СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 9 класс Меркин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 9 класс Меркин»

Ростовская область Белокалитвинский район р. п. Шолоховский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7

Приказ от_____________№ ___

_____________ Войнова Н.А.

М.П.

Рабочая программа

по литературе

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 9 класс

Количество часов 102

Учитель Жукова Ольга Александровна

Программа разработана на основе


Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г.





Пояснительная записка


Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.


Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.


Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.


Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.


Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.


С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.


Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).


Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.


Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.


.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  • Тексты художественных произведений.

  • Сюжет, особенности композиции.

  • Типическое значение характеров главных героев произведений.

  • Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  • Изобразительно-выразительные средства языка.

  • Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).


Учащиеся должны уметь:

  • Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  • Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  • Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  • Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  • Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  • Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  • Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  • Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  • Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  • Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  • Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  • Пользоваться словарями различных типов и справочниками.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Выпускники должны уметь:

  • работать с книгой,

  • выявлять авторскую позицию,

  • оценивать и сопоставлять,

  • выделять и формулировать,

  • характеризовать и определять,

  • выразительно читать и владеть различными видами пересказа,

  • строить устные и письменные высказывания,

  • участвовать в диалоге,

  • понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою,

  • писать сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,

  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации,

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы

Раздел I. Введение (1 ч.)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Обучающиеся должны знать:

- своеобразие литературных эпох;

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления.

Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- обобщать свой читательский опыт.


Раздел II. Из древнерусской литературы.

Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Обучающиеся должны знать:

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения.

Обучающиеся должны уметь:

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения;

- выявлять психологический параллелизм.


Раздел III. Из литературы эпохи Возрождения.

В данном разделе обучающиеся знакомятся с особенностями литературы эпохи возрождения, ее проблемами, жанровой тематикой. Узнают основные вежи жизни и творчества У. Шекспира. Знакомятся с главным героем трагедии «Гамлет», с трагическим характером конфликта в произведении.

Обучающиеся должны знать:

- определение драмы как рода литературы;

- определение трагедии как литературного жанра;

- историческую эпоху литературы средневековья.

Обучающиеся должны уметь:

- определять такой жанр произведения как трагедия;

- отличить жанр трагедии от других литературных жанров;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.


Раздел IV. Из литературы XVIII века


Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сен­тиментализме как литературных направлениях.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления классицизм и сен­тиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Обучающиеся должны уметь:

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.



Раздел V. Литература первой половины XIX века.

Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики роман­тизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Обучающиеся должны знать:

- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.

Обучающиеся должны уметь:

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.


Раздел VI. Из литературы второй половины XIX века.


В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологиче­ской прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития рус­ского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художе­ственного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков.

Обучающиеся должны знать:

- нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия;

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.

Обучающиеся должны уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс. 3 ч. в неделю 34 = 102 ч.


Название раздела, темы

Количество часов

Контрольные работы, тесты

Уроки развития речи

1.

Раздел I. Введение

1



2.

Раздел II. Из древнерусской литературы

8


2

3.

Раздел III. Из литературы эпохи Возрождения

2



4.

Раздел IV. Из литературы XVIII века

8

1


5.

Раздел V. Литература первой половины XIX века

74

2

12

6.

Раздел VI. Из литературы второй половины XIX века

9


1









Тематическое планирование по литературе в 9 классе (102 ч.)


Дата

Основное содержание программного материала

Кол-во час

Содержание учебной темы

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Тип, форма урока, способы контроля

Методы обучения

Теоретико-литературные понятия

Домашнее задание

п

ф

1

01.09

01.09

Введение (3 ч.)

Литература и ты.


1

Обобщить знания, расширить представления о литературе.

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи

Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы

Общие темы, проблемы, образы в произведениях русских и зарубежных писателей

2

06.09

06.09

Тайны творчества.

Литературные направления, школы, движения.

1

Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи


Подготовить чтение любимого стихотворения, обосновать свой выбор

Стр.3-6

3

07.09

07.09

Диагностическая контрольная работа за курс 8 класса

1

Контроль

Знаний учащихся за курс 8 класса








4

08.09

08.09

Из древнерусской литературы (5 ч.)

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…»

Урок-беседа

Фронтальный опрос, работа с терминами, текстом, комментированное чтение

Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.


«Слово…» и традиции былинного эпоса.


