СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа опытно-экспериментальной работы МК

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ОЭР МК составлена по теме «Развитие субъектности учащихся и педагога при организации учебно-познавательной деятельности с использованием технологий субъектно-деятельностного подхода в обучении»

Просмотр содержимого документа
«Программа опытно-экспериментальной работы МК»

КГУ «Средняя школа №30»

ШМК учителей английского языка, русского языка и литературы

Методическая тема ШМК

«Развитие субъектности учащихся и педагога при организации учебно-познавательной деятельности с использованием технологий субъектно-деятельностного подхода в обучении»


Актуальность и постановка проблемы.


Достойный статус Казахстана в современном мире обеспечит только такая система образования, в которой личность учащегося выступает как самоорганизующийся субъект, творческий потенциал которой является основой для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества, общения.

Становление личности субъектом и развитие ее активности происходит при организации учебно-познавательной деятельности с использованием технологий субъектно-деятельностного подхода в обучении.

Однако общеобразовательная школа недостаточно внимания уделяет обучению учащихся при изучении языковых дисциплин принятию собственных решений, аргументации своих доводов, высказыванию собственного мнения; выбору методов и форм деятельности по предложенному заданию, т.е. современная школа мало уделяет внимания формированию ученика как субъекта собственной деятельности.

Теоретические и методологические вопросы использования педагогических технологий развития субъектности учащихся рассмотрены в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, C.B. Кульневича, В.А. Сластенина, А.К. Осницкого, C.Рубинштейна.

Совершенствованию процесса обучения и педагогическим технологиям развития субъектности учащихся посвящены работы В.Г. Афанасьева, В.В. Гузеева, В.П. Беспалько, Л.П. Гладкой, В.П. Боголюбова, Д.В. Вилькеева, A.M. Воронина, В.В. Горшковой, М.В. Кларина, Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, В.В. Шоган.

И в то же время в массовой практике общеобразовательной школы вопросы использования педагогических технологий развития субъектности учащихся при изучении языковых дисциплин не решены. По-прежнему остро переживается необходимость обращения к технологиям организации образовательного процесса с доминирующими в них установками на взаимодействие, сотрудничество, индивидуальное самонаучение, саморазвитие, на субъект-субъектные отношения при изучении языковых дисциплин. По-прежнему отсутствует специальная литература, содержащая необходимые рекомендации для учителей-филологов по эффективной реализации таких технологий, практически отсутствуют методические пособия по организации учебного процесса с использованием субъектно-деятельностных технологий обучения учащихся массовой общеобразовательной школы.

Таким образом, необходимость устранения противоречия между потребностями учителей-филологов в методических рекомендациях по использованию педагогических технологий развития субъектности учащихся общеобразовательной школы и состоянием реальной практики реализации образовательных областей государственного стандарта общеобразовательной подготовки позволяет говорить об актуальности исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективной реализации педагогических технологий развития субъектности учащихся при изучении языковых дисциплин. Решение этой проблемы составляет цель исследования.


Объектом исследования выступает учебно-познавательная деятельность учащихся общеобразовательной школы.


Предмет исследования процесс реализации педагогических технологий развития субъектности учащихся общеобразовательной школы при изучении языковых дисциплин.


В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы реализации педагогических технологий развития субъектности учащихся при изучении языковых дисциплин.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности субъектности учащихся в учебно-познавательной деятельности.

3. Выявить педагогические условия эффективной реализации технологий развития субъектности учащихся при изучении языковых дисциплин.

4. Разработать методические рекомендации эффективного использования педагогических технологий развития субъектности учащихся при изучении языковых дисциплин.


Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование педагогических технологий развития субъектности учащихся при изучении языковых дисциплин будет эффективным, если:

- их целью будет рассматриваться становление личности учащегося как субъекта учебной деятельности;

- учитываются цели, задачи и требования к содержанию и выбору методов, форм и средств обучения в системе общеобразовательной подготовки;

- выявляются и применяются элементы проблемности в обучении;

- формируются условия для совместной деятельности учащихся и учителя, в ходе осуществления которой происходит активное и творческое усвоение каждым учащимся учебного материала;

- при организации самостоятельной деятельности реализуется индивидуальный и дифференцированный подход ко всем учащимся в соответствии с их познавательными интересами и потребностями;

- соблюдается гибкость, многообразие всех видов самостоятельной учебной деятельности на уроках.


Методологической основой исследования являются важнейшие положения философии, педагогики, психологии о субъектно-деятельностном подходе в обучении, о системно-целостном подходе к формированию личности:

  • методические и методологические основы развития самостоятельности субъекта обучения в учебном процессе (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, В.А.Сластёнин, Т.И. Шамова и др.);

  • познавательная деятельность как особая система познавательных процедур и действий (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и др.);

  • самостоятельная деятельность учащихся (П.И. Пидкасистый);

  • теория деятельности и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, T.B. Занков, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

  • теория индивидуальности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, B.C. Мерлин и др.) и субъектности (А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.).


Методы исследования.

Решение поставленных задач осуществляется с использованием теоретических и эмпирических методов исследования:

  • ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  • моделирование;

  • анализ деятельности учащихся (наблюдение, беседы, анкетирование, экспертные оценки);

  • педагогический эксперимент;

  • личная опытно-экспериментальная работа соискателя;

  • методы математической статистики для определения достоверности результатов исследования;

  • анализ и теоретическое обоснование результатов исследования и их интерпретация с позиции конкретных условий.


Этапы исследования.

