СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа оздоровления обучающихся в группе продленного дня «Крепыши»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа построена в соответствии с принципами воспитания и оздоровления детей. Работа по данной программе строится в соответствии с требованиями к режимным моментам в ГПД.  Рассчитана на 1 учебный год (т.к. группу каждый год посещают разные учащиеся). Возраст воспитанников: 7 – 11 лет (группа разновозрастная).

Просмотр содержимого документа
«Программа оздоровления обучающихся в группе продленного дня «Крепыши»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Виткуловская средняя общеобразовательная школа

Сосновского муниципального района

Нижегородской области


Принято на Согласовано Утверждаю

пед. совете Зам. директора по ВР Директор школы

№ _____________ _____________

от 30.08.2014 г. 0.М.зрячева А. А. Пронин

30.08.2014 г. Приказ №

от 30.08.2014 г.


Программа оздоровления

обучающихся

в группе продленного дня

«Крепыши»


Автор: Воспитатель группы продленного дня,

Коткова Нина Николаевна (1 квалификационная категория)



2014 – 2015

учебный год


Пояснительная записка


Наше будущее – это наши дети. Состояние здоровья детей - надежный индикатор качества здоровья населения в целом. Педагогическая практика позволяет сделать вывод о том, что ГПД в начальной школе из формы организации развивающей работы с детьми после завершения занятий, достаточно часто трансформируется в форму учебно- воспитательной деятельности, что оказывает негативное воздействие на здоровье младших школьников, посещающих ГПД. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющих на здоровье детей, интенсификацию учебного процесса; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни( в т.ч. профилактика вредных привычек, полового воспитания, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.

Причину следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении воспитателей создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка в ГПД как формы организации деятельности, направленной на надзор за детьми. Т.о., следует говорить о принципиальном изменении в работе ГПД.

Поэтому появилась потребность в создании программы «Крепыши».

Программа направлена на оздоровление детей, формирование навыков здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде, развитие творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности. Здоровый ребенок должен представлять собой целостный телесно-духовный организм. Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью.

Воспитательный процесс в направлении «Здоровье» должен быть нацелен на

гармоничное, всестороннее развитие личности. В ГПД необходимо создать условия для снятия физического и психического утомления, связанных с учебной нагрузкой, создать условия для релаксации (эмоционального отдыха).










Цель программы


Создание условий для поддержания здоровья обучающихся в группе продленного дня, учитывая их возрастные особенности и совместных интересы.



Задачи программы:


1.Формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность.


2.Укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию.


3. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности.


4. Обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физических занятий, пребывания на природе, в быту.


5. Обучение детей правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни; формировать ответственность у воспитанников за свое здоровье и здоровье

окружающих людей.
















Принципы реализации программы


В основу системы воспитания положены следующие исходные принципы:

1) Принцип гуманистического воспитания.

Принцип гуманизации воспитания предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, в том числе права быть самим собой. Воспитание гуманности осуществляется при включении ребенка в сопереживание, соучастие, заботу о других, оказание помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.


2) Принцип личностно - ориентированного подхода.

Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе групп по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;


3) Принцип здоровьесберегающий.

Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;


4) Принцип природосообразности.

Обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;


5) Принцип деятельного подхода.

Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;


6)Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций обусловливает согласованность педагогического влияния объективных и субъективных факторов. Это руководство к творческой практической деятельности учителя и учащихся, которые обеспечивают динамику развития и совершенствования воспитания.


7) Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе.




Компоненты программы




1.Рациональное питание.


Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.




2.Оптимальная двигательная активность.


Движение, как форма физиологической активности, играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность ребенка является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма.

У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развиваются мышечная масса, обеспечивающая рост организма.

Существует понятие биологической достаточности движений, которое необходимо для нормального развития школьника. Естественно, в зависимости от возраста, их число изменяется, и чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального развития.


Прогулка


Это активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки. Как и все другие виды деятельности, её нужно сделать содержательной и интересной, а это требует разнообразия в проведении прогулок и учета физической нагрузки, рациональное чередование занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу 2 задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению здоровья и коллектива.








3.Соблюдение режима дня.


Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в ГПД, которая имеет целью передачу воспитателем основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности.

Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Она занимает до 30% времени пребывания школьников в ГПД. Необходимость коллективного отдыха связана с потребностями воспитанника в двигательной активности, а также в эмоциональной разрядке.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности самосознания ребенка. Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.




