный

показа-тель УУД

Класс

Уровни сформированности



Диагностика



высокий


средний


низкий


Самопознание и самоопределение


Самооценка










1

- чувство необходимости учения;

- формирование своей точки зрения;

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

- предпочтение социального способа оценки своих знаний

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии

- положительное отношение к школе;

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»;

- школа привлекает внеучебной деятельностью

Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке


- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

- ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом









Методика

«Лесенка»

Самопознание и самоопределение


Самооценка









2

- чувство необходимости учения;

- формируется собственная точка зрения;

- предпочтение социального способа оценки своих знаний

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии


- положительное отношение к школе;

-проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах;

-частично зависит от ситуации успеха

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке

.


-посещение школы с целью общения со сверстниками;

-нет стремления иметь собственную точку зрения;

-полностью зависит от ситуации успеха;

-тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом




Методика

«Лесенка»

Самопознание и самоопределение


Самооценка








3

- чувство необходимости учения;

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.


- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.


-неумение адекватно оценить свои способности;

-самооценка ситуативна

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом






Методика

«Лесенка»

Самопознание и самоопределение


Самооценка









4

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки.

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии

- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке


-неумение адекватно оценить свои способности;

-самооценка ситуативна; -самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом





Методика

«Лесенка»

Смыслообразование


Мотивация



1

- интерес к новому;

- сформированность учебных мотивов;

– стремление к получению высоких оценок

Рекомендации:

- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

- частично сформирован интерес к новому;

- частично сформированы учебные мотивы,

– стремление получать хорошие оценки,


Рекомендации:

- формирование мотивации достижения и успеха.

-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна,

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.



«Оценка школьной мотивации»

Смыслообразование


Мотивация






2

- формируются познавательные мотивы и интересы;

- сформированы учебные мотив;

- желание учиться

Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы;

- в стадии формирования учебные мотивы

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение;

- учебный материал усваивает фрагментарно;

- к занятиям интерес не проявляет

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы




«Оценка школьной мотивации»

Смыслообразование


Мотивация








3

- сформированны познавательные мотивы и интересы,

- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),


Рекомендации:

- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

- частично сформированны познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции)

Рекомендации:

- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.


- сформирована мотивация избегания наказания,

- фиксация на неуспешности

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- найти зону успешности ребенка,

- ориентировать на внеурочную деятельность.










«Мотивация учения и эмоционального отношения к учению»

Смыслообразование


Мотивация








4

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивирован на высокий результат учебных достижений

Рекомендации:

-привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся

Рекомендации:

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы;

-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность);

- склонность выполнять облегченные задания;

- ориентирован на внеурочную деятельность;

- слабо ориентирован на процесс обучения

Рекомендации:

- консультация специалистов;

- использование облегченных видов работы, дифференцированные задания на уроках











«Мотивация учения и эмоционального отношения к учению»

Нравственно-этическая








1

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости;

- имеет начальное представление о нравственных нормах

Рекомендации:

- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости);

- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм;

- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое

Рекомендации:

- формирование основ толерантности;

- развитие эмпатии;

- расширить представления о моральных нормах

- неправильное представление о моральных нормах;

- низкий уровень развития эмпатии

Рекомендации:

- консультация специалистов;

- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей;

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)




Методика

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Нравственно-этическая







2

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания;

- может выделять морально-этическое содержание событий и действий;

- формируется система нравственных ценностей

Рекомендации:

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)


- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания;

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий;

-формируется система нравственных ценностей

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями;

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме

- недостаточно знает суть нравственных норм;

- низкий уровень эмпатии;

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное

Рекомендации:

- консультация специалистов;

- стимулирование чувствительность к переживаниям других;

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)







Методика

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Нравственно-этическая







3

- может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора;

- может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм;

- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы

Рекомендации:

-привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)


- делает попытки осуществления личностного морального выбора;

- пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм

Рекомендации:

- воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание;

- воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- недостаточно знает суть нравственных норм;

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка;

- отношение к нравственным нормам неопределенное

Рекомендации:

- стимулировать чувствительность к переживаниям других;

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)






Методика

«Незаконченные предложения»


Нравственно-этическая










4

- сформированы представления о моральных нормах;

- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора;

- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Рекомендации:

-привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)


- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении;

- частично сформирован уровень развития моральных суждений;

- имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора;

- иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Рекомендации:

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме

- знает суть нравственных норм;

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка;

- отношение к нравственным нормам неопределенное

Рекомендации:

-стимулировать чувствительность к переживаниям других;

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме








Методика

«Незаконченные предложения»





Регулятивные универсальные учебные действия


Диагностические методики для мониторинга:

-«Рисование по точкам» (1 класс);

-«Корректурная проба» (2 – 4 класс).


