СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по методике преподавания историко-культурного краеведения "Воронежского края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 10-11 классы , на углубленное изучение духовной жизни края.

Просмотр содержимого документа
«Программа по методике преподавания историко-культурного краеведения "Воронежского края"»










Рабочая программа

По методике преподавания историко-культурного краеведения

Тема: «Духовно-религиозная жизнь Воронежского края»

в 10–11 классах







Выполнила:

педагог МБОУ СОШ №74

Небольсина Вероника Юльевна































Содержание





  1. Пояснительная записка…………………………………………..3

  2. Учебно-тематический план……………………………………....5

  3. Содержание тем…………………………………………………...6

  4. Список литературы……………………………………………….11









Пояснительная записка

Программа рассчитана на учителей, работающих в 11-х классах, изучающих культурное краеведение Воронежской области. Программа посвящена теме: Духовно-религиозная жизнь Воронежского края.

Цель программы:

  • Обсуждение вопросов, содержание проблем и перспектив преподавания краеведения в школе

  • Оказание учебно-методической и учебно-исследовательской помощи учителям

  • Выработка практических рекомендаций по реализации эффективных форм и моделей преподавания краеведения

  • Развитие профессиональной компетентности, коммуникативной и рефлексивной культуры учителей

  • Развитие их способности к обновлению образовательного пространства на основе технологий развивающего обучения

Задачи:

  • Ознакомление педагогов с методологическими подходами и актуальными проблемами преподавания курса исторического краеведения

  • Овладение учителями современными педагогическими технологиями в разрезе обновления содержания и структуры краеведческого образования

  • Внедрение в массовую педагогическую практику инновационного опыта учителей краеведения

  • Овладение учителями практическими умениями и навыками, необходимыми для преподавания курса исторического краеведения

Объем времени, необходимого на освоение программы данного семинара - 10 часов.

Актуальность

Изучение краеведения – важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», формирование нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. Оно так же является одним из важных средств, связующих обучение и воспитание с жизнью.



Программа состоит из таких разделов, как:

  • Пояснительная записка

  • Учебно – тематический план

  • Содержание тем

  • Литература

При разработке программы я в основном использовала книгу «Люби и знай Родной край».













































Учебно-тематический план

наименование разделов, тем

кол-во часов

сроки

1

Правовые основы преподавания

краеведения

2

1 неделя марта

2

Методика преподавания

историко-культурного краеведения

2

2 неделя марта

3

Формы организации работы

2

3 неделя марта

4

Формирование УУД у учащихся

2

4 неделя марта

5

Практическое применение, результат

2

1 неделя апреля





Содержание тем.


Тема 1. Правовые основы. Ознакомить учителей с основным перечнем документов:

  • Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ

  • Стандарт второго поколения-2010г.

  • Базисный образовательный план.

  • Базисный учебный план.

  • Примерные программы.

  • Приказ Департамента образования науки и молодёжной политики Воронежской обл. №760 от 27.07.2012г.и №840 от30.08.2013г. ОРБУП

  • Программа по краеведению 5-11класс ВОИПКиПРО.

  • Программа по историко-культурному краеведению. Баранникова М.И. 2012г.

В ходе ознакомления:

-определить систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к преподаванию краеведения;

-определить состав ключевых задач, которые обеспечивают формирование универсальных видов учебных действий.


Тема 2. Методика преподавания историко-культурного краеведения на примере духовно-религиозной жизни Воронежского края.

Помочь учителям овладеть современными методиками:

1. Метод проектов.Ознакомить учителей с типами учебных проектов:

-по организационной форме: индивидуальный, парный, групповой;

-по времени выполнения: мини-проект, кратковременный, долговременный;

-по характеру контактов: внутренний,региональный, международный;

-по виду деятельности: исследовательские(научное описание, эксперимент, гипотеза), информационные( сбор информации. опрос, интервью), творческие (фильм, клип, спектакль, картина, произведение), игровые (игра, викторина, подготовка и проведение экскурсии).

