СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в подготовке КРС в соответствии с ФГОС по профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в подготовке КРС в соответствии с ФГОС по профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АКБУЛАКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Биология»

(78 часов)

По профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»









Квалификация: крановщик, автомеханик,

мастер по обработке цифровой информации

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: 2года 10месяцев

База обучения : основное общее образование








Акбулак 2016 г


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» №273,Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, приказ от 5 марта 2004 года №1089 с изменениями от31.01.2012 г№69 для профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»



Организация – разработчик:

Разработчик: Рожина Татьяна Николаевна -преподаватель высшей категории


Рецензенты: Дикун Тамара Петровна зам . дир. по МР,к.п.н


Рекомендована Методическим советом ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум», протокол №


Рассмотрена методической комиссией преподавателей техникума, протокол№


Утверждена директором ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»

__ _____20__г _____________________________________

( подпись, Ф. И. О.)





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в подготовке КРС в соответствии с ФГОС по профессии:

09.01.13 «Мастер по обработке цифровой информации »

23.01.03. «Автомеханик»

23.01.07 2Машинист крана(крановщик)»

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Биология» относится к базовым уровнем учебной дисциплины и входит в общеобразовательный цикл. Изучение дисциплины «Биология» направлено на формирование следующих компетенций:

ОК 1. – Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать

           высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

 ОК 2. - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

 ОК 3. -  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

 и нести за них ответственность

ОК 4. - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.-  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. - Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. –  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Цели и задачи дисциплины

Изучение биологии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов естественных и антропогенных изменений идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

Уметь:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей вида по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Целесообразно курс «Биологии» построить из следующих разделов:

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

Раздел 2.Клетка.

Раздел3.Организм

Раздел4.Вид

Раздел5.Экосистемы.

Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.





















Структура и содержание учебной дисциплины.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


Практические работы и лабораторные

13

самостоятельная работа

39

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего).

39

в том числе:


Подготовка реферата

Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины

Составление конспекта по заданной теме

Составление презентаций

Подготовка выступления, сообщения

6

18

5

5

5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


1

























Перечень лабораторных работ по биологии:

Лабораторная работа№1« Роль биологии в формировании научного мировоззрения ».

Лабораторная работа№2. «Вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира».

Лабораторная работа№3. «Единство живой и неживой природы, родство живых организмов».

Лабораторная работа№4. « Влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы».

Лабораторная работа№5 « Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека».

Лабораторная работа№6. «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа№7. «Необходимость сохранения многообразия видов»



Перечень практических работ по биологии:

Практическая работа №1«Сравниние тел живой и неживой природы по химическому составу».

Практическая работа№2«Решение генетических задач на скрещивание»

Практическая работа№3 «Перенос веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)».

Практическая работа№4«Глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде».

Практическая работа№5.« Причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем».

Практическая работа№6«Приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности».








Календарно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов, тем

№ урока

Кол–во часов

Вопросы для самостоятельного изучения

Кол–во

часов

Вид учебного занятия

Наглядные пособия и оборудование

Домашнее

задание


Тема 1 Учение о клетке.


1

Тема 1.1 Введение. Входной контроль


1


1




Теоретическое

Тесты.




Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.


2

Тема 1. 2 Объект изучения биологии - живая природа.


2


1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование Диск №1

Стр9-15


3

Тема 1.3*

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция


3


1

Взаимодействие человека и природы.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование Диск №1

Стр15-20


4

Тема 1.4 Основные уровни организации живой природы.

4

1




Теоретическое

Мультимедийное оборудование Диск№1

Стр20-26


5

Тема 1. 5 Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки..


5


1

Ученые о развитии биологии.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование Диск №1

Стр26 -38

6

Тема 1.6 . Методы познания живой природы.


6


1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку.

Стр38-44





Раздел2.Клетка.





7

Тема 2.1 Развитие знаний о клетке.

7

1

Открытие микроскопа.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование ,презентация к уроку

Стр45-49

8

Тема 2.2.Основные положения клеточной теории.

8

1

Ученые о клетке.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск №1

Стр49-55

9

Тема 2.3 Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

9

1



Теоретическое



10

11

Тема2.4 Химический состав клетки

Лабораторная работа №1«Роль биологии в формировании научного мировоззрения ».



10

11

1

Органические и неорганические вещества в клетке.


1

Теоретическое

практическое

Мультимедийное оборудование, Диск№2

Стр55-57

12

Тема2.5 Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

12

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

Диск№3

Стр57-60

13

Тема2.6 Строение биологических объектов (клетки).

13

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

диск№2

Стр60-63

14

Тема2.7 Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

14

1

Различие между растительной и животной клетки.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№2

Стр63-65

15.

