СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Моя малая родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать для внеурочной деятельности  в рамках духовно- нравственного воспитания

Просмотр содержимого документа
«Программа по духовно-нравственному воспитанию "Моя малая родина"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Низовская средняя общеобразовательная школа

Гурьевского района Калининградской области

              
                                                                                                                                                                                                                                  


Образовательная программа
туристско-краеведческой направленности
"Моя малая Родина"




Возраст обучающихся 6,5 - 8 лет
Срок реализации программы - 2 года



                     


                                                          






                                                             Автор-составитель:

И.Н.Семёновых, учитель математики



                            










2012-2013г.





Пояснительная записка


    В последнее время в образовательных учреждениях резко возрос интерес к изучению своего края, своей малой родины. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; новыми подходами к процессу обучения; гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; желанием познать мир, в котором ты живёшь; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

      Программа "Моя малая Родина" является одной из немногочисленных попыток практической реализации краеведческого образования для младших школьников. Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
    Программа "Моя малая Родина" помогает младшим школьникам осознать себя и своё место в мире природы, других людей и других народов, лучше узнать историю, культуру и обычаи своего села, своего края, своей родины.
    Данная программа активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира, пробуждает эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.
     Программа "Моя малая Родина" осуществляет деятельностный подход в обучении своего родного села, края. Обучающиеся  выступают не как объекты учебных воздействий, а как субъекты всех видов деятельности.        Программа ориентирована на активное участие самих школьников в приобретении информации, а не на запоминание той информации, которой в изобилии снабжает учитель.
    При разработке программы "Моя малая Родина" были использованы наиболее показательные, интересные, доступные элементы следующих программ: "Наш дом - природа" Н. Рыжовой, "Наша малая родина" Е. Коршиковой, "Народная культура" М. Кубаревой, "Культура общения" Р. Газизовой и др.
   Весь материал разбит на тематические циклы: "Я", "Моя семья", "Мой дом", "Моя школа", "Мой посёлок",  "Мой край", "Моё отечество". Отбор материала по циклам произведён с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Отбирался тот материал, который помогает ребёнку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близкое ребёнку и личностно значим для него.
     Предлагаемая программа рассчитана на 2 года для обучающихся (6,5 - 8 лет) начальной школы. Для каждого года обучения определены задачи и разработано тематическое планирование. Прослеживается преемственность в темах, их усложнение от года к году.

Основные цели туристско-краеведческой программы "Моя малая Родина":
  - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;
  - воспитывать гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края и села.

  Задачи цикла краеведческих занятий по возрастным группам.
    Первый год обучения:
 - способствовать осознанию неразрывной связи истории своего родного села с историей страны;
 - уточнять сведения о достопримечательностях посёлков;
 - знакомить со школьным музеем;
 - дать понятие о гербе;
 - обогащать понятие "посёлок" историко-культурным и экологическим содержанием;
 -наполнить понятие "улица" культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию;
 - моделировать связи между улицей (как своеобразным продолжением дома) и человеком, живущем на ней;
 - учить ориентироваться в микрорайоне  около школы и выбирать наиболее безопасный путь в школу и из школы домой;
 - продолжать знакомить с жизнью и бытом русского народа, праздниками и обычаями;
 - знакомить с картами Калининградской области и Гурьевского района, с городами и населёнными пунктами области;
 - расширить знания о природе, растительном и животном мире Калининградской области;
 - учить видеть прекрасное в окружающем мире;
 - побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранения её уникальности.
   Второй год обучения:
 - расширить знания об истории возникновения , памятных местах и достопримечательностях;
 - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного посёлка с историей страны;
 - знакомить с символикой Российского государства;
 - знакомить с музеями Гурьевского района;
 - учить пользоваться картой Калининградской области и Гурьевского района;
 - способствовать выработке устойчивого интереса к изучению истории родного края;
 - расширять знания о сёлах и посёлках Калининградской области Гурьевского района, их достопримечательностях, о труде людей в районах области;
 - пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
 - продолжить знакомство с народными традициями и обычаями;
 - раскрыть уникальные и природные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное;
 - формировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
 - показать важность охраны природной среды от загрязнения разрушения и истощения, жизненную необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.