Например, тема: «Святые места», «Храмы и монастыри Воронежской обл.» Работа распределяется в группе(или индивидуально). Учащиеся собирают информацию из письменных источников, экскурсий, используют фотографии, видеофильмы, а потом в виде готового продукта (презентации, устного сообщения, альбома и т. д.)защищают свой проект.

2. Исследовательская работа. Ознакомление учителей с формами исследовательских работ. Это могут быть: эссе (короткое сочинение), устное сообщение, книжка-раскладушка, фоторепортаж, серия рисунков, презентация, стенд, реферат. Например, можно выбрать темы «Святые имена» или «Чем мне дорог православный храм». Работа с темой «Святые имена» подразумевает составление биографии святого, который связан с историей Воронежского края. В ходе поиска можно посетить библиотеку, архив, местные музеи, храмы. Учитель должен научить ученика грамотно оформлять работу. Ученик должен высказать свое личностное отношение к этой теме, подумать, что дало это исследование для личностного роста. Успех работы или неудачи надо проанализировать и исправить, и выходить на новый более высокий уровень.

3. Источниковедеие. Помочь учителям научить учеников работать с различными источниками. Учащийся должен завести отдельную папку и в нее собирать накопленный материал. Где его найти? В ходе поиска нужно посетить библиотеку, объяснить, что книга – ценный источник знаний. Словари, справочники, энциклопедии так же не должны оставаться без внимания. Ценные сведения могут находиться в фондах и архивах, в местных музеях. Можно использовать так же материалы домашних библиотек, семейные архивы, фотоальбомы. Подлинные фото и документы надо копировать, датируя их. Часть сведений можно почерпнуть из Интернета. Весьма ценными бывают встречи с интересными людьми, имеющими непосредственное отношение к теме работы. Полезно полистать периодику (газеты и журналы), посмотреть фильмы по теме.

4. Метод кейсов. Кейс это реальный случай, который можно перевести из статуса жизненной ситуации в статус задачи и затем решать с последующей рефлексией от учеников.

Виды кейсов:

  • Практические (жизненные ситуации)

  • Обучающие (нереальные, но какими они могут быть в жизни)

  • Научно-исследовательские

Формы кейса:

  • Кейс – изложение, рассказ

  • Кейс – иллюстрация

  • Кейс – практическая задача

  • Кейс с вопросами к тексту

  • Кейс, содержащий информацию, документы, видеоролики

Например, взять иллюстрацию из учебника «Крестный ход» и попросить учеников составить рассказ к этой иллюстрации. При этом можно задействовать много информации, при составлении рассказа и ответах на вопросы: к какому году относится иллюстрация? (1998 год, когда патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Воронеж поклониться мощам святого Митрофана), кто такой Митрофан и кем он является для Воронежа (при этом можно вспомнить строительство флота в Воронеже, пребывание Петра Iв Воронеже, деятельность первого епископа в Воронеже), в каком направлении двигались люди (в направлении строительства Благовещенского собора), почему в честь Благовещения был назван собор (потому что один из любимых двунадесятых праздников), какие вы знаете двунадесятые праздники (перечисление праздников).

5. Интерактивный метод, ключевыми моментами которого являются взаимодействия и обратная связь, например, занятие – круглый стол, занятие – визуализация, сообщение с заранее запланированными ошибками и последующим обсуждением их. Как сказано в стандарте, главное требование – это сужение круга репродуктивной деятельности.

Тема 3. Формы организации работы.

  1. Урочная: лекция, семинар, дискуссия, беседа, урок с документами, практикум, зачет, мультимедийный урок, урок-презентация, викторина, игра.

  2. Внеурочная:

  • Экскурсии (в районный краеведческий музей, библиотеку, архив, по храмам города Воронежа и монастырям Воронежской области, пешие экскурсии по городу и окрестностям)

  • Участие в краеведческих конкурсах, конференциях

  • Выставки

  • Встречи (с представителями церкви)

  • Переписка с интересными людьми

Тема 4. Формирование УУД.

Помочь учителям в формировании у учащихся учебных универсальных действий, ознакомить с различными приемами, помогающими развивать УУД.

