Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 44»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МБНОУ «Гимназия №44» педагогическим советом _____________ Л.И. Метелева МБНОУ «Гимназия№44»
Протокол № 15
от «29» августа 2015 г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей эстетического цикла
Протокол № 1
от «26» августа 2015 г.
Рабочая программа
Музыка для 1 класса
(Составлена на основе примерной программы
для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы»;
авторы Т.В. Челышева, В.В.Кузнецова)
СМК РП М 1 01-2014(01)
Составитель программы:
учитель музыки
Шеремеев И.А.
Новокузнецк, 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы»; авторы Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова.
Общая характеристика предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которой предоставляются младшему школьнику.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине, семье, уважение к духовному наследию, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности предопределяет решение основных педагогических задач.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану курс предмета «Музыка» представлен в предметной области «Искусство». При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).На основании СанПиНа 2.4.2.2821-10, который предполагает использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день), программа по музыке скорректирована следующим образом:
1 четверть - 1 час в 2 недели;
2 четверть – 1 час в неделю;
3 четверть - 1 час в неделю;
4 четверть – 1 час в неделю.
Итого: с 33 часов до 28 (29) часов в зависимости от количества недель.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном многообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.
Основные виды учебной деятельности учащихся.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего с жизнью самого ребенка. Это – звуки, окружающие его. Это – музыка природы и дома. Это – музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это – звучащий образ Родины и народные напевы.
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т.д.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования, программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34песни и попевки, как народные, так и авторские.
Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.
В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально - художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности и имеющих преемственность с программой 2 класса.
Содержание программы по предмету (курсу).
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов примерной программы | Кол-во Часов рабочей программы | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
I | Звуки вокруг нас | 9 | 4 | Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чём «поёт» природа? |
II | Музыкальные встречи. | 7 | 7 | Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима. |
III | Так и льются сами звуки из души. | 9 | 9 | Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке. |
IV | Волшебная сила музыки. | 8 | 8 | Композитор-исполнитель-слушатель. Музыка в стране. «Мульти-пульти» Всюду музыка живёт. |
| Итого: | 33 | 28 | |
Календарно - Тематическое планирование – 1 «А», 1 «В»
№ уро-ка | Дата | Раздел (глава) | Тема урока | Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные). | Практическая часть (музыкальный материал) | Формы контроля |
1 | 8.09.15 | Звуки вокруг нас. | Звуки в доме Маши и Миши. ПЕНИЕ: «Колыбельная самим себе», «В гостях у королевы» | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Исполнять песни. Игра на ДМИ. Личностные: - выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении; - выявлять в музыкальном тексте характеристики образа родины, родной сторонки; - осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации. Познавательные: - сравнивать разные музыкальные произведения; - определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребёнка. - находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Коммуникативные: - исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников; - размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками. | «Кикимора», Симфоническая картина, А. Лядов – слушание; «Колыбельная самим себе», муз. В. Семёнов, сл. Г. Лебедева – пение; «В гостях у королевы», муз. Г. Брук, сл. С. Маршак – пение. | Устный опрос, пение. |
2 | 22.09.15 | Рождение песни. Колыбельная. ПЕНИЕ:«Колыбельная самим себе» - исполнение. | «Колыбельная» муз. Е. Тиличеевой – слушание, «Колыбельная самим себе» муз. В. Семёнова сл. Г. Лебедевой – пение. | Устный опрос, пение. |
3 | 6.10.15 | Поющие часы ПЕНИЕ: «Тик-так» | Вступление к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римский -Корсаков, «Часы» муз. Н. Метлова, «Тик-так» муз. А.Островского, сл. З. Петровой – пение. | Устный опрос, пение. |
4 | 20.10.15 | «Кошкины» песни. О чём «поёт» природа? ПЕНИЕ: «Киска», «Учёный кот», «Кукушка», «Сарафан надела осень» | «Прогулка», Из фортепианного «Детская музыка», С. С. Прокофьев – слушание; «Кукушка в глубине леса», Из фортепианного цикла «Карнавал животных», К. Сен-Санс – слушание; «Полёт шмеля», Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков – слушание; «Киска», муз. Г. Курин, сл. В. Стоянова – пение; «Учёный кот», муз. И. Кирилина, сл. В. Орлов – пение; «Кукушка», Швейцарская нар.песня – пение; «Сарафан надела осень», муз. Т. Попатенко, сл. И. Чернецкая – пение. | Устный опрос, пение. |
5 | 10.11.15 | Музыкальные встречи. | Музыка про разное. ПЕНИЕ: «Звуки музыки» - разучивание. | Личностные: - выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении; - выявлять в музыкальном тексте характеристики образа родины, родной сторонки; - осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации. Познавательные: - сравнивать разные музыкальные произведения; - определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребёнка. - находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Коммуникативные: - исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников; - размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками. | «Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной – пение; «Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский – слушание. | Устный опрос. |
6 | 17.11.15 | Музыка про разное. ПЕНИЕ:«Звуки музыки» - исполнение. | «Звуки музыки». Музыка Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной – пение; «Баба-яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский – слушание. | Устный опрос. |
