СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по Изо 5 класс ФГОС (по Б.М. Неменскому). 2016 год.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

            Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

            Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 5 класса и реализует документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  • Годового календарного учебного графика.

Просмотр содержимого документа
«Программа по Изо 5 класс ФГОС (по Б.М. Неменскому). 2016 год.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №159»



«Р а с с м о т р е н о»

Руководитель МО

_____________ Н.Н. Гатиятуллина

Протокол № 1

от « ____ » __________ _____ г.


«С о г л а с о в а н о»

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Лицей №159»

____________ С.М. Галимуллина.


«У т в е р ж д е н о»

Директор МБОУ «Лицей №159»

_____________ С.Х. Загидуллина

Приказ № ___ «__» ________ _____ г.









Рабочая программа по изобразительному искусству

для 5 классов




«П р и н я т о»

на заседании педагогического

совета протокол № 1

от «___» _________ ____ г.





2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 5 класса и реализует документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Годового календарного учебного графика.

  • Образовательной программы МБОУ «Лицей №159».

  • Учебного плана лицея.

  • Авторской программы по ИЗО под редакцией Б.М. Неменского. 5 классы.

В данном курсе используется учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений авторов Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.-М. : «Просвещение» , 2011 год.

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах отводится 105 часов, в объеме 1 учебного часа в неделю (35 часов в год). На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год, в объеме 1 учебного часа в неделю.

Перечень учебно-методического и учебно-технического обеспечения

  1. Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская.

  2. Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

  3. Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

  4. Интернет – ресурсы: http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО;http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по искусству

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения в 5 классе дети должны понимать, знать и уметь:


  1. значение древних корней народного искусства;

  2. связь времен в народном искусстве;

  3. место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  4. особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

  5. различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

  6. представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства;

  7. создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслах;

  8. создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой.

  9. уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  10. донести свою позицию до собеседника;

  11. оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  12. уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  13. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  14. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  15. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  16. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  17. сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  18. преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

  19. овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;


Планируемые результаты освоения учебного курса



В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.




Содержание тем курса по изобразительному искусству в 5 классах


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (35 ч)



Древние корни народного искусства (8 часов)

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать- земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.

Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище (в разных регионах России. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского

дома, его символика (потолок -небо, пол - земля, подпол -подземный мир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный ·угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора..Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения

декоративных элементов Крестьянская вышивка -хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.


Связь времён в народном искусстве (8 часов).

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и егодекора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись - свободная кистевая живописная импровизация.

Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка Промыслы как искусство художественного сувенира. Уральские народные промыслы. Место произведений промыслов современном быту и интерьере.


Декор - человек, общество, время (12 часов)

Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, различии людей по социальной принадлежности».Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Знакомство с декоративным искусством разных народов. Социальная функция декоративного искусства. Речь идёт одновременно о влиянии мировоззрения и условий жизни людей разных эпох на образный строй произведений Эта тема раскрывается на примере роли декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Солярные знаки Древнего Египта. Отличие одежд высших и низших сословий.

Символика цвета в украшениях Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же - выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, знаний определённой эпохи, определённой страны, строгая регламентация одежды для людей разных сословий в обществе. С возникновением общества начинаются процессы, когда декоративные элементы вещественного быта людей, от одежды до повозки, начинают выступать своеобразными регуляторами отношений между людьми, дифференцирующими их социальный статус, превратись, таким образом, в социальный символ


Декоративное искусство в современном мире (7 часов)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.) Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Оформление экстерьеров и интерьеров зданий родного города. Художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани. Новое понимание красоты современными мастерами декоративно- прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Содержание и язык декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека. Обобщение знаний учащихся, полученных в учебном году.











Колендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 классов


Тема

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

проведения

Примечание

1

Техника безопасности на уроках изобразительного искусства.

Древние образы в народном искусстве.



Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков, символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи

по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

1




2

Убранство русской и татарской избы.


Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в

его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной

деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце,

лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

1




3

Внутренний мир русской и татарской избы


Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Задания: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда); коллективная работа по созданию общего подмалёвка.

1




4


Конструкция и декор предметов народного быта.



Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валёк и т. д.).

1




5


Русская народная вышивка. Татарская народная вышивка.




Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие

трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо

жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца

вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

1




6-7


Народный праздничный костюм.



.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или

южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей

одежды для картонной игрушки-куклы;

б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

2




8

Народные праздничные обряды (обобщение темы).


.

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого

общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

Задания: раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников;

подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору).

1







Тема раздела: «Связь времён в народном искусстве» (8ч.)






9-10


Древние образы в современных народных игрушках.


.


Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и

украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в

соответствии с традицией одного из промыслов.

2




11


Искусство Гжели.




Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям

гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа — баночка) формы нарядной гжельской росписью.

1




12


Городецкая роспись.



Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи

1




13


Хохлома.



Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется жёлто-охристым цветом.

1




14


Жостово. Роспись по металлу.




Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приёмы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения

творческой работы.

Задания: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

1




15


Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.



Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи.

Задания: 1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги

коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

1




16


Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).


Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».

Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определённому признак

1







Тема раздела: «Декор – человек, общество, время» (12ч.)






17


Зачем людям украшения.



Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

1




18


Роль

декоративного искусства в жизни древнего

общества.




Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать

им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изоб-

разительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


1




19-24


Одежда «говорит» о человеке.



Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием

творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в

общую композицию).

2




25-27


О чем рассказывают гербы и эмблемы.



Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах

различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта

герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или

эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.

Задания: 1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.

2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.

3




28


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)



Участвовать в итоговой игре, викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-

прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

Задания: 1. Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

2. Посещение

музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного

искусства.

1







Тема раздела: «Декоративное искусство в современном мире» (7 ч.)






29


Современное выставочное искусство.


Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по

материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного

традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала».

1




30-35


Ты сам – мастер.



Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе

выполнения практической творческой работы.

Задания: 1. Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчётной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками». Иллюстрация на заданную тему (самостоятельная работа).

6












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!