  1. Формирующий этап (2015-2016 гг.) - проведение теоретического анализа и оценки современного состояния проблемы, литературных источников, определение цели и задач исследования, разработка исходных теоретических позиций и гипотезы исследования, отработка базы опытно-экспериментальной работы.

  2. Экспериментально-преобразующий этап (2016-2019 гг.) - внедрение теоретических положений исследования; осуществление эксперимента; проверка эффективности субъектности как средства стимулирования личностного развития учащихся; определение условий эффективного использования субъектности как средства стимулирования учебной деятельности.

  3. Контрольно-обобщающий этап (2019-2020 гг.) - завершение педагогического эксперимента; обобщение и систематизация материалов исследования; формулировка выводов; обработка материалов опытно-экспериментальной работы.

Участники эксперимента и их обязанности


Педагог-психолог

  • организация диагностических действий на всех этапах исследования, психологических тренингов личностного роста;

  • осуществление практической помощи участникам ОЭР, консультации и коррекции эмоционального состояния;

  • отслеживание степени удовлетворенности участников ОЭР.


Учителя-экспериментаторы

  • организация процесса апробации идеи или модели по созданию новой практики педагогического взаимодействия и психологического взаимопонимания;

  • осуществление мониторинга процесса и результатов ОЭР;

  • формирование банка данных по определенным направлениям ОЭР.


Учащиеся

  • осмысление своего участия в эксперименте;

  • отслеживание динамики развития, состояния психологического комфорта;

  • определение степени удовлетворенности условиями и ходом эксперимента.


Классный руководитель

  • определение уровня готовности и адаптации учащихся к эксперименту;

  • отслеживание динамики приращения социального и познавательного опыта;

  • содействие росту коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся;

  • осуществление корректировочной деятельности межличностных отношений «учитель-ученик».


Родители

  • отслеживание состояния психологического и физического состояния здоровья своих детей;

  • определение степени ответственности и удовлетворенности личностным развитием в процессе ОЭР;

  • осуществление связи с участниками ОЭР;

  • осуществление коррекции отношения детей к познавательной, учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности.



Ожидаемые риски:

  1.  Бессистемный характер нововведений, сиюминутная реализация многочисленных локальных инициатив.

  2. Сопротивление изменениям, отсутствие внутренней мотивации обучения у педагогов.

  3. Неудовлетворенность части родителей и учащихся инновационными процессами.

  4. Недостаточное финансирование на этапе реализации программы.

  5. Локальные ошибки исполнителей.

  6. Недостаточный уровень компетентности педагогов.

Для предупреждения последствий риска предусматривается:

  1. Целевое обоснование, методическое и организационное  обеспечение нововведений единства, взаимосвязи, целостности.

  2.  Изучение  мотивов творческой, профессиональной деятельности и создание  мотивационной среды, стимулирующей развитие творческого потенциала учителя.

  3. Проведение большой информационной работы среди учащихся, родителей, преподавателей.

  4. Организация психолого-педагогической поддержки всех участников процесса.

  5. Создание системы мониторинга для отслеживания реализации программы развития.

  6. Создание комфортных условий для коллективной деятельности.

Теоретическая значимость исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы будут уточнены категории "субъект деятельности", "субъектность" применительно к филологическому образованию школьников, подтверждена их значимость как необходимого компонента успешного обучения на уроках языковых дисциплин; обоснована совокупность педагогических условий и педагогических технологий, обеспечивающих эффективное развитие субъектности учащихся общеобразовательной школы в ходе изучения иностранных языков и русского языка и литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что экспериментально проверенные педагогические условия эффективной реализации педагогических технологий, обеспечивающие развитие субъектности учащихся, могут быть реализованы в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы при изучении языковых дисциплин. Представленные в исследовании педагогические технологии развития субъектности учащихся и методические рекомендации по их эффективному применению могут быть использованы в учебном процессе массовых общеобразовательных школ, а также в вузовской подготовке специалистов в этой предметной области и их курсовой переподготовке на базе ИПКиПРО.



Список литературы.

        1. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. – В кн. Психология индивидуального и группового субъекта /Под ред. А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой. – М.:ПЕРСЭ, 2002, с.40

  1. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта. -М.: ПЕРСЭ, 2002.-368 с.

  2. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Институт практической психологии, 1998

  3. Постоева Е.С. Развитие субъектной активности учащихся на основе их ценностных ориентации // Педагогический поиск. - Курск, 2002 - № 8. - С. 43—44. - (0,12 п. л.)

  4. Постоева Е.С. Влияние субъектной активности на становление личности школьника // Развитие личности в образовательном процессе. Сб. научн. трудов/ Под ред. Л. И. Мищенко, Л. С. Подымовой. - Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2003.- С. 63-69. -(0,4 п. л.)

  5. Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании. // Психологическая наука и образование, 1996. №3. С. 100-106.

  6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретические экспериментальные исследования. — М.: Педагогика, 1980.-240 с.

  7. Пиляй О.М. Воспитание познавательной самостоятельности при обучении иностранному языку на основе педагогических идей С. Френе: Автореф. . дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. - 21 с.

  8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. - 217 с.

  9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, М, 1998

  10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005

  11. Шуклина Е.А. Самообразование как отрасль социального знания // Социальная психология. 1999. - № 4. - С. 87-94.

  12. Якиманская И.С. А.В. Брушлинский: путь исследователя // Психологический журнал. 2003. - № 2. - С. 87-95.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!