7 | 24.11.15 | Звучащий образ Родины. ПЕНИЕ: «Вечерний звон» - разучивание. | «Вечерний звон». Русская народная песня – пение;«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка. Ростовские колокольные звоны. «Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила». М.И. Глинка – слушание; «Вечерний звон». Русская народная песня – пение. | Устный опрос. |
8 | 1.12.15 | Звучащий образ Родины. ПЕНИЕ: «Родина-Отчизна» | «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский. «Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова. «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский. «Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова. «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский. «Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова. «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский – слушание; «Родина-отчизна». Муз. А. Киселева, сл. В. Татаринова – пение. «Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П. Мусоргский. «Родина-отчизна». Музыка А. Киселева, слова В. Татаринова. | Устный опрос. |
9 | 8.12.15 | Здравствуй, гостья-зима. ПЕНИЕ: «Здравствуй, гостья-зима». | «Здравствуй, гостья-зима». Музыка народная, слова И. Никитина – пение. | Устный опрос, пение |
10 | 15.12.15 | Здравствуй, гостья-зима. ПЕНИЕ: «Зимушка-зима». | «Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова, слова М. Пляцковского – пение. | Устный опрос, пение. |
11 | 22.12.15 | Здравствуй, гостья-зима. ПЕНИЕ: «Новогодний хоровод». | «Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой – пение. | Устный опрос. |
12 | 12.01.16 | Так и льются сами звуки из души. | Зимние забавы. ПЕНИЕ: «Хоккеисты» | Личностные: - выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам Регулятивные: - оценивать правильность выполнения работы; -принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: 1. Общеучебные - ориентироваться в учебнике 2. Логические - обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки; Коммуникативные: - разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками Знать: - понятия «герои песен», «фортепьянная музыка», «настроение», «оркестр», «симфоническая музыка», «сопровождение», «выразительность музыки» Уметь: - определять звучание музыкальных инструментов (скрипка, фортепьяно, колокола); - импровизировать (вокальная, танцевальная импровизация); - инсценировать песни, фрагменты опер; - выявлять выразительные возможности музыки | «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко – пение; «Пятнашки». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев – слушание. | Устный опрос. |
13 | 19.01.16 | Зимние забавы. ПЕНИЕ: «Как на тоненький ледок». | «Как на тоненький ледок». Русская народная песня – пение; «Снег танцует». Из фортепьянного цикла «Детский уголок». К. Дебюсси | Устный опрос. |
14 | 26.01.16 | Музыкальные картинки. ПЕНИЕ: «До чего же грустно!» | «До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского – пение; «Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский | Устный опрос. |
15 | 2.02.16 | Музыкальные картинки. ПЕНИЕ: «До чего же грустно!» | «До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского – пение; «Куры и петухи». Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс – слушание. | Устный опрос. |
16 | 9.02.16 | Мелодии жизни. ПЕНИЕ: «Котёнок» | «Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса – пение; «Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский | Устный опрос. |
17 | 16.02.16 | Мелодии жизни. ПЕНИЕ: «Котёнок» | «Котенок». Музыка В. Семёнова, слова В. Бараускаса – пение; «Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский | Устный опрос. |
18 | 1.03.16 | «Поговорим» на музыкальном языке. ПЕНИЕ: «До чего же грустно», «Котёнок». | «До чего же грустно!». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского – пение; Симфония № 2. Фрагмент финала. П.И. Чайковский – слушание. | Устный опрос. |
19 | 15.03.16 | «Поговорим» на музыкальном языке. ПЕНИЕ:«Азбука». | «Азбука». Музыка А. Зарубы, слова Б. Заходера – пение; «Весной». Э. Григ – слушание. | Устный опрос. |
20 | 22.03.16 | «Поговорим» на музыкальном языке. ПЕНИЕ: «Весной». | «Перед весной». Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского – пение; «Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский – слушание. | Устный опрос. |
21 | 5.04.16 | Волшебная сила музыки. | Композитор-исполнитель-слушатель. ПЕНИЕ: «Соловейка», «Дирижёр» | Личностные: - проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: 1. Общеучебные- устанавливать связь определять , от чего зависит музыкальное окружение жизни человека 2. Логические - сравнивать музыкальные характеристики разных героев Коммуникативные: - рассуждать о роли музыки в жизни человека, формулировать своё мнение | «Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко – пение; «Дирижер». Музыка Д. Запольского, слова Е. Руженцева – пение; «Полька». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский – слушание. | Устный опрос. |
22 | 12.04.16 | Композитор-исполнитель-слушатель. ПЕНИЕ: «Колыбельная медведицы» | «Колыбельная медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева – пение; «Дюймовочка». Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями». С. Слонимский – слушание. | Устный опрос. |
23 | 19.04.16 | Композитор-исполнитель-слушатель. ПЕНИЕ: «На лесной тропинке» | «На лесной тропинке». Музыка А. Абрамова, слова Л. Дымовой – пение; Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева – слушание. | Устный опрос. |
24 | 26.04.16 | Композитор-исполнитель-слушатель. ПЕНИЕ: «Песенка Львёнка и Черепахи» | «Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова – пение; «Игра воды». М. Равель – слушание. | Устный опрос. |
25 | 3.05.16 | Музыка в стране. ПЕНИЕ: «Наш край» | «Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца – пение. | Устный опрос. |
26 | 10.05.16 | Музыка в стране. ПЕНИЕ: «Соловейка» | «Соловейка». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко – пение; | Устный опрос. |
27 | 17.05.16 | Всюду музыка живёт. ПЕНИЕ: «Наш край» | «Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца – пение. | Устный опрос. |
28 | 24.05.16 | Всюду музыка живёт. ПЕНИЕ: «Песенка Львёнка и Черепахи» | Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова – пение; | Устный опрос. |
Материально-Техническое Обеспечение образовательного процесса:
Ноутбук;
Колонки;
Аудиоцентр;
Интернет.
10. Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа».
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной пост развивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения./ Под ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник.
11. Учебно-методическая литература.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя. — Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. — М.: Академкнига/Учебник.
2