Методика "Рисование по точкам"

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 1 класс

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:

























Инструкция:

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.



Оценка выполнения задания:

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

-соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
-полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
-одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).



Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.


Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант)



Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 2 – 4 класс

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа



Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Время работы – 5 минут.

Инструкция для обучающихся:

«На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Пример:





Технологическая карта формирования регулятивных УУД в 1 - 4 классах



УУД

Нормативный

показа-тель УУД

Класс

Уровни сформированности



Диагностика


низкий

средний

высокий

Целеполагание

Определять цель учебной деятельности

с помощью учителя

и самостоятельно




















1


-включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично;

-нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя;

-не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-коррекционные занятия;

- пошаговый контроль со стороны учителя;

-постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия

-предъявляемое требование осознается лишь частично;

-охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования;

-невозможность решить новую практическую задачу;

-объясняет отсутствие адекватных способов решения

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия

-осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулирует весь процесс выполнения;

-определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания







Наблюдение

Целеполагание

Определять цель учебной деятельности

с помощью учителя

и самостоятельно











2

-включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично;

-может принимать лишь простейшие цели

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-коррекционные занятия;

-пошаговый контроль со стороны учителя;

-постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия

- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-охотно осуществляет решение познавательной задачи;

-четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия;

-развитие понятийного мышления

- определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения;

-четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания




Наблюдение

Целеполагание

Формулировать и удерживать учебную задачу










3-4







-определяет цель учебной деятельности с помощью учителя;

-включаясь в работу быстро отвлекается;

-осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования;

-невозможность решить новую практическую задачу

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-коррекционные занятия;

-пошаговый контроль со стороны учителя;

-постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия

-четко выполняет требование познавательной задачи;

-осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи;

-самостоятельно формулирует познавательные цели;

-осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия;

-развитие понятийного мышления

-выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-привлечение к проектно-исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах






Наблюдение

Контроль

Соотносить выполненное

задание с образцом,

предложенным учителем












1








-низкие показатели объема и концентрации внимания;

- не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок;

- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-коррекционные занятия;

- включить в урок упражнения, развивающие внимание

-ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности;

- средние показатели объема и концентрации внимания;

- решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы

Рекомендации:

-включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания

-высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия;

-высокие показатели объема и концентрации внимания;

-осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено;

- ошибки исправляет самостоятельно

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня контроля






«Рисование по точкам»

Контроль

Соотносить выполненное

задание с образцом,

предложенным учителем









2

- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий;

- предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- коррекционные занятия;

- включить в урок упражнения, развивающие внимание

- решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы;

- задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно

Рекомендации:

-включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания


-осознает правило контроля;

- ошибки исправляет самостоятельно;

-контролирует процесс решения задачи другими учениками;

- задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня контроля






«Корректурная проба»

Контроль

Соотносить выполненное

задание с образцом,

предложенным учителем








3

-без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям;

-ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- коррекционные занятия;

-обучение методу речевого самоконтроля

-самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;

-задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня контроля;

- усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности

- ошибки исправляет самостоятельно;

-контролирует процесс решения задачи другими учениками;

- контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Рекомендации:

-в групповых формах работы предлагать роль эксперта








«Корректурная проба»

Контроль

Соотносить выполненное

задание с образцом,

предложенным учителем









4

-без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям;

-ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их

Рекомендации:

-консультация специалистов; -коррекционные занятия;

-обучение методу речевого самоконтроля

-самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы;

-задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня контроля;

-усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности

- ошибки исправляет самостоятельно;

-контролирует процесс решения задачи другими учениками;

- контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Рекомендации:

-в групповых формах работы предлагать роль эксперта








«Корректурная проба»

Оценка

Оценка своего задания по следующим параметрам:

легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания






1















-неумение опираться на образец;

-низкий уровень развития произвольного внимания;

-не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-коррекционные занятия;

-обучение методу речевого самоконтроля

-может ориентироваться на образец, но делает ошибки;

-может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня оценки

-работает точно по образцу;

- может оценить действия других учеников

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня оценки







Наблюдение

Оценка

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,

возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания.










2

- не воспринимает аргументацию оценки;

- не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Рекомендации:

-консультация специалистов; -создание ситуации успеха на уроках;

-индивидуальный подход

-приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня оценки;

-создание ситуации успеха на уроках

- умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия;

- может оценить действия других учеников

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня оценки;

-предлагать роль эксперта











Наблюдение

Оценка

Оценка своего задания по следующим параметрам:

легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания.