5

13.09

13.09

«Печальная повесть о походе Игоревом»

1

Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительног8о анализа

Урок систематизации знаний учащихся, практикум

Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ

Психологический параллелизм, рефрен


Подготовить художественные и музыкальные интерпретации «Слова…»


6

14.09

14.09

Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…»

1

Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Психологический параллелизм, рефрен


Работа по вопросам

7

15.09

15.09

Образ автора в «Слове…»

1

Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение


Образ автора

Подготовить образ автора

8

20.09

20.09

РР. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Обучение сочинению

1

Рассмотреть основные этапы работы над сочинением

Практикум

Обучение написанию сочинения, составление плана, работа с цитатами и текстом

Образ, выразительные средства языка

Описание гравюры В. Фаворского «Плач Ярославны»

9

21.09

21.09

Из литературы XVIII века

(17 ч.)

Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм

1

Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом

Лекция с элементами беседы

Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи

Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм

Традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века

10

22.09

22.09

М. В. Ломоносов – реформатор русского языка

1

Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей»

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм

Исследовательские работы учащихся, презентации

11

27.09

27.09

А.П.Сумароков - основоположник русской драматургии

1

Познакомить с жизнью и творчеством Сумарокова

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа


Стр. 20

12

28.09

28.09

Г. Р. Державин – поэт-философ

1

Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Ода

Исследовательские работы учащихся, презентации

13

29.09

29.09

Анализ стихотворений «Властителям и судиям», «Фелица»


1


Учить анализировать стихотворение, выразительно читать

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа, работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка

Сообщение: «Державин в изобразительном искусстве»

14



Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения

1

Дать представление о своеобразии русского театра в эпоху Просвещения

Заочная экскурсия, комбинированный

Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет

Эпоха Просвещения, театр

Подготовить литературные газеты

15



Д. И. Фонвизин «Недоросль» Герои и идейное содержание комедии

1

Рассмотреть героев комедии, их взаимоотношения, учить сравнивать персонажей, обобщать

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Комедия

Сообщение «Фонвизин в изобразительном искусстве»

16



Идеал честного человека в комедии

1


Учить работать с текстом, цитатами, составлять связный ответ по данной теме

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Комедия, образ

Работа по вопросам

17



Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»

1


Учить анализировать эпизод

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Анализ эпизода, практикум

Эпизод

Работа по вопросам

18



А. Н. Радищев

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...»

1

Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Жанр путешествия


Классицизм в живописи и литературе

19



Основная проблематика книги

1

Раскрыть жанровые особенности и идейное содержание «Путешествия…»

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Жанр путешествия


Работа по вопросам

20



Понятие о сентиментализме.

1

Дать представление о сентиментализме.

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет


Конспект

21



Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Осень»

1

Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод, выразительно читать

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Сентиментализм

Работа по вопросам

22



ВЧ. Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»

1

Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод, выразительно читать

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Сентиментализм

Работа по вопросам

23-24



РР. Классное сочинение по произведениям литературы 18 века


Анализ письменных работ

2

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь


Практикум

Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Написание сочинения

25



РР. Литературная игра

1

Уметь анализировать, обобщать, делать выводы; знать о своеобразии литературы 18 века

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Практическая работа с текстом



26



Из литературы XIX века

(71 ч.)

Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века.

1

Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века.

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с дополнительной литературой, защита литературных газет

Романтизм

Романтизм в живописи и литературе

27



К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности»

1

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

«школа гармонической личности»

Конспект статьи

28



В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики

1

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Заочная экскурсия, комбинированный

Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста

Романтизм, романтический герой

Стр. 90-96

29



В. А.Жуковский. Жанр романтической баллады в творчестве поэта

1



Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Урок закрепления и обобщения знаний

Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста

Романтическая баллада

Стр. 96-101

30



К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта

1

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Урок закрепления и обобщения знаний

Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста

Историческая песня

Работа по вопросам

31



«Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века

1

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Выразительное чтение, пересказ, работа с текстами, анализ теста

«Гражданский романтизм»

Работа по вопросам


32



А. С. Грибоедов

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Творческая история.

1

Дать представление о развитии русской литературы 1 половины 19 века, познакомить с историей создания комедии

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).


История создания комедии

33



Сюжет, композиция, система образов

1

Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Работа по вопросам

34



«Век нынешний и век минувший»

1

Учить анализировать драматическое произведение

Урок закрепления и обобщения знаний

Практическая работа с текстом, комментированное чтение беседа

Элементы классицизма в комедии


Работа по вопросам

35



Любовная интрига в комедии

1

Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Работа по вопросам

36



Фамусовское общество

1

Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу

Семинар

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Комедия

Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев

«Горе от ума»). Современные дискуссии о комедии.