4.Предупреждение вредных привычек и

формирование полезных.


Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Должна, обязательно, проводиться систематическая работа по воспитанию культуры поведения в ГПД.

В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умения культурно вести себя. Для этого необходима система работы в этом направлении. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана с нормами нравственности, поэтому для решения данного вопроса, кроме этических бесед, необходимо проводить практические занятия в форме ролевой игры, тренинга, КВН, спортивных мероприятий и т.п










5. Повышение психоэмоциональной

устойчивости.


По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющей здоровья является позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Воспитанника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.


В ГПД ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. Огромное значение придается выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, т.к. самостоятельность – это особый вид деятельности.



6. Работа с родителями

по пропаганде здорового образа жизни.


Пропаганда здорового образа жизни является важнейшим из направлений работы воспитателя ГПД с семьей и детьми. Наиболее распространенными и методически оправданными формами работы по психолого-педагогическому образованию родителей и школьников я считаю:

- педагогический клуб, лекции, семинары и практикумы, конференции.

- открытые внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам

- родительские собрания.



Кроме массовых форм работы с родителями необходимо применять групповые и индивидуальные, кроме методов словесного воздействия, необходимо активное взаимодействие воспитателя и родителя. Важно привлекать родителей к подготовке и проведению КТД.

Установлению доверительных между родителями и детьми, дружественных отношений между членами детского коллектива содействует проведение совместных спортивных праздников, походов, тем более что такие мероприятия не требуют ни от родителей, ни от воспитателя специальной продолжительной подготовки.




Содержание программы



Данная программа построена в соответствии с принципами воспитания и оздоровления детей. Работа по данной программе строится в соответствии с требованиями к режимным моментам в ГПД. Рассчитана на 1 учебный год (т.к. группу каждый год посещают разные учащиеся). Возраст воспитанников: 7 – 11 лет (группа разновозрастная).


Работа проводиться по 6 блокам: спортивные часы – проводятся ежедневно; упражнения на релаксацию – проводятся ежедневно; экскурсии, ритмика, этикет - раз в неделю, час здоровья – 2 раза в неделю.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на активность самих детей, побуждая их к ответственному выполнению всех заданий.




Ожидаемые результаты:



– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.














ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ


Этапы

Сроки

Промежуточный

результат

Организационный:

Ц: адаптация ребенка к условиям и особенностям школьного режима дня.

З: создавать условия для проявления самобытности каждого ребенка, его духовно-нравственного потенциала;

планировать мероприятия в режиме школьного дня, которые соответствуют интересам и запросам детей; корректировать нормы общения, поведения, отношений.

2014 сентябрь- октябрь



Планирование мероприятий в режиме школьного дня, которые соответствуют запросам детей.






Основной

З: организовать КТД; показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях; корректировать межличностные и коллективные отношения.

2014

ноябрь- 2015апрель








1.Планирование и проведение воспитательных КТД


2.Укрепление здоровья


3.Совершенствование экологической и этической культуры

Итоговый

З: подвести итоги года: обработать результаты, определить эффективность проведенной работы, обобщить опыт по данному направлению.

2015

май

1.Итоговый праздник.

2.Анализ результатов и эффективности проведенной работы.

3.Презентация опыта работы по программе оздоровления в рамках ОУ.








Блок «Спортивные часы»

Спортивный час в группах продлённого дня способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Занятия разнообразны по характеру, интенсивности, доступности и проводятся, как правило, на открытом воздухе и имеют оздоровительную направленность. Содержание спортивного часа взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, ходьба на лыжах.

Занятия проводятся ежедневно. Всё это налагает дополнительные требования на воспитателя, учителя по обеспечению безопасности занятий. Занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной учащимися в течение учебного дня.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее действие. Под воздействием движений улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Такие игры дают участникам широкий набор способов поведения, их действия нельзя заранее предугадать. Подвижные игры развивают ловкость, быстроту реакции, смекалку. Для проведения подвижных игр может понадобиться какой-нибудь несложный инвентарь, который лучше подготовить .

Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся.




Умения и навыки


иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и

повышением физической подготовленности;

- о правилах составления комплексов утренней зарядки;

уметь:

- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование

правильной осанки;

- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физминуток;

- играть в подвижные игры;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной

осанки.


