СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа платных услуг в 9 классе по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на приобретение обучающимися дополнительных знаний по  русскому языку за курс 9 класса, предусматривает расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для обучающихся темам, предоставляет возможность значительно расширить границы программы по русскому языку для старших школьников.

Усвоение  новых теоретических сведений и углубление  имеющихся представлений  осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, орфоэпического  анализа  текстов разной структуры. 

    При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или  рассматривает уже изученное на новом уровне (так, понятие об омонимах дополняется сведениями об омонимах полных и неполных, вводится новое для учащихся понятие паронимы .

Просмотр содержимого документа
«Программа платных услуг в 9 классе по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2





РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол № от 2015 г

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

______________Л.В.Платицына

приказ № от .2015 г.




Рабочая программа

по дополнительным образовательным программам

«Изучение русского языка образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными образовательными стандартами»


для обучающихся 9 класса


Срок реализации: 1 год





Учитель: Долгова Е.И.








2015-2016





  1. Пояснительная записка


Цель:

    • расширение и углубление знаний обучающихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.

Задачи:

    • способствовать приобщению обучающихся к речевой культуре как производной национальной культуры;

    • углубить теоретические знания обучающихся о нормах русского языка, о языковых средствах;

    • формировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;

    • отрабатывать речевые умения и навыки: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;

    • развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к требованиям речевого этикета;

    • обобщить полученные знания по русскому языку за курс 5-8 классов;

    • активизировать внимание обучающихся к устной и письменной речи;

    • готовить обучающихся к итоговой аттестации.



Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон государственного Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
    «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • •Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  • •Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
  • Устав МБОУ Сосновской СОШ №2
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2,
  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
  • Учебный план;

Определение места и роли учебного курса.

Программа курса рассчитана на 32 часа.

Обоснование выбора программы

Рабочая программа направлена на приобретение обучающимися дополнительных знаний по русскому языку за курс 9 класса, предусматривает расширение и углубление знаний по наиболее важным и сложным для обучающихся темам, предоставляет возможность значительно расширить границы программы по русскому языку для старших школьников.

Усвоение новых теоретических сведений и углубление имеющихся представлений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении речеведческого, стилистического, орфоэпического анализа текстов разной структуры.

При этом курс, основываясь на базовой программе, вводит новые понятия или рассматривает уже изученное на новом уровне (так, понятие об омонимах дополняется сведениями об омонимах полных и неполных, вводится новое для учащихся понятие паронимы .

Возраст 9 класс

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения нового материала, уроки – практикумы, обобщающие уроки, урок-беседа, урок-лекция.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии коммуникативного общения;

- игровые технологии;

- технология развития критического мышления;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология работы с одарёнными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- работа в парах;

- работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля:

Формы контроля: творческие работы, тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал)

- Виды:

- индивидуальный;

- фронтальный


Ожидаемые результаты:

-повышение мотивации к изучению предмета;

-углубление учебных навыков и умений;

-расширение кругозора обучающихся;


Планируемый уровень подготовки:

В результате изучения курса учащиеся должны

знать

  • основные аспекты культуры речи;

  • требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в разных ситуациях общения; -

  • основные сведения о языке, речеведческие понятия;

  • орфограммы и пунктограммы;

  • стили и типы речи.

уметь

  • соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка;

  • фиксировать и исправлять нарушения норм;

  • анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам;

  • редактировать текст;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов;

  • интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности;

  • соблюдать нормы речевого поведения;

  • пользоваться словарями и справочниками.





2. Содержание программы


1. Введение (1 час). Понятие о культуре речи. Речь устная и письменная. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.


  1. Орфоэпические нормы современного русского языка (6 часов).

Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении слов. Два типа произношения. Произношение отдельных сочетаний звуков. Произношение иноязычных слов.

Качества голоса. Дикция.

Русская акцентология. Особенности ударения в русском языке. Благозвучие речи. Аллитерация и ассонанс как средства художественной выразительности.


  1. Лексические нормы (3 часа).

Лексика русского языка в процессе исторического развития и современное словоупотребление.

Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

Заимствованные слова и их судьба.

Лексическая сочетаемость. Тавтология, плеоназм, паронимия, омонимия, полисемия, синонимия.

Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).

Экспрессивная лексика.


4. Морфологические нормы (8 часов).

Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений географических названий.

Семантические оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения.

Глагол. Особенности употребления императива.

Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц. Роль междометий в речи.


5. Синтаксические нормы (4 часа).

Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования. Грамматические нормы в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Использование однородных членов как средства выразительности речи.


  1. Стилистические нормы (7 часов).

Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов речи. Стилистические ресурсы речи. Языковые средства книжных и разговорного стилей. Тропы и стилистические фигуры.


7. Речевой этикет (3 часа).

Культура речи и этические нормы общения. Речевой этикет в представлении различных народов. Из истории речевого этикета. Формулы речевого этикета.



Темы творческих работ (реферат, эссе, доклад, электронная презентация):

  1. Слово в художественном тексте.

  2. Не все ли равно, как мы говорим?

  3. Ораторами не рождаются. Некоторые приемы ораторского искусства.

  4. Игры со словом. Каламбуры уместные и неуместные.

  5. В творческом поиске. Как работали над словом классики русской литературы.


Учебно-тематический план.


п/п

Тема

Количество

часов

Форма контроля.

1

Введение. Понятие о культуре речи.

1

Проверь себя (закончить высказывание)

2

Орфоэпические нормы современного русского языка.


6

Развернутый ответ по опоре «Причуды русского ударения»

Миниатюра «Звучит слово».

3

Лексические нормы.

3

Устный развернутый ответ «Жизнь слова».

Тест

Карточка самоанализа «Как я говорю»


4

Морфологические нормы.


8

Редактирование текста.

Устное сообщение - обобщение на основе практической работы в группе.

5

Синтаксические нормы.


4

Составление дидактического материала

6

Стилистические нормы.


7

Анализ текста.

Сочинение-рассуждение – сравнительный анализ двух текстов.


7

Речевой этикет.


3

Сообщение «Кто говорит шершавым языком?»





Литература для учителя

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993

  2. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов, Лицей, 2001-2002

  3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., Просвещение, 1982

  4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  5. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005

  6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

  7. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М., Просвещение, 1996

  8. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1988

  9. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

  10. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное. пособие. М, Дрофа, 2006.

  11. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003

  12. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005

  13. Элективные курсы в профильном обучении . Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004.



Литература для учащихся


1. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. М., 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И. М.,1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991.

5. Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1995

6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

7. Шустрова Л. В. Лексическая стилистика русского языка. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1995





































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: 32

Планирование составлено на основе:

Рабочей программы об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам «Изучение русского языка образовательной области «Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными образовательными стандартами»



№ п/п

Тема

Колич. часов

Сроки изучения

Примечания

По плану

Фактически


1/1

Введение. Понятие о культуре речи.


1

03.10





Орфоэпические нормы современного русского языка.

6




2/1

Орфоэпия и фонетика.


1

10.10



3/2

Динамичность орфоэпических норм.

1

17.10



4/3

Техника речи.

1

24.10



5/4

Особенности ударения в русском языке.

1

31.11



6/5

Тайны звукописи.

1

7.11



7/6

Благозвучность речи. Фонетические средства выразительности.

1

14.11




Лексические нормы.

3




8/1

Исторические модификации лексики.

1

21.11



9/2

Лексическая сочетаемость. Тавтология, плеоназм, паронимия, омонимия, полисемия, синонимия.

1

28.11



10/3

Лексика ограниченного употребления. Экспрессивная лексика.


1

5.12




Морфологические нормы.

8




11/1

Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений географических названий.

1

12.12



12/2

Семантические оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения.

1

19.12



13/3

Коварная часть речи – имя числительное.

1

26.12



14/4

Особенности синтаксиса предложений, включающих местоимения.

1

16.01



15/5

Особенности употребления неопределенной формы глагола.

1

23.01



16/6

Грамматически правильное использование предлогов в речи.

1

30.01



17/7

Синонимия союзов.

1

06.02



18/8

Экспрессивный потенциал частиц. Роль междометий в речи.

1

13.02




Синтаксические нормы

4




19/1

Всегда ли «простое предложение» - простое?

1

20.02



20/2

Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования.

1

27.02



21/3

Грамматические нормы в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

1

05.03



22/4

Использование однородных членов как средства выразительности речи.

1

12.03




Стилистические нормы.


7




23/1

Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов речи.

1

19.03



24/2

Стилистические ресурсы речи.

1

26.03



25/3

Языковые средства делового и разговорного стилей.

1

02.04



26/4

Тропы и стилистические фигуры. Их использование в художественном и публицистическом стилях.

1

09.04



27/5

Тропы и стилистические фигуры. Их использование в художественном и публицистическом стилях.

1

16.04



28/6

Тропы и стилистические фигуры. Их использование в художественном и публицистическом стилях.

1

23.04



29/7

Анализ изобразительно- выразительных средств в текстах разных стилей.

1

30.04




Речевой этикет.


3




30/1

Речевой этикет. Культура речи и этические нормы общения

1

7.05



31/2

Соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения.

1

14.05



32/3

Речевая недостаточность

1

21.05




11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!