  1. Личностные УУД. Направлены на воспитание морального человека, патриота, умение соотносить события с этическими принципами. Религия и церковь всегда помогали духовному и нравственному просвещению воронежцев. Жизнь святых показывала образцы наивысшего служения человека другим людям обществу. На примере жизни Тихона Задонского можно заранее дать задание собрать сведения о биографии этого святого. Ответить не вопросы: почему его называют русским Иоанном Златоустом? Какие черты характера и поступки Тихона особенно запомнились, почему? Как его имя связано с Воронежем, ведь значительную часть жизни он провел в Задонском монастыре? Почему православные люди почитают святых с особой любовью? Каких святых вы еще знаете?

  2. Познавательные УУД. Направлены на извлечение текстовой информации, умение выудить знания из предложенной информации, допустим можно предложить следующие вопросы и задания: прочитайте параграф 5 и выпишите все новые понятия и определения к ним (епархия, святцы, крестный ход, поклонный крест, домовая церковь, епископ, двунадесятые праздники, таинство церкви, мощи, новомученники).Составьте портретное описание любого святого, который встретился в параграфе (Митрофана, Тихона Задонского, Тихона Никанорова, Петра Зверева. Прочитать текст «Святые места Воронежского края» и составить пять вопросов.Найти в тексте улицы, которые носили название храмов, расположенных вблизи них (Покровская, Введенская.Воскресенская, Ильинская, Ильинский съезд)

  3. Коммуникативные УУД. Развивают умение работать в команде. Можно использовать следующие вопросы и задания: организовать и провести рассказ по цепочке (тема: Политика государства в отношении церкви после революции), создание презентации группами, проектная деятельность (например, святые места или храмы и монастыри – групповой информационный проект, распределяется сбор информации, работа в группе; или например, игровой проект – составляются вопросы для викторины, класс делится на две команды; или творческий групповой проект – интервью с ученым), исследовательская деятельность (например, святые имена – в ходе поиска можно распределить различные виды работы: кто то идет в библиотеку, кто то в архив, кто то в музей, кто то ищет информацию в интернете, кто то фотографирует).

  4. Регулятивные УУД. Умение организовывать свою учебную деятельность. Можно использовать такие задания и вопросы: составьте план параграфа, какие слова в тексте оживили ваши представления об истории церкви, придумать предложения со словами, которые есть в тексте, найдите в тексте все новые слова и придумайте к ним вопросы, придумать текст с ошибками, дать ключевое слово «оказывается», что я знал до сегодняшнего дня о духовно-религиозной жизни, что я узнал сегодня

Тема 5. Практическое применение, результат.

Можно использовать для учителей:

  • Составление презентации учителями

  • Литературная гостиная

  • Дебрифинг – выдаивание знаний из участников взаимодействия

  • Обмен опытом

  • Защита творческих работ

  • Рефлексия (Что вы чувствуете и почему? Что вам помогало в процессе занятий и что мешало? Что произвело на вас большее впечатление? Как вы оцениваете свою роль в групповой работе?)













































Список литературы:

  1. Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие/коллектив авторов, науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. – 240 с.

  2. Люби и знай Родной край. Учебное пособие: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008 – 382 с.

  3. Святыни православной России. Спб. : ИГ «Весь», 2012 – 128 с.

  4. Степкин В. В. Костомаровская обитель в XX веке. Исторические очерки. – Воронеж: Издательский Дом «Китеж», 2007. – 97 с. (серия «Духовное краеведение», Святыни Воронежской и Борисоглебской епархии)

  5. Святитель Тихон Задонский. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь , 2011.

  6. Л. Морев. История Задонского мужского монастыря. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2011.

  7. Документальный фильм о Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре ( в фильме звучат главы из книги Святителя Тихона Задонского «Сокровище Духовное, от мира собираемое»)

  8. Историко-культурная энциклопедия Вор.обл. – 2008 г.

  9. В. П. Загоровский. Петр Великий на Воронежской земле. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. – 168 с.

  10. «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Свято-Успенский Дивногорский монастырь , журнал №56. 2010.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!