Диагностика эффективности блока (2 раза в год)


Опросник «Состояние здоровья и самочувствие» Бабенкова Н.А. (Приложение «Диагностики»)




Тематический план


Тема

количество

час

1

Игры на знакомство

1

2

Командные соревнования

15

3

Подвижные игры

108

4

Игры по выбору детей

20

5

Веселые старты

5

6

Спортивные праздники

12

7

Футбол.

3

8

Игры на «снежное строительство»

6









Блок «Релаксация»


Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.


С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как тренинговую систему. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.


При регулярном выполнении упражнений у детей должно сложиться ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия.

Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса.

Благодаря работе мышц, прослушиванию музыки, овладению дыхательными упражнениями обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “психологических заноз”.

Занятия по программе помогут формированию позитивных установок.

С помощью упражнений произойдет специальная психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям.



Умения и навыки


- снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук и органов артикуляции;

- ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;

- запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

- снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

- выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

- свободно дышать во время проведения упражнений.


Диагностика эффективности блока (2 раза в год)

Произвольность психических процессов. Проба на внимание (Гальперин). (Приложение «Диагностики»)


Тематический план


Тема

к-во

час

1

Учимся расслабляться под спокойную музыку.

5

2

Метод психофизической тренировки.

6

3

Ритмические хлопки.

1

4

Психологические игры

13

5

«Игры – кричалки»

5

6

Упражнения для отдыха.

2

7

Методы дыхательной гимнастики.

6

8

Упражнения для дыхательной гимнастики.

7

9

Методы массажа.

12

10

Общее расслабление.

1

11

Пассивное расслабление.

2

12

Динамическое расслабление.

1

13

Дыхание.

1

14

«Тратака» упражнение для глаз.

4

15

Игровой стрейчинг.

7

16

Методика сенсорно-координаторных тренажей.

4

17

Методика использования арома- и фитотерапии.

7

18

Комплексы ОРУ

46

19

Комплекс для глаз.

4

20

Комплекс для пальцев рук.

2

21

Комплекс, снижающий напряжение нервной системы.

4

22

Комплекс восстановительной разминки для ног.

4

23

Комплекс для глаз.

5

24

Комплекс для позвоночника.

5

25

Игры с использованием различных методов релаксации.

15

26

«Я умею расслабляться и беречь свое здоровье» -советы на лето.

1








Блок «Экскурсии»


Продленный день создает благоприятные условия для регулярного проведения экскурсий.

Экскурсия — общеразвивающее занятие в группе продленного дня, составная часть системы занятий на открытом воздухе. Длится она около 1 часа.

Отличительные особенности этой формы воспитания — показ и объяснение наблюдаемого объекта, движение по избранному маршруту, познавательная, двигательная и досуговая деятельность школьников.

Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей; с другой — ненавязчиво организовать их познавательную деятельность.

Общие задачи экскурсионных занятий следующие:

- сформировать общественно ценное отношение к активной досуговой деятельности, служащей духовному и физическому обогащению личности;

- развить социально значимые потребности заполнять свое свободное время разнообразными экскурсиями;

- воспитать общие способности использовать экскурсию для всестороннего и гармонического развития личности.

Решая эти задачи при организации экскурсии, следует учитывать ряд требований:

1. Двигательная деятельность детей должна быть доминирующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на остановках.

2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.

3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.

4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.

5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного-двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация.

6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.












Умения и навыки

называть:

основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

основные условия благополучной жизни растений и животных;

профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

основные достопримечательности родного села и района


различать (сопоставлять):

- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

- различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

- времена года;

- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки.


Диагностика эффективности блока (2 раза в год) Методика «Дорога к дому»(Приложение «Диагностики)


Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1

Экскурсия «Дорога в школу – дорога домой». Правила дорожного движения.

1

2

Наблюдения за сезонными изменениями:

- в школьном саду

- на пруду

- ближний лес

12

3

Экскурсии на предприятия

4

4

Экскурсии в учреждения культуры

9

5

Экскурсии в учреждения медицины

2

6

Экскурсии по селу

2

7

Экскурсии по школам

2





Блок «Ритмика»


Блок «Ритмика » имеет спортивно-оздоровительную направленность. .

Педагогическая целесообразность обусловлена возможностью создания условий для организации активного отдыха младших школьников в группе продленного дня.Предлагаемая система практических заданий позволит педагогам и родителям повысить физическую активность детей, а выполнение музыкальных игровых заданий увеличивает эффективность обучения школьников двигательным действиям на фоне оптимальной двигательной активности и повышения двигательного опыта.