37



Смысл заглавия и проблема ума в комедии

1

Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).


Работа по вопросам

38



И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию

1



Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление

Практикум

Конспектирование статьи, компрессия текста, работа с цитатами

Конспект, компрессия

И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

39-40



РР. Классное сочинение по пьесе Грибоедова «Горе от ума»


Анализ письменных работ

2

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Написание сочинения

41



А. С. Пушкин

Жизнь и творчество

1


Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина

Заочная экскурсия

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма



Работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.


42



Тема дружбы в лирике поэта

1

Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Стр. 3-4

43



«Свободы верный войн» Свободолюбивая лирика Пушкина

1

Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Стр. 22

44



Поэтический побег. Южная ссылка

1

Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Изучение нового материала, комбинированный

Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Стр. 27

45



Тема природы в лирике поэта

1

Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Выразительное чтение, анализ лирических произведений

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Стр. 37

46



«Чтоб мыслить и страдать» Любовная лирика Пушкина.


1

Развивать представление о любовной лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Выразительное чтение, анализ лирических произведений

Выразительные средства языка


Стр. 49

47



РР. Анализ лирического стихотворения

1


Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер

Практикум, самостоятельный анализ лирики

Работа с текстом, словарями, опорными схемами

Выразительные средства языка


Анализ стихотворения

48



«Друг истины, поэт» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

1

Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Выразительное чтение, анализ лирических произведений

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма

Исследовательские работы учащихся, презентации

49



РР Выразительное чтение

наизусть

1

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Практикум

Выразительное чтение наизусть


Подготовить выразительное чтение стихотворения

50



Семинар ««Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики»

1

Вызвать интерес к творчеству поэта, определить уровень восприятия стихотворений

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Выразительное чтение, анализ лирических произведений


Выразительное чтение, анализ лирических произведений

51



Романтические поэмы Пушкина.

1

Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы

Изучение нового материала, комбинированный

Обзор поэм, работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта


Подготовить сообщение

52



«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

1


Рассмотреть сюжет трагедии, ее героев, учить выразительно читать

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей

Трагедия

Театральные постановки пьесы

53



Нравственно-философское значение «Маленьких трагедий» Пушкина

1

Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей

Маленькие трагедии


Стр.75-97,

257-293,


54



«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей

1


Формировать навыки прозаического анализа произведения

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей

Реализм



Работа по вопросам

55



Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, сюжет, композиция, Онегинская строфа

1

Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Роман в стихах, Онегинская строфа

Работа с

текстом


56



Ленский и Онегин. Роль антитезы в создании центральных образов романа

1

Раскрыть типические и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей

Антитеза


Работа с

текстом


57



Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина

1

Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, анализ эпизода, составление характеристики персонажей

Реализм, сравнительная характеристика



Работа с

текстом


58



Анализ 5 главы. Сон и именины Татьяны

1

Учить анализировать эпизод

Урок закрепления и обобщения знаний

Анализ эпизода, работа с группах и парах, запись выводов

Анализ эпизода

Работа с

текстом


59



Анализ 6 главы. Дуэль

1

Учить анализировать эпизод

Урок закрепления и обобщения знаний

Анализ эпизода, работа с группах и парах, запись выводов

Анализ эпизода

Работа с

текстом


60



Образ автора в романе

1

Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Образ автора

Работа с

текстом


61



Нравственно-философская

проблематика романа

1

Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Проблематика

Работа с

текстом


62



«Энциклопедия русской жизни». Белинский и Писарев о романе.

1

Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Реализм, критическая статья


Конспект статьи

63



Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина

1

Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования

Урок закрепления и обобщения знаний

Анализ эпизода, работа с текстом, статьями учебника, цитатами

Реализм, критическая статья


Конспектирование

64-65



РР. Классное сочинение по творчеству Пушкина


Анализ письменных работ.

2

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Написание сочинения

66-67



М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике


2

Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике


Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Романтическое движение в литерату­ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.


Исследовательские работы учащихся, презентации

68



Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

1

Раскрыть образ поэта-пророка в лирике Лермонтова, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Романтическое движение в литерату­ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Стр. 97

69



Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр. 103

70



Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

1

Показать отношение автора к поколению 30 гг. 19 в.

