Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Низовская средняя общеобразовательная школа Гурьевского района Калининградской области
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности "Моя малая Родина" Возраст обучающихся 6,5 - 8 лет Срок реализации программы - 2 года
Автор-составитель: И.Н.Семёновых, учитель математики
2012-2013г. Пояснительная записка В последнее время в образовательных учреждениях резко возрос интерес к изучению своего края, своей малой родины. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; новыми подходами к процессу обучения; гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; желанием познать мир, в котором ты живёшь; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему). Программа "Моя малая Родина" является одной из немногочисленных попыток практической реализации краеведческого образования для младших школьников. Любовь к Родине является внутренним, мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Программа "Моя малая Родина" помогает младшим школьникам осознать себя и своё место в мире природы, других людей и других народов, лучше узнать историю, культуру и обычаи своего села, своего края, своей родины. Данная программа активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира, пробуждает эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. Программа "Моя малая Родина" осуществляет деятельностный подход в обучении своего родного села, края. Обучающиеся выступают не как объекты учебных воздействий, а как субъекты всех видов деятельности. Программа ориентирована на активное участие самих школьников в приобретении информации, а не на запоминание той информации, которой в изобилии снабжает учитель. При разработке программы "Моя малая Родина" были использованы наиболее показательные, интересные, доступные элементы следующих программ: "Наш дом - природа" Н. Рыжовой, "Наша малая родина" Е. Коршиковой, "Народная культура" М. Кубаревой, "Культура общения" Р. Газизовой и др. Весь материал разбит на тематические циклы: "Я", "Моя семья", "Мой дом", "Моя школа", "Мой посёлок", "Мой край", "Моё отечество". Отбор материала по циклам произведён с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Отбирался тот материал, который помогает ребёнку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близкое ребёнку и личностно значим для него. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года для обучающихся (6,5 - 8 лет) начальной школы. Для каждого года обучения определены задачи и разработано тематическое планирование. Прослеживается преемственность в темах, их усложнение от года к году.
Основные цели туристско-краеведческой программы "Моя малая Родина": - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; - воспитывать гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края и села.
Задачи цикла краеведческих занятий по возрастным группам. Первый год обучения: - способствовать осознанию неразрывной связи истории своего родного села с историей страны; - уточнять сведения о достопримечательностях посёлков; - знакомить со школьным музеем; - дать понятие о гербе; - обогащать понятие "посёлок" историко-культурным и экологическим содержанием; -наполнить понятие "улица" культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; - моделировать связи между улицей (как своеобразным продолжением дома) и человеком, живущем на ней; - учить ориентироваться в микрорайоне около школы и выбирать наиболее безопасный путь в школу и из школы домой; - продолжать знакомить с жизнью и бытом русского народа, праздниками и обычаями; - знакомить с картами Калининградской области и Гурьевского района, с городами и населёнными пунктами области; - расширить знания о природе, растительном и животном мире Калининградской области; - учить видеть прекрасное в окружающем мире; - побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранения её уникальности. Второй год обучения: - расширить знания об истории возникновения , памятных местах и достопримечательностях; - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного посёлка с историей страны; - знакомить с символикой Российского государства; - знакомить с музеями Гурьевского района; - учить пользоваться картой Калининградской области и Гурьевского района; - способствовать выработке устойчивого интереса к изучению истории родного края; - расширять знания о сёлах и посёлках Калининградской области Гурьевского района, их достопримечательностях, о труде людей в районах области; - пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; - продолжить знакомство с народными традициями и обычаями; - раскрыть уникальные и природные особенности края, учить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное; - формировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека; - показать важность охраны природной среды от загрязнения разрушения и истощения, жизненную необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Объекты изучения История: история населённых пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее села, края; происхождение названий населённых пунктов и географических объектов. Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории, памятники природы. Хозяйство: предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта. Население: труд людей в селе и городе; национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде. Культура: народные промыслы; произведения профессионального искусства; легенды, сказки, танцы, песни местного населения. Работа по краеведению осуществляется через организацию следующих видов деятельности: - познавательной (приобретение и совершенствование знаний, получаемых в виде информации от педагога; опыты, наблюдения, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний); - ценностно- ориентационной (осознание многостороннего значения природы для населения края и необходимости сохранения и улучшения природной среды; оценка значения изучаемых объектов и обоснования своей точки зрения); - коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов практических природоохранных дел); - трудовой природоохранительной (сохранение и улучшение окружающей природной среды; сохранение и поддержание порядка в селе, микрорайоне около школы); - художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов, произведений искусства; создание художественных образов, связанных с природными объектами и выражающих отношение к природе). Формы работы: занятия, уроки, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и походы в музей, опыты и эксперименты, кружки и студии, уход за обитателями живого уголка и комнатными растениями, работа на пришкольном участке, составление гербариев и коллекций, организация праздников. Все эти формы работы развивают интеллект и сферу чувств, а кроме того дают возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: и природа, и материальная культура, и явления общественной жизни. Режим занятий 2 раза в неделю, первый год обучения по 35 минут, второй год обучения по 45 минут.