Актуальность состоит в биологически необходимом объеме движений для младших школьников, смене умственного процесса на физическую деятельность, снижения утомляемости учащихся и активизации малоподвижных учащихся.


Основной целью является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Занятия в блоке «Ритмика» создает необходимый двига­тельный режим и положительный психологический на­строй. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.


Исходя из целей блока предусматривается реше­ние следующих основных задач


1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опор­но-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совер­шенствованию органов дыхания, кровообращения, сердеч­но-сосудистой и нервной систем организма.


2 Совершенствование психомоторных способностей школьников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и тан­цев.


3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и по­знавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения дви­жений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищест­ва, взаимопомощи и трудолюбия.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповым осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к детям.

Продолжительность занятий – 30- 45 минут.


По окончании изучения блока дети должны


- Знать назначение музыкальных игр и уметь их использовать в активном отдыхе

- Уметь организовывать музыкальные игры среди детей



Диагностика результативности блока:


- Диагностика проводимая в конце года в виде педагогического наблюдения

- Снижение заболеваемости и повышение уровня физической активности детей




Тематический план



ТЕМА

К-во час

1

Пальчиковая гимнастика

2

2

Игроритмика

1

3

Игрогимнастика

10

4

Игротанцы

6

5

Танцевально-ритмическая гимнастика

6

6

Игропластика

4

7

Музыкальные игры по ритмике

3

8

Креативная гимнастика

2

















Блок «Этикет»


Цель занятий:

сформировать у школьников этическую культуру, т. е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.

Это прежде всего простые нормы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

Занятия по этикету рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость.


Особенности занятий этикета и основные задачи


Занятия по этикету в ГПД предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс познания норм поведения с использование разнообразных методических форм, организуемых воспитателем: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества. Используются сказочные сюжеты, элементы театрализации, тренинговые ситуации.

Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

Занятия построены как путешествие в мир добра, красоты и хороших манер.

Содержание занятий, как правило, носит проблемный характер, предполагает использование различных приемов, в первую очередь, игровых. В ненавязчивой форме учащиеся знакомятся с правилами этикета, способствующими общему развитию личности.


В курсе «Этикет» выделяется 4 раздела (по одному на каждую учебную четверть, 1 раз в неделю).


Первый раздел посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел включает в себя ознакомление с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, ребята узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке.

Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими – в семье, с соседями. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение.

Четвертый раздел посвящен этике отношений в школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.


Основные требования к знаниям и умениям

знать:

1.Вежливые слова: слова приветствия, прощания, поздравления, благодарности, извинения, просьбы.

2. Правила поведения: в гостях, за столом, в театре, в общественных местах, в школе.

3. Нормы поведения: с друзьями, со взрослыми, с незнакомыми.

4. Требования к внешнему виду в школе;

5. Правила общения по телефону: со взрослыми и с друзьями.


уметь:

1.Употреблять в своей речи вежливые слова в соответствующей обстановке.

2.Вести себя в гостях, за столом, в театре, в общественных местах, в школе.

3.Одеваться соответственно месту пребывания.

4.Общаться по телефону.

5.Дать критическую оценку собственному поведению.


Тематическое планирование


Этика общения 8ч.

Этикет 8ч.

Этические нормы отношений с окружающими 9ч.

Этика отношений в коллективе 9ч.



Диагностика результативности блока:


Соблюдение социальных и этических норм - Методика Н.В. Кулешовой «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду - Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»

(Приложение «Диагностики»)




Блок «Азбука здоровья»


Цель данного блока:

обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения..


Блок рассчитан на детей 7-10 лет, реализуется за 1 год. Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 30-35 мин.


Умения и навыки


Должны уметь

1.Выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

2. Осуществлять активную оздоровительную деятельность.


Должны знать:

1.Факторы, влияющие на здоровье человека.

2.Причины некоторых заболеваний.

3.Причины возникновения травм и правила оказания первой помощи.

4. Виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека.

5. О пользе физических упражнений для гармоничного развития человека.



Диагностика результативности блока:

Состояние здоровья и самочувствие - Опросник «Состояние здоровья и самочувствие» Бабенкова Н.А.








Содержание занятий.


Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Тема 4. Подвижные игры. (1час)

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)

Тема 6. Почему болят зубы. (1час)

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Тема 10. Подвижные игры. (1час)

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Тема 18. Как настроение? (1час)

Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)

Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)

Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)

Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)

Тема 25. Подвижные игры. (1час)

Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)

Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)

Тема 32-34 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Тема 35-36 Причины болезни. (2часа)

Тема 37. Как здоровье? (1час)

Тема 38. Как организм помогает себе. (1час)

Тема 39. Здоровый образ жизни. (1час)

Тема 40. Какие врачи нас лечат. (1час)

Тема 41. Инфекционные болезни. (1час)

Тема 42. Прививки от болезней. (1час)

Тема 43. Какие лекарства мы выбираем. (1час)

Тема 44. Домашняя аптечка. (1час)

Тема 45. Отравление лекарствами. (1час)

Тема 46. Пищевые отравления. (1час)

Тема 47. Если солнечно и жарко. (1час)

Тема 48. Если на улице дождь и гроза. (1час)

Тема 49. Опасность в нашем доме. (1час)

Тема 50. Как вести себя на улице. (1час)

Тема 51. Вода – наш друг. (1час)

Тема 52. Как уберечься от мороза. (1час)

Тема 53. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)

Тема 54. Чем опасен электрический ток. (1час)

Тема 55. Травмы. (1час)

Тема 56. Укусы насекомых. (1час)

Тема 57. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).

Тема 58. Отравление ядовитыми веществами. (1час)

Тема 59. Отравление угарным газом. (1час)

Тема 60. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)

Тема 61. Растяжение связок и вывих костей. (1час)

Тема 62. Переломы. (1час)

Тема 63. Если ты ушибся или порезался. (1час)

Тема 64. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)

Тема 65. Укусы змей. (1час)

Тема 66. Расти здоровым. (1час)

Тема 67. Воспитай себя. (1час)

Тема 68. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
























Возможные риски программы и пути их преодоления


К ожидаемым рискам относятся:


- нежелание родителей участвовать в реализации программы;

-снижение уровня поддержки социальных партнеров;

- недостаточность материально-технической поддержки.


Возможные пути преодоления рисков:


- обеспечение постоянной обратной связи с участниками программы;

- включение в разработку всех участников педагогического

процесса и социальных партнеров, их психолого-педагогическую

и мотивационную поддержку, разъяснение целей и задач;

- отлаженная система мониторинга, регулярность в презентации

результатов и их использование для коррекции процесса;

- обеспечить поддержку администрации ОУ в укреплении

материально-технической базы;

- привлекать родителей для участия в программе оздоровления и

помощи в изготовлении тренажеров для коррекции.
























Ресурсная база.


Кадровые ресурсы:

- курсы повышения квалификации по здоровьесбережению;

- привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений программы.


Информационные ресурсы:

- информационный центр программ здоровья сбережения в сети Интернет;

- Совет содействия здоровью в рамках ОУ.


Материально-технические ресурсы:

- Открытая спортивная площадка; - спортивный зал с необходимым спортивным инвентарем; - кабинет здоровья, - комплекс упражнений с тренажерами для коррекции

плоскостопия, осанки, зрения; - кабинет ГПД; - медицинский кабинет с необходимым оборудованием; - столовая; - компьютерная и множительная техника.


Программно-методические ресурсы:

- «Закон об образовании»

- «Положение о ГПД в ОУ»

- Методические рекомендации по работе с детьми и родителями;

- Методические рекомендации для детей и родителей по

здоровьесбережению;

- Рекомендации и литература, необходимая для разработки

индивидуальных образовательных программ;

- Подпрограммы и проекты, направленные на реализацию

основных направлений здоровьесберегающей деятельности в

рамках ОУ.




Диагностика эффективности программы

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности ребенка. Для этого необходимы: листы наблюдений, анкеты, контрольные вопросы, тесты.

Компетенции ученика

Показатели

Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности обучающихся и особенности мотивации.

1.Познавательная активность обучающихся, мотивация, внутренняя позиция.

Методика «Кодирования» (11-й субтест Векслера)

2.Произвольность психических процессов.

Проба на внимание (Гальперин)

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

1.Коммуникативность

Методика «Дорога к дому»

2.Соблюдение социальных и этических норм.

Методика Н.В. Кулешовой «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Сформированность нравственного, эстетического потенциала обучающегося.

1.Нравственная направленность личности.

Задания на усвоение норм взаимопомощи по Пиаже

2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»

Сформированность представлений о здоровом образе жизни.


Состояние здоровья и самочувствие


Опросник «Состояние здоровья и самочувствие»

Бабенкова Н.А.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!