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Стр. 104

71



Образ природы

1

Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, дополнительной литературой, выразительное чтение

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта

Стр.106

72



РР. Анализ стихотворения

1

Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер

Практикум, самостоятельный анализ лирики

Работа с текстом, словарями, опорными схемами

Выразительные средства языка


Анализ стихотворения

73



РР Конкурс выразительного чтения

1

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Практикум

Выразительное чтение наизусть


Выучить стихотворения

74



РР. Урок — концерт. Поэты 20 века о Лермонтове.

1

Вызвать интерес к творчеству поэта, определить уровень восприятия стихотворений, совершенствовать навыки выразительного чтения

Практикум

Выразительное чтение наизусть


Подготовить выразительное чтение наизусть

75



«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

1

Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа с группах

Психологический роман

Работа с

текстом


76



Печорин как «портрет поколения»

1

Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа с группах

Психологический роман

Работа с

текстом


77



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя

1

Дать представление о психологическом портрете героя

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Психологический роман

Работа с

текстом


78



Дружба в жизни Печорина

1

Раскрыть отношения Печорина с другими персонажами

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Психологический роман

Исследовательские работы учащихся, презентации

79



Любовь в жизни Печорина

1

Раскрыть отношения Печорина с другими персонажами

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Психологический роман

Исследовательские работы

80



РР. Обучение анализу эпизода

1

Учить анализировать эпизод

Практикум, самостоятельный анализ эпизода

Работа с текстом, словарями, опорными схемами

Выразительные средства языка


Анализ эпизода

81



Роман в оценке Белинского. Подготовка к сочинению

1

Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования

Урок закрепления и обобщения знаний

Конспектирование статьи, работа с цитатами, связный рассказ

Конспект

Исследовательские работы учащихся, конспект

82-83



РР. Сочинение по творчеству Лермонтова


Анализ письменных работ.

2

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Написание сочинения

84



ВЧ. Княгиня Лиговская

1

Познакомить с произведением

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах


Ответить на вопросы

85-86



Н.В. Гоголь

Творческая биография.

ВЧ. Петербургские повести

2

Обобщить и систематизировать ранее изученный материал, познакомить с Петербургскими повестями

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Повесть

Сообщение: «Гоголь в изобразительном искусстве»

87



Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Урок-пролог к изучению поэмы

1

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения

Эвристическая беседа с элементами анализа

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах


Работа с тексом

88



Поэма «Мертвые души»: обзор содержания

1

Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Развитие реализма.

Работа с тексом


89



Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме

1

Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану

Комбинированный, закрепление и обобщение изученного

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Образ


Работа с тексом


90



Образ Чичикова

1

Углубить понятие о типизации, раскрыть образ Чичикова

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция

Работа с тексом

91



Образ города в поэме

1

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения

Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа


Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Образ

Работа с тексом

92



Образ родины, лирические отступления в поэме

1

Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки»

Урок закрепления и обобщения знаний

Работа с текстом, составление плана, характеристика персонажа, работа в группах

Лирические отступления

Анализ эпизода

93



РР. Поэма в оценке Белинского Подготовка к сочинению. Сбор материала

1

Учить собирать материал к сочинению, составлять план

Практикум

Составление сложного цитатного плана, работа с текстом

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Критические статьи

94-95



РР. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»


Анализ письменных работ

2

Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь

Практикум

Составление сложного цитатного плана, работа с текстом, написание сочинения

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора

Написание сочинения

96-97



Литература 2 половины 19-20 века (обзор)

2

Дать представление о литературе 2 половины 19-20 века

Изучение нового материала, комбинированный

Работа с текстом, дополнительной литературой, разные виды чтения и пересказа, комментированное чтение

Реализм, лирика

Конспект статьи

98



Систематизация и обобщение изученного в 9 классе

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся за курс 9 класса

Комбинированный

Викторина


Презентации

99-100



Творческий отчёт учащихся

2

Обобщить и систематизировать знания учащихся за курс 9 класса

Комбинированный

Защита литературных проектов



101



Задание на лето


1






102



Резервный


1














Методическое обеспечение

1.С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2009

2.Литература. 9 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О

3.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

4. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

5. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение»,2004.

6. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

7. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.

























СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________ Гуртовая Н.И.

МБОУ СОШ№7 ______________года

от ___________года№___

Руководитель МС

_________Калашникова Н.Г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!