3










- приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-создание ситуации успеха на уроках;

-индивидуальный подход;

-обучение алгоритму самостоятельного оценивания

-приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения;

-свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи

Рекомендации:

-отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач

- умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия;

- самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня оценки;

-привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.








Наблюдение




Оценка

Оценка своего задания по следующим параметрам:

легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания.









4

- приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения

Рекомендации:

-консультация специалистов;

-создание ситуации успеха на уроках;

-индивидуальный подход;

-обучение алгоритму самостоятельного оценивания

-приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения;

-свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи

Рекомендации:

-отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач


- умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия;

- может оценить действия других учеников;

- самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения;

Рекомендации:

-поддержка и развитие сформированного уровня оценки;

-привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д.









Наблюдение











Познавательные универсальные учебные действия

Диагностические методики для мониторинга:

-«Найди отличия» (1 класс);

-«Выделение существенных признаков» (2 класс);

-«Логические закономерности» (3 класс);

-«Исследование словесно-логического мышления» (4 класс).


Тест “Найди отличия”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 1 класс.

Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).





Оценка результатов теста:

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.


Выводы об уровне развития восприятия:

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий


Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 2 класс.

Критерии оценивания:

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово

-высокий уровень – 6-7 (правильных ответов);

-средний уровень – 3-5;

-низкий уровень – 1-2 .

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ­степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако­вых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным блан­ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада­чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция для обучающихся:

«В каждой строчке вы найдете одно сло­во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под­черкните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле­дуемый должен продемонстрировать свою способность уло­вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка­заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер­ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


Ключ

    1. Растение, земля.

    2. Берег, вода.

    3. Здание, улица.

    4. Крыша, стены.

    5. Глаза, печать.

    6. Бумага, редактор.

    7. Игроки, правила.



Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.


Методика «Логические закономерности»


Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: 3 класс.

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен оп­ределить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

6)29, 28, 26, 23, 19, 14;

7)16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;

8)1, 4, 9, 16, 25, 36;

9)21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.


Оценка результатов производится с помощью таблицы:


Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+


Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление


Обработка результатов:

Предъявленные ряды

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;

  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6


Методика «Исследования словесно-логического мышления

младших школьников»

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: 4 класс


1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос­нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол­ном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания:

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% обучающихся с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во­просы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86% обучающихся с нормальным развитием дают правильный ответ).

  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85%).

  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85%).

  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

7.У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

8.Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

9. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению


«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% обучающихся с нормальным развитием дают правильный ответ).

  2. Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).


3-й субтест. Умозаключение по аналогии


«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

  1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87% обучающихся с нормальным развитием дают правильный ответ)

  1. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

  1. Учитель - Ученик

Врач - ? ( Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

  1. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

  1. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

  1. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

  1. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

  1. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

  1. Стол- Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)


4-й субтест. Обобщение


«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

  1. Окунь, карась... (99% обучающихся дают правильный ответ)

  2. Метла, лопата... (43%)

  3. Лето, зима... (84%)

  4. Огурец, помидор ... (97%)

5. Сирень, орешник ... (74%)

  1. Шкаф, диван ... (96%)

  2. Июнь, июль ... (95%)

  3. День, ночь... (45%)

  4. Слон, муравей ... (85%)

10. Дерево, цветок ... (73%)


Обработка результатов:

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов — 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X х 100% : 40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 бал­лов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже сред­него (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уро­вень) — 12 баллов и ниже.









Коммуникативные универсальные учебные действия

Диагностические методики для мониторинга:

-«Узор под диктовку» (1 – 2 класс);

-«Рукавички» (1 – 2 класс);

-«Лева и правая стороны» (3 класс);

-«Совместная сортировка» (4 класс)


«Узор под диктовку»

(Цукерман и др., 1992)

Цель: коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности(коммуникация как предпосылка интериоризации)

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: 1- 2 класс

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания:

Двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).




























Рис. 3

Инструкция для обучающихся: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

-умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

-способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.





Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Цель: коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: 1 – 2 класс

Форма (ситуация оценивания): работа обучающихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция для обучающихся:

«Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

-взаимопомощь по ходу рисования;

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.)

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


Методика «Левая и правая стороны»

Цель: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения)

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: 3 класс

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция для обучающихся:

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.» (Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.)

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.»

3. На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. «Карандаш слева или справа? А монета?»

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. «Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

-соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.



Задание «Совместная сортировка»

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: 4класс

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция для обучающихся:

«Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

-умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!