Практическая работа №1«Сравниние тел живой и неживой природы по химическому составу».


15

1



практическое



16

Тема2.8 Вирусы - неклеточные формы

16

1

Ученые о вирусах

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, презентация


17

Тема2.9 Строение биологических объектов

( хромосом) и функции .

17

1



теоретическое

Мультимедийное оборудование, презентация


18

Тема 2.10 ДНК - носитель наследственной информации.

18

1



теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№3

Стр73-74

19

Тема 2.11 Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

19

1

Хромосомные болезни.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск №3

Стр74-77

20

Тема 2.12Строение биологических объектов( генов). Генетический код

20

1

Генные болезни

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№3

Стр77-82

21

Лабораторная работа №2 «Вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира».


21

1



практическое



22

обобщение.

22

1




кимы



Раздел.3 Организм.


23

Тема3.1 Организм - единое целое

23

1



теоретическое

Мультимедийное оборудование


24

Тема3.2 Многообразие организмов.

24




1

Взаимосвязь организмов.

1

теоретическое

Мультимедийное оборудование


25

Тема3.3 Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

25







26

Тема 3.4 Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов .

26

1


Митоз и мейоз

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№3

Стр113


27

Тема 3.5 Сущность биологических процессов

( размножение).

27

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование презентация

Стр113-116

28

Тема3.6Сущность биологических процессов(оплодотворение) его значение.

28

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр116-119

29

Тема 3. 7 Искусственное оплодотворение у растений и животных.

29

1

Значение искусственного оплодотворения.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, презентация

Стр119-123

30

Тема 3.8 Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

30

1

Значение онтогенеза.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№3

Стр123-129

31.

Тема 3.9 Причины нарушений развития организмов.

31

1

Влияние окружающей среды на развитие организма.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№3

Стр129-134

32

Лабораторная работа№3«Единство живой и неживой природы, родство живых организмов».


32

1



практическое



33

Тема3.10 Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье

33

1



Теоретическое

мультимедийное


34.

Контрольная работа

34

1



теоретическое

мультимедийное



2 семестр.


35

Тема3.12 Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

35

1

Профилактика болезни алкоголика.

1

практическое



36

Тема3.13 Наследственность и изменчивость - свойства организмов

36

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр153-159

37

Тема3.14 Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости

37

1

Становление генетики.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, презентация

Стр159-168

38

Тема3.15Сущность законов Г.Менделя.

38

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№3

Стр168-178

39

Тема3.16. Генетическая терминология и символика Закономерности наследования, установленные Г.Менделем

39

1

Решение генетических задач

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр184-202

40

Тема 3.17 Хромосомная теория наследственности.

40

1



теоретическое

Мультимедийное оборудование


41

Практическая работа№2 «Решение генетических задач на скрещивание»

41

1



практическое



40

Тема3.18. Современные представления о гене и геноме.

40

1

Значение гена.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№1

Стр219-225

41

Тема3.19 Закономерности изменчивости.

41

1



теоретическое

Мультимедийное оборудование.


42

Тема3.20 Влияние мутагенов на организм человека

42

1

Причины возникновение мутагенов.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, презентация

Стр225-234

43

Тема3.21 Значение генетики для медицины и селекции.

43

1

Нобелевские лауреаты в области генетики.

1

теоретическое

Мультимедийное оборудование презентация


44

Тема 3.22 Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

44

1

Виды болезней.

1

теоретическое

Мультимедийное оборудование презентация


45

Практическая работа№3 «Перенос веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)».

45

1



практическое



46

Тема 3.23 Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

46

1

Ученые в растениеводстве и животноводстве.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование


47

Тема 3.24 Основные методы селекции: гибридизация естественный, искусственный отбор.

47







48

Тема 3.25Биотехнология, ее достижения

48

1

Генная инженерия.

1

практическое



49

Тема 3.26 Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

49

1

Расы человека

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, Диск№2

Стр249-251

50

Лабораторная работа №4«. « Влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы».


50

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр251-255

51

Контрольная работа

51

1




тесты



Раздел4.Вид


52

Тема 4.1 История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Жана Батиста Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина

52

1

Возникновение эволюции.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр255-267

53

Тема 4.2 Роль эволюционной теории в формировании современной естественно -научной картины мира

53

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование, презентация.

Стр255-267

54

Тема 4.3 Строение биологических объектов (вид) его критерии.

54

1

Значение вида для природы.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр260-267

55

Лабораторная работа№5 Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

55

1



практическое



56

Тема4.4 Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

56

1

Структура популяций.

1

Теоретиче

ское

Мультимедийное оборудование, учебник биологии


57

Тема4.5 Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

57

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование, учебник биологии

Стр267-270

58

Тема 4.6 Синтетическая теория эволюции.

58

1

Становление теории.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование, учебник биологии

Дополнительная литература.