По окончанию первого года обучения дети должны знать: - человек является частью природы; - историю своего имени; - свой режим дня; - простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека; - свой домашний адрес; - что такое семья, обязанности члена семьи; - имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы; - профессии своих родителей; - сельские профессии; - правила поведения в общественных местах; - адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок; - историю происхождения своего села; - достопримечательности села; - несколько растений и животных Калининградской области Гурьевского района; - несколько народных песен, приговорок, считалок, потешек, загадок; - символику Российского государства; - столицу нашей Родины; - президента России. уметь: - назвать своих ближайших родственников; - выполнять некоторые поручения в своей семье; - соблюдать правила охраны и укрепления здоровья; - соблюдать правила личной гигиены; - хранить старинные семейные вещи; - поддерживать чистоту в школе и дома; - работать на пришкольном участке и у себя на огороде; - заботиться и ухаживать за домашними животными; - ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу; - ориентироваться по карте Гурьевского района и находить свой посёлок; - выразительно петь простейшие русские народные песенки; - наблюдать за изменениями в природе и заносить эти изменения в дневник.
По окончанию второго года обучения дети должны знать: - значение своего имени и имя своего ангела-хранителя; - семейные традиции и праздники; - своих ближайших родственников и свою родословную; - закон школьной жизни; - знаменитых людей своего села; - традиции и обычаи своего народа; - главные праздники своей страны; - символику Калиниградской области (герб, гимн, флаг); - несколько растений и животных Калиниградской области; - несколько названий рек и городов Калиниградской области; - несколько названий сёл и деревень Калиниградской области Гурьевского района; - 2-3 писателей области и Гурьевского района. уметь: - построить генеалогическое древо; - заботиться о своём здоровье; - составлять свой режим дня; - достойно вести себя в общественных местах, соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, в транспорте; - хранить семейные традиции, фотографии, старинные вещи; - давать общую положительную и отрицательную оценку отдельных поступков своих и других людей по отношению к себе, другим людям , имуществу, природе; - наблюдать, делать умозаключения; - ориентироваться по карте Калиниградской области, находить свой район и своё село; - рассказывать о достопримечательностях своего села; - вести простейшие наблюдения за растениями и животными; - соблюдать правила охраны природы.
Ожидаемый результат: по окончании курса "Моя малая Родина" предполагается, что основная цель программы - формирование начал краеведческой культуры младших школьников будет достигнута. Формы подведения итогов: выставки, праздники, конкурсы, фотоальбомы, соревнования, фестивали. Способы проверки: работа с картой, тесты, составление генеалогической таблицы. Содержание программы "Моя малая Родина" первого года обучения (72 часа) Введение (1ч) Ознакомление обучающихся с планом работы. Первичная диагностика.
"Я" (9ч) Учащиеся знакомятся с историей возникновения своего имени, что оно означает, и как родители выбирали имя ребёнку. Идёт осмысление понятия "я сам", осознание себя, как личности и своего места в окружающем мире. Учащиеся познают себя, свои чувства, учатся заботиться о себе, о своём здоровье (режим дня, закаливание организма, личная гигиена, правильное питание). Учащиеся знакомятся с правилами хорошего тона, учатся быть вежливыми, тактичными; узнают, что такое дружба, друг, кого называют настоящим другом, и как нужно относиться к друзьям.
"Моя семья" (9ч) Состав семьи, фамилии, имена, отчества членов семьи. Обязанности ребёнка в семье. Заботливое отношение друг к другу в семье. Забота ребёнка о других членах семьи. Роль труда в обеспечении жизни семьи. Старинные вещи бабушки и дедушки, их история и хранение. Детские колыбельные песенки, пестушки, потешки, приговорки, которые пели родители, когда ты был маленьким.
"Мой дом" (8ч) Учащиеся знакомятся с названием села, улицы, номером дома, т.е. домашним адресом. Учатся соблюдать чистоту и порядок в доме, во дворе, на улице; ухаживать за домашними животными, наблюдать их повадки; работать в саду, на огороде, в палисаднике. Обучающие учатся общаться со своими соседями, помогать им по хозяйству.
"Моя школа" (11ч) Школа, как составная часть окружающего мира ребёнка. Название, адрес школы. Школьные помещения, их назначения. Взаимоотношения между учениками в школе (на примере своего класса). Правила поведения учащихся в школе, их необходимость. Труд взрослых в школе. Пришкольный участок, отделы участка, их назначение, оборудование отделов. Работа на пришкольном участке.
"Моё село" (13ч) История посёлка Вальдау. Место расположения села на карте Гурьевского района. Памятные места. Обогащение понятия "село" историко-культурным и экологическим содержанием. Транспорт села. Труд людей моего села. Самые распространённые профессии на селе. Уважение к труду людей. Растениеводство, как отрасль сельского хозяйства. Вклад моих земляков в победу над врагом.
"Мой край" (8ч) Учащиеся узнают о происхождении, названии родного края; о связях истории Калининградской земли с историей страны, о вкладе края в хозяйство страны. Учатся видеть прекрасное в окружающем мире. Знакомятся с редкими растениями и животными Гурьевского района.
"Моё отечество" (13ч) Учащиеся узнают, как называется наше государство. Знакомятся со столицей государства, с государственными символами России. Учащиеся узнают некоторые сведения их истории символов России. Проводится заочное путешествие по городам и памятным местам России. Обучающиеся узнают о народах России, их обычаях и традициях.
Учебно - тематический план первого года обучения, 2часа в неделю (68ч) |