     Объекты изучения

   История: история населённых пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее села, края; происхождение названий населённых пунктов и географических объектов.
   Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории, памятники природы.
   Хозяйство: предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
   Население: труд людей в селе и городе; национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде.
  Культура: народные промыслы; произведения профессионального искусства; легенды, сказки, танцы, песни местного населения.
     Работа по краеведению осуществляется через организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (приобретение и совершенствование знаний, получаемых в виде информации от педагога; опыты, наблюдения, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний);
- ценностно- ориентационной (осознание многостороннего значения природы для населения края и необходимости сохранения и улучшения природной среды; оценка значения изучаемых объектов и обоснования своей точки зрения);
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов практических природоохранных дел);
- трудовой природоохранительной (сохранение и улучшение окружающей природной среды; сохранение и поддержание порядка в селе, микрорайоне около школы);
- художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов, произведений искусства; создание художественных образов, связанных с природными объектами и выражающих отношение к природе).
     Формы работы: занятия, уроки, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и походы в музей,  опыты и эксперименты, кружки и студии, уход за обитателями живого уголка и комнатными растениями, работа на пришкольном участке, составление гербариев и коллекций, организация праздников. Все эти формы работы развивают интеллект и сферу чувств, а кроме того дают возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: и природа, и материальная культура, и явления общественной жизни.
    Режим занятий 2 раза в неделю, первый год обучения по 35 минут, второй год обучения по 45 минут.

     По окончанию первого года обучения дети должны
знать:
- человек является частью природы;
- историю своего имени;
- свой режим дня;
- простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
- свой домашний адрес;
- что такое семья, обязанности члена семьи;
- имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы;
- профессии своих родителей;
- сельские профессии;
- правила поведения в общественных местах;
- адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок;
- историю происхождения своего села;
- достопримечательности села;
- несколько растений и животных Калининградской области Гурьевского района;
- несколько народных песен, приговорок, считалок, потешек, загадок;
- символику Российского государства;
- столицу нашей Родины;
- президента России.
уметь:
- назвать своих ближайших родственников;
- выполнять некоторые поручения в своей семье;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- соблюдать правила личной гигиены;
- хранить старинные семейные вещи;
- поддерживать чистоту в школе и дома;
- работать на пришкольном участке и у себя на огороде;
- заботиться и ухаживать за домашними животными;
- ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;
- ориентироваться по карте Гурьевского района и находить свой посёлок;
- выразительно петь простейшие русские народные песенки;
- наблюдать за изменениями в природе и заносить эти изменения в дневник.

     По окончанию второго года обучения дети должны
знать:
- значение своего имени и имя своего ангела-хранителя;
- семейные традиции и праздники;
- своих ближайших родственников и свою родословную;
- закон школьной жизни;
- знаменитых людей своего села;
- традиции и обычаи своего народа;
- главные праздники своей страны;
- символику Калиниградской области (герб, гимн, флаг);
- несколько растений и животных Калиниградской области;
- несколько названий рек и городов Калиниградской области;
- несколько названий сёл и деревень Калиниградской области Гурьевского района;
- 2-3 писателей области и Гурьевского района.
уметь:
- построить генеалогическое древо;
- заботиться о своём здоровье;
- составлять свой режим дня;
- достойно вести себя в общественных местах, соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, в транспорте;
- хранить семейные традиции, фотографии, старинные вещи;
- давать общую положительную и отрицательную оценку отдельных поступков своих и других людей по отношению к себе, другим людям , имуществу, природе;
- наблюдать, делать умозаключения;
- ориентироваться по карте Калиниградской области, находить свой район и своё село;
- рассказывать о достопримечательностях своего села;
- вести простейшие наблюдения за растениями и животными;
- соблюдать правила охраны природы.

     Ожидаемый результат: по окончании курса "Моя малая Родина" предполагается, что основная цель программы - формирование начал краеведческой культуры младших школьников будет достигнута.
    Формы подведения итогов: выставки, праздники, конкурсы, фотоальбомы, соревнования, фестивали.
    Способы проверки: работа с картой, тесты, составление генеалогической таблицы.
 
       

   Содержание программы "Моя малая Родина"
               первого года обучения (72 часа)

                                
Введение (1ч)
Ознакомление обучающихся с планом работы.
Первичная диагностика.

"Я" (9ч)
    Учащиеся знакомятся с историей возникновения своего имени, что оно означает, и как родители выбирали имя ребёнку. Идёт осмысление понятия "я сам", осознание себя, как личности и своего места в окружающем мире. Учащиеся познают себя, свои чувства, учатся заботиться о себе, о своём здоровье (режим дня, закаливание организма, личная гигиена, правильное питание). Учащиеся знакомятся с правилами хорошего тона, учатся быть вежливыми, тактичными; узнают, что такое дружба, друг, кого называют настоящим другом, и как нужно относиться к друзьям.

"Моя семья" (9ч)
     Состав семьи, фамилии, имена, отчества членов семьи. Обязанности ребёнка в семье. Заботливое отношение друг к другу в семье. Забота ребёнка о других членах семьи. Роль труда в обеспечении жизни семьи. Старинные вещи бабушки и дедушки, их история и хранение. Детские колыбельные песенки, пестушки, потешки, приговорки, которые пели родители, когда ты был маленьким.

"Мой дом" (8ч)
     Учащиеся знакомятся с названием села, улицы, номером дома, т.е. домашним адресом. Учатся соблюдать чистоту и порядок в доме, во дворе, на улице; ухаживать за домашними животными, наблюдать их повадки; работать в саду, на огороде, в палисаднике. Обучающие учатся общаться со своими соседями, помогать им по хозяйству.

"Моя школа" (11ч)
      Школа, как составная часть окружающего мира ребёнка. Название, адрес школы. Школьные помещения, их назначения. Взаимоотношения между учениками в школе (на примере своего класса). Правила поведения учащихся в школе, их необходимость. Труд взрослых в школе. Пришкольный участок, отделы участка, их назначение, оборудование отделов. Работа на пришкольном участке.

"Моё село" (13ч)
     История посёлка Вальдау. Место расположения села на карте Гурьевского района. Памятные места. Обогащение понятия "село" историко-культурным и экологическим содержанием. Транспорт села. Труд людей моего села. Самые распространённые профессии на селе. Уважение к труду людей. Растениеводство, как отрасль сельского хозяйства. Вклад моих земляков в победу над врагом.

"Мой край" (8ч)
   Учащиеся узнают о происхождении, названии родного края; о связях истории Калининградской земли с историей страны, о вкладе края в хозяйство страны. Учатся видеть прекрасное в окружающем мире. Знакомятся с редкими растениями и животными Гурьевского района.

"Моё отечество" (13ч)
       Учащиеся узнают, как называется наше государство. Знакомятся со столицей государства, с государственными символами России. Учащиеся узнают некоторые сведения их истории символов России. Проводится заочное путешествие по городам и памятным местам России. Обучающиеся узнают о народах России, их обычаях и традициях.


                             






Учебно - тематический план
               первого года обучения, 2часа в неделю (68ч)

                                                                                    





































п/п  

            Тема занятия   

Кол.ч.

Виды занятий

1

Введение

1

Теоретическое


"Я" 

5


Я - неповторимых человек

1

Теоретическое

3

Я и моё имя

1

Теоретическое

4

Я и моё здоровье

1

Практические

5

Я и мои чувства

1

Практические

6

Я и мои друзья

1

Практические


"Моя семья"

9


7-8

Моя история

2

Теоретические

9

Мама, папа, я -дружная семья

1

Практическое

10-11

Генеалогическое древо семьи

2

Практическое

12-13

Старинные вещи бабушки и дедушки

2

Практическое

14-15

Детские колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки

2

Практические


"Мой дом"

8


16-17

Мой домашний адрес   

2

Теоретические

18

Моя комната

1

Практическое

19-20

Мои домашние животные

2

Практические

21-22

Что растёт у меня на огороде и палисаднике

2

Практические

23 

Мои соседи

1

Экскурсия


"Моя школа"   

11


24-25

Школа - мой второй дом

2

Теоретические

26

Адрес школы

1

Теоретическое

27-28

Школьные помещения

2

Экскурсия

29-30

Мои одноклассники

2

Практические

31-32

Правила школьной жизни

2

Теоретические

33-34

Пришкольный участок

2

Практические


"Моё село"   

13


35-36

Село, в котором я живу

2

Практические

37-38

История происхождения села

2

Теоретическое

39-41

Памятные места села

3

Целевые прогулки

42

Транспорт на селе

1

Практическое

43-44

Самые распространённые профессии на селе

2

Практические

45-47

Растения, которые нас кормят

3

Практические


"Мой край"  

8


48-50  

Калининградские писатели в детском чтении

3

Теоретические

51-53

Водоёмы Калининградской области

3

Практические

54-55

Редкие растения и животные Гурьевского района

2

Практические


"Моё отечество"   

13


56-57

Россия - родина моя  

2

Теоретические

58-59

Москва - столица нашей Родины

2

Практическое

60-61

Славные символы России

2

Практическое

62-63

Заочное путешествие по России

2

Заочная экскурсия

64-66 

Русский фольклор

3

Практическое

67-68

Родной край- частица России

2

Практическое


Методическое обеспечение  программы
            "Моя малая Родина"  для первого года обучения


Введение (1ч)
Форма занятия: беседа - знакомство

"Я"- (5ч)
Формы занятий:
      Теоретические:
- беседа об истории возникновении имени и его значении;
- рассказы учащихся о себе.
     Практические:
- викторина "Мои чувства";
-  выставка фотографии "Малыш";
- создание дружеских шаржев;
- игра - практикум "Кто твой друг?";
- тесты "Моё здоровье".

"Моя семья" (9ч)
Формы занятий:
      Теоретические:
- беседа о членах семьи, об обязанностях ребёнка в семье.
      Практические:
- конкурс колыбельных песен;
- выставка рисунков "Генеалогическое древо";
- спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья";
- создание фотоальбома "Родная старина".

"Мой дом" (8ч)
Формы занятий:
     Практические:
- игра-практикум "Мой адрес";
- выставка рисунков "Моя комната";
- создание фотоальбома "Домашние животные";
- игра-практикум "Что растёт у меня на огороде?";
- выставка рисунков "Мои соседи".

"Моя школа" (11ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
- беседа "Школа - второй дом";
- беседа о правилах поведения в школе.
   Практические:
- выставка рисунков "Мои одноклассники";
- практические работы на пришкольном участке.
   Экскурсии:
- "Дорога от дома од школы";
- "Знакомство со школой".

"Моё село" (13ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
-беседа "История происхождения села".
    Практические:
- конкурс рисунков "Моё село";
- составление гербариев "Растения, которые нас кормят";
- встречи с людьми разных профессий;
- встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
- работа с картой Гурьевского района.
      Экскурсия "Памятные места".

"Мой край" (8ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
- знакомство с творчеством калининградских писателей в детском чтении;
   Практические:
- выставка рисунков "Водоёмы Калининградской области;
- составление коллекций "редкие растения Гурьевского района";
- создание фотоальбома "Редкие животные Гурьевского района".

"Моё отечество" (13ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
- беседа "Россия - родина моя".
     Практические:
- игра - практикум "Символы России";
- выставка рисунков "Москва - столица нашей Родины";
- музыкальный праздник "Русский фольклор".
 

 Содержание программы "Моя малая Родина"
              второго года обучения (68 часов)


Введение (1ч)
Ознакомление обучающихся с планом работы.
Промежуточная диагностика

"Я" (5ч)
    Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных - способность творить, изобретать. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность). Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Учатся давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение.

"Моя семья" (11ч)
     Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живёт в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Старинные семейные вещи, фотографии. Детские частушки, потешки , приговорки.

"Мой дом" (10ч)
      У учащихся формируется личное отношение к дому как ценности и части культурного наследия. Понятие "дом" наполняется гуманитарным содержанием. Учащиеся изучают историю возникновения дома (жилища), почему дом является крепостью. Где начинаются и где заканчиваются границы вашего дома. Изучают связь дома с его жителями. Знакомятся с понятием "тепло родного очага". Изучают безопасный маршрут от дома  до школы.

"Моя школа" (7ч)
      Школа и её место в жизни ребёнка. Взаимоотношения, взаимопомощь в классе, дома, в школе. Оценка ребёнком взаимоотношений, взаимопомощи. Определение своей роли в жизни классного коллектива. Правила поведения в школе, их сущность. Необходимость организации школьной жизни по определённым правилам. Оценка соблюдения или несоблюдения правил отдельными учениками, объяснения своего мнения.

"Моё село" (10ч)
     Знакомство с сёлами и посёлками  района. Работа с картой Калининградской области. История происхождений и названий посёлков Гурьевского района. Каким бы хотелось видеть своё село в будущем. Как соизмерить потребности села и его возможности. Что нужно сделать для того, чтобы родное село процветало, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций. Учащиеся знакомятся с важнейшими предприятиями, учреждениями культуры, быта, их назначениями и месторасположением; преобладающими профессиями на селе; условиями жизни человека в селе.

"Мой край" (14ч)
     Место родного края на карте Калининградской области. Ближайшие соседи. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение  эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.

"Моё отечество" (10ч)
     Учащиеся узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране, как проходит голосование. Вводится понятие "президент", "Федеральное Собрание", "Государственная Дума", "Совет Федерации", "правительство". Учащиеся узнают о главных праздниках страны, вводится понятие "государственный праздник". Даётся понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Калининградской области с историей и развитием всего нашего государства.

  Учебно - тематический план для второго года обучения
                            2 часа в неделю (72 ч)
.










п/п

                 Тема занятия              

Кол.ч.

Виды занятий

1

1    Введение  

1

Теоретическое

 

"Я"

6


2

Имя и ангел - хранитель

1

Теоретические

3

Кто я и каков я

1

Практическое

4

Я и мой характер

1

Практическое

5

Учусь оценивать себя

1

Практическое

6

Приятен ли я людям? Интересно ли им со мной?

1

Практическое

7

Моё поведение в общественных местах

1

Практическое


"Моя семья"  

10


8

Моя родословная

1

Практические

9

Взаимоуважение в семье

1

Практические

10-11

Профессии моих родителей

2

Экскурсия

12-13

Семейные традиции и праздники

2

Теоретические

14-15

Старинные семейные вещи и фотографии

2

Практические

16-17

Детские частушки, потешки, заклички, приговорки

2

Практические


  "Мой дом"   

10


18-19

Мой дом - моя крепость

2

Практические

20-21

Здоровье моего дома - моё здоровье

2

Теоретические

22-23

Тепло родного очага

2

Теоретические

24

Дорога от дома до школы

1

Экскурсия

25

Где заканчивается мой дом?

1

Практическое

26-27

Земля - наш общий дом

2

Теоретические


" Моя школа"   

7


28

Какое место занимает школа в моей жизни

1

Теоретическое

29-30

Взаимоотношения между одноклассниками

2

Практическое

31

Моя роль в жизни классного коллектива 

1

Практическое

32-33

Школьная жизнь по правилам

2

Практическое

34

Школьный стадион

1

Практическое


"Моё село"  

10


35-36

История посёлка Вальдау

2

Теоретические

37-38

Учреждения культуры и быта 

2

Экскурсия

39-40

Народные промыслы

2

Практические

41-42

Знаменитые люди моего села

2

Экскурсия

43-44

Настоящее и будущее села

2

Практические


  "Мой край"   

14


45-47

История возникновения герба Калинин8Градской области  

3

Теоретические

48-50

Калининградские писатели в детском чтении

3

Теоретические

51-52

Поверхность нашего края

2

Экскурсия

53-54

Редкие растения и животные Калининградской области

2

Практические

55-56 

Земля - кормилица

2

Практические

57-58

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

Теоретические


"Моё отечество"  

10


59

Я - Россиянин

1

Теоретическое

60-61 

Лидеры России

2

Практические

62-63

Государственное устройство России

2

Теоретическое

64-65

Государственные праздники

2

Теоретическое

66

Учимся голосовать

1

Практические

67-68

Русский фольклор

2

Практические


                




   Методическое обеспечение программы
              "Моя малая Родина" второго года обучения


Введение (1ч)
Форма занятия: беседа - знакомство.
"Я" (6ч)
Форма занятий:
   Теоретические:
- беседа "В чём заключается красота человека?";
- беседа "Что значит быть некрасивым?".
    Практические:
- игра - практикум "Что общего?";
- игра - практикум "Оцени поступок";
- разыгрывание проблемных ситуаций "Кто я?";
- тесты о культуре поведения в общественных местах.
"Моя семья" (11ч)
Формы занятий:
     Теоретические:
- беседа "Семейные традиции";
- беседа "Мои предки, какие они?".
     Практические:
- конкурс потешек и частушек;
- составление родословной и её исследование;
- игра - практикум "Дочки-матери";
- выставка старинных вещей и фотографий.
      Экскурсия на место работы родителей.
"Мой дом" (10ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
- беседа "Земля - наш общий дом";
- беседа "История возникновения жилища".
    Практические:
- выставка рисунков "Мой дом";
- игра - практикум "Найди границы";
- диспут "Как чистота в доме влияет на здоровье?".
    Экскурсия "Дорога от дома до школы".
"Моя школа" (7ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
- беседа "Что значит для меня школа?"
    Практические:
- спортивные соревнования;
- тесты "Правила поведения в школе";
- выставка рисунков "Моя родная школа";
- игра - практикум "Помоги однокласснику!"
"Моё село" (10ч)
Формы занятий:
    Теоретические:
- беседа "История возникновения села".
     Практические:
- выставка рисунков "Будущее села";
- работа с картой района и области.
     Экскурсии:
- в дом культуры;
- на почту;

.музей «Вальдау»
"Мой край" (14ч)
Формы занятий:
     Теоретические:
- знакомство с творчеством калининградских писателей.
     Практические:
- викторина "Земля - кормилица";
- выставка рисунков "Наш герб";
- создание фотоальбома "Редкие растения".
     Экскурсии:
- на луг, в поле "Изучение особенностей природы края";
- в краеведческий музей .
"Моё отечество" (10ч)
Формы занятий:
   Теоретические:
- беседа "Государственные праздники";
- беседа "Что значит быть россиянином?".
     Практические:
- игра - практикум "Лидеры России";
- игра - практикум "Все на выборы!"
- музыкальный праздник "Русский фольклор".

Условия реализации программы "Моя малая Родина":
1. Кабинет начальных классов.
2. Научно-методическое обеспечение:
- оборудование (компьютер, аудиомагнитофон, DVD-проигрыватель);
- дидактический материал;
- литература.


Литература для детей
1.    Времена года. Русские поэты о родной природе. -Л.:Лениздат,1985.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!