59

Тема 4.7. Результаты эволюции

59

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Дополнительная литература.

60

Тема4.8 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

60

1

Значение многообразия для материков планеты.

1

практическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Дополнительная литература.

61

Тема 4.9 Гипотезы происхождения жизни

61

1

Этапы жизни на Земле.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Подготовить сообщения по теме.

62

Тема 4.10 Отличительные признаки живого

62

1

Характерные особенности живого

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии


63

Тема 4.11 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

63

1

Приспособленность организмов к среде обитания.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

.

64


Тема4.12 Гипотезы происхождения человека



64

1


Ученые о происхождение человека.

1

Теоретическое


теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии


65

Тема 4.13 Эволюция человека.

65

1

Этапы становления человека.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии


66

Лабораторная работа №6 «Необходимость сохранения многообразия видов»

66

1



практическое



67

Контрольная работа

67

1




кимы



Раздел №5Экосистемы.

68

Тема5.1Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

68

1

Ученые об экологии.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии


69

Тема5.2 Видовая и пространственная структура экосистем

69

1



теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии


70

Тема5.3 Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

70

1

Решение экологических задач

1


кимы


71

Практическая работа №4«Глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде».

71

1



практическое












72

Практическая работа№5 .« Причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем».


72

1



практическое



73

Тема5.4 Причины устойчивости и смены экосистем.

73

1

Агроценоз.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр274-286

74

Практическая работа№6«Приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности».

74

1



практическое



75

Тема5.5 Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере

75

1

Ученые об учение биосферы.

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр286-293

76

Тема 5.6 Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы

76

1



Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр293-300

77

Тема 5.7 Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

77

1

Решение глобальных проблем

1

Теоретическое

Мультимедийное оборудование,

учебник биологии

Стр293-300

78

Дифференцированный зачет.


78

1




кимы



Всего:

78












Тематический план содержание учебной дисциплины «Биология»


Наименование разделов

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение


Раздел№1. Биология как наука. Методы научного познания.















Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии.

Самостоятельная работа

Работа с материалом учебника.

Работа с дополнительным материалом.

Составление презентаций.

Составление таблиц, диаграмм.

Написание сообщений.


1




5











3

1












1



Раздел№2Клетка


Клеточная теория строения организмов. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.


Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.


Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток.


Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)


Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.


Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.


Жизненный цикл клетки. Митоз.


15

2

Лабораторная работа №1«Роль биологии в формировании научного мировоззрения ».

».

Практическая работа №1«Сравниние тел живой и неживой природы по химическому составу».

».

Лабораторная работа №2«Вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира».


3











2








Обобщение


1

3

Самостоятельная работа

Работа с материалом учебника.

Работа с дополнительным материалом.

Составление презентаций.

Составление таблиц, диаграмм.

Написание сообщений.

8

1

Раздел№3 Организм.



















































Раздел№4Вид











































Раздел№5Экосистемы.


Организм – единое целое. Многообразие организмов.


Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.


Мейоз. Образование половых клеток, оплодотворение у растений и животных.


Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез.


Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональное развитие. Проблемы продления жизни.


Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.


Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.


28

1



















Лабораторная работа№3«Единство живой и неживой природы, родство живых организмов».

Практическая работа№2«Решение генетических задач на скрещивание».

Лабораторная работа №4« Влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы».

3







2





Контрольная работа

Самостоятельная работа

Работа с материалом учебника.

Работа с дополнительным материалом.

Составление презентаций.

Составление таблиц, диаграмм.

Написание сообщений.

1



14

3


1







История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.


Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Движущие силы эволюции. Естественный отбор.


Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.


Синтетическая теория эволюции.


Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).


Макроэволюция. Доказательства эволюции.


Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.


Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.


Лабораторная работа№5 Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Лабораторная работа№6 « Описание особей одного вида по морфологическому критерию»


Лабораторная работа №7«Необходимость сохранения многообразия видов»

Контрольная работа

Самостоятельная работа

Работа с материалом учебника.

Работа с дополнительным материалом.

Составление презентаций.

Составление таблиц, диаграмм.

Написание сообщений.



Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.


Экологические факторы, их значение в жизни организмов.


Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.


Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.


Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.


Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.


Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

16





























2





1

8










11

1





















2



3

1







1















Практическая работа №44«Глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде».

Практическая работа№5.« Причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем».

Практическая работа№6«Приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности».

Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа

Работа с материалом учебника.

Работа с дополнительным материалом.

Составление презентаций.

Составление таблиц, диаграмм.

Написание сообщений.






























Условия реализации программы дисциплины.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая меловая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2010.

Дополнительная

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

http://lib.rus.ec –электронный учебник

http://www.biology.ru –электронный учебник

http://ru.wikipedia.org